Эксклюзив 28 декабря 2018 г. 15:06

Министр экономики и финансов Московской области М.Ан: "Надо смотреть на региональный бюджет как на инвестиции в развитие"

Министр экономики и финансов Московской области М.Ан: "Надо смотреть на региональный бюджет как на инвестиции в развитие"

Мособлдума в начале декабря приняла бюджет Московской области на ближайшие три года. Главный финансовый документ и стратегию развития региона "Интерфакс" обсудил с министром экономики и финансов Московской области Михаилом Аном.

- Итак, каковы же те тенденции, что нашли отражение в новом трехлетнем бюджете Подмосковья?

- Бюджет Московской области является одним из самых крупных в стране. По своему размеру он занимает второе, после московского, место.

Так, по итогам 2018 года доход консолидированного бюджета Подмосковья составил 618 млрд рублей – плюс 50 млрд к прошлому году. В следующем году он должен приблизиться к отметке 700 млрд руб. Другими словами, мы уверенно движемся к достижению поставленной губернатором Подмосковья Андреем Воробьевым цели - довести размер доходной части регионального бюджета до одного триллиона рублей.

С 2013 по 2017 годы подмосковный бюджет ежегодно рос примерно на 9%, в этом году темп увеличился еще на 1%-1,5%. В ближайшей перспективе, с учетом запланированных структурных изменений и проектов, доходную часть планируем увеличивать на 13,5% в год. Если удастся достигнуть таких показателей, то планка в триллион будет взята уже к 2022 году.

При этом подмосковный бюджет на 2019 - 2021 годы остается социально ориентированным: на эти цели будет направлено более 70% от общего объема расходов. Еще 15% - вложения в инфраструктуру и меры, стимулирующие рост инвестиций. Это значительный показатель по сравнению с большинством российских регионов, при этом для опережающего роста экономики доля таких расходов должна составлять не менее 25%.

Дело в том, что между объемом инвестиций и ростом экономики существует прямая корреляция. В среднем один рубль вложений дает пятикратный прирост валового регионального продукта (ВРП). Объем инвестиций в основные фонды в Подмосковье в 2018 году оценивается в размере почти 820 млрд руб. ВРП прогнозируется на уровне не ниже 4,3 трлн руб. Как видите, это соотношение сохраняется.

Согласно принятому бюджету, в пределах упомянутых 15% средства будем в первую очередь направлять туда, где инвестиции приносят максимальный эффект: в дорожно-транспортную, инженерную, социальную инфраструктуру, комплексное благоустройство городов и территорий. Приоритеты – направления, снимающие инфраструктурные барьеры и ограничения, а также дающие наибольший эффект для роста частных инвестиций на рубль бюджетных. Например, в промышленных парках на один рубль бюджетных вложений приходится 10, а то и 15 рублей частных инвестиций.

Нам в этом отношении повезло: в отдаленных от столицы регионах требуется существенно больше бюджетных расходов, чтобы подтолкнуть бизнес к вложениям своих ресурсов. Московский регион очень привлекателен с точки зрения инвестиций. Зачастую достаточно мер административной поддержки, честного и открытого диалога власти с бизнесом, чтобы инвесторы пришли на территорию, если она развитая.

Возьмите Красногорск: здесь объем поступлений от налогов для малого и среднего бизнеса увеличивается быстрее, чем в любом другом подмосковном муниципалитете. По итогам 11 месяцев 2018 года прирост составил 37%, при этом в целом по Московской области - 17%.

- За счет чего Красногорск демонстрирует такие результаты?

- Это правильный вопрос. Во-первых, Красногорск удачно расположен: город примыкает к Москве. Во-вторых, здесь сосредоточено много нового жилья, которое в основном приобретает молодое население, не имея возможности или желания купить квартиру в столице. В-третьих, это развитая территория в инфраструктурном отношении: здесь есть торговые и деловые центры. Все это приводит к тому, что к муниципалитету проявляет повышенный интерес малый и средний бизнес, поскольку в его границах выгодно размещать магазины разного формата, кафе и рестораны.

Понятно, что не все так безоблачно: в Красногорске непростая дорожная ситуация, но профильный блок регионального правительства вместе с муниципальными властями работает над решением этой проблемы. Когда она уйдет в прошлое, городской округ станет еще более привлекательным для жизни и развития бизнеса.

На этом примере можно проследить важную закономерность: предпринимательская деятельность растет на комплексно развитых территориях.

Безусловно, меры по поддержке бизнеса важны, но они всегда ограничены: какой доле от общего числа предприятий государство сможет оказать прямую помощь? Десяти процентам? Конечно, для кого-то это выход. Но если мы хотим стимулировать действительно мощный рост рынка, нам нужно развивать территории, в условиях которых он существует.

- Но ведь все подмосковные муниципалитеты не разовьешь так, как Красногорск...

- В одночасье не разовьешь. Но многие подмосковные города имеют колоссальный потенциал для этого. Необходимо решить проблемы транспортной доступности, построить офисы, развить сферу услуг. Все сделать, чтобы наше население могло полноценно жить, работать и отдыхать в своем родном городе. Главное – понять, каковы возможные точки роста городов и территорий.

Возьмем, например, Балашиху, где, между прочим, проживает 6% населения всей Московской области. Сегодня этот муниципалитет представляет собой разрозненные спальные районы, население которых по большей части работает в столице. Естественно, там же оно и тратит деньги.

При этом в самом городе фактически пустует 600 га бывших промышленных площадей. Совместно с муниципалитетом мы сформулировали стратегическую цель реорганизовать от 50 до 100 га этих территорий в течение следующих 5 лет. Это позволит обеспечить жителей современными центрами экономической активности, рекреации и высокопроизводительными рабочими местами.

Начнем с двух пилотных проектов - реновации корпусов Балашихинской хлопкопрядильной мануфактуры и Реутовской хлопкопрядильной фабрики, каждая занимает около 5 гектар. Здесь будут созданы пространства для креативных индустрий, экологичных производств, стрит-ритейла, ресторанов и кафе. Расширятся пешеходные зоны, будут организованы веломаршруты, открыты площадки для рекреации, отдыха и занятий спортом. Обе фабрики станут частью ткани городов: появятся новые рабочие места и точки притяжения для местных жителей, плюс закономерно возрастет объем налоговых поступлений. И это только на первом этапе освоения старопромышленных площадей.

Пример Балашихи и Реутова далеко не единственный. Богородский городской округ - это развитая в промышленном отношении территория. Только три местные промышленные площадки перечислили 15 млрд руб. налогов, в течение ближайших пяти лет сумма может быть удвоена. Это один из драйверов экономики Подмосковья.

Но сейчас мы обязаны решить проблемы роста, которые возникают в этом муниципалитете. Местная дорожно-транспортная инфраструктура перестает справляться с нагрузкой, а если там начнут возникать серьезные пробки, то округ станет менее привлекательным для инвестиций.

Еще одна задача – подготовка квалифицированных кадров для индустриально-логистических парков. Для этого необходимо строить и развивать региональный образовательный центр, внедряя инновационные программы обучения. Одновременно в Богородске важно благоустраивать общественные пространства, чтобы жители здесь могли не только качественно работать, но и отдыхать.

Или вот возьмите Орехово-Зуево. Социология показывает, у тех, кто здесь никогда не бывал, в сознании имеется стереотип города с криминальной обстановкой. Но на самом деле муниципалитет имеет замечательный потенциал для развития и, что особенно важно, местные жители ему преданы – они хотят там жить и работать. Уже есть компании, которые создают конкурентоспособный на российском рынке продукт, и им необходимо предоставить площадку для развития.

В самом центре Орехово-Зуево располагается бывшая Никольская мануфактура Саввы Морозова – здание потрясающей архитектуры, рядом протекает река… Потенциально это место привлекательно для бизнеса. Поэтому мы взялись за обустройство набережной, собственник реорганизует фабричные пространства. С помощью подмосковного Мининвеста там уже создают коворкинг. В перспективе запланирован креативный кластер.

Местные власти планируют благоустройство на участке от вокзала до центра города и вдоль реки Клязьма, на часть работ выделен областной грант. Если все запланированное получится, через два-три года вы Орехово-Зуево не узнаете!

- Как я понимаю, мы с вами говорим о программе "Территории роста"?

- Да, это программа, которую в этом году мы реализовали по инициативе губернатора вместе со специалистами из Московской школы управления "Сколково", коллегами из правительства Московской области, экспертами и инвесторами. Лучшие концепции по развитию территорий городских округов Балашиха, Реутов, Богородский, Королев, Коломенский, Зарайск, Орехово-Зуево и Волоколамского муниципального района получили гранты на воплощение проектов.

Эффект от реализации большинства этих инициатив жители должны почувствовать в течение пяти ближайших лет. Быстрее всего результаты должны принести проекты по вовлечению в оборот зданий бывших фабрик и благоустройства территорий, стимулирующие форматы малого предпринимательства вокруг – например, в Балашихе, о чем мы с вами уже говорили.

В дальнейшем планируем работать и с другими муниципалитетами: Долгопрудным, Мытищами, Жуковским, Химками, Люберцами… Мы предпримем максимум усилий для того, чтобы программа “Территории роста” начала носить постоянный характер. Ведь региональная власть должна создавать инфраструктурные условия для развития муниципалитетов – только у нее есть для этого необходимые полномочия, компетенции и ресурсы.

Следуя именно этой доктрине, мы провели реструктуризацию подмосковного бюджета. И в дальнейшем – за счет роста поступлений – планируем все больше средств вкладывать в развитие.

- А какие планы по бюджетной поддержке социального блока?

- В бюджете на ближайшие годы достаточно ресурсов, чтобы обеспечить необходимое финансирование этой сферы. Вообще мы рассматриваем строительство детских садов, школ, медицинских, спортивных и культурных объектов как часть масштабной работы по созданию инфраструктуры. Без них на территории не будет развиваться экономика.

При этом нужно учитывать и еще одно немаловажное обстоятельство: если мы хотим видеть в Подмосковье больше высокопрофессиональных кадров, то должны обеспечить их инфраструктурой надлежащего качества. Например, одним лишь ремонтом школ и поликлиник не обойтись, в своей работе эти учреждения должны применять лучшие российские и международные практики. И такая задача сейчас стоит перед социальным блоком регионального правительства.

- Рассматриваете ли возможность бюджетных заимствований для реализации всех упомянутых инициатив?

Московская область – динамичный регион с мощной экономикой. За 5 лет собственные доходы консолидированного бюджета выросли на 34%, налоговые и неналоговые доходы – в 1,5 раза. За этот период долговая нагрузка на бюджет была снижена до 20,3%.

В настоящий момент доходы бюджета с учетом потребности в резком ускорении роста и инвестирования в основные фонды позволяют нам дополнительно занять в ближайшие два года средства на ускоренное развитие в 2020-2021 гг. С учетом дальнейшего роста доходов доля заимствований естественным образом будет снижаться.

Я считаю правильным применение принципа корпоративного бюджетирования в работе с развивающей частью бюджета. Именно так смотрят институциональные инвесторы: стратегия, направленная на экономическую отдачу и возвратность бюджетных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность территорий Подмосковья создает наибольший среди регионов РФ потенциал для развития. При этом даже такого ресурса недостаточно, чтобы единомоментно преобразовать огромные площади, поэтому наша задача в первую очередь снять инфраструктурные барьеры, а во вторую — сформировать действенные стимулы для вложений бизнеса в основные фонды. Именно это даст толчок опережающему росту экономики и реальному росту доходов граждан.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще