Эксклюзив 21 июня 2019 г. 16:43

Руководитель Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов: "Подмосковье – абсолютный лидер по выдаче электронных ветеринарных свидетельств в России"

Руководитель Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов: "Подмосковье – абсолютный лидер по выдаче электронных ветеринарных свидетельств в России"

1 июля 2019 года в России начнется новый этап внедрения системы электронной ветеринарной сертификации "Меркурий": в нее включат некоторые виды молочной продукции. В преддверии этого события "Интерфакс" встретился с руководителем Управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Евгением Антоновым, чтобы обсудить итоги первого года полномасштабной работы ФГИС "Меркурий" и планы по использованию системы в будущем.

– Система "Меркурий" функционирует почти год. Расскажите, как проходило ее внедрение в Московском регионе и Тульской области?

– Со сроками ситуация несколько сложнее: российская система ветеринарной сертификации начала меняться еще в 2015 году, когда научные учреждения Россельхознадзора создали ФГИС "Меркурий". Он должен был стать механизмом для прослеживания полного пути продукции – от поля до прилавка. Еще одна задача инструмента – избавить нашу сферу от бумажных носителей. Таким образом, биологическая и пищевая безопасность отечественного рынка должна была повыситься.

Внедрение ФГИС "Меркурий" началось еще несколько лет назад, а с 1 июля 2018 года система стала обязательной. Для нашего Управления это было не самое простое время: регистрация огромного количество участников рынка, их производственных площадок и уполномоченных лиц, которым разрешено заниматься сертификацией продукции животного происхождения, потребовала концентрации всех людских и управленческих ресурсов. Стоит отметить, что в этой работе нам оказали неоценимую помощь государственные ветеринарные службы.

Сегодня задача по регистрации в целом выполнена, однако состав участников рынка естественным образом обновляется. В подконтрольных нашему Управлению регионах этот процесс идет особенно активно: мы ежедневно получаем около 60-70 заявлений. Поэтому сейчас рассматривается возможность организации специального подразделения, которое будет заниматься исключительно такой работой.

– Сколько участников рынка уже зарегистрировано в системе "Меркурий"?

– В системе зарегистрированы все функционирующие на территории Москвы, Московской и Тульской областей участники рынка. Речь идет примерно о 70 тыс. хозяйствующих субъектов и 60 тыс. производственных площадок.

Что касается электронных ветеринарных сопроводительных документов, то в минувшем году общее количество оформленных ВСД составило 189 млн. штук. При этом большая часть – почти 70% – приходилась на Московскую область.

В 2019 году эта тенденция сохраняется: с начала года было выдано уже более 330 млн электронных ветеринарных сопроводительных документов, из них 229 млн – в Подмосковье. Данный регион является абсолютным лидером в этом отношении среди субъектов Российской Федерации.

Как видите, массив данных огромен, поэтому мы размышляем над тем, каким именно образом нужно его анализировать, чтобы получить максимум полезных данных для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

– Как много уполномоченных лиц, имеющих право оформлять животноводческую продукцию, вы уже зарегистрировали?

– Около 35 тыс. Но тут необходимо принимать во внимание, что оформлять и гасить электронные ветеринарные сопроводительные документы могут три категории специалистов.

Первая – ветеринарные врачи государственных служб субъектов Российской Федерации.

Вторая – ветеринарные врачи частных практик, аттестованные специальной комиссией. За прошедшие полтора года такую аттестацию прошел лишь 31 подмосковный специалист из 109 претендентов. В Москве свою квалификацию для этой работы не смог подтвердить ни один из 17 кандидатов. В Тульской области аттестовано 7 человек.

Вышесказанное, впрочем, не значит, что в Московском регионе и Тульской области работает всего 38 аттестованных специалистов. Многие частные ветеринарные врачи проходят эту процедуру в других российских регионах, чтобы потом вернуться сюда на работу.

И, наконец, третья категория — это уполномоченные лица хозяйствующих субъектов, другими словами – работники предприятий или индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством и оборотом продукции животного происхождения.

– Полномочия этих трех категорий уполномоченных лиц различаются?

– Да. Государственные ветеринарные врачи могут заниматься сертификацией любой продукции животного происхождения. В работе аттестованных специалистов есть ограничения: они, например, не имеют права оформлять биологические отходы. Уполномоченные лица хозяйствующих субъектов, как правило, работают только с готовой мясной продукцией и сырьем в упаковке, прошедшим ветеринарно-санитарную экспертизу ветеринарного врача.

– Контролирует ли Управление действия всех трех групп уполномоченных лиц?

– Для этого нами создано две рабочие группы: в Московском регионе и в Тульской области. Специалисты заняты выявлением возможных нарушений в работе уполномоченных лиц. Если обнаруживается такой факт, то впервые уличенный в подобном поведении человек просто уведомляется, однако при рецидивах его работа в системе блокируется: на три месяца, если допущенная ошибка является некритичной, и на шесть месяцев – если допущена серьезная ошибка. Главный критерий оценки заключается в возможности последующей идентификации данной партии продукции.

Помимо блокировки мы можем прибегнуть и к привлечению к административной ответственности. Для этого используются две статьи КоАП РФ: ч.1 ст. 10.6 (нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил) и ч.2 ст. 10.8 (перевозка сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства без ветеринарных сопроводительных документов, за исключением перевозки сельскохозяйственных животных и (или) продуктов животноводства для личного пользования). По первой статье юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму от 10 до 20 тыс. руб., по второй – от 300 до 500 тыс. руб.

– Можете привести примеры самых распространенных нарушений, которые допускают уполномоченные лица?

– Самая распространенная ошибка – это так называемые "пустографки": незаполненные по незнанию или недосмотру графы документа. Есть и более серьезные нарушения. Например, когда уполномоченное лицо оформляет электронные ветеринарные сопроводительные документы в разных субъектах Российской Федерации одновременно. В этом случае выхолащивается сама суть сертификации: специалист в ее ходе должен удостовериться в безопасности продукции, а в такой ситуации это невозможно.

Случается, что уполномоченные лица оформляют сертификат на ту продукцию, работать с которой они не имеют права. Выдают документы товару с истекшим сроком годности или осуществляют преждевременное их гашение.

Ошибок и нарушений достаточно. Но я считаю, что новая система эффективна, и она со временем сгладит все шероховатости.

– Сколько нарушений такого рода Управление выявило с момента старта системы "Меркурий"?

– Мы выявили более 16 тыс. нарушений, они были допущены примерно 1 тыс. специалистов. Подавляющее их большинство – уполномоченные лица хозяйствующих субъектов. В силу того, что система работает всего год, мы стараемся не увлекаться карательными мерами, а объяснять людям, в чем они ошиблись.

– Вы сказали, что оцениваете новую систему как эффективную. Можете привести пример успешного использования ФГИС "Меркурий"?

– Не так давно в Раменском районе произошел примечательный случай – был обнаружен цех по фасовке красной икры. До внедрения ФГИС "Меркурий" работники предприятия просто показали бы нам бумажное ветеринарное свидетельство. Возможно, оно даже было бы настоящим: выдал бы его врач, скажем, из Сахалина, при этом икру привезли бы из другой локации.

Но сегодня правила игры изменились: мы проверили в системе "Меркурий" обе компании, которые якобы поставляли эту икру. И выяснилось, что ни одна из них не имеет отношения к этому продукту.

Около 4,6 тонны хранящейся в цеху икры были признаны небезопасной продукцией и выведены из оборота. Возбуждено уголовное дело. После завершения следственных процедур, эта икра будет утилизирована.

– Какие задачи сейчас стоят перед Управлением по развитию ФГИС "Меркурий"?

– Как я уже упоминал, мы должны научиться максимально эффективно использовать возможности, предоставляемые системой, для аналитики и выявления нарушений. Сейчас все эти операции выполняются в ручном режиме. Наши специалисты отслеживают многочисленные параметры: например, соответствие количества входящего на предприятие сырья и выпускаемой продукции, а также вида деятельности хозяйствующего субъекта и базы Федеральной налоговой службы. Кроме того, мы проводим и анализ итогов инвентаризации хозяйствующих субъектов, некоторые из них проводят аудит так часто, что впору задуматься – а не меняются ли в итоге сроки годности у товаров или их количество?

Но массив данных настолько огромен, что вручную проверить абсолютно всех игроков рынка не возможно, поэтому мы надеемся, что система будет развиваться в сторону большей автоматизации процессов. В перспективе задачей специалиста должно стать правильное задание системы фильтров, по которым ФГИС "Меркурий" будет осуществлять выборку и анализ информации. А в случае обнаружения сомнительных операций – информировать инспектора.

Также стоит отметить важное для нас событие: с 1 июля в ФГИС "Меркурий" будет включена такая продукция, как сыр, масло, молочные консервы. А с 1 ноября — питьевое молоко, мороженое и кисломолочные продукты. Таким образом, система начнет следить за производством и оборотом всей продукции животного происхождения.

Мы надеемся, что это позволит существенно снизить количество контрафактной молочной продукции, особенно – в социальных учреждениях.

– Против электронной ветеринарной сертификации ранее выступали представители перерабатывающей отрасли. Как вы полагаете, готов ли молочный бизнес Московского региона и Тульской области к работе в рамках ФГИС "Меркурий"?

– С готовностью проблем нет, а вот с желанием… Для меня этот момент не совсем понятен. Против ФГИС "Меркурий" выступают представители крупного молочного бизнеса – это законопослушные предприятия, которые дорожат качеством продукции и собственной репутацией. Они ведь должны быть заинтересованы в развитии ФГИС "Меркурий" как инструмента по наведению порядка на рынке! Возможно, все дело в настороженном отношении к новациям и отсутствии веры в них. Изменить такой подход может только эффективное использование системы на практике.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще