Эксклюзив 5 сентября 2013 г. 13:09

Министр социальной защиты населения Подмосковья В.Лагункина: "До конца 2013 года мы планируем охватить организованным отдыхом порядка 280 тысяч детей"

Министр социальной защиты населения Подмосковья В.Лагункина: "До конца 2013 года мы планируем охватить организованным отдыхом порядка 280 тысяч детей"

Под занавес лета "Интерфакс" попросил министра социальной защиты населения Московской области Валентину Лагункину подвести итоги летней оздоровительной кампании в детских лагерях и рассказать о разработанной ведомством и одобренной недавно региональным правительством государственной программе "Социальная защита населения Московской области".

- Сколько ребят из Подмосковья в этом году отдохнули в детских лагерях?

- 30 августа в детских лагерях закончилась последняя, четвертая смена. Это значит, что летняя оздоровительная кампания подошла к концу. В целом, она прошла успешно и без чрезвычайных происшествий, чему способствовала масштабная подготовительная работа.

В детских лагерях оздоровлено более 200 тысяч человек. Но впереди еще осенние и зимние школьные каникулы, так что в целом в 2013 году мы планируем охватить организованным отдыхом порядка 280 тысяч детей. Это практически соответствует уровню прошлого года и составляет 54% от общего количества подмосковных ребят, которые подлежат оздоровлению.

Впрочем, здесь необходимо учесть, что по факту детей отдыхает больше: они проводят лето с родителями, которые не всегда обращаются к нам за компенсацией. Напомню, что на компенсацию 90% от стоимости путевки в санитарно-курортные организации имеют право семьи, если их среднедушевой доход составляет до 150% величины прожиточного минимума. Если среднедушевой доход чуть выше - до 200% величины прожиточного минимума - родители могут получить компенсацию 70% цены путевки. И, наконец, если среднедушевой доход выше 200% величины прожиточного минимума, то семье восполняется 50% стоимости путевки. Кроме того, мы приобретаем бесплатные путевки для детей, имеющих ограничения по здоровью, для детей из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, для подростков с девиантным поведением и так далее.

Группы оздоровительных лагерей формируются с учетом возраста, личностных и физических особенностей ребят. В дальнейшем, в соответствии с принятой государственной программой Московской области "Социальная защита населения Московской области" на 2014 -2018 годы, планируется увеличить количество оздоровленных детей до 60%.

- Сколько детских лагерей работало в Московской области этим летом? Какой объем бюджетных средств был затрачен на оздоровительную кампанию?

- Финансирование детского отдыха идет из региональной казны, федерального бюджета и из муниципальных бюджетов. В 2013 году на оздоровительную кампанию консолидированно направлено около 1 млрд 500 млн рублей.

Ребята отдыхали в 54 загородных лагерях, 23 санаториях, а также на городских площадках дневного пребывания (на базах общеобразовательных учреждений их было организовано более тысячи). Хочу обратить внимание на то, что три муниципальных лагеря Московской области расположены за ее пределами: в Краснодарском крае, Крыму и в Тверской области.

Помимо этого, на территории региона имеется порядка 110 учреждений, которые принадлежат различным ведомствам и организациям Москвы. И хотя я упомянула, что в областных детских базах отдыха не было в течение летнего периода чрезвычайных происшествий, в столичных лагерях мы сталкивались с неприятными инцидентами. Речь идет о несанкционированных заездах детей, то есть отсутствовали разрешения Роспотребнадзора на открытие некоторых лагерей. Такие случаи были в Пушкинском районе, Звенигороде и Солнечногорске.

- Не испытывает ли Подмосковье дефицит учреждений для оздоровительного отдыха детей? Ведь не секрет, что после распада СССР многие так называемые пионерские лагеря перестали существовать: были перепрофилированы или проданы.

- Вспомним, что в советское время на балансе предприятий находились практически все объекты соцкультбыта: дома культуры, спортивные сооружения, оздоровительные лагеря. С началом 1990-х годов собственники потеряли финансовую возможность полноценно содержать эти объекты. Их можно было передать в муниципальное или региональное ведение, а позже - и просто продать. Поэтому в тот период закрылось немало детских лагерей. К счастью, в последнее время этой проблеме уделялось повышенное внимание, в том числе и на федеральном уровне. Так, в 2010 году на базе оздоровительного лагеря "Левково" в Пушкинском районе состоялось тематическое заседание президиума Государственного совета. Мы уже тогда провели паспортизацию всех баз детского отдыха, расположенных на территории Московской области. И с этих пор, к счастью, у нас ни один лагерь не закрылся.

