Эксклюзив 19 марта 2019 г. 12:57

Председатель Мособлизбиркома И.Березкин: "Предложу наблюдателям, заявившим о нарушениях на выборах, войти в состав УИКов"

Председатель Мособлизбиркома И.Березкин: "Предложу наблюдателям, заявившим о нарушениях на выборах, войти в состав УИКов"

Председателем Избирательной комиссии Московской области Илья Березкин стал в конце 2018 года — уже после того, как в регионе прошли выборы губернатора и президента страны. "Интерфакс" поговорил с главой комиссии о внедряемых новшествах, подготовке к единому дню голосования и отношении к сообщениям о нарушениях в ходе избирательных кампаний.

- Какие наиболее значимые события произошли в Мособлизбиркоме с момента вашего назначения?

- Самые значимые события произошли все-таки еще до моего назначения: выборы президента России и губернатора Подмосковья. Сейчас в Избирательной комиссии Московской области идут проверки федеральной и региональной контрольно-счетных палат, которые направлены на оценку расходов, сделанных во время прошлогодней кампании. Несмотря на то, что данные мероприятия не носят публичный характер, их значение сложно переоценить.

Если же подходить к ответу на ваш вопрос более широко, то стоит упомянуть единый день молодежного голосования в 2018 году. Это был первый подобный опыт не только для нашего региона, но и для страны в целом.

Участие в акции могли принять жители Подмосковья в возрасте от 14 до 30 лет, им предлагалось отдать голоса за своих сверстников, претендующих на избрание в молодежные парламенты муниципальных образований.

Особенно значимо, что организацию выборов взяли на себя молодые жители Московской области. Из их числа были полностью сформированы избирательные комиссии. Мероприятие освещалось не столь широко, как, например, выборы губернатора региона, но для нас оно стало знаковым.

- Вы как глава Мособлизбиркома считаете проведение единого дня молодежного голосования мерой для воспитания правовой культуры или подготовки кадрового резерва?

- Важно и то, и другое. Если этот опыт поможет кому-то из ребят решиться на то, чтобы в будущем связать свою общественную жизнь с избирательной системой, мы будем только рады.

Что касается повышения правовой культуры, то проведение единого дня молодежного голосования позволило получить новые знания не только юным организаторам акции, но и их взрослым помощникам, в том числе — сотрудникам органов внутренних дел, которые обеспечивали правопорядок на участках.

В продолжение темы просвещения добавлю, что с начала года в Московской области прошло несколько этапов избирательной олимпиады для школьников. В этом году в ней приняли участие свыше 30 тысяч старшеклассников из 1062 школ 67 муниципалитетов Подмосковья. Ее финал состоится в ближайшее время в Красногорске. В марте также стартовала олимпиада для студентов, обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях.

Подобные мероприятия организуют и наши коллеги из других регионов России, но в Подмосковье проходит самое масштабное по числу участников состязание.

- 2019 год представляется для Мособлизбиркома не столь сложным, как предшествующий, когда на территории региона прошли выборы и президента России, и губернатора Подмосковья. И все же: сколько избирательных кампаний планируется организовать?

- Тезис о том, что 2019 год будет легче предшествующего, мне представляется крайне спорным. Да, выборы президента России с политической точки зрения являются чрезвычайно важными, но организация их не столь сложна. Всем процессом руководит ЦИК России, наша задача лишь четко выполнять ее инструкции. При этом помощь поступает со всех сторон: начиная с органов власти и заканчивая общественными институтами.

Выборы первого лица региона организуют так же централизованно и сплоченно, хоть и, естественно, с меньшим размахом.

В 2019 году нас, действительно, не ждет столь крупных избирательных кампаний, запланированы лишь выборы в советы депутатов муниципальных образований Московской области. Однако их должно пройти более 120, будет замещено свыше тысячи мандатов. Это колоссальное количество.

Первые по счету выборы — в советы депутатов Одинцовского и Солнечногорского городских округов — запланированы на апрель, и уже при их организации мы сталкиваемся с определенными сложностями. Так, на избирательных участках планировалось установить комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы), но они могут работать с листками длиной не более 60 см, если же число зарегистрированных кандидатов превысит определенное количество, мы не уложимся.

Другая трудность: если для выборов 2018 года были подготовлены бюллетени единого образца, то сейчас эти документы станут особыми для каждого муниципального образования. Более того, на всех территориях кампании будут строиться по-своему, поскольку там действуют собственные избирательные системы. Все эти обстоятельства усложняют работу подмосковных комиссий всех уровней.

- Не возникало ли, в связи с этими обстоятельствами, у руководства Мособлизбиркома желания поднять вопрос унификации муниципальных избирательных систем?

- Сделать это нам не позволит Конституция Российской Федерации. И, кроме того, каждое муниципальное образование имеет характерные только для него особенности, поэтому механически распространять единую систему на всю территорию региона неверно. Так, в небольших городских и сельских поселениях жители могут знать в лицо и по фамилии всех кандидатов на ту или иную должность, а вот в более крупных территориях ключевое значение для избирателя приобретает тот факт, выдвиженцы каких политических сил принимают участие в выборах.

- Будут ли в единый день голосования в Московской области созданы экстерриториальные избирательные участки, как на выборах губернатора региона в 2018 году?

- Недавно ЦИК России недвусмысленно озвучил свою позицию по этому вопросу — организация экстерриториальных избирательных участков оказалось делом весьма затратным и не особо эффективным: в ходе губернаторских выборов в прошлом году здесь проголосовало менее 2% от общего числа избирателей.

Могу подтвердить эту оценку и на основе личного опыта: во время работы в правительстве Подмосковья я участвовал в подготовке таких избирательных участков на территории как нашего региона, так и столицы. Сделать это было крайне непросто с организационной и логистической точек зрения, поэтому большие затраты объяснимы.

В итоге такой механизм как перезакрепление с одного избирательного участка на другой оказался более простым и востребованным. В ходе муниципальных выборов 2019 года мы вряд ли сможем для этого использовать такой прекрасный сервис как "Мобильный избиратель", однако другие методы будут применяться.

- В прошлом году, готовясь к выборам президента России и губернатора Подмосковья, Мособлизбирком реализовал масштабную программу по обучению членов избирательных комиссий всех уровней. Будут ли продолжены подобные образовательные мероприятия?

- Конечно. Мы разработали годовой план обучения членов данных комиссий с правом решающего голоса – областной, территориальных (ТИКов) и участковых (УИКов). Более подробно я на традиционных методах обучения останавливаться не буду, лучше расскажу о новациях.

В этом году Мособлизбирком принял решение организовать дистанционное обучение членов участковых избирательных комиссий с помощью нашего мобильного приложения. Это позволит повышать их профессиональный уровень, не отрывая от основной деятельности. Отмечу, что появление возможности для дистанционного обучения не приведет к отмене образовательных мероприятий, которые мы проводим так называемым "кустовым" методом: собирая в тех муниципалитетах, где должны пройти выборы, членов участковых комиссий всех ближайших территорий. При реализации обучающих программ мы будем особое внимание уделять взаимодействию с новыми членами комиссий, а также с председателями, назначенными на эту должность впервые. Ко всему прочему в план обучения включено обучение волонтеров, которые помогают избирателям с ограниченными возможностями здоровья прийти на участок и проголосовать. Не будем забывать и о наших коллегах – СМИ. С ними мы тоже будем проводить совместные обучающие мероприятия.

- Вы упомянули о развитии программ дистанционного обучения с помощью мобильного приложения. Как будет строиться этот процесс?

- Мобильное приложение Мособлизбиркома — это только вершина айсберга. Оно позволяет подключиться к нашей информационной системе, функционал которой расширяется год от года. С недавнего времени мы используем ее для подсчета количества часов, которые отработал каждый из членов комиссий. В перспективе это может позволить индивидуально оплачивать тот объем работы, который выполняет сотрудник. Такой вопрос давно висит в воздухе.

Использование информационной системы с помощью мобильного приложения дает нам прямой доступ к огромному количеству людей: в Подмосковье работает почти 37 тысяч членов избирательных комиссий. Однако взаимодействовать с ними с помощью современных технологий, но традиционными методами — например, используя электронные письма, представляется нам малоэффективной практикой. Поэтому было решено формировать для сотрудников индивидуальные задания с пояснениями, какие методические рекомендации и нормативные акты их определяют. С помощью такого интерактивного обучения члены комиссий будут понимать, в чем смысл того или иного действия, которое они выполняют.

- То есть доступ к мобильному приложению имеют уже все члены комиссий Московской области?

- Пока приложением пользуются члены всех ТИКов, а также УИКов Одинцовского городского округа, где мы реализуем пилотный проект.

Планируем, что к единому дню голосования 2019 года доступ к нашей информационной системе с помощью мобильного приложения получат все комиссии муниципальных образований Московской области, где пройдут выборы. Остальные структурные подразделения избирательной системы мы хотим обеспечить этим сервисом к концу года.

- Планирует ли Избирательная комиссия Московской области продолжить работу по обучению наблюдателей?

- У нас теперь на постоянной основе работает "Школа общественного наблюдателя", где проходят обучение представители общественной палаты и активисты региона. Обучение ведется с корпусом общественных наблюдателей. В ближайшее время состоится ряд встреч представителей Мособлизбиркома с активистами, которые не только контролируют ход избирательных кампаний в Подмосковье, но и анализируют их итоги. Будем разговаривать с теми общественниками, которые сигнализировали о проблемах на прошедших выборах — в Балашихе, Рошале, Реутове. Нам важно не только донести позицию регионального избиркома по этой теме, но и услышать требования к нам. Мнение людей можно узнать только через диалог.

- К слову об упомянутой вами ситуации в Балашихе: проверка сообщений средств массовой информации о "каруселях" на выборах губернатора Московской области в этом муниципалитете началась в конце прошлого года. Какие результаты она принесла?

- Если под результатом вы подразумеваете применение карательных мер к каким-либо людям, то это вопрос к правоохранительным органам. Что же касается реакции избирательной системы, то для нас это чрезвычайный случай, который при этом не является массовым. Так что выскажу сейчас, может быть, не самое популярное мнение, но прошлогодние выборы уже прошли, их результаты сформированы не только одним муниципалитетом, а Московской областью в целом.

Теперь конкретно про Балашиху: мы встретились с каждой избирательной комиссией муниципального образования и проанализировали результаты их деятельности в ходе выборов. Будем принимать решение либо о дальнейшей ротации членов комиссий (несколько сотрудников избирательных комиссий разных уровней в Балашихе уже написали заявления о сложении полномочий – ИФ), либо о перестройке их работы и масштабном переобучении. Думаю, что определенные выводы после этой ситуации сделают для себя и члены избиркомов других территорий Подмосковья.

При этом все должны понимать, что повышение качества функционирования участковых избирательных комиссий — не состояние, а процесс. В них заняты люди, которые работают на других специальностях, для них участие в выборах — это общественная занятость. Так что нет ничего удивительного в том, что члены УИКов иногда допускают ошибки. Указывать на них, в том числе, должны наблюдатели, которые сегодня очень хорошо подготовлены.

Поэтому на встречах с общественниками, в частности в Балашихе, я буду предлагать им войти в состав УИКов, взяв на себя, таким образом, ответственность за легитимность результатов голосования.

- В итоге поступала ли в Мособлизбирком жалоба на действия комиссий в Балашихе в ходе прошлогодних выборов губернатора?

- Обращения были, но официальных жалоб на деятельность комиссий к нам так и не поступило. В этих условиях процесс разбирательства в ситуации строится следующим образом: после того, как СМИ публикует статью, где заявляет о нарушениях, региональная избирательная комиссия обращается в правоохранительные органы, чтобы провести проверку. Они запрашивают у нас видеозаписи голосования, итоговые протоколы по участкам и персональные данные членов УИКов. Далее начинают работать следователи. Это длительные и сложные мероприятия. Хотелось бы вообще не допускать возможности их возникновения, для чего мы и будем приглашать в комиссии опытных и грамотных наблюдателей. Такой подход должен повысить прозрачность выборных процедур.

- Много говорили и о ситуации в Рошале, где затопило один из избирательных участков, на котором, по словам активистов, также фиксировались нарушения. Что там произошло?

- Действительно, здание в подмосковном Рошале, где располагался избирательный участок, затопило кипятком. Уничтожено оборудование и мебель в помещениях на трех этажах. Специально это было сделано или нет, я сказать не могу, но убытки Мособлизбирком понес колоссальные: уничтожено дорогостоящее оборудование и оргтехника. Поэтому лично мне очень хотелось бы, чтобы виновник происшествия был найден. И здесь неважно, что послужило причиной этой аварии — умысел или халатность.

Значимо, что бюллетени, которые использовались на прошлогодних выборах губернатора Подмосковья, не пострадали: они находились в специальных пластиковых мешках. Вероятнее всего, утрачены списки избирателей — их выложили из мешков для того, чтобы уточнить перечни и проверить правильность написания фамилий проголосовавших.

Однако даже в отсутствии таких списков по решению суда можно сверить число бюллетеней и количество избирателей, которое зафиксировала видеозапись, сделанная в тот день. Проблемы тут нет.

- С чем вы связываете тот факт, что сообщения о нарушениях на сентябрьских выборах 2018 года стали появляться спустя несколько месяцев после подведения их итогов?

- Я не мнительный человек, поэтому считаю, что причина этого кроется в трудоемкости подсчета числа избирателей, принявших участие в выборах, исходя из записей видеокамер. Судите сами: на каждом участке установлено как минимум две камеры, они работают не только те 12 часов, что идет голосование, но и после — во время обработки бюллетеней. Это около 40 часов съемки только по одному участку! Просмотреть все эти материалы — огромная работа.

Это же обстоятельство порождает сомнения в правомерности методик исследований видеозаписей с участков: как рассчитывалось число проголосовавших? Ведь качество съемки камер, работающих на наших участках, прямо скажем, временами оставляет желать лучшего, и функцией распознавания лиц они, конечно же, не обладают.

Плюс в кадр не попадают те граждане, кто голосует вне помещения. А те избиратели, которые уносят бюллетени с собой (их немного, но они есть), в расчет, наоборот, принимаются.

Поэтому мне было бы крайне интересно ознакомиться с методиками, которые применялись в исследованиях видеоматериалов с избирательных участков. До сих пор я их не видел, и, предвосхищая вопрос, не могу сказать, доверяю я им или нет.

Проблема еще и в том, что в России сегодня вообще нет установленного законом инструментария и порядка подсчета голосов по видеозаписи. Думаю, что авторы таких исследований, знают об этих обстоятельствах, поэтому в Мособлизбирком не поступало жалоб. Общественникам было главное подать сигнал и быть услышанными. И спасибо им за то, что они провели эту работу.

- Планирует ли Мособлизбирком проводить масштабное обновление составов ТИКов и УИКов в этом году?

- Работа по обновлению составов комиссий и пополнению кадрового резерва ведется в плановом режиме. Будет ли она масштабной в этом году зависит от того, что вы вкладываете в это понятие. 10% штатов должно обновиться? 30%?

В Московской области действует больше УИКов, чем где-либо в стране. При этом в нашем регионе сильны миграционные процессы, поэтому текучка в комиссиях велика. В абсолютных цифрах мы, вероятнее всего, лидеры среди регионов России по обновлению составов структур избирательной системы, однако в относительных — не особо выделяемся на фоне таких крупных субъектов РФ, как Москва или Санкт-Петербург. В целом, как я полагаю, ежегодно обновляется более 10% штата избирательных комиссий в Подмосковье.

И этот процесс продолжится: число избирателей в Московской области от одного выборного цикла к другому увеличивается примерно на 50 тыс. человек. Соответственно, возрастает количество и участков, и комиссий.

Если отвечать на этот вопрос, продолжая тему сообщений общественников о нарушениях на конкретных участках, то здесь Мособлизбирком берет ответственность на себя. Мы будем сопровождать работу по обновлению составов тех избирательных комиссий, к работе которых наблюдатели и СМИ предъявляли претензии.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще