В минувшем году в Московской области была создана единая служба скорой медицинской помощи. О том, какие причины вызвали необходимость такой централизации и каковы ее первые итоги, "Интерфаксу" рассказал министр здравоохранения региона Дмитрий Марков.
- Чем была вызвана необходимость создания в Подмосковье такой структуры, как единая служба скорой медицинской помощи?
- В прошлом мы зачастую слышали жалобы на ту или иную диспетчерскую, которая отказывается отправлять бригаду на вызов, ссылаясь на то, что какой-то муниципалитет не входит в зону ее обслуживания. Это нельзя назвать нормальной ситуацией.
С созданием единой службы скорой помощи пропало понятие административных границ, теперь мы работаем в рамках общего для всех бригад пространства.
Централизовать звонки и учет вызовов было, конечно, непросто. Посудите сами: в Московской области одних только улиц Ленина несколько сот. Но благодаря труду наших специалистов, это удалось сделать.
Единый областной центр скорой помощи сегодня работает в Красногорске, эта структура ежедневно отслеживает маршруты более 600 машин. Что касается подстанций, то их число за счет централизации было сведено к 14-ти.
Мы планируем, что в конце этого года в том же Красногорске начнет свою работу единая диспетчерская служба скорой медицинской помощи.
- К каким результатам уже привела централизация службы скорой помощи в Подмосковье?
- Главное, что бригады скорой помощи доезжают до пациента быстрее: этот показатель улучшился на 10%-15% по сравнению с тем, что было три года назад.
При этом стремиться нам еще есть к чему. Так, мы поставили для себя задачу достичь времени прибытия скорой помощи на место дорожно-транспортного происшествия в течение десяти минут, удается это делать примерно в 90% случаев.
По всем остальным вызовам норматив больше – 20 минут. В него мы пока не укладываемся по не слишком серьезным запросам. Речь идет, например, о повышении у пациента температуры или сильной головной боли. Строго говоря, с этими жалобами нельзя обращаться в "скорую", однако наша ментальность такова, что жители все равно это делают. Такие вызовы перегружают службу и иногда мешают оперативному реагированию на экстренные случаи. В этой ситуации мы должны нарастить объемы оказания неотложной медицинской помощи. Ее централизация – наша следующая задача.
- Когда планируете ее выполнить?
- Сегодня неотложная медицинская помощь работает в рамках поликлиник. Для перевода ее в структуру скорой медпомощи и централизации необходимо подготовить соответствующую нормативную документацию. Планируем в течение месяца-полтора это сделать, чтобы со второго полугодия запустить службу в новом формате.
- Жители Подмосковья ранее жаловались на случаи некорректного общения с ними диспетчеров скорой помощи. Удалось ли решить эту проблему вместе с централизацией службы?
- До централизации в Московской области было свыше 100 диспетчерских, в каждой из которых действовали свои правила. Поэтому, действительно, были случаи некорректного отношения к пациенту. Сегодня мы имеем возможность ознакомиться с записью каждого вызова, откуда бы он ни поступил. И это, естественно, снижает вероятность злоупотреблений.
Более того, в настоящее время министерство работает над составлением стандартного протокола общения с пациентом, которым будут руководствоваться все диспетчеры.
- Какова ситуация с заполнением штата службы скорой медицинской помощи в Подмосковье?
- Кадровый дефицит имеет место быть: на сегодняшний день нам не хватает около 130-150 специалистов. При этом число бригад является достаточным для решения основных задач, стоящих перед службой. Дефицит закрывается силами действующих работников, что, конечно, ложится дополнительным бременем на их плечи и отражается на здоровье.
Мы стараемся повлиять на ситуацию за счет предоставления новым работникам жилья на условиях социальной ипотеки и привлекательной заработной платы. Думаю, что от регионального правительства и в дальнейшем последуют предложения по повышению оплаты труда и мотивирующим мерам для укомплектования службы скорой помощи.
- В Подмосковье планировалось создать симуляционный центр для подготовки сотрудников скорой помощи. На каком этапе находится реализация этого проекта?
- Такой центр уже работает: он действует второй год на базе кафедры скорой и неотложной медицинской помощи Московского областного научно-исследовательского клинического института имени М.Ф.Владимирского. Однако мы планируем создать аналогичное учреждение и в Красногорске, оно призвано стать единой точкой подготовки подмосковных бригад скорой помощи. Ориентировочно второй такой центр может появиться в Подмосковье уже в 2019 году.
- Давайте немного поговорим об автопарке службы скорой помощи Подмосковья. Каковы планы по его обновлению на этот год?
- Как мы уже сообщали, сегодня на линии нет ни одной подмосковной машины скорой помощи старше пяти лет. Однако автомобили продолжают устаревать: в среднем мы ежегодно списываем 60-70 единиц. Это количество нужно регулярно восполнять.
Так что в 2018 году мы планируем приобрести около 65 новых машин скорой помощи. Как правило, это автомобили отечественного производства, укомплектованные согласно федеральным нормативным приказам.
- Жителям Подмосковья хотели предоставить возможность отслеживать движение машины скорой помощи дистанционно. Удалось ли создать подобный сервис?
- Да, он работает на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.
Порядок действия при пользовании этим сервисом следующий: диспетчер фиксирует номер телефона, с которого поступил вызов. Указав этот номер на портале госуслуг, пользователь может отследить продвижение машины скорой помощи.
Судя по отзывам на интернет-портале "Добродел", эта услуга нравится людям. Действительно, она не только позволяет жителям со спокойным сердцем ждать приезда медиков, но и способствует нормальной работе диспетчеров, которых не отвлекают звонки с просьбой уточнить время приезда кареты скорой помощи.
Мы, безусловно, оцениваем этот опыт как положительный, тем более, что нигде в России такого сервиса пока нет.