Кроме того, долгосрочной целевой программой "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области в 2012-2015 годах" предусмотрены средства на реконструкцию и восстановление таких организаций отдыха. В прошлом году на эти цели было направлено 114 млн рублей, а в текущем году - уже 141 млн рублей. Плюс к этому - финансовые средства местных бюджетов. За эти деньги мы в ближайшей перспективе планируем восстановить три лагеря, а пять перевести на круглогодичный режим работы. 11 муниципальных образований получат возможность укрепить материально-техническую базу оздоровительных лагерей: провести ремонт кровель, жилых корпусов, пищеблоков, приобрести необходимое оборудование.

Добавлю, что в течение следующих пяти лет на ремонт детских оздоровительных учреждений в Московской области будет выделено 867 млн рублей.

- Но создаются ли на территории Московской области новые оздоровительные лагеря для детей?

- В правительство Московской области выходят с такими предложениями частные инвесторы. Они понимают, что мероприятия по оздоровлению детей будут всегда, а значит, для этого должны быть созданы соответствующие условия. Приведу пример подобных инициатив: на территории Можайского района планируется создать оздоровительную базу для отдыха на 25 тысяч детей в год. Обещают уже в следующем 2014 году принимать и проводить оздоровление первых детей.

- В середине августа региональное правительство одобрило государственную программу "Социальная защита населения Московской области". Понимаем, что документ объемный, но расскажите вкратце о его приоритетах.

- Программа действительно масштабная, и на ее реализацию предусмотрен большой объем средств - более 287 млрд рублей.

Хочу отметить, что в текущем году на социальную защиту населения выделено свыше 52 млрд рублей, из них около 40 млрд - непосредственно на меры социальной поддержки населения. По сути, это пятая часть регионального бюджета.

Госпрограмма не только предусматривает сохранение всех имеющихся мер социальной поддержки жителей области, но и усиление ряда из них. Я пока не буду говорить об этом в деталях, однако упомяну, что в этот объемный документ входит пять подпрограмм. Самая емкая из них - "Социальная поддержка граждан", на ее реализацию предусмотрено более 260 млрд рублей. В числе подпрограмм также "Доступная среда", "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Московской области", "Социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства".

Принятая государственная программа "Социальная защита населения Московской области" направлена на повышение качества и уровня жизни населения Подмосковья и соответствует основным приоритетам социальной политики, которые определены врио губернатора Московской области Андреем Юрьевичем Воробьевым - это дети, семья, здоровье.

- Давайте отдельно поговорим о подпрограмме "Доступная среда". Как эта доступная, безбарьерная среда будет создаваться в населенных пунктах Московской области?

- Сегодня в Московской области проживает более 500 тысяч инвалидов. Кроме того, многочисленна группа маломобильных граждан, которые испытывают трудности при посещении неадаптированных и не приспособленных объектов.

Для решения этих проблем при правительстве Московской области создан и успешно работает Координационный совет по делам инвалидов, куда, в том числе, входят представители всех общественных инвалидных организаций. Они на местах скрупулезно следят за ситуацией и при выявлении проблемных вопросов оперативно сообщают в правительство.

При проведении тематических выездных заседаний в том или ином муниципальном образовании члены Координационного совета предварительно осматривают объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Результаты осмотров находят свое отражение в итоговых рекомендациях, которые направляются местным органам власти.

В прошлом году мы осуществили паспортизацию объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории Московской области. Анализ показал, что из 7 тыс. учреждений более 3 тыс. лишь условно доступны для людей с ограниченными возможностями. Полностью соответствуют требованиям для всех категорий инвалидов только 463 объекта. К 2018 году 10 тысяч областных объектов социальной инфраструктуры должны быть адаптированы для посещения инвалидами-колясочниками и маломобильными гражданами. В этом году более 20 территориальных подразделений министерства будут адаптированы и приспособлены для людей с ограниченными возможностями и оборудованы пандусами, "тревожными кнопками", информационными терминалами для слабослышащих и слабовидящих и другими приспособлениями.

Что касается создания доступной среды в жилых строениях, то сегодня при сдаче в эксплуатацию многоквартирного дома специалисты органов социальной защиты обязательно обращают внимание на наличие пандусов, соответствие размеров лифтов и дверных проемов. К сожалению, старые здания зачастую проблематично адаптировать для инвалидов из-за отсутствия технических возможностей.

В ответе на этот вопрос нельзя не затронуть аспект доступности для инвалидов общественного транспорта. Сразу оборудовать и приспособить для людей с ограниченными возможностями весь транспорт практически невозможно. Областное министерство транспорта планирует в текущем году закупить около 300 низкопольных автобусов, которые будут работать на наиболее востребованных инвалидами маршрутах.

- Нередко приходиться слышать утверждение, что дети-инвалиды и их здоровые сверстники должны обучаться вместе. Насколько реально воплотить эту инициативу в жизнь?

- Вы говорите об инклюзивном образовании. Его нужно развивать, но на практике эта система не только в России, но и во многих странах Европы внедряется медленно. В чем причины этого? Во-первых, не все дети-инвалиды объективно могут учиться в общеобразовательных заведениях. Решение необходимо принимать, исходя из степени ограничения здоровья. Во-вторых, к сожалению, не всегда позитивно настроены родители здоровых детей. Некоторые считают, что внимание, оказанное учителем ребенку-инвалиду, будет тормозить учебный процесс для других детей. Тем не менее, в Московской области уже осуществляется пилотный проект по инклюзивному образованию для 50 детей с ограниченными возможностями в двух образовательных учреждениях городских округов Железнодорожный и Королев.

- А какие еще возможности для получения образования есть у детей-инвалидов в Подмосковье?

- Одна из них - дистанционное обучение. Им охвачены более 630 детей из 58 муниципальных образований.

Кроме того, в Сергиево-Посадском техникуме, подведомственном министерству социальной защиты населения Московской области, осуществляется обучение инвалидов различным специальностям: бухгалтера, социального работника, делопроизводителя, специалиста по обработке цифровой информации, швеи, обувщика и так далее. Данное учебное заведение рассчитано на 100 студентов и оснащено всем необходимым оборудованием для инвалидов. А с этого года техникум начинает обучение в заочно-дистанционной форме по специальности "Экономика и бухгалтерский учет", что позволит студентам осваивать специальность по месту жительства.

- А сколько подмосковных инвалидов трудоустроены? Каким образом региональная власть помогает им в поиске работы?

- С 2008 года в Московской области реализуется закон "О квотировании рабочих мест", в соответствии с которым квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности сотрудников. В регионе функционирует 2395 организаций, на которые распространяется эта норма.

Таким образом, сегодня трудоустроены почти 12 тыс. инвалидов. Замечу, что некоторые из них работают в подведомственных министерству учреждениях. Можно сказать, что мы с помощью этих граждан пытаемся решить кадровую проблему. Один из свежих примеров: недавно в Пушкинское управление социальной защиты пришел специалистом инвалид-колясочник.

До конца 2013 года в области будет создано более 500 специальных рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.

- В госпрограмме "Социальная защита населения Московской области" есть и подпрограмма, посвященная реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства. Расскажите о планируемых мероприятиях подробнее.

- Эта проблема особенно остро встала в 1990-х годах, когда немало граждан, и пожилых, и молодых, стали жертвами мошенников, лишились квартир и оказались на улице. К слову, тогда же в законодательстве было отменено положение, которое позволяло человеку при отбытии в места лишения свободы сохранить прописку. Поэтому после возвращения домой такие люди нередко тоже оказывались на улице.

Как мы сегодня можем помочь этим категориям жителей? Во-первых, мы содействуем в восстановлении и оформлении личных документов, при необходимости оказываем материальную помощь. Во-вторых, можем предоставить временное жилье. Для этого в области создано два учреждения - в Дмитрове и в Клинском районе. Планируем открыть еще одно в Озерском районе. Здесь нуждающиеся могут жить до полугода, пока не найдут работу и другое место проживания.

В прошлом году мы помогли 450 людям, оказавшимся в такой ситуации. За первое полугодие 2013 года социальную поддержку получили 123 гражданина данной категории. Общий объем финансирования этой подпрограммы до 2018 года - 100 млн рублей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще