Репортажи 9 октября 2014 г. 11:00

Более 860 тыс. жителей Белгородской области приняли участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне

Более 860 тыс. жителей Белгородской области приняли участие во Всероссийской тренировке по гражданской обороне

 На вопросы читателей агентства "Интерфакс-Центр" в ходе интернет-конференции ответил начальник главного управления МЧС России по Белгородской области Сергей Потапов.

- Сергей Петрович, знаем, что сотрудники регионального управления МЧС участвовали во Всероссийской тренировке по гражданской обороне. Как она проходила?

- Главное управление МЧС России по Белгородской области участвовала в масштабной Всероссийской тренировке по гражданской обороне, которая проходила с 4 по 8 октября. Также в ней традиционно принимают участие руководители структурных подразделений, сотрудники, уполномоченные решать задачи гражданской обороны, силы гражданской обороны, органы местного самоуправления, спасательные службы и организации. Цели тренировки - совершенствование практических навыков и проверка готовности различных ведомств и служб к ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках проведения Всероссийской тренировки готовность сил и средств к организации предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций проверили и в Белгородской области. Учения проходили в несколько этапов, о каждом из которых своевременно оповещались органы власти и население. Были развернуты 133 элемента гражданской обороны: сборные эвакуационные пункты, пункты выдачи средств индивидуальной защиты, посты радиационного, химического и биологического наблюдения, санитарно-обмывочные пункты, подвижные пункты управления и подвижные пункты питания. Для ликвидации различных условных чрезвычайных ситуаций была привлечена группировка сил и средств в количестве 462 человек и 163 единиц техники. Всего в тренировке приняли участие более 860 тысяч человек населения Белгородской области.

- Завершен купальный сезон. Какова статистика и динамика по происшествиям на водоемах?

- В этом году купальный сезон в регионе длился с 1 июня по 25 августа. Как показывает статистика, пик гибели людей на водоемах пришелся именно на этот период.

В целом, обстановка на водных объектах области в период купального сезона 2014 года имела тенденцию к снижению числа происшествий и гибели людей на воде и характеризовалась следующими показателями:

- за период купального сезона на водных объектах области произошло 41 происшествие (в аналогичный период прошлого года - 43, уменьшение на 4,6%), в результате которых погиб 39 человек (в прошлом году - 40 человек, уменьшение на 2,5%), спасено 2 человек (в прошлом году - 3);

- с начала года на водных объектах произошло 44 происшествия (за аналогичный период прошлого года -47, уменьшение на 6,4%), в результате которых погибло 42 человека (в 2013 г. - 43 человека, уменьшение на 2,3%), спасено -2 человека (в прошлом году -4 человека). В основном, как видно из статистики, люди гибли на воде в купальный сезон. Три рыбака погибли весной, провалившись под тонкий лед.

Кроме того, как вы помните, в этом году на водных объектах области произошли две аварии, связанные с эксплуатацией маломерных судов. 14 июля на Старооскольском водохранилище столкнулись водный велосипед и водный мотоцикл, взятые напрокат на базе отдыха "Улыбка". В результате столкновения один пассажир водного велосипеда погиб, другой травмирован. Буквально через 2 дня на водохранилище у села Солдатское Ракитянского района столкнулись катер и водный аттракцион "Таблетка". Пассажир "Таблетки" погиб. Кроме того, неоднократно за купальный сезон наши сотрудники выявляли случаи использования моторных судов в непосредственной близости к зоне купания граждан. Только благодаря счастливой случайности никто не пострадал.

Как обычно, основные причины гибели людей на воде - купание в необорудованных местах и купание в состоянии алкогольного опьянения.

- В последнее время в регионе участились случаи возгорания мусора. Получается ли бороться с поджигателями?

- В августе и сентябре 2014 года на территории области зарегистрированы 186 случаев загораний мусора. Основные причины - неосторожное обращение с огнем (непотушенные сигареты, выброшенные в мусоропроводы жилых домов и урны для сбора мусора) и загорания мусора на свалках и пустырях.

К сожалению, установить виновных лиц, а соответственно, и умысел на совершение поджога, удается не всегда, чаще всего - из-за отсутствия очевидцев произошедшего.

В тех случаях, когда все же удается установить виновных, к ним применяются меры административного воздействия. В этом году на таких нарушителей было составлено 56 административных протоколов с мерой наказания в виде штрафа.

- На июльской пресс-конференции Вы рассказали журналистам о том, что область получила от Росрезерва полный комплект мобильного пункта временного размещения на 600 койко-мест. Насколько нам известно, он так и не пригодился. Как планируется его использовать дальше?

- Напомню: в июле в область прибыли два гуманитарных конвоя, которые доставили 19,5 тонн продовольствия, 1000 штук кроватей и прочее имущество для организации временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения вынужденных переселенцев с Украины. Все продовольственные товары и большая часть кроватей (700 штук) были переданы в муниципальные образования области для организации стационарных пунктов временного размещения и первоочередного жизнеобеспечения таких граждан.

Часть имущества находится в резерве. В случае необходимости наши сотрудники смогут оперативно развернуть мобильный пункт временного размещения вместимостью до 300 человек.

- 21 сентября в одной из новостроек Красноярска произошел крупный пожар. Огнем было охвачено все многоэтажное здание. По предварительной версии, столь быстрое распространение огня произошло из-за нарушений технологии строительства и ненадлежащего качества утеплителя. Не планируется ли в связи с этим проверить качество строительства домов в нашей области?

- В настоящее время проверки строительства жилых домов не входят в компетенцию сотрудников МЧС. В соответствии с требованием Федерального закона Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" органы государственного пожарного надзора МЧС России не участвуют в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства и подготовке заключений о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям пожарной безопасности. Также наши сотрудники не принимают участия в проверке соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности и проектной документации. Сейчас эти полномочия и функции возложены на управление государственного строительного надзора Белгородской области.

- Завершены ли проверки соответствия социально значимых объектов региона недавно вступившим в силу изменениям в Технический регламент о требованиях к пожарной безопасности (согласно которым становится обязательным оборудование объектов с массовым пребыванием людей системами дублирования сигнала о срабатывании систем автоматической противопожарной защиты на пульты единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС))? Есть ли нарушители?

- В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2012 года N117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с 13 июля 2014 года требование по обеспечению дублирования сигнала о срабатывании систем пожарной автоматики в подразделения пожарной охраны (пульты Единых дежурно-диспетчерских служб) стало обязательным. В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерацииоб административных правонарушениях за нарушение техрегламента предусматривается серьезная административная ответственность в виде штрафа: на должностных лиц - 15-20 тысяч рублей, на юридических лиц - 150-200 тысяч рублей.

Однако, несмотря на такую серьезную ответственность, часть объектов с массовым пребыванием людей и социально-значимых объектов до сих пор не оснащены подобными системами. Так, по нашим данным, не оборудованы дублированием сигнала пожарной автоматики на пульты подразделений пожарной охраны (ЕДДС) 100 из 1476 (или 7 %) объектов данной категории. Больше всего подобных нарушений в Прохоровском и Яковлевском районах, а также в областном центре. В указанных муниципальных образованиях не обеспечены системами вывода сигнала 22, 28 и 18 объектов соответственно. В основном, это школы и детские сады, в том числе, частные (Белгород). В остальных районах работа в этом направлении в целом завершена.

- Как часто вызовы сотрудников МЧС оказываются ложными? Какое наказание предусмотрено для "авторов" ложных сообщений о ЧС?

- Из поступающих диспетчерам звонков немалая часть - ложные вызовы. За 9 месяцев текущего года подразделения государственной противопожарной службы Белгородской области совершили около 30тысяч выездов, 2465 из них (более 8%) - по ложным вызовам.

Очень часто ложные вызовы пожарных происходят в случаях, когда человек принимает за пожар дым от огневых работ, разжигаемых костров, или водяной пар, кажущийся на расстоянии задымлением. Но есть и целенаправленные ложные звонки от так называемых "шутников".

Конечно, такие сообщения существенно осложняют жизнь спасателей. Ведь пожарные расчеты выезжают по сигналу тревоги в течение одной минуты, и только по прибытию к месту вызова выясняется, что вызов был ложным. Это приводит к бессмысленной эксплуатации пожарной техники; материальные и финансовые ресурсы также расходуются впустую. Кроме того, ложные звонки занимают телефонные линии и не позволяют дозвониться тем, кто действительно нуждается в помощи.

Конечно, такие шутки обойдутся дорого в прямом смысле этого слова. Вызов пожарных и других оперативных служб из хулиганских побуждений карается законом. Ответственность за преднамеренный ложный вызов предусмотрена статьей 19.13 КоАП РФ и влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 1 до 1,5 тысяч рублей. Однако к административной ответственности может быть привлечено только вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В случае если ложный вызов совершил подросток, не достигший 16 лет, административная ответственность не наступает: дело передается на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая устанавливает и применяет к подросткам дисциплинарные меры. Также подростки становятся на учет в подразделения по делам несовершеннолетних. Нельзя забывать и об ответственности родителей. За неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних опекуны или родители несовершеннолетних правонарушителей привлекаются к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних".

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена еще более серьезная ответственность. По статье 207 УК РФ "Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий" предусмотрено наказание либо в виде штрафа до 200 000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев; либо обязательных работ на срок до 480 часов или исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет. В особо серьезных случаях возможен арест на срок от 3 до 6 месяцев либо принудительные работы, ограничение либо лишение свободы на срок до 3 лет.

- Некоторое время назад было заявлено о проверке существующей системы оповещения населения региона о ЧС. Каковые результаты проверки?

- В нашей области созданы и функционируют технические системы оповещения, которые требуют постоянной проверки на пригодность к работе в нужный момент.

Проверка работоспособности аппаратуры оповещения и навыков работы дежурного персонала осуществляется: ежедневно дежурным персоналом ЕДДС муниципальных районов, старшим оперативным дежурным ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Белгородской области"; ежемесячно - инженерно-техническим персоналом, который проводит эксплуатационно-техническое обслуживание аппаратуры и анализ работоспособности технических средств. Кроме того, два раза в год осуществляется комплексная проверка по плану губернатора Белгородской области. При проведении этой проверки не только проводится контроль исправности аппаратуры, но и проверяются практические навыки дежурного персонала объектов экономики, действия должностных лиц и населения по оповещению. Очередная подобная проверка запланирована на 25 ноября текущего года.

- Что нового появилось в системе информирования и оповещения населения о чрезвычайных и внештатных ситуациях?

- В 2011- 2014 годах на территории области проведена поэтапная реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения региона на аппаратуре. В рамках реконструкции во всех районах области произведены монтажные и пуско-наладочные работы следующего оборудования:

- введены в действие 23 автоматизированных пульта управления;

- смонтировано 33 усилительно-коммутационных блоков уличных громкоговорящих устройств;

- введены в действие 8 систем переключения эфирного и проводного вещания для передачи сигналов ГО;

- смонтировано 210 электросирен с автоматическим запуском;

- проведена полная замена оборудования 23 коммутационных автоматизированных систем на телекоммуникационных узлах связи муниципальных образований;

- произведено сопряжение локальных систем оповещения потенциально-опасных объектов с РАСЦО.

Кроме того, введена в эксплуатацию комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации на территории Белгородской области.

Комплекс технических средств системы состоит из трех автоматизированных рабочих мест дежурно-диспетчерского персонала объектов ЕДДС муниципальных образований, двух систем мониторинга и контроля паводковой ситуации, расположенных на Белгородском иСтарооскольском водохранилищах, а также оконечного оборудования средств оповещения в 19 зонах, подверженных затоплению. КСЭОН сопряжена и управляется с автоматизированных пультов управления РАСЦО как с ЕДДС муниципальных образований, так и с ЦУКС главного управления МЧС России по Белгородской области.

Также во исполнение указа президента РФ от 31 марта 2010 г. N403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" на территории Белгородской области развернута "Система управления сегментами защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте".

Система управления состоит из сегмента системы информирования и оповещения в Белгородском аэропорту, автоматизированных пунктов управления в помещениях дежурно-диспетчерских служб аэропорта и полиции, центра управления сегментами информирования и оповещения в ЦУКС главного управления МЧС России по Белгородской области.

Таким образом, региональная автоматизированная система оповещения, комплексная система экстренного оповещения населения, система оповещения и информирования населения на транспорте готовы к выполнению предназначенных для них задач. На реконструкцию и создание из бюджета Белгородской области выделено и освоено 104,277 млн рублей.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще