Эксклюзив 13 мая 2019 г. 12:42

Президент Института отраслевого питания В.Чернигов: "Нам нужен общегосударственный социальный проект развития школьного питания"

Президент Института отраслевого питания В.Чернигов: "Нам нужен общегосударственный социальный проект развития школьного питания"

                В России сегодня идет активное обсуждение вопросов детского питания. Разрабатывается федеральный закон, призванный утвердить единые стандарты социального питания, установить критерии безопасности и качества продукции. О базовых проблемах в сфере школьного питания, необходимости создания адекватного правового поля для развития отрасли, механизмах совместных действий власти, бизнеса и общества в интервью "Интерфаксу" рассказал президент АНО "Институт отраслевого питания", эксперт проекта ОНФ "За честные закупки", член рабочей группы по разработке федерального закона о детском питании Владимир Чернигов.

                - Владимир Валерьевич, по результатам опроса ОНФ, проведенного в конце прошлого года, более 30% респондентов недовольны школьным питанием. То есть каждый третий россиянин имеет претензии к содержимому тарелки в школьной столовой. В чем, на Ваш взгляд, основные причины такого положения дел?

                - Самая главная проблема в школьном питании - отсутствие системного подхода. Нам не хватает комплексного закона о социальном питании, где были бы прописаны конкретные полномочия и права всех участников, подробно описан весь процесс, установлены единые требования к стандартам качества и безопасности продуктов и услуг. Нужны типовые договоры и методики расчета тарифов, по которым должны работать все участники рынка. Без единой и комплексной правовой базы ситуацию не изменить.

                Все мы вышли из школьной столовой. Такой опыт и личные впечатления есть у каждого ребенка и взрослого в нашей стране, да и в мире, пожалуй. Секрет резонанса прост - каждый из нас прошел через руки школьного повара, а у сегодняшних 20 миллионов клиентов детсадовских и школьных столовых (это дети в возрасте от 3 до 18 лет) есть как минимум двое родителей. Добавим бабушек, дедушек и всех других родственников, у каждого из которых тоже есть личный опыт и мнение по вопросу, что такое хорошо и что такое плохо в организации питания. И неожиданно увидим - количество вовлеченных и озабоченных этой темой окажется просто огромным - почти 50 миллионов граждан из почти 147-миллионного населения нашей страны. Удивительно и то, как коррелируются эти цифры с данными социологического опроса, проведенного Общероссийским народным фронтом. Почти каждый третий россиянин оказался недоволен качеством питания в социальных учреждениях. Это прямой сигнал общества о необходимости перемен.

                Вопросы обеспечения питанием заняли в XXI веке одно из приоритетных мест в государственной политике и получили всестороннюю поддержку. Принятая в 2010 году, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации стала важным элементом системы национальной безопасности страны. Системные меры по развитию агрокомплекса дали положительные и устойчивые результаты. Продуктов стало много и разных, и на пороге в полный рост встал его ничтожество фальсификат, умело скрывающийся за яркими упаковками и навязчивой рекламой. Он пробрался и на полки магазинов, и в котлы предприятий общепита. Нет сомнений, что на кухне детского сада, школы и больницы он тоже нередкий гость. Плохие продукты - плохое здоровье у людей, употребляющих их в пищу, доказательств этой аксиомы не потребуется. Здоровье населения в социальном государстве - это разве не политический вопрос?

                - Но ведь в сфере школьного питания большое количество надзирающих и контролирующих органов. Минпросвещение, Минздрав, Роспотребнадзор и другие. Есть некая система нормативных актов, регламентирующих деятельность.

                - Так уж сложилось, что пословица "у семи нянек дитя без глаза" относится к школьному питанию в полной мере. Компетенции в отношении тарелки в школьной столовой разделены между целым рядом ведомств и уровней власти. Минпросвещения, Минздрав, Роспотребнадзор, Минсельхоз, Минфин, Минэкономики в большей или меньшей степени пытаются отрегулировать в части своих полномочий все этапы превращения картошки на поле в картофельное пюре на тарелке школьника. Судя по болезненной и массовой реакции общества, удается это не везде и не всегда. Нередко уже и правоохранительные органы пытаются найти конкретных виновников печальных случаев отравлений детей, недовложений продуктов, подмены сырья и даже голодных обмороков. Но, как правило, их появление - это уже занавес спектакля под названием школьное питание. Круг и порочен, и на удивление прочен. Как же найти выход?

                Необходимо сделать важный акцент для понимания серьезности вопроса. Производство достаточного количества продуктов питания без их физической и экономической доступности для населения не может обеспечить продовольственную безопасность точно так же, как простое отсутствие необходимого продовольствия. Поэтому наш взгляд и подход - через призму обеспечения этой самой доступности питания, более того - адресности его предоставления наиболее уязвимым слоям населения.

                Успешные примеры формирования системы социального питания есть. В СССР по лучшим зарубежным образцам и с нуля была создана целая специализированная отрасль экономики. Она включала в себя все аспекты теории и практики массового питания - государственную политику и её законодательное обеспечение, нормирование и финансирование, научно-исследовательские институты, специализированное и унифицированное машиностроение, системы управления и подготовки кадров, производство продуктов питания и т.д. По сути, система общественного питания и была социальным питанием в самом правильном и широком смысле слова. Да, продуктов было мало, сервис плох и питание малоинтересно, но - оно было здоровым и доступным, то есть обеспечивало решение приоритетных государственных задач. Вместе с распадом СССР обветшала, а затем исчезла и система общественного питания. В современной России не осталось и следов её былого величия. Эпоха ушла.

                Но не исчезли задачи и собственно то самое общество, в интересах которого работала система питания. Люди по-прежнему ведут детей в детские сады и школы, находятся в больницах, интернатах и домах престарелых. Не исчезли, а скорее заострились многие социально-экономические задачи управления страной - образование, здравоохранение, демография, развитие сельского хозяйства и предпринимательства, бюджетная эффективность и другие. Между тем, многие вопросы обеспечения питания в социальных учреждениях выпали из единого и очень взаимосвязанного цикла. Складывается впечатление, что стратегический государственный смысл уступил место бюрократической казуистике без боя и без учета ключевых принципов и правил организации систем питания.

                К слову сказать, последним островком грамотной и полноценной системы такого профиля были и остаются наши Вооруженные Силы. В условиях военного времени и выполнения боевых задач вопросы продовольственного обеспечения традиционно решались скрупулезно, взвешенно и комплексно. И даже перевод ряда функций на аутсорсинг не отменил, а скорее усилил компетенции во всех без исключения этапах процессов питания. Но это - редкое исключение. А правило, по которому живет вся страна, выглядит совершенно иначе.

                - Владимир Валерьевич, по оценкам экспертов, примерно половина всех финансовых средств, проходящих через систему госзакупок, 300 из 600 млрд рублей, приходится на школьное питание. Остальное - больницы, детские сады, социальные учреждения и т. д. Кто, в конечном итоге, отвечает за отрасль с оборотом в 300 млрд рублей?

                - Глубоко изучая вопросы школьного и социального питания с 2005 года, могу уверенно сказать - отсутствие стратегического подхода и видения, псевдоправовая логика, отрицание здравого смысла и отраслевых реалий превращают эту сферу в социальное Зазеркалье. Только этим можно объяснить тот факт, что в соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. Проще говоря, за питание отвечает директор школы. Точка. Занавес. Никакой политики.

                Жду неискушенного и потому справедливого недоумения - а кому как не директору отвечать за питание?! Отвечу сразу - тому, кто поставил его в конкретные условия работы, обеспечивает ресурсами и деньгами, обладает соответствующими знаниями и навыками. Проще говоря, учредителю данной организации. Именно там должны продумать все вопросы, связанные с деятельностью подведомственного учреждения, в том числе и при организации питания. Бой ведет солдат, а битву - полководец, разве не так?

                Попробуем применить корректно полемический прием - доведение до абсурда. И по такой же логике предложим поставить в каждой школе и обеспечивать работу типографии - там же используется столько печатной продукции!.. Ерунда? Безусловно, и никому в голову не придёт обязать директора организовывать и отвечать за такой процесс. Типография - бред, а организация питания - норма? Ответ на вопрос, что могут понимать учителя в современных технологических процессах, оборудовании и его ремонте, качестве и безопасности продуктов, подготовке поваров и платежных системах повисает в воздухе. Печатный станок - нет, пароконвектомат - да. Такая вот логика.

                - Что, на Ваш взгляд, в первую очередь, требует законодательного регулирования в организации школьного питания?

                - Сегодня в нашей стране по федеральному законодательству практически все полномочия, включая финансирование, по вопросам, связанным с организацией питания, переданы на уровень субъектов РФ. В отличие, например, от вопросов социального обслуживания населения или тарифов ЖКХ, имеющих детальное федеральное регулирование. Успешно приняты и работают обязательные нормы, порядки расчетов и правила обоснования тарифов. С питанием же всё с точностью наоборот.

                Региональные и местные власти имеют право, но не обязанность выделять средства на организацию питания отдельных категорий граждан. Кто и каким образом определяет эти категории - каждый раз и в каждом регионе решается по-разному. Общих обязательных правил здесь нет, логика нелинейна и непредсказуема, но обычно исходит из произвольных толкований бюджетных реалий. При этом требования, например, к содержимому тарелки в школе и оборудованию столовой детского сада установлены едиными по всей стране федеральными нормами СанПиН. Налицо двойные стандарты и подходы к общесоциальным вопросам и реализации конституционных прав на охрану здоровья, образование, ведь питание - это обязательный элемент процесса обучения.

                Так вот, регионы и муниципалитеты по своему усмотрению определяют льготные категории детей и размер финансирования их питания. В среднем по стране таких льготников оказывается 15-20% от общего числа учащихся. И потом проводят конкурс в соответствии с ФЗ-44 о госзакупках, который в части питания не пнул только ленивый. В итоге победитель становится оператором школьных столовых, куда приходят все 100% школьников, в том числе и питающиеся за деньги родителей. Эти родители, хочу обратить внимание, и потребители, и законные представители детей. При этом они за свои деньги никакого оператора питания и меню не выбирали. Но и другой возможности реализовать свои права и накормить детей у них тоже нет. Чтобы не было иллюзий о масштабах деятельности и размерах финансового интереса, проясним исходные данные. В России примерно 15 миллионов детей в школах, около 6 миллионов в детских садах, посчитаем колледжи и вузы, плюс питающихся в социальных учреждениях всех типов. Получаем 25-27 миллионов человек, то есть без малого 20% населения страны. А значит, и каждого города или поселка. Скажите, есть ли в них сеть ресторанов или кафе, куда ежедневно и безальтернативно приходит каждый пятый житель? Таких нет, и даже известные сети быстрого питания не достигают этих показателей.

                При такой безальтернативности для покупателя услуг, родителя и ребенка, необходима единая система контроля всей цепочки поставки, приготовления и потребления, единые правила формирования тарифов. Кстати, в Ярославской области специально для неравнодушных родителей мы запустили проект Зашкольноепитание.РФ и подготовили "методичку", где доступно и пошагово расписано: как можно проверить состояние дел в школьной столовой. Есть хорошие примеры, например, в Ульяновской области принят региональный закон о детском питании, в соответствии с которым средства на питание детей выделяются не исходя из конкурсной минимизации денежных средств, а на основе обоснованных рационов.

                - Получается, де-юре это возможно - сформировать здоровую конкуренцию среди поставщиков услуг или продукции?

                - Да, ситуацию можно и нужно менять в корне. Сегодня при проведении конкурсов местные власти распяты на кресте ответственности - с одной стороны, попробуйте не накормить 50 тысяч детей в полумиллионном городе, и вы быстро осознаете всю свою неправоту. Про риски пищевых отравлений и прочие ужасы говорить даже не хочется. С другой стороны, памятуя о размере этого рынка, бизнес очень не хочет остаться в стороне. И побеждает ближайший. Не лучший, а проверенный временем, не прозрачный и современный, а управляемый и понимающий "нюансы" Кто платит, тот в нашем случае как раз и не заказывает ни музыку, ни тексты песен. Скорее, вынужден подпевать и надеяться на лучшее. Или как повезет.

                Апофеозом такого положения вещей стало появление картелей в данной сфере. Общая сумма торгов, которые выиграли в 2018 году участники, подозреваемые в картелях, более 130 млрд рублей. Проект ОНФ "За честные закупки" составил даже карту картельного присутствия по регионам России и вместе с антимонопольным ведомством ведет с ними сложную борьбу. Но без искоренения причин и принципиальных отраслевых ошибок это будет похоже на битву с мифической гидрой, когда на месте отрубленной головы появляются три новые, более опасные.

                - Владимир Валерьевич, эксперты ОНФ направили 52 предложения к проекту нового СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания детей". Какие доработки требуются в существующем документе?

                - Сегодня это единственный нормативный акт, где питанию уделено пристальное и глубокое внимание. И в непростые времена перестройки и формирования новой государственности эта позиция была абсолютно верной, пусть и перенесенная из советских реалий. Но, как говорится, караул уже сильно устал и отстает от времени и в теории, и на практике. Начнем с того, что по своей сути санитарно-эпидемиологические вопросы имеют отношение скорее к безопасности, чем собственно к организации питания. А сам документ никак не ориентирован на итоговый результат процесса питания - чтобы пища была съедена, полезна и удовлетворяла потребителей. Вес отходов никого не интересует, лишь бы соблюдались необъяснимые в нормальной логике жизни требования. Зато этим кондуитом стало очень удобно манипулировать для жонглирования показателями, имитации контроля и непрямого воздействия на бизнес. Единственный критерий качества, от которого часто отталкивается поставщик,- это как бы дети не сели на горшок, то есть стараются не отравить. А вот масло заменяют на спреды, говядину на курицу - легко. Роспотребнадзор крайне ограничен в полномочиях и может вмешаться, только если произошло отравление. То есть потребители социального питания считают, что качество продукции низкое, но доказать это могут только зафиксированным отравлением. Затруднена проверка малого и среднего бизнеса. Их "кошмарить" запрещено. Именно поэтому сегодня необходим как минимум особый порядок контроля не только санитарно-гигиенических вопросов, но и удовлетворенности потребителей.

                Без базовых, фундаментальных основ - четких и единых индикаторов и целевых показателей - не возвести прочного здания социального питания, не построить систему и не обеспечить ее развитие. Потому что показатель любой системы управления - её эффективность.  У социального питания огромная стоимость инфраструктуры, денежный и товарный оборот, охват аудитории и социальный резонанс. Это заказ для отечественного машиностроения пищевого оборудования, прозрачные финансовые потоки через цифровые системы управления, миллионы тонн конечного потребления российского продовольствия и прямая помощь миллионам семей с детьми. Но управления без точного измерения не бывает. И пока статистика распылена, в эту сферу не придут инвестиции, она не раскроет свой реальный потенциал, будет раздражать и держать в напряжении социум.

                - Вы неоднократно говорили о необходимости активного участия родителей в контроле за питанием детей. Как Вы это видите?

                - Нам нужен общегосударственный социальный проект по установлению правил и развитию данной сферы. А именно - при обязательном участии и решении власти, бизнеса, родителей и экспертов образуется некоммерческая организация. В каждом городе, области и республике - под эти задачи и с этими функциями. Создавать для них очередной орган власти смысла не вижу - нужно принципиально иное по сути и форме объединение. Сугубо отраслевое, без контрольных или иных репрессивных полномочий - но с подтвержденным всеми сторонами мандатом на формирование компетенции и ее локальное применение. Не очередное надзорно-карательное учреждение, зависящее от количества выявленных и наказанных - наоборот, центр глубокой и прикладной аналитики и координации действий.

                Убежден, что никто кроме родителей, объединившихся для достижения совместной цели, не решит задачу полноценного питания их детей в школах и детских садах. Уверен также, что без серьезной экспертной поддержки и признания властью этой задачи эта проблема также не найдет решения. Необходимое финансирование - вполне посильная сумма даже для самых дефицитных бюджетов, с учетом тех экономических и социальных выгод, которые будут получены. А ценность навыка эффективного, созидательного диалога внутри общества сегодня вообще трудно переоценить.

                На федеральном уровне аналоги такого подхода уже случались. Правда, для более звонких проектов - некоммерческие организации создавались правительством России при подготовке и проведении Олимпиады, Чемпионата мира по футболу, других резонансных и массовых событиях. Так почему же для школьного питания не годится некоммерческий и автономный подход? Давайте отведем разумный срок - полагаю, не менее 5-7 лет, - для наведения порядка силами общества в этой самой школьной тарелке. Заставлять никого не нужно - если появляется такая организация, то конкретные шаги в каждом регионе страны будут уже вопросом готовности родителей, бизнеса и местной власти вести конструктивный диалог и работу.

                Мы видели много разных проектов и инициатив, но разве не этот имеет все шансы стать по-настоящему народным проектом? Примером того самого, настоящего, внешне совершенно не пафосного единства цели и действий, которого так не хватает каждому из нас. Питание детей России - не звонкое название для национальной идеи. Но пока не появилось другой, давайте начнем с этого. Уверен, проигравших не будет.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще