Точка зрения 14 марта 2016 г. 14:55

Новый взгляд на трагедию

Новый взгляд на трагедию
© РИА Новости. Илья Питалев

Interfax-Russia.ru – Польский министр обороны назвал авиакатастрофу под Смоленском в апреле 2010 года терактом. В Кремле подобные заявления считают голословными и необъективными.

Спустя почти шесть лет после гибели польского правительственного Ту-154 под Смоленском выяснение причин авиакатастрофы вновь стало предметом пристального внимания в Польше.

Самолет польских ВВС Ту-154 разбился под Смоленском 10 апреля 2010 года. На его борту находилась официальная польская делегация во главе с президентом Лехом Качиньским, которая летела в Катынь для участия в мемориальных мероприятиях. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа.

В январе 2011 года Международный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования катастрофы самолета. Непосредственной причиной крушения было признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Выводы были переданы российским следственным органам, которые продолжили уголовное расследование авиакатастрофы в контакте с правоохранительными органами Польши.

В марте 2013 года следователи СКР завершили совместную с польскими коллегами работу по расследованию катастрофы. "В период с 18 февраля по 7 марта 2013 года в Москве и Смоленске была проведена совместная работа следователей СКР и представителей главной военной прокуратуры Польши в рамках расследования катастрофы 10 апреля 2010 года польского самолета Ту-154 при посадке на аэродром "Смоленск-Северный", - заявлял тогда "Интерфаксу" официальный представитель ведомства Владимир Маркин.

По его словам, в ходе работ произведены дополнительные осмотры деревьев и фрагментов разбившегося судна, изъяты образцы конструкции самолета для сравнительного исследования. "В ходе данных следственных действий изъято более 300 образцов, по которым будут произведены различные судебные экспертизы как на территории РФ, так и в республике Польше", - сообщил Маркин.

Он отметил, что изъятые объекты были исследованы российскими и польскими экспертами в области трасологии, металловедения, взрывотехники с применением специальных технических средств. "По результатам осмотров и исследований, экспертами установлено, что на осмотренных и исследованных объектах какие-либо следы взрыва отсутствуют", - сказал представитель СКР.

Вместе с тем, на протяжении длительного времени Польша требует от России вернуть ей обломки президентского самолета. В Москве заявляют, что это будет возможно лишь по завершении следствия.

Как пояснял "Интерфаксу" источник, знакомый с содержанием переговоров, в СКР настаивают на том, чтобы фрагменты самолета находились на территории РФ до принятия по уголовному делу окончательного процессуального решения, поскольку как в ходе предварительного следствия по делу, так и при его рассмотрении судом, по данным вещественным доказательствам могут быть назначены дополнительные судебные экспертизы.

В свою очередь, официальный представитель СКР Владимир Маркин рассказал "Интерфаксу", что окончательное процессуальное решение по уголовному делу о крушении самолета президента Польши не выносится из-за того, что Варшава не отвечает на запросы российских правоохранительных органов.

Он оценил сотрудничество с польскими следственными органами на протяжении всего периода расследования как "конструктивное и плодотворное", однако заметил, что запросы российской стороны остаются невыполненными.

Маркин назвал несостоятельными заявления отдельных польских лиц о политизации вопроса передачи обломков разбившегося самолета. "Никакой политики в этом нет и быть не может", - сказал представитель СКР.

По его словам, в любой стране мира до тех пор, пока ведется следствие по делу, вещественные доказательства находятся в ведении уполномоченного по расследованию органа - это "абсолютно стандартная мировая практика".

Между тем в Польше считают, что ответственность за катастрофу самолета президента Леха Качиньского должны нести российские авиадиспетчеры. В марте 2015 года Главная военная прокуратура Польши обвинила в причастности к авиакатастрофе двух диспетчеров аэропорта Смоленска. Им инкриминировалось неумышленное провоцирование опасности, что и привело, по мнению польских военных следователей, к катастрофе.

Тогда в Следственном комитете России категорически отвергли обвинения Варшавы в адрес российских авиадиспетчеров. "По результатам, имеющимся на настоящий момент, никаких нарушений в действиях группы руководства полетами выявлено не было",- заявил "Интерфаксу" Маркин.

По его словам, "они действовали в точном соответствии как с инструкциями, так и с международными нормами". "Стенограммы записей с пункта управления полетами давно находятся в открытом доступе, там полностью отражены и предупреждения экипажа об отсутствии условий для приема судна, и об установке высоты принятия решения 100 м, и подтверждение экипажем готовности с этой высоты уйти на второй круг, и последующие предупреждения диспетчеров о приближении земли и необходимости ухода на второй круг", - напомнил официальный представитель СКР.

Он подчеркнул, что "все эти предупреждения были полностью проигнорированы экипажем, который, в соответствии с международными нормами гражданской авиации, полностью несет ответственность за выполнение полета и за принятие решения о посадке самолета".

"Также должен уточнить, что по запросам польской стороны следователями Следственного комитета проводились допросы лиц, располагавших какими-либо сведениями о катастрофе, в том числе, - группы руководства полетами. Все стенограммы своевременно передавались в польскую прокуратуру", - сказал Маркин.

Тем не менее, в начале февраля в Польше заявили о возобновлении расследования авиакатастрофы под Смоленском. Соответствующие документы подписал новый министр обороны Польши Антоний Мацеревич.

В комиссию, которая будет ввести расследование, вошел 21 человек. Руководить комиссией будет инженер компании Boeing и НАСА, консультант Международной организации гражданской авиации Вацлав Берчиньский. Польской группе будут помогать четверо иностранных экспертов - американский судмедэксперт Майкл Байден, британский летный инженер, консультант в сфере летной безопасности Фрэнк Тейлор, инженер и пилот из Дании Гленн Йергенсен, а также российский экономист Андрей Илларионов.

А на днях польский министр обороны назвал смоленскую авиакатастрофу терактом. "Польша стала первой жертвой терроризма в рамках современного конфликта, который разыгрывается на наших глазах", - заявил Мацеревич во время своего выступления на международной конференции "Современная политика: конфликты и терроризм".

По его словам, эта акция была направлена на то, чтобы лишить Польшу людей, которые вели страну к независимости.

Мацеревич напрямую не обвинил Москву в падении самолета, однако упомянул авиакатастрофу в одном ряду с действиями, вина за которые возлагается рядом зарубежных наблюдателей на Россию - к примеру, обострение ситуации на юго-востоке Украины.

Официальный представитель СКР назвал эти заявления главы Минобороны Польши нелепыми. "В гонке по самым нелепым и глупым заявлениям неожиданно появился новый лидер", - написал в своем Twitter‘е Маркин.

Неадекватными заявления польского министра обороны назвала и председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

"Кого министр обороны Польши объявляет террористами: пилотов и президента Польши, которые самостоятельно принимали решения и действовали ошибочно трагично? Но оценить это как терроризм - означает быть полностью неадекватным", - считает депутат.

В свою очередь пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также назвал заявления Мацеревича огульными. "Это - достаточно огульные заявления, которые ничего под собой не имеют", - заявил Песков журналистам.

"Мы все, в том числе в публичной плоскости, имели возможность ознакомиться с обстоятельствами этой ужасной трагедии. В публичной плоскости полно этой информации со ссылкой на наши официальные лица, на лица, которые вели расследованием, занимались обстоятельствами этой авиакатастрофы", - напомнил Песков.

По его словам, опираясь на все это, "конечно, можно подобные заявления назвать голословными, необъективными, не имеющими ничего общего с реальными обстоятельствами этой трагедии".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще