Эксклюзив 8 декабря 2015 г. 09:34

Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области В.Овцинов: "Полный запрет на выполнение любых рубок в Подмосковье приведет к экологической катастрофе"

Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области В.Овцинов: "Полный запрет на выполнение любых рубок в Подмосковье приведет к экологической катастрофе"

В 2015 году в Подмосковье увеличены объемы лесовосстановления, зафиксирован рост собираемости штрафов за нарушения правил пожарной безопасности в лесу, вдвое сокращено число лесных пожаров. О том, как удалось достичь таких результатов и почему запретить все рубки в Подмосковье нельзя, в интервью "Интерфаксу" рассказал глава Комитета лесного хозяйства Подмосковья Владислав Овцинов.

– Владислав Георгиевич, каковы итоги лесопожарного сезона в Московской области?

– Лесопожарный сезон у нас завершился 17 ноября, был подписан приказ о завершении сезона и переходе на зимний режим работы наших лесопожарных подразделений. Лесопожарная техника будет поставлена на консервацию до весны, будет выполняться необходимый ремонт, доукомплектование и обслуживание.

Если говорить об итогах лесопожарного сезона, то можно сказать, что лесных пожаров в этом году было вдвое меньше, чем в предыдущем – 208 лесных пожаров в 2015 году против 474 лесных пожаров в 2014 году. Площадь, пройденная огнем, составляет в текущем году 58,46 га, тогда как в 2014 году этот показатель составлял 171,2 га. То есть пройденная огнем площадь в этом году втрое меньше.

Показатель эффективности нашей работы – средняя площадь одного пожара – в этом году составляет 0,281 га, тогда как в прошлом году он равнялся 0,361 га. Разница в лучшую сторону видна невооруженным глазом.

Если говорить о причинах лесных пожаров – как и раньше, основная причина "человеческий фактор".

– Владислав Георгиевич, 2015 год подходит к концу. Расскажите о том, какой объем санитарных рубок и лесовосстановления в текущем году был выполнен, сколько необходимо выполнить до конца года? И какие объемы запланированы на 2016 год?

- Для начала, напомню, что в 2011 году прирост площади пораженного леса составлял около 16 тысяч гектаров, а в 2015 эта цифра сократилась до одной тысячи, что соответствует естественным значениям.

То есть мы фактически остановили эпидемию короеда-типографа. В 2015 г. плановый объем санитарных рубок более 10 тысяч га. На сегодняшний день площадь, пройденная рубками, составляет 7,8 тыс. га, то есть 85%. Причина проста - летом в лесах Московской области наблюдается сложная пожароопасная обстановка, и данные работы предпочтительно выполнять именно в зимний период. В это время можно без риска сжигать порубочные остатки, а лесохозяйственной технике проще передвигаться по замерзшей почве. Всем известно, что ель – а именно еловые леса погибли от короеда-типографа – предпочитает влажные, сырые почвы. В связи с этим мы планируем закончить выполнение работ по санитарным рубкам к Новому году.

Стоит отметить, что мы наращиваем ежегодный объем работ по лесовосстановлению и несколько снижаем темпы санитарных рубок. За 10 месяцев 2015 года на территории Московской области суммарно лесовосстановительные работы проведены на площади 8323,3 га, что составило 104% от годового плана.

Искусственное лесовосстановление, а именно, посадка леса – выполнено на площади 6791,3 га, что составило 112% от годового плана. В этом году мы высадили на 2,7 млн деревьев больше, чем в 2014 году. Агротехнические уходы за лесными культурами также выполнены в полном объеме.

При этом хотелось бы подчеркнуть, что все вышеперечисленные цифры являются рекордными для Московской области за последние годы – объем выполняемых работ с каждым годом становится все больше.

Всего же в 2015 в Московской области высажено более 27 миллионов деревьев на общей площади более 8000 га. Здесь нужно отметить не только работников лесного хозяйства, но и тех людей, которые принимали активное участие в наших массовых акциях: "Лес Победы" и "Наш лес. Посади свое дерево".

На данный момент главной задачей является сравнять площади лесовосстановления и санитарных рубок. Объемы данных работ планируется довести до 9 185 га. Думаю, мы с этим справимся.

- В прошлом году можно было часто слышать о вреде для подмосковных лесов такого насекомого, как шелкопряд-монашенка. В этом году снова много информации о вреде короеда. Кто же на сегодняшний день является главным вредителем для подмосковных лесов? Как комитет лесного хозяйства Московской области борется с ним?

– Как я уже говорил выше в 2014 году, по данным лесопатологического мониторинга, проведенного ФБУ "Рослесозащита", удалось остановить эпидемию распространения короеда-типографа в подмосковных лесах, и в настоящее время у короеда-типографа - невысокие популяционные показатели. Прирост площадей зараженного леса в Московской области не превышает 1 тыс. га, что соответствует естественным процессам в лесу и идет на спад, переходя в фазу кризиса.

Однако останавливаться в борьбе с вредителями нельзя, поэтому на данный момент Комитет проводит санитарные рубки в целях ликвидации лесов, погибших от короеда-типографа, именно как инструмента по устранению последствий вспышки вредителя и посадку молодых деревьев на очищенных лесных участках.

Что касается шелкопряда-монашенки, то этот хвоегрызущий вредитель, поражающий сосны, представлял собой угрозу в 2014 году. Была своевременно проведена обработка биологическими препаратами пораженных участков леса, и на сегодняшний день динамика развития очагов шелкопряда-монашенки находится в стадии затухания.

Вместе с тем, можно сказать, что шелкопряд-монашенка не так страшен, как короед-типограф: если короед-типограф убивает вековую ель за считанные недели, то сосна может сопротивляться объеданию хвои несколько лет. Это дает нам время на реагирование, на борьбу с вредителем. Шелкопряд-монашенка представляет угрозу для сосновых лесов только в случае одновременной вспышки с рыжим сосновым пилильщиком, это также хвоегрызущий вредитель. Летом 2015 года жители южной части Московской области жаловались на гусениц, объедающих хвою на соснах – это оказался рыжий сосновый пилильщик, а не шелкопряд-монашенка. Это другой вредитель, который также может стать проблемой, сейчас наши специалисты ищут пути борьбы с ним, так как применение химикатов у нас невозможно, а биологический препарат пока не разработан Рыжий сосновый пилильщик наибольший вред наносит в молодых насаждениях, до 20-летнего возраста. В целом же можно сказать, что по борьбе с вредителями у нас сейчас все достаточно благополучно.

- Какой объем саженцев и сеянцев для лесовосстановления комитет лесного хозяйства Подмосковья выращивает в местных питомниках, а какой – заказывает из других регионов? Планируется ли наращивать объемы местного производства? Какие проблемы сегодня препятствуют развитию подмосковных питомников?

– В настоящее время Комитет лесного хозяйства примерно 30% посадочного материала обеспечивает из собственных питомников, а 70% приобретает в соседних регионах, подходящих по районированию. Если говорить цифрами, то в 2014 году своего посадочного материала было порядка 12 млн шт., а в 2015 году – уже 13,86 млн шт., и еще приобретать пришлось порядка 20,7 млн шт. Причина такой нехватки посадочного материала простая - планы по лесовосстановлению увеличиваются из года в год, причем растут быстрее, чем производство посадочного материала. Если в этом году мы посадили более 27 млн деревьев только в ходе искусственного лесовосстановления, без учета дополнения посадок предыдущих годов, то в следующем планируется посадить уже более 36 млн деревьев – мы стремимся увеличить объем работ по лесовосстановлению настолько, чтоб он превосходил объем выполняемых санитарных рубок. Так, для сравнения, в 2013 году работы по восстановлению подмосковных лесов выполнены на 2600 га, в 2014 году на площади более 6900 га, в 2015 году - 8323,3 га, на следующий год планируем более 9000 га.

Разумеется, мы ежегодно увеличиваем производство посадочного материала, но уверенно сказать, сколько его будет следующей весной – сложно. Многое будет зависеть от зимней погоды, от болезней – очень много факторов. А вот потребности можно прикинуть – для 9 000 га нам потребуется примерно 36 млн молодых деревьев.

Причины, ограничивающие производство посадочного материала, вполне типичны – ограниченное финансирование, и как следствие, нехватка людей, техники. В стране достаточно сложная экономическая ситуация, поэтому финансирование лесного хозяйства также несколько ограничено, а лесные питомники Подмосковья длительное время не использовались, и снова вводить почву в оборот приходится постепенно.

- Какой объем бюджетного финансирования планируется направить на сферу лесного хозяйства Московской области в 2016 году? Как изменится эта сумма по сравнению с последними годами? Какие, в связи с этим, приоритеты в работе определяет комитет лесного хозяйства?

– В 2015 году финансирование лесного хозяйства Подмосковья составляло 2 947,5 млн рублей. Из них 1 555,6 млн рублей – это финансирование из федерального бюджета и 1 391,9 млн рублей – из областного бюджета.

Средства федерального бюджета идут на охрану лесов от пожаров, на выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по борьбе с короедом типографом, в том числе на санитарные рубки. Средства федерального бюджета мы расходуем на проведение лесоустройства, на воспроизводство лесов.

В настоящее время в Рослесхозе идет защита бюджета на 2016 год. Только после этого мы сможем обоснованно сказать, насколько у нас изменится финансирование. Но в целом - мы планируем сосредоточиться на задачах лесовосстановления, посадки лесов, а объем санитарных рубок придется несколько снизить. Ну и задач по обеспечению пожарной безопасности в лесах с нас никто не снимает, эти задачи у нас неизменны из года в год – вовремя обнаружить пожар, в кратчайшие сроки ликвидировать. Это задача первоочередная, экономить на ней мы не имеем права. Будем оптимизировать расходы, от чего-то придется отказаться. Кроме того, у нас ежегодно повышается собираемость штрафов с нарушителей лесного законодательства, эти деньги бюджету лишними не будут.

– Расскажите, пожалуйста, о взаимодействии комитета с общественными организациями, в частности, с Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Известно, что подмосковные власти предложили "фронтовикам" войти в состав Лесного совета Московской области. Приняли ли они это предложение? Удается ли найти взаимопонимание? Как вы оцениваете инициативу ОНФ о так называемом "Зеленом щите" (запрете вырубки леса ближе 70 км от МКАД)?

– Мы ведем диалог с ОНФ, в том числе по поводу данной инициативы и уже удалось достичь взаимопонимания в этом вопросе. Дело в том, что полный запрет на выполнение любых рубок приведет к экологической катастрофе, санитарные рубки необходимы, а запрет на промышленные рубки с целью заготовки древесины на территории Московской области действует с 1978 года. Все рубки леса, выполняемых в настоящее время являются санитарными и направлены на ликвидацию последствий эпидемии короеда-типографа.

Полностью запретить все рубки в Подмосковье нельзя – хотя бы по той причине, что у нас, по разным оценкам, от 25% до 45% лесов – высажены искусственно. Эти леса являются однородными массивами как по породе, так и по возрасту, и сейчас они достигли предельного срока жизни.

Если в лесу естественного происхождения все деревья разных возрастов, и гибель старых деревьев не влияет на общее состояние леса, то в лесах искусственного происхождения гибель старых деревьев будет происходить одновременно, а они все одного возраста – то есть мы увидим, как за несколько лет будут погибать целые леса, превращаясь в бескрайние ветровалы и буреломы.

Именно поэтому специалисты-лесоводы говорят о необходимости не только санитарных рубок, но и рубок обновления – постепенно, аккуратно заменять старые леса новыми, вместо сплошных ельников высаживать смешанный лес.

Поэтому говорить о реализуемости данной инициативы ОНФ в ее первоначальной форме не приходится, однако, в ходе диалога с представителями ОНФ, нам удалось достичь взаимопонимания, договориться о выводе на новый уровень общественного контроля за работой лесного хозяйства Подмосковья.

Уже в этом году представители общественных организаций таких, как ОНФ, "Зеленая Россия", "Гринпис России" и другие, начали принимать активное участие не только в контроле за проведением рубок, но и в планировании санитарных рубок на следующий год.

В частности, эти вопросы мы обсудили на выездном заседании Общественного лесного совета, состоявшемся 13 ноября 2015 года в Истринском лесничестве. Члены ОНФ также принимали участие в заседании, а эксперт Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, академик Российской академии наук, доктор сельскохозяйственных наук Николай Моисеев уже давно является сопредседателем Общественного лесного совета.

Так что ответственно могу заявить, что Комитет лесного хозяйства открыт для сотрудничества с общественностью и готов обсуждать любые общественные инициативы, которые не идут в разрез с научно-обоснованной точкой зрения на ведение лесного хозяйства и здравым смыслом.

Кроме того, мы работаем сейчас над размещением всех данных в открытом доступе. Любой гражданин сможет зайти на сайт и посмотреть, какие работы и в какие сроки будут выполняться в интересующем его месте, кто подрядчик, как и когда планируется лесовосстановление на этом месте, это если говорить о санитарных рубках. Будет такая интерактивная карта, с разными видами работ, с описанием.

– Сколько нарушений лесного законодательства выявили работники лесного хозяйства в текущем году? Какого рода нарушения происходят наиболее часто? Сколько штрафов было наложено и взыскано?

– Наиболее частыми нарушениями за текущий год стали нарушения граждан правил пожарной безопасности в лесах и незаконный захват лесных участков. Так, например, на 10 ноября 2015 по штрафам за нарушение правил пожарной безопасности поступление денежных средств составило 68 млн 535 тысяч рублей, а по административным штрафам 38 млн 785 тысяч рублей. Мы намерены дальше продолжать усиление мер федерального государственного лесного надзора и федерального пожарного надзора в лесах и на землях лесного фонда.

– В этом году в комитете лесного хозяйства было оборудовано автоматизированное рабочее место оператора "Системы-112". Как вы оцениваете результаты этого решения: стало ли быстрее доходить до работников лесного хозяйства информация о происшествиях в лесах? Планируется ли создание большего количества рабочих мест операторов системы в ведомстве?

– Скорость прохождения информации практически не увеличилась, так как лесопожарная информация поступает напрямую от граждан и лесничества в региональную диспетчерскую службу комитета лесного хозяйства.

При этом следует учесть, что наибольшая часть лесных пожаров обнаруживается при проведении воздушного или наземного патрулирования сотрудниками лесной охраны. Так, например, по сообщениям от местного населения было обнаружено 8% от общего числа лесных пожаров – 17 пожаров. Все остальные лесные пожары были обнаружены силами средств лесного хозяйства Московской области.

С другой стороны, главным плюсом включения лесного хозяйства Подмосковья является удобство использования. Жителям области достаточно запомнить один короткий номер, чтобы получить помощь практически в любой ситуации. Ради этого все и затевалось – облегчить населению обращение за помощью экстренных служб.

– В начале года планировалось увеличить штат инспекторов лесной охраны до 1,4 тыс. специалистов. Удалось ли это сделать? Хватает ли кадров достаточного уровня квалификации?

На текущий год штат лесных инспекторов составляет 1095 штатных единиц. А площадь земель лесного фонда на территории Московской области составляет 1940,9 тыс. га. Таким образом, на одного государственного лесного инспектора возложена ответственность за состояние леса в среднем на площади около 1,6 тыс. га, а норматив патрулирования должен составлять не более 0,9 тыс. га. При таких площадях патрулирования лесов, приходящихся на одного лесного инспектора, обеспечить реальную охрану лесов от нарушений законодательства и от лесных пожаров становится тяжелой задачей.

Проблема, разумеется, кроется и в дефиците квалифицированных специалистов, особенно молодежи, и в ограниченности финансирования в связи с экономической ситуацией в стране, и в нежелании молодежи идти работать в лес – там действительно надо работать, поэтому к нам приходят только энтузиасты своего дела.

- В Подмосковье реализуется проект по установке видеокамер на территории лесов. Сколько камер в настоящий момент установлено? Сколько и за какой срок планируется установить? Каковы результаты "работы" видеокамер в подмосковных лесах?

Создание системы СОУЛП первоначально планировалось в реализацию в течение трех этапов, с 2013 – 2015 годы, за счет средств регионального бюджета, но и здесь экономика внесла свои коррективы.

По проекту планировалось установка 84 видеокамер в подмосковных лесах. В настоящее время функционирует 54 видеокамеры с общим охватом более 70% земель лесного фонда, до конца года планируется установить еще 5 камер. А в 2016 году будут установлены еще 20 видеокамер, что позволит охватить видеомониторингом 100% земель лесного фонда Московской области.

В ходе эксплуатации выявлены различные недочеты в работе, которые планируются устранить в рамках реализации третьего этапа системы СОУЛП до конца текущего года. Однако на сегодняшний день установка новых видеокамер временно прекращена в связи с сокращением бюджета, финансирование перенесено на 2016 год.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще