Эксклюзив 10 июня 2015 г. 22:57

Министр курортов Крыма С.Стрельбицкий: «Важно не сколько туристов приедет в Крым этим летом, а сколько из них захочет вернуться»

Министр курортов Крыма С.Стрельбицкий: «Важно не сколько туристов приедет в Крым этим летом, а сколько из них захочет вернуться»

Крым получил нового министра курортов и туризма вопреки поговорке "коней на переправе не меняют": Сергей Стрельбицкий сменил на посту Елену Юрченко в начале июня, когда подготовка к летнему наплыву туристов уже завершилась.

Возможно, по этой причине новый министр не делает прогнозов на предстоящее лето и избегает давать оценку работе предшественницы. В первом интервью на посту министра Сергей Стрельбицкий рассказал корреспонденту "Интерфакса" Дмитрию Жмуцкому о планах повышения привлекательности Крыма для туристов в межсезонье и повышения уровня сервиса.

- Сергей Валентинович, до назначения министром вы были советником главы Крыма Сергея Аксенова и, в частности, занимались подготовкой к проведению Государственного совета РФ по вопросам развития туризма. Какой будет роль Крыма в проведении Государственного совета?

- Президентом принято решение о проведении Государственного совета РФ по вопросу развития курортно-рекреационной и туристической отраслей. Планируется провести заседание на территории Крыма. И в связи с тем, что Крым является одним из ведущих направлений для данной отрасли, Сергею Валерьевичу (Аксенову, главе республики Крым - ИФ) поручено готовить данное заседание. Он будет делать основной доклад, он возглавляет рабочую группу, в которую входят представители всех регионов Российской Федерации. Вхожу в нее и я.

По его итогам будет подготовлен комплекс документов, который в дальнейшем сможет лечь в основу развития туристической, курортной инфраструктуры нашей страны. Эти документы уже готовятся, и мы внесли свои предложения по вопросам в курортно-рекреационной и туристической сферы, которые Крым не может решить самостоятельно, чтобы решить их на уровне страны.

- Какие именно решения и по каким вопросам будете предлагать?

- Эта работа пока идет, список предложений и от Крыма, и от других регионов уточняется.

- Каких результатов ожидаете от предстоящего летнего курортного сезона?

- Ожидания только хорошие. Опасений нет. Да, придется много трудиться, какие-то вопросы, возможно, придется решать в ручном режиме. Например, мы сейчас вместе с руководством аэропорта «Симферополь» занимаемся логистикой на территории аэропорта. Крым никогда не принимал столько рейсов, организованных групп, которые приезжали в Крым по пакетным турам «все включено», и возникают определенные моменты, которых трудно было ожидать.

- Но по сравнению с прошлым годом будет прогресс?

- Какой прогресс вы имеете в виду?

- Рост числа туристов и количества денег, которые они здесь потратят.

- Я бы не хотел делать такие сравнения. Сезоны 2013, 2014 и 2015 годов – это три совершенно разных летних сезона. В 13-м году мы были на Украине, в 14-м сезон начался сразу после «крымской весны». У нынешнего сезона будет совсем другая модель.

Например, в этом году к нам едет турист, который избалован зарубежным отдыхом – в России на 30% упал спрос на международный туризм, а спрос на внутренний туризм, соответственно, возрос. В прошлом году такого не было, поэтