Точка зрения 22 марта 2012 г. 14:25

Корабль меняет профессию

Interfax-Russia.ru – Судостроители Воронежа и Петрозаводска воссоздают военный парусник эпохи Петра Первого. Но воевать он нигде не будет - с его помощью будут привлекать туристов.

В России собираются воссоздать первый линейный корабль российского флота "Гото Предестинация" (на смеси немецкого и латинского это означает "Божье предвидение"). Работы над ходовой копией корабля идут сейчас в Карелии и в Воронежской области.

Выбор площадок для воссоздания уникального 58-пушечного парусника неслучаен. Воронежская земля, как известно, является колыбелью российского военного флота. Здесь с подачи Петра Первого российские судостроители строили первые корабли, которые доходили по Дону до Азова и помогли России отвоевать у турков выход к Азовскому морю.

Впоследствии Россия начала войну со Швецией, и российский флот был уже срочно необходим в другом месте. Так свои судостроительные верфи появились на Северо-Западе страны, впоследствии обеспечив Россию флотом не только для Балтики, но и для выхода к северным морям. Корабельные мастера живут здесь и работают до сих пор. Так, например, в Петрозаводске трудятся мастера "деревянного судостроения", которые помогут восстановить петровский парусник с исторической точностью.

Линейный парусник "Гото Предестинация" был спущен на воду в 1700 году. Уникальность "Предестинации" в том, что это первый парусник такого класса от начала и до конца созданный отечественными судостроителями.

Проект "Предестинации" Петр Первый составлял лично, но, судя по всему, брал за основу чертежи английских аналогов. В постройке также участвовали будущие известные корабельные мастера Федосей Скляев (его Петр назначил первым помощником) и Лукьян Верещагин, только что выучившиеся галерному кораблестроению в Венеции. Парусник до нынешнего времени не сохранился – его после потери Азова в 1709 году продали туркам. Однако "детище" Петра присутствует на нескольких гравюрах, и его описание есть в трудах историков флота.

Инициаторами воссоздания "Предестинации" уже в новейшее время стали власти Воронежской области. Правда, поначалу парусник планировали построить и спустить на воду к 425-летию Воронежа, которое отмечалось в сентябре 2011 года.

Однако конкурс на воссоздание корабля региональные власти провели только в начале 2011 года. Первоначальная стоимость госконтракта составляла 300 млн рублей. К марту выяснилось, что строительством "Предестинации" займется Павловский судостроительно-судоремонтный завод – единственный участник аукциона и прямой продолжатель дел воронежских корабелов, цена контракта при этом была 200 млн рублей.

Длина воссозданного четырехмачтового двухпалубного корабля составит 36 метров, ширина - 9,5 метров, глубина трюма - 2,9 метров. Если сравнить с парусниками более позднего времени, то "Предестинация" покажется не такой уж большой. Так, например, всем известный парусник "Седов" в три раза длиннее петровского корабля и в полтора раза шире. Однако военные парусники должны были нести не только оружие, но и быть маневренными.

В итоге закладка корабля состоялась в июне 2011 года в городе Павловске Воронежской области. Рабочие с помощью приглашенных первых лиц области установили "закладную доску" с названием корабля и датой его закладки. По традиции закладке предшествовал молебен, который провел митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев отметил, что "построенный корабль-музей станет реальным культурно-историческим центром и для воронежцев, и для всех гостей нашего города".

"Главная его миссия - воспитательная, связанная с восстановлением исторической справедливости, чтобы сегодняшняя молодежь помнила подвиги русских воинов, мощь русского государства, гордилась этим и передавала это следующим поколениям", - сказал губернатор.

По словам Гордеева, воссозданный корабль "свяжет времена и восстановит историю русского оружия, русского мужества и русского духа".

"В итоге это должна быть точная копия корабля петровских времен - до деталей, чтобы там можно было делать профессиональные экскурсии для тех, кто хотел бы посвятить себя морскому делу", - заявил воронежский губернатор.

Как подчеркнули в региональном правительстве, спуск парусника на воду ожидается в 2012 году. Новая "Предестинация" будет полностью функционирующим кораблем, который станет самой зрелищной частью композиции историко-культурного тематического парка "Петровский остров".

Концепцию самого Петропарка (так сокращенно называют Петровский остров в Воронеже) одобрили на заседании градостроительного совета в начале марта. Как и о "Предестинации" разговоры о его создании ходят в регионе уже давно.

Для создания историко-культурного комплекса необходимо провести историческую реконструкцию крепостных стен Воронежа, основных сооружений Адмиралтейского двора, фрагмента верфи, а также пристани, от которой будут ходить небольшие экскурсионные суда.

В конце 2010 года стоимость создания парка оценивалась примерно в 760 млн рублей. А его необходимость власти Воронежской области обосновывали так: "Адмиралтейская набережная является излюбленным местом для прогулок у жителей города и туристов, но там отсутствует необходимая для отдыха инфраструктура. Парк "Петровский остров" мог бы решить эти проблему".

Кстати, когда осенью 2010 года после отправки в отставку мэра Москвы Юрия Лужкова начали ходить слухи о том, что памятник Петру Первому работы Зураба Церетели могут убрать из центра Москвы, часть воронежцев предложила перенести его в "Петропарк".

Чтобы "Предестинация" прослужила как можно дольше, ее создают из двух частей – металлической и деревянной. Первая будет под водой, и именно ее созданием занимаются воронежские судостроители, специализирующиеся на создании понтонных мостов, дебаркадеров и барж.

Вторую и самую, пожалуй, важную с точки зрелищности часть делают петрозаводские мастера – деревянную надстройку корабля.

"Задачей нашего предприятия является воссоздание исторически верной деревянной части корпуса, а также изготовление рангоута и такелажа", - говорится в сообщении на официальном сайте судостроительной верфи ЗАО "Варяг".

"В металлической части корпуса будут установлены двигатель, дизель-генераторы, а также все необходимые системы и устройства", - уточнили там.

По словам директора судоверфи Петра Мартюкова, в качестве строительных материалов используется сосна и дуб возрастом не меньше ста лет.

"Это - те же материалы, из которых строили и первый корабль", - пояснил он в интервью "Российской газете".

Особенность нынешней работы карельских кораблестроителей в том, что после сбора деревянной части она будет разобрана для перевозки в Воронеж. А там ее вновь соберут, чтобы окончательно состыковать с металлической конструкцией.

Интересно, что митинги "За честные выборы" не обошли вниманием и воссоздание петровского корабля. Так во время региональных акций оппозиции в Воронеже траты на "Божественное предвидение" критиковали выступающие жители города.

Впрочем, наверное, следует дождаться спуска на воду парусника и его первых пассажиров. И вот тогда станет ясно - были эти деньги "на ветер", или у столицы Черноземья появился новый осязаемый предмет гордости и привлечения туристов.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще