Эксклюзив 29 октября 2018 г. 16:02

Министр здравоохранения Подмосковья Д.Матвеев: "Мы должны изменить формат работы областных поликлиник"

Министр здравоохранения Подмосковья Д.Матвеев: "Мы должны изменить формат работы областных поликлиник"

Новый глава подмосковного Минздрава Дмитрий Матвеев ранее занимался вопросами организации медицинского обеспечения в нескольких регионах России. О специфике системы здравоохранения Московской области и о тех задачах, которые перед ней ставит новый министр, Д.Матвеев рассказал "Интерфаксу".

- Вы возглавили министерство в конце сентября, и за прошедшее время наверняка смогли ознакомиться с системой здравоохранения Московской области. В чем вам видятся ее сильные и слабые стороны?

- В целом система здравоохранения сталкивается в Московской области с теми же вызовами, что и в других субъектах Российской Федерации (РФ). Однако наш регион занимает второе место в стране по объемам финансирования этой сферы, что накладывает определенный отпечаток на деятельность властей в указанном направлении, ведь на Подмосковье ориентируются многие территории.

Безусловно, у подмосковной системы здравоохранения есть сильные стороны: в регионе развита высокотехнологичная медицинская помощь и действуют сильные научно-исследовательские институты. Однако существуют и проблемы.

Одна из важнейших: население Московской области не может получить в учреждениях здравоохранения региона определенные виды специализированной медицинской помощи. Для этого жителям приходится ехать в Москву или какие-либо иные субъекты РФ. Так, в Подмосковье нет центра лечения острых отравлений и специализированных многопрофильных детских больниц.

Мы собираемся восполнить этот пробел, но в разумных пределах: в развитии на территории региона уникальных видов специализированной медицинской помощи, которые сегодня оказывают лишь в федеральных центрах, особого смысла нет. Однако в остальных направлениях нужно работать путем создания специализированных отделений в городских и районных больницах, благо возможности для этого у Московской области есть.

Например, нам сегодня не хватает около одной тыс. специализированных коек для юных жителей Подмосковья. Чтобы решить эту проблему мы планируем построить две детские областные больницы.

- Какие приоритетные задачи вы ставите перед собой как глава подмосковного Минздрава?

- Изучив обращения жителей Подмосковья в региональное правительство и на интернет-портал "Добродел", я определил для себя в качестве приоритетных три задачи. Первая - изменение формата работы областных поликлиник, чтобы их пациенты могли своевременно попасть на прием к нужным им специалистам. Вторая - улучшение системы льготного лекарственного обеспечения.

И, наконец, третья - создание эффективной службы скорой медицинской помощи, которая своевременно приезжает к тому человеку, которому необходима помощь.

Естественно, этим кругом вопросов мы не будем ограничиваться. Приведу лишь один пример: в течение следующего года планируем внедрить в хирургическую и гинекологическую практику подмосковных специалистов малоинвазивные технологии. Для этого все региональные стационары будут обеспечены необходимым оборудованием, а доктора пройдут обучение навыкам проведения лапароскопических операций. Это щадящие для пациента процедуры, благодаря которым срок его восстановления снижается. Как результат - учреждение может помочь большему числу человек при сохранении того же количества коек.

Хочу добавить, что общение с жителями Московской области на тему развития системы здравоохранения продолжается. Так, почти две недели назад на интернет-портале "Добродел" стартовало народное голосование по определению основных проблем в медицинских учреждениях региона.

Этот опрос, наряду с замечаниями и предложениями населения в социальных сетях, позволит определить те проблемные точки системы здравоохранения региона, которые требуют первостепенного внимания.

Голосование мы продлили до 30 ноября, принять в нем участие может любой житель Московской области. Для этого нужно найти на портале "Добродел" медицинскую организацию, работа которой вызывает замечания, а затем выбрать из перечня актуальную проблему. В случае ее отсутствия можно написать собственный вариант в отдельной форме.

- В Московской области в последние годы шла работа по улучшению облика поликлиник. Что вы планируете сделать для изменения формата работы этих учреждений?

- Действительно, формирование нового облика поликлиник - это важная задача. И те решения, которые были приняты в отношении, скажем, регистратур, кажутся мне правильными. Однако проблема в том, что ситуация с очередями к специалистам все еще остается в Подмосковье непростой. И пусть сегодня эти очереди не "живые", а электронные.

Мы планируем создать такую систему, при которой пациент сможет записаться к участковому врачу в течение 24 часов.

- И как же это сделать?

- Во-первых, нужно отрегулировать потоки пациентов. Участковые врачи должны принимать только тех, кто уже записан к ним. Никаких поблажек людям, которые вне очереди хотят зайти к специалистам, чтобы "кое-что спросить", быть не должно. А тех жителей, у которых случилось обострение заболевания, необходимо принимать в отдельном кабинете - это может быть комната дежурной или неотложной помощи.Во-вторых, мы планируем избавить участковых терапевтов от необходимости ходить к пациентам на дом. Сегодня, как вы знаете, эти врачи ведут прием около четырех часов, после чего некоторое время посвящают обходу вызовов.

Министерство здравоохранения собирается предложить докторам уделить все свое рабочее время приему пациентов, за что будет введена специальная доплата. Вызовы на дом при этом станут обслуживать специально созданные бригады неотложной медицинской помощи, которые мы оснастим автомобилями.

Эта практика уже была опробована в ряде российских регионов, где положительно зарекомендовала себя. Благодаря ее внедрению, подмосковные поликлиники ежедневно смогут принимать на 60 тыс. пациентов больше.

- Когда подмосковные терапевты перейдут на такой режим работы?

- До конца 2018 года проект будет реализован в шести пилотных поликлиниках, к середине следующего - запустим его в 20 наиболее проблемных в этом отношении муниципальных образованиях.

Повсеместно же участковые терапевты Московской области начнут работать в таком режиме к концу 2019 года.

- А не планирует ли подмосковный Минздрав изменить график работы поликлиник: сделать их доступными для пациентов и в выходные?

- Ряд поликлиник Московской области уже работают по субботам, но нельзя сказать, что в этот день учреждения одинаково востребованы у пациентов. Мои личные объезды объектов здравоохранения показывают, что взрослые поликлиники по субботам обычно пустуют, а вот детские - заполнены.

Поэтому мы не будем вырабатывать общее решение для всех поликлиник Московской области, а учтем запросы местного населения и так сформируем идеальный график работы для каждого конкретного учреждения.

Хочу также добавить, что в числе запланированных к реализации в поликлиниках региона мероприятий - оснащение их компьютерами. Сегодня около 5,5 тыс. рабочих мест здесь не оборудованы современной техникой, ей в полной мере обладают только детские поликлиники и женские консультации. Мы планируем улучшить эту ситуацию, после чего полностью перейти на электронный документооборот.

- Вы упомянули о планах по улучшению региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Действительно, периодически возникают сообщения о проблемах с получением того или иного препарата в муниципалитетах Подмосковья, в чем причина сложившейся ситуации?

- Корень проблемы в том, что в Московской области не формируется персонифицированная заявка на закупку льготных лекарств. Их приобретают по неким усредненным значениям: условно, ежегодно мы закупаем десять тысяч упаковок препарата, не зная точно, сколько его понадобится, - пять тысяч или пятнадцать тысяч.

Система должна строиться по-другому: мы должны четко знать, сколько у нас льготников и каковы их лекарственные нужды. Поэтому со следующего года мы полностью переходим на персонифицированную заявку.

В этой сфере есть и еще несколько проблем. Так, в Подмосковье отсутствует автоматизированная система перераспределения препаратов, из-за чего и возникают ситуации, когда в одной территории недостаток какого-либо лекарства, а в другой - его переизбыток.

Плюс нуждаются в усовершенствовании закупочные процедуры, которые осуществляет ведомство. Иногда они занимают несколько месяцев, что нельзя назвать оперативной процедурой.

В целом сегодня мы обслуживаем 90% рецептов день в день, наша задача - довести этот показатель до 99%. А оставшийся 1%, который будет приходиться на индивидуальное отсроченное лекарственное обеспечение, нужно обслуживать в течение максимум семи дней.

- И, наконец, как планируете создать эффективную службу скорой медицинской помощи?

- В 2019 году мы планируем создать единую диспетчерскую службу скорой медицинской помощи, что позволит контролировать процесс общения сотрудников с заявителями. Цели мы преследуем две. Во-первых, это поможет сократить время приема вызова до 90 секунд. Во-вторых, так мы сможем внедрить стандарт диалога диспетчеров с пациентами. Например, обязательным станет указание того, к какой категории отнесен конкретный вызов.

К сожалению, люди часто не понимают разницы между экстренной и неотложной помощью. А если диспетчер им еще и не говорит об этом, то возникают разного рода недоразумения. Например, вызвал человек медиков из-за температуры под 38 градусов и ждет, что они приедут через 20 минут, а когда этого не происходит, то он начинает нервничать и думать, что о нем забыли. Если бы ему сразу сказали, что бригада приедет в течение двух часов, поскольку вызов отнесен к категории неотложных, реакция была бы совершенно иной.

Помимо формирования единой диспетчерской службы, мы планируем создать систему, при которой каждому звонившему в "скорую" будет приходить смс-сообщение с контактным телефоном назначенной на его выезд бригады и ориентировочным временем ее прибытия. Это поможет пациенту при необходимости связаться с медиками.

Наконец, в разработке находится мобильное приложение, с помощью которого вызвавший бригаду скорой медицинской помощи сможет узнать, где она находится в тот или иной момент времени. Увидеть свет этот сервис также должен в 2019 году.

При всем этом мы понимаем, что проблема дорожных пробок напрямую влияет на эффективность работы скорой помощи в Московской области. Поэтому совместно с дорожно-транспортным блоком регионального правительства рассматриваем возможность разгрузки конкретных участков региональных трасс, где чаще всего наши бригады попадают в дорожные заторы. Оговариваем возможности строительства развязок, установки светофоров или устройства дополнительных полос движения - все это способствует сохранению драгоценного для жизни пациентов времени.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще