Точка зрения 25 октября 2018 г. 16:00

Такси будущего

Такси будущего
Фото сайта НИТУ "МИСиС"

Interfax-Russia.ru - Компания из Подмосковья создает летательный аппарат для аэротакси. На его прототипе уже проводят летные испытания и эксперименты.

Российский стартап "Бартини" - резидент технопарка Сколково - представил виртуальную модель летающего электромобиля на Международном авиакосмическом салоне летом 2017 года. Надев VR-очки, электрокар можно было увидеть, посидеть в нем, потрогать и даже совершить в нем полет.

Компания, названная в честь авиаконструктора Роберта Бартини, существует с 2015 года, и ее главная цель - создание удобного, маневренного, малогабаритного летающего транспорта для повседневной эксплуатации в городе.

Прототип летательного аппарата будущего по заказу "Бартини" собрали в центре прототипирования высокой сложности Национального исследовательского технологического университета "МИСиС" "Кинетика".

"Кинетика" - высокотехнологичная площадка, не имеющая аналогов не только в России, но и за рубежом - была открыта в 2017 году.

"Благодаря талантливым инженерам и уникальному оборудованию на сегодняшний день в университете можно реализовать полный цикл производства прототипов по заказу наших бизнес-партнеров. Разработки уникальны и предвосхищают ожидания заказчиков", - отмечает ректор "МИСиС" Алевтина Черникова.

Инженеры центра прототипирования "Кинетика" начали сборку прототипа аппарата для "Бартини" в марте 2018 года. К маю конструкторские работы были завершены, и начались технические испытания.

"С нашей стороны требовалось произвести определенные детали и узлы, оснастку для композитного покрытия из углепластика, а также собрать финальный вариант прототипа будущего аэротакси в масштабах 1:2", - рассказывает руководитель производственного отдела "Кинетики" Павел Косятов.

Он пояснил, что корпус летательного аппарата изготовлен из полимерных материалов, оси - из стали, а питается он от литиевых батарей. Вес прототипа – около 60 кг, скорость - около 200 км/час.

Аппарат управляется дистанционно. Он взлетает, поддерживается в воздухе и перемещается за счет четырех "крыльев" - парных винтов, закрепленных на подвижных осях. Т.е. за счет эффекта Бартини, названного так в честь авиаконструктора.

Эффект Бартини - прирост тяги винтов летательного аппарата и уменьшения лобового сопротивления за счет особого парного расположения моторов, вращающихся в разные стороны. Моторы заключают в особую металлическую окольцовку, а вся эта конструкция называется "импеллер".

Аэротакси - а именно такую функцию предстоит выполнять аппарату - успешно прошло уже несколько тестовых испытаний. Так, на открытом пространстве прототип продемонстрировал хорошую маневренность и стабильность работы систем управления.

Аэротакси будет работать согласно трем базовым принципам: электрическая тяга; аэродинамика (подвижность) крыла; вертикальный взлет и посадка.

Аппарат взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, его винты поворачиваются перпендикулярно корпусу, и далее аппарат летит подобно самолету. Приземляется он в обратном порядке.

"В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и "летающего крыла", и так называемого конвертоплана", - отметил технический директор "Бартини" Виталий Салатов.

В ближайших планах компании пересчитать аэродинамические характеристики аппарата для создания полноразмерного предсерийного образца.

Параллельно "Бартини" через отраслевого инкубатора аэротакси McFly.aero, участником которого является, прорабатывает вопросы создания необходимых для развития проекта взлетно-посадочных площадок и инфраструктурных комплексов.

"Планируется, что взлетно-посадочные комплексы будут создаваться предпринимателями по модели франшизы и обслуживать не только "Бартини", но и самый широкий спектр уже появляющихся летательных аппаратов. Это обеспечит низкий барьер для входа предпринимателей в новый сегмент общественного транспорта – воздушных перевозок", - говорит заместитель председателя правительства Подмосковья Денис Буцаев.

По его оценке, данный сегмент рынка можно оценить более чем в триллион долларов.

"Уже в 2020 году на выставке Expo-2020 в Дубае будут представлены безопасные летающие машины и план их использования по всему миру. Тогда же начнутся тестовые перелеты", - говорит бизнес-советник проекта McFly.Aero, директор и соучредитель компании "Бартини" Илья Ханыков.

Кстати, именно в Дубае год назад испытали первое в мире беспилотное летающее такси. По данным издания Gulf News, в рамках испытаний аппарат, спроектированный и построенный компанией Volocopter из Германии, взлетел с площадки около парка Джумейра-Бич, поднялся в воздух на высоту около 200 метров, полетал в течение 5 минут и мягко сел в точке вылета.

Высота этого аппарата около 2 метров, летает он за счет обода диаметром 6,7 метра, на котором закреплено 18 пропеллеров, вращающихся от электромотора. Аппарат способен находиться в воздухе около 30 минут без подзарядки и разгоняться до 60 км/ч.

Правительство Дубая отмечало, что такое воздушное транспортное средство гораздо меньше вертолета, меньше шумит и не так вредно для окружающей среды. Его планируется использовать для открытия первой в мире службы летающих такси.

Между тем, разработками подобных аппаратов занимаются сразу несколько компаний. Например, собственное беспилотное такси разрабатывает подразделение Airbus.

В прошлом году американский аэрокосмический концерн Boeing объявил о покупке производителя автоматизированных дронов и компонентов для авиационной отрасли Aurora Flight Sciences. Aurora Flight Sciences, созданная в 1989 году, является одной из компаний, которые в партнерстве с Uber работают над созданием сети летающих такси.

С помощью этой компании Boeing собирается увеличить автоматизацию своих самолетов, усовершенствовать беспилотные летательные аппараты для военных и принять участие в разработке персональных воздушных такси, отмечало CNN Money.

Кроме того, Boeing, по данным газеты Financial Times, собрался приобрести долю в стартапе Near Earth Autonomy, занимающемся разработкой технологий для беспилотных самолетов.

А Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США в ноябре 2017 года подписало соглашение с компанией Uber Technologies Inc. о совместной разработке проекта летающих такси на электрической тяге.

Испытания новой модели транспортного средства для передвижения по городу планируют начать в 2020 году. Первым городом, в котором появится сервис UberAir, станет Лос-Анджелес. Немногим позднее к нему будет добавлен Даллас.

Среди поставщиков техники и пилотов для проекта Embraer, Bell Helicopter, Pipistrel, Aurora Flight Sciences и Mooney Aviation. Uber, как и в случае с наземными перевозками, займется приложением, которое позволит пассажиром заказывать поездки.

Предполагается, что UberAir будет доступным вариантом ежедневного перемещения между центром города и пригородами, поскольку переход на электродвигатели существенно снизит себестоимость сервиса по сравнению с вертолетными перевозками UberChopper.

Uber собирается использовать летательные аппараты вертикального взлета и посадки, которые будут летать на небольших высотах. Со временем компания планирует перейти на беспилотники, что позволит еще больше снизить тарифы.

В партнерстве с NASA компания также будет разрабатывать новую систему управления воздушным движением без участия человека.

О своих планах по выпуску воздушных такси в марте этого года объявил и автомобилестроительный концерн Porsche.

Как заявлял директор компании по продажам Детлев фон Платен в интервью немецкому отраслевому журналу Automobilwoche, использование дронов позволило бы сократить время в пути из Цуффенхаузена - района Штутгарта, где расположена штаб-квартира концерна - до аэропорта Штутгарта до 3,5 минут по сравнению с текущими 30 минутами на автомобиле.

Эскизы нового транспортного средства автоконцерн собирался представить в ближайшее время.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще