Эксклюзив 9 июля 2019 г. 15:01

И.о. вице-губернатора Севастополя Мария Литовко: "Крым сделал первые шаги в развитии яхтинга"

И.о. вице-губернатора Севастополя Мария Литовко: "Крым сделал первые шаги в развитии яхтинга"

Тема развития яхтенного туризма в Крыму поднимается на самом высоком уровне. В Севастополе эту работу курирует и.о. вице-губернатора Мария Литовко, которая имеет опыт развития яхтинга на международном уровне. О том, насколько Крым далек от мировых стандартов, и что нужно в первую очередь сделать для развития яхтенного туризма, она рассказала в интервью "Интерфаксу".

- Мария Александровна, как вы оцениваете современное состояние инфраструктуры для яхтинга в Севастополе и Крыму?

- На Крымском полуострове пока все только на начальной стадии. Если говорить о развитии, то на данный момент есть несколько поручений президента РФ Владимира Владимировича Путина, которые закладывают основу для развития яхтинга. При этом пока единственный проект, который включен в федеральную целевую программу развития Крыма (ФЦП), - это создание яхтенной марины в севастопольской Балаклаве. Однако после поправок, которые должны быть утверждены в ближайшее время, в программу могут войти еще несколько объектов для создания яхтенной инфраструктуры уже на территории Республики Крым.

- Есть ли положительные изменения в сфере развития инфраструктуры для яхтенного туризма на полуострове за последние годы?

- Мы активно взаимодействуем с федеральными органами. Например, по нашему обращению год назад в приказе ФСБ появились изменения, которые позволили снять пограничный режим в Балаклавской бухте.

Это серьезный шаг. Как мне говорят представители контролирующих органов, за последние 10 лет пограничный режим в России не отменялся. Это позволило обеспечить более простой порядок выхода судов на территорию от мыса Айя до мыса Фиолент - теперь не требуется уведомлять пограничную службу, чтобы выйти за угол бухты.

Думаю, мы заложили зерна, которые должны прорасти. Наши дальнейшие шаги - отмена пограничного режима вдоль всего полуострова.

Таким образом, к сожалению, констатирую факт, что сейчас развитие на начальной стадии. Но, к радости, развитие началось. Мы это увидим в ближайшие несколько лет воочию.

- Насколько потенциал Крыма соответствует требованиям, установленным мировыми центрами яхтинга?

- Я бы разделила ответ на этот вопрос на несколько частей. Если говорить о природно-климатических условиях, то Крым прекрасно подходит для развития яхтенного туризма. По погодным условиям мы приближены к самым знаменитым яхтенным центрам Европы - во Франции, Хорватии, Черногории. Я даже в своем докладе президенту РФ, который подготовила по его поручению по итогам личной встречи 18 марта в Крыму, сделала сравнительный анализ температурного режима в течение всего года - с января по декабрь. Он показывает, что у нас климатические условия всего на 2-3 градуса ниже, а где-то даже наравне с другими городами Европы, где популярен яхтенный туризм. То же самое географически - в Севастополе незамерзающие порты, прекрасные бухты. Просто пока не хватает инфраструктуры.

То есть исходные данные потрясающие. Не в обиду Краснодарскому краю, но у нас яхтенный туризм с точки зрения недельного путешествия будет более интересен ввиду природных условий и наличия защищенных бухт.

Что касается инфраструктуры, мы понимаем, что до воссоединения Крыма с РФ здесь мало что делалось вообще, а тем более - для развития яхтинга. Многие существующие гидротехнические сооружения - причалы, причальные стенки - не видели капитального ремонта со времен СССР. Конечно, при такой базе, можно сказать, мы начинаем с нуля. Естественно, это требует капитальных вложений.

И третий момент - законодательство. У нас все сложнее, чем в Европе. Например, там на то, чтобы оформить все необходимые документы и вести законную чартерную деятельность, достаточно потрать месяц. В Севастополе есть чартерная компания, которая выступает нашим союзником, и мы, реагируя на их обращения, которые носят общероссийский масштаб, прорабатываем различные вопросы на региональном и федеральном уровнях.

- Что вы предлагаете изменить в законодательстве?

- Как вы знаете, у меня есть международный опыт в этой сфере. И за рубежом достаточно было обратиться в одно, максимум два подразделения, чтобы получить перечень документов для открытия филиала компании в стране. И, таким образом, было понятно, что делать с флотом, чтобы соответствовать требованиям определенного государства.

У нас же сейчас как минимум четыре подразделения, которые отвечают за яхты в той или иной степени. Есть подразделение, которое занимается маломерными судами некоммерческого характера, есть подразделение для маломерных судов коммерческого характера, есть необходимость постановки на регистр... Это все происходит далеко не в режиме "одного окна".

Поэтому мое первое предложение - это разработать систему "одного окна", которая бы позволила облегчить и систематизировать работу, в том числе по ведению коммерческой деятельности. Это позволит подать сразу документы и параллельно начинать работать, а не тратить несколько месяцев на каждый из этапов.

Важно отметить, что, когда государство закладывает основу, бизнес продолжает развивать инфраструктуру - чартерные компании сами часто создают инфраструктуру яхтенных марин либо берут часть в долгосрочную аренду. Это показывает, например, опыт Греции - в 2002 году они издали свод законов, которые направлены на поддержку именно чартерного бизнеса.

- Что касается идеи отмены пограничного режима вдоль всего крымского побережья, находит ли она понимание?

- Обсуждая этот вопрос с экспертами, мы поняли, что, скорее всего, сможем к этому прийти и отменить пограничный режим хотя бы на 2 мили от берега. Это позволит судам перемещаться без уведомления о выходе внутри одной страны. Сейчас порядок такой, что нужно уведомлять пограничную службу минимум за два часа до выхода.

Это нормально и естественно, когда ты не уведомляешь пограничную службу о каждом передвижении. Я всегда привожу в пример автомобильный транспорт, водители которого никого не уведомляют. Тем более что современное радиолокационное и навигационное оборудование позволяет определять месторасположение транспортных средств. Ни в одной другой стране - Хорватии, Греции, Италии, Франции - не требуется уведомлять о выходе в соседний порт той же страны.

В рабочем порядке мы прорабатывали этот вопрос на территориальном уровне, обсуждали предложение с подразделениями пограничной службы. Мы не видим острого антагонизма. Понимаем, что, скорее всего, не получится вдоль всего побережья отменить пограничный режим сразу. Скорее всего, мы пойдем пошаговым методом, как с Балаклавской бухтой.

За прошедший с отмены пограничного режима в бухте год стало ясно, что никаких серьезных последствий, противоправных действий это решение не повлекло. Мы обращаем внимание контролирующих служб на этот положительный опыт. Думаю, что они нас поддержат, в какой-то части - точно.

- Есть ли еще какие-то особенности в российском законодательстве, которые мешают развитию яхтинга?

- Еще мы говорим о документах, которые необходимы для управления яхтой. У нас сейчас ограничен этот перечень. Есть несколько международных документов, которые принимают уже многие государства, но у нас они не действуют. Тем самым мы сокращаем возможность для туристов брать у нас яхту в аренду.

Для иностранцев есть еще одна сложность - существуют ограничения по передаче судов под флагом РФ в управление иностранным гражданам. Кроме того, есть ряд технических деталей, связанных с требованиями к судам. Дело в том, что по некоторым параметрам у нас утверждены одинаковые требования как к многотоннажным, так и к маломерным судам.

В целом речь идет о системе подхода. Например, когда приезжает иностранный гражданин на автомобиле с соответствующими документами, никто не проверяет его умение водить. Этот подход доверия хотелось бы распространить на все транспортные средства.

- При Морской коллегии после заседания 19 июня создана рабочая группа по развитию яхтинга. Какие задачи должна решить эта группа?

- Председатель Морской коллегии Юрий Иванович Борисов поддерживает это направление и поддержал идею создания рабочей группы по яхтенному туризму в России. Она будет объединять все контролирующие и федеральные органы исполнительной власти в части предложений, касающихся развития этого направления туризма. Поднимался вопрос и по судостроению, потому что с развитием яхтенного туризма нужно ориентироваться и на возможность собственных мощностей по строительству судов, которые могли бы использоваться для чартерной деятельности.

- Стоимость проекта международного центра туризма в Балаклаве, который предполагает бюджетное финансирование, увеличилась после ценового аудита почти до 7 млрд рублей. Какие работы будут проведены в рамках этой суммы? На каком этапе сейчас этот проект?

- Утверждена концепция, мы прошли все необходимые согласования - в Минэкономразвития РФ, Главгосэкспертизе - и сейчас находимся на стадии проектирования. В конце 2022 года мы получим благоустроенную по международным стандартам яхтенную марину. Она будет рассчитана на 600 судов - мы увеличиваем емкость на 30% (сейчас около 450 судов).

Но ключевое - преображается сам район бухты. К сожалению, сейчас столь красивое историческое место имеет не очень эстетичный вид из-за некоторых объектов.

Федеральные средства - это ядро проекта, сама марина. Кроме того, мы ходатайствовали о включении в ФЦП реконструкции кинотеатра "Родина" на набережной. А музей-заповедник "Херсонес Таврический" обратился в министерство культуры РФ по реставрации башни Чембало (генуэзская крепость), то есть это тоже будут бюджетные средства.

- Кроме того, реализация проекта международного центра туризма в Балаклаве под Севастополем предусматривает привлечение от 10 млрд рублей частных инвестиций. О каких проектах идет речь? Проявляют ли инвесторы интерес?

- За счет внебюджетных средств планируется создание рекреационного, гостиничного, судоремонтного комплексов. Это и общественные пространства в виде парковой зоны, и торгово-развлекательный центр, который будет вписан в ландшафт бухты.

Инвесторы так или иначе проявляют интерес к проекту. Мы получаем предложения и обращения с вопросами. При этом, пока не будут подписаны соответствующие соглашения, я не могу об этом говорить более конкретно. Но могу сказать, что в том числе и иностранные инвесторы интерес проявляли во время общероссийских форумов.

- Какова роль Балаклавы как старинного города с богатой историей в этом проекте? Что будет с историческими заброшенными зданиями? Будут ли учтены интересы местных жителей, которые рыбачат на берегу и возят на катерах туристов на пляжи?

- Местные жители не потеряют бухту. Более того, несколько причалов останутся для жителей Балаклавы, чьи суда находятся в бухте, и которые ведут некоммерческую деятельность. Эти причалы можно будет использовать по более низким тарифам. Такая социальная ориентированность - это международная практика.

Если говорить о жителях района - ходили слухи, что будут кого-то переселять и так далее - это неправда. Наоборот, мы приступили к программе капитального ремонта фасадов и кровли многоквартирных домов. В планах - только улучшение качества их жизни.

В прошлом году убрали ряд нестационарных объектов удручающего вида, открыли ярмарки - это объекты в едином архитектурном стиле. В этом году предприниматели также организовали открытые летние площадки в едином стиле.

Кроме того, АО "Балаклавское рудоуправление" ликвидирует дробильно-обогатительную фабрику, на которую жаловались жители из-за шума, пыли и неэстетичного вида. В 2017 году мы заключили с компанией инвестиционный контракт, согласно которому она в течение трех лет должна освободить территорию и модернизировать производство так, чтобы переместить мощности без потери рабочих мест. На данный момент фабрика разобрана, продолжается процесс освобождения площадки.

Балаклава всегда была популярна у туристов, но многие приезжают лишь на прогулку, не оставаясь на ночь. Хочется это изменить. Думаю, после реализации проекта яхтенной марины мы получим открытый для всех населенный пункт с единой набережной вдоль бухты, светлыми фасадами, черепичным крышами.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще