Эксклюзив 19 декабря 2011 г. 12:12

Губернатор Смоленской области С.Антуфьев: "Регионам необходима федеральная промышленная политика"

Губернатор Смоленской области С.Антуфьев: "Регионам необходима федеральная промышленная политика"

 Губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев в интервью "Интерфаксу" назвал главные достижения, достигнутые за четыре года работы на посту главы региона, определил главную задачу следующего года и объяснил, почему внимание правительства Москвы и администрации Смоленской области приковано к одному из предприятий в райцентре Ярцево.

            - Сергей Владимирович, на днях исполнится четыре года со дня Вашего назначения на должность губернатора Смоленской области. Не могли бы Вы подвести некоторые итоги своей работы: что считаете главным своим достижением, что не получилось? Отличалась ли работа на должности главы региона от Вашего представления о ней?

            - Главное достижение четырех минувших лет - ушла "безнадега", люди поверили в себя - особенно, в сельской местности. Уж очень пессимистично смотрели смоляне на свое будущее, и в 2008 году, когда я много ездил по районам, это стало моим главным и достаточно тягостным впечатлением от встреч с населением. Сегодня ситуация иная, это заметно.

            Еще один результат - заметно увеличилось внимание к региону со стороны руководства страны. За минувшие четыре года Смоленскую область несколько раз посетили и глава государства, и председатель правительства, было много других высокопоставленных гостей и важных мероприятий национального масштаба. Регион принимает участие в целом ряде федеральных целевых программ, а самое первое появление в Смоленской области президента России вообще определило нашу жизнь на долгие годы - я имею в виду, что именно по итогам того визита Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ о праздновании 1150-летия Смоленска. На подготовку областного центра к юбилею из федерального бюджета выделены немалые средства, благодаря которым состояние городской инфраструктуры, внешний вид Смоленска существенно улучшатся.

            Если говорить о неудачах, должен признать, что нам не удалось привлечь в Смоленскую область крупных инвесторов. Мы два года работали с представителями немецкого концерна MAN, и я рассчитывал, что с их участием мы сумеем создать в регионе автомобильный или машиностроительный кластер. Этого не получилось - перевести переговоры в практическую плоскость помешал кризис, и это, кстати, касается не только этого конкретного инвестора. В конце 2008 года практически все они резко свернули свою активность, и двухлетние наработки, накопленные к тому времени, просто повисли в воздухе. Многие из одобренных администрацией области инвестиционных проектов были весьма интересными и, главное, нужными региону, но…

            На экономическом форуме в Сочи мы представили некоторые из них просто потому, что жалко отказываться, и есть надежда, что что-то все-таки удастся реализовать. Вообще, нам еще только предстоит оценить последствия кризиса для экономики региона, но по многим направлениям мы до сих пор так и не сумели от него оправиться. Это было очень серьезное потрясение.

            Самым существенным посткризисным экономическим событием стало открытие в Смоленской области, на магистрали М1 Москва-Минск сервисного центра Volvo. Основой для кластера, о котором я упомянул, он, конечно, послужить не сможет, но это, тем не менее, ясный сигнал для других инвесторов - в Смоленской области можно работать.

            - Когда было легче работать в администрации региона - в 1998-2002 годах, когда Вы занимали должность первого заместителя губернатора, или сейчас?

            - Сравнивать трудно - в то время мы работали в совершенно других экономических и социальных условиях. В 1998 году нас волновали такие проблемы, как задержки с выплатами пенсий и зарплат бюджетникам, перебои в работе крупных предприятий. Мы тогда не строили планов, не разрабатывали программ экономического развития, а пытались стабилизировать социальную ситуацию в регионе и искали способы поддержки промышленности. Время было непростое, но хочу заметить, что столь сложного, "слаломного" пути принятия решений, как сейчас, десять лет назад не было. Связи между регионом и федеральным центром были проще и понятнее, "опеки" было меньше, и имей мы тогда серьезную базу инвестиционных предложений, привести в регион серьезного инвестора было проще. Сейчас возможностей вроде бы больше, но процессы согласования и принятия решений стали сложнее.

            - Впервые выступая в декабре 2007 года перед депутатами областной Думы в качестве губернатора, Вы назвали три задачи, решением которых намерены заниматься: участие в программах, финансируемых за счет бюджета Союзного государства, создание особых экономических зон на территории региона и межрегиональное сотрудничество. Похоже, впоследствии они потеряли свою актуальность в Ваших глазах?

            - Не забывайте: я пришел на должность губернатора из Государственной Думы, где работал в комитете по делам СНГ. Смена места работы произошла стремительно, я не успел "остыть" от депутатской деятельности и просто спроецировал знакомую тематику на свои новые задачи. Жизнь внесла в те планы серьезные коррективы. В последние годы у нас очень непросто идет строительство Союзного государства, во взаимоотношениях между Россией и Белоруссией нередко возникают серьезные проблемы, и то, что представлялось разумным в 2007 году, сейчас выглядит несколько иначе. Тем не менее, как раз это направление работы - налаживание и развитие добрососедских связей - в течение четырех последних лет было для администрации Смоленской области чрезвычайно актуальным, и результаты есть - сейчас мы поднялись до пятого место в России по товарообороту с Республикой Беларусь.

            - Впервые в Смоленской области принят бюджет на трехлетний период, позволяющий заглянуть дальше, чем на год вперед. Намечается ли реализация каких-либо долгосрочных проектов с трехлетним сроком реализации? Ставится ли уже сегодня задача решить какие-то проблемы к концу 2014 года?

            - Для нас это был первый опыт долгосрочного бюджетного планирования, и о преимуществах такого подхода говорить пока рано. Сейчас ведь мы говорим не о трехлетнем бюджете - принят областной бюджет на 2012 год и определены основные параметры бюджета на два последующих года, то есть, ориентиры по валовому региональному продукту, объему инвестиций и так далее. Это позволяет определить стратегию развития, например, капитального и дорожного строительства, сельского хозяйства, и обозначить приоритеты бюджетной политики администрации области. А главное - мы установили, что в период до 2014 года бюджетные средства будут распределяться программно-целевым методом. Это позволит нам повысить эффективность расходов.

            - Как бы Вы сформулировали главную экономическую задачу администрации Смоленской области на 2012 год?

            - Можно говорить о главной задаче в сельском хозяйстве, главной задаче в промышленности или строительстве, но главная экономическая задача, которую я ставлю перед администрацией в 2012 году - привлечение инвестиций, создание комфортного инвестиционного климата. Решая ее, мы обеспечиваем развитие и сельского хозяйства, и машиностроения, и приборостроения, и лесопереработки, и производства строительных материалов, и других отраслей. Инвестиционный климат зависит от решений, принимаемых администрацией области, и законов, которые принимает Смоленская областная Дума.

            За четыре последних года администрация Смоленской области провела множество презентаций инвестиционного потенциала региона, мы постоянно принимаем участие во всевозможных форумах. Я считаю очень важной эту работу, и то, что она пока не принесла отдачи, сравнимой, скажем, с результатами экономической политики администрации Калужской области, не повод от нее отказываться. Уже намечено провести 22 марта большую презентацию Смоленской области в министерстве иностранных дел России. В ней планирует принять участие министр Сергей Викторович Лавров, а ориентирована она будет на иностранных дипломатов.

            Я уверен, что регионам необходима федеральная промышленная политика. Приглашая в Смоленскую область инвесторов, мы рискуем столкнуться с тем, что к моменту открытия нового предприятия в соседнем регионе уже будет работать современное предприятие того же профиля, и рынок соответствующей продукции окажется в его полном распоряжении. Вот, у нас третий год собираются тракторы "Беларусь", а в Брянске - комбайны "Полесье". Это удача, а ведь все могло оказаться и иначе: и у нас трактора, и в Брянске! И кому бы тогда их продавали наши предприятия?

            Губернаторы такой информацией друг с другом не обмениваются, каждый из нас старается "затащить" налогоплательщика на свою территорию, и не будет ничего удивительного, если в ЦФО откроется сразу пять предприятий одного и того же профиля - фармацевтических или химических. Общей-то промышленной политики в стране нет! Должна быть, мне кажется, координация работы в этой сфере - хотя бы в пределах федерального округа.

            Примеры несогласованности действий в этой сфере, кстати, уже есть: сразу в нескольких регионах - у нас, в Московской, Калужской области - появились предприятия по производству легких конструкций, используемых при строительстве коттеджей. Конечно, перспективы рынка должен изучать бизнес, но я, например, всегда интересуюсь у инвесторов планами по сбыту продукции, и далеко не каждый способен внятно ответить на этот вопрос! И порой происходят странные события: например, бизнесмен построил в Темкинском районе птицефабрику, установил современное оборудование, полностью оснастил предприятие, но… не запустил! Предприятие уже три года стоит выключенное, закрытое, и продавать его хозяин не хочет.

            - Специалисты, проанализировавшие федеральный бюджет на 2012 год, считают, что жизнь региональных властей, рассчитывающих решать свои проблемы с помощью правительственных субсидий, существенно осложнится, и объем их обязательств заметно увеличится. Согласны ли Вы с такой оценкой?

            - Тренд последних лет - передача социальных обязательств органам государственной власти субъектов Федерации. Год назад нам передали полномочия по финансированию начального профессионального образования, а теперь мы будем отвечать и за среднее профобразование, нам поручили обеспечивать равную транспортную доступность для федеральных и региональных льготников, так что нагрузка на региональный бюджет увеличивается. Очень важно, что глава государства отметил необходимость совершенствовать межбюджетные отношения и не так давно заявил, что в регионах нужно оставлять больше денег. Но поскольку соответствующие решения в налоговой политике не приняты, исполнение федерального бюджета в 2012 году, возможно, окажется непростым. Формируя областной бюджет, мы, конечно, отдавали себе отчет в том, что объем наших социальных обязательств как минимум не уменьшится.

            - Администрация региона не в первый уже раз заявляет о намерении выпустить облигационный заем. До сих пор эти планы не приводили к практическим результатам, поскольку такой способ привлечения средств оказывался более трудоемким и дорогостоящим, чем кредитование в банках. С чем связаны планы выпуска региональных облигаций в 2012 году?

            - Нужно диверсифицировать не только экономику, но и механизмы погашения бюджетного дефицита, и наши взаимоотношения с банками тут совершенно не причем. Сегодня выгодно брать кредиты в банках, но региональные ценные бумаги с точки зрения доходности выглядят вполне привлекательно. Возможно, завтра картина изменится, но куда лучше, если в нашем распоряжении будут все возможные инструменты. Мы консультировались со специалистами в этой сфере, интересовались опытом других регионов, наводили справки о компаниях, которые оказывают субъектам Федерации услуги по выпуску ценных бумаг. В результате даже начальник моего департамента бюджета и финансов Игорь Викторович Скобелев, который ранее с опаской относился к этому механизму, пришел к выводу, что есть смысл заняться этой работой. В 2012 году мы планируем облигационный заем объемом 1 миллиард рублей.

            - Недавно состоялся аукцион по продаже полного пакета акций Рославльского вагоноремонтного завода, результаты которого вызывали у вас тревогу. Насколько известно, Вы уже встретились с новыми собственниками предприятия. Какое впечатление о них у Вас сложилось, спокойны ли Вы теперь за судьбу завода?

            - У меня состоялись две встречи с новыми владельцами этого предприятия - руководителями ООО "Рустранском" и ЗАО "Русагротранс". Они заверили меня, что предприятие продолжит устойчиво работать, что его профиль сохранится, и никаких сокращений трудового коллектива не произойдет. Более того, познакомившись с предприятием ближе, они заявили о намерении способствовать его развитию и налаживанию выпуска новой продукции - железнодорожных контейнеровозов. Новые владельцы предприятия уверены, что в ближайшие два года сумеют увеличить годовой объем выпускаемой продукции с 6 миллиардов до 8,5-9 миллиардов рублей, при этом сочли возможным оставить на посту руководителя предприятия Юрия Александровича Черняка, депутата Смоленской областной Думы, сочтя его эффективным управленцем. Сегодня я спокоен за Рославльский вагоноремонтный завод.

            - У администрации Смоленской области достаточно теплые и конструктивные отношения с руководством госкорпорации "Российские железные дороги", тем не менее, расписание пригородных поездов в 2012 году вновь сократится. Какие неразрешимые проблемы заставляют идти на эту непопулярную меру?

            - В Смоленской области при участии руководства корпорации действительно реализуется несколько социальных проектов, но к нашим взаимоотношениям в сфере пригородных железнодорожных пассажирских перевозок они никакого отношения не имеют. Разногласия кроются в структуре затрат: железнодорожники предъявляют нам счет, но не разъясняют, из чего сложилась указанная там сумма. Ну, например, мне понятно, что в этой сумме учтена заработная плата железнодорожников, но хотелось бы узнать подробности: сколько людей работает, где они работают, и как, например, соотносятся их заработки со средней зарплатой в Смоленской области. Есть и другие вопросы, на которые, к сожалению, не удается получить ответ… Мы несколько раз проводили переговоры по этому поводу, и в октябре администрация Смоленской области согласилась увеличить свою долю затрат на 22,5 миллиона рублей в 2012 году.

            Что касается процесса оптимизации пригородного железнодорожного сообщения, то его необходимость связана, в числе прочего, и с тем, что многие направления себя просто не окупают - порой четыре вагона электрички не заполнены пассажирами и на треть. Железнодорожный транспорт удобен - пришел на станцию в определенное время, поехал, но по затратам он не всегда конкурентоспособен с автомобильным сообщением - неслучайно ведь большая часть грузов из-за рубежа доставляется в Россию автомобилями! Так что оптимизация идет, но должен заметить, что во всех случаях пассажирам предложена альтернатива в виде автобусного сообщения.

            - В этом году правительство Москвы заявило о намерении продать непрофильные активы, включая литейно-прокатный завод в Ярцеве. В ответ вы предложили мэрии столицы передать это предприятие в собственность Смоленской области. Удалось ли Вам обсудить этот вопрос с мэром Москвы?

            - По поручению председателя правительства, которому я выразил тревогу по поводу возможных последствий продажи с молотка крупного промышленного предприятия, этот вопрос находится на контроле у вице-премьера Игоря Ивановича Сечина. Непосредственным обсуждением дальнейшей судьбы литейно-прокатного завода занимаются специальные переговорщики: со стороны правительства Москвы в них участвует Андрей Шаронов, у меня этим занимается первый заместитель Михаил Курков. Проходят переговоры, как мне кажется, достаточно успешно, и дело идет к тому, что Ярцевский литейно-прокатный завод будет передан в собственность Смоленской области - сейчас фактически обсуждаются условия этой сделки и кандидатура будущего директора.

            Мы готовы заплатить за предприятие земельными участками - фактически инвестиционными площадками, оснащенными инженерной инфраструктурой и позволяющими вывести с территории Москвы промышленные предприятия в Гагаринский, Вяземский, Сафоновский, Ярцевский районы, то есть, вдоль магистрали М1 Москва - Минск. Тут и рост экономического потенциала, и новые рабочие места, и увеличение доходов консолидированного бюджета, и, что немаловажно, освобождение огромных территорий в Москве, которые ценятся на вес золота. Второй вариант, как мне кажется, менее привлекательный: мы готовы платить за это имущество в рассрочку, из будущей прибыли предприятия.

            Может возникнуть справедливый вопрос: почему правительство Москвы, выполняя поручение главы государства, избавляется от непрофильных активов, а администрация Смоленской области, напротив, старается получить огромное предприятие в свою собственность.

            Мы, конечно, не собираемся владеть им вечно: как только деятельность завода наладится, как только появится перспективный инвестор, готовый его развивать, мы немедленно его приватизируем. Но сейчас меня не может не волновать судьба предприятия, на котором работает почти 1700 человек. А что, если новый владелец доведет его до банкротства или вообще закроет, чтобы устранить конкурента? Что говорить жителям Ярцева, которые лишатся работы, как им помогать?

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще