Эксклюзив 2 декабря 2013 г. 14:19

Председатель комитета по ценам и тарифам Московской области Н.Ушакова: "Тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2014 года не вырастут"

Председатель комитета по ценам и тарифам Московской области Н.Ушакова: "Тарифы на коммунальные услуги с 1 января 2014 года не вырастут"

Конец осени и начало зимы – это время, когда формируются тарифы на будущий год. Сколько будут платить подмосковные жители за проезд в автобусе или в электричке? Увеличатся ли цифры в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг? Все эти вопросы "Интерфакс" задал председателю комитета по ценам и тарифам Московской области Наталье Ушаковой.

- На одном из последних заседаний подмосковного правительства было одобрено постановление об увеличении с начала следующего года тарифа на пассажирские перевозки внутри населенных пунктов с 25 до 26 рублей. Возрастет стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях. Однако уже сегодня на некоторых городских маршрутах люди платят больше – до 30 рублей. С чем это связано?

- Есть так называемые регулируемые и нерегулируемые маршруты. Список действующих на территории Московской области регулируемых маршрутов дан в отдельном постановлении регионального правительства. Именно в отношении них мы устанавливаем тарифы. На сегодняшний день стоимость проезда в таком транспорте в пределах одного населенного пункта равна 25 рублям. Со следующего года она возрастет на рубль. Что касается пригородного сообщения, то оплата за пересечение каждой зоны в 2,5 километра останется неизменной – четыре рубля. Хочу также добавить, что те подмосковные жители, которые пользуются социальной льготой, не почувствуют никакого бремени в связи с упомянутым мной ростом тарифа до 26 рублей.

Что же касается такого явления рыночной экономики, как нерегулируемые маршруты, то цена за проезд здесь может быть иная. Речь идет, например, об услугах частных маршрутных такси.

- Пока мы говорим только о росте тарифа на пассажирские перевозки в автобусах, троллейбусах и трамваях. А что будет с ценой за проезд на пригородных электропоездах?

- В настоящее время идет серьезная работа по формированию тарифа на железнодорожные перевозки. Он у нас достаточно долгое время не менялся, однако в ближайшие годы может быть пересмотрен. Дело в том, что губернатор Подмосковья Андрей Воробьев поставил серьезную задачу – за пять лет поменять весь подвижной состав. Причина понятна: недовольство устаревшей транспортной инфраструктурой высказывает множество пассажиров. Но можно представить себе, сколь существенный объем средств понадобится, чтобы исполнить это поручение главы региона. Естественно, не все затраты планируется заложить в тариф, будет использоваться и прибыль организации-перевозчика. Для этого "Центральная пригородная пассажирская компания" ("ЦППК"), обслуживающая Московский регион, сейчас разрабатывает масштабную инвестиционную программу.

Однако есть еще одно важное обстоятельство: сегодня выпадающие доходы ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), у которого "ЦППК" арендует железнодорожные составы и инфраструктуру, компенсирует федеральный бюджет. В 2014 году такое положение сохранится. Но в дальнейшем не исключено, что часть нагрузки будет переложена на региональные бюджеты.

Все эти обстоятельства способствуют детальному изучению ситуации и проработке различных вариантов конечного решения.

- Когда же станет известен тариф на железнодорожные перевозки на 2014 год?

- Планируем рассмотреть этот вопрос до конца текущего года. Наши московские коллеги собираются выносить данную тему на обсуждение в середине декабря. Возможно, мы последуем их примеру.

- То есть повышения цен билетов на проезд в электричках стоит ждать с первого января?

- Во-первых, еще не факт, что такое повышение будет. Давайте не забегать вперед. Во-вторых, измененный тариф может с равным успехом начать действовать как с первого января, так и, например, с первого апреля.

Сейчас мы заняты расчетами и анализом как минимизировать затраты населения и при этом привлечь инвесторов к участию в реализации поручения губернатора.

- Теперь давайте перейдем к другой теме. Со следующего года в России планируется ввести так называемую социальную норму на электроэнергию. Установлена ли она уже в Московской области? И, соответственно, определены ли тарифы?

- Данным вопросом, в основном, занимается министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Но, поскольку к этому процессу причастен и наш комитет, отмечу, что региональная соцнорма на электроэнергию пока не определена. Специалисты просчитывают, как осуществить это нововведение безболезненно для подмосковных жителей. Работа серьезная, учитывая, что в субъектах РФ, выбранных в качестве пилотных для апробации соцнорм, не все так просто. Утвердить величину социальной нормы региональные власти должны до первого марта 2014 года.

- А когда начнет действовать соцнорма на электроэнергию?

- Планируется, что с первого июля будущего года.

- Получается, тарифы на коммунальные услуги с первого января 2014 года не вырастут?

- Совершенно верно: тарифы останутся на уровне 2013 года. Однако через полгода, а именно, с первого июля, они несколько повысятся. Так, на 2,9% возрастет тариф на тепловую энергию, на 4,2% - на газ и электроэнергию, на 4,7% - на водоснабжение и водоотведение. Это даже меньше, чем уровень инфляции.

Больше в течение 2014 года тарифы повышаться не будут.

- Тем не менее, если то или иное предприятие отрасли ЖКХ реализует инвестиционную программу, рост тарифов может превысить указанные Вами значения…

- В принципе, да. Но это касается очень небольшого числа организаций. К тому же, реализация инвестиционных программ в перспективе должна привести к снижению затрат организаций. Например, если предприятие установило частотные преобразователи на системы водоснабжения, то оно сможет добиться экономии электроэнергии. А значит, получившаяся прибыль на следующий год должна быть пущена в дальнейшую модернизацию без привлечения средств жителей.

Плюс, давайте не будем забывать о том, что рост совокупной платы граждан за коммунальные услуги не должен превышать пределы, установленные федеральным законодательством.

- И каковы эти пределы сегодня?

- В 2013 году - 12% для жителей, обеспеченных всеми видами коммунальных услуг, и 15% для тех, кто пользуется только электричеством и газом. В последнем случае речь, главным образом, идет о людях, проживающих в сельской местности.

- С первого декабря 2013 года увеличились цены на газ для населения Московской области. С чем было связано такое решение?

- Дело в том, что у ГУП МО "Мособлгаз" по объективным причинам образовались непокрытые расходы. Если точнее, то в 2011 году изменился период тарифного регулирования в стране. Рост цен на газ для населения произошел первого июля, притом что в начале года произошла индексация, изменились показатели инфляции, увеличилась оптовая стоимость "голубого топлива". Фактически в течение полугода организация имела недостачу денежных средств. Более того, образовавшийся пробел в финансах не получалось закрыть, поскольку, как я уже говорила, действуют ограничения на рост платы граждан за коммунальные услуги. В результате, к 2013 году "Мособлгаз" не досчитался почти миллиарда рублей.

Что мы в этой ситуации могли сделать? Первый вариант: выплатить недостающие средства из регионального бюджета. Но за один год такую задачу не выполнить. Таким образом, на регион накладывались бы обязательства по обеспечению выпадающих доходов газового предприятия на достаточно длительный срок. Второй вариант решения проблемы, который мы, в итоге, и избрали, предполагает формирование экономически обоснованных тарифов, которые позволят организации покрыть указанные затраты. Тем гражданам, плата которых, в связи с этим возрастет на больший процент, чем указано в федеральном законодательстве, положены адресные компенсации. По сути, деньги, которые непосредственно должны были пойти организации, переведены в другую статью бюджета – на выплаты населению.

Отмечу, что в Московской области сходный механизм уже применялся. Два года назад мы одобрили схожий закон, касающийся цен на сжиженный газ. На тот момент общая сумма выпадающих доходов трех предприятий, обеспечивающих население региона этим ресурсом, приблизилась к 50 миллионам рублей. И это притом, что бюджет нес финансовые обязательства. Решение об установлении экономически обоснованной стоимости и выплате компенсаций жителям позволило полностью разобраться с данной проблемой.

- В итоге, насколько с первого декабря выросли для населения цены на газ?

- Все зависит от конкретного направления использования "голубого топлива". Это, кстати, методика, предложенная Федеральной службой по тарифам. Её уже применяют в некоторых субъектах Российской Федерации.

Итак, за использование газовой плиты ранее была установлена плата 43 рубля 64 копейки, с первого декабря она составила 51 рубль 80 копеек. Если, помимо газовой плиты, установлен газовый водонагреватель, цена со 100 рублей 81 копейки возросла до 105 рублей 80 копеек. Это сумма действительна на одного человека в месяц.

Что же касается газового отопления, то мы статистически просчитали, что для обогрева дома площадью от 50 до 200 квадратных метров необходимо в месяц около 800 кубов газа. Если до начала декабря такой объем стоил 3491 рубль 20 копеек, то теперь его цена – 3596 рублей ровно. В этой сумме учтена и плата за пользование газовой плитой.

- Как будут получать компенсацию граждане, чья плата за коммунальные услуги превысит установленные федеральным законом пределы в 12-15%?

- Сейчас прорабатывается порядок получения этих адресных компенсаций. Как известно, в каждом муниципальном образовании Московской области есть отдел министерства социальной защиты населения Московской области. Именно там жители смогут получить эту выплату.

- Какие документы должны будут предоставить граждане, претендующие на такую компенсацию?

- Поскольку мы обязаны выполнить законодательство о соблюдении указанных пределов роста платы за коммунальные услуги, не будут учитываться такие критерии, как, например, совокупный доход семьи, количество проживающих в помещении, метраж жилья и так далее. Главное, предоставить квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг.

При этом подчеркну, что на государственном уровне ограничен рост платы только за коммунальные услуги, а именно: за отопление, водоснабжение и водоотведение, газ и электроэнергию. Что касается жилищных услуг, то решение об увеличении оплаты за них принимается на общем собрании собственников того или иного дома, правительство не регулирует эти тарифы.

- Тогда, каким образом житель Московской области сможет понять, что сумма его платы за коммунальные услуги превысила пресловутые 12-15%?

- Если у людей возникнут такие вопросы, то они могут обратиться за помощью к нашим специалистам. Работа, действительно, предстоит очень серьезная.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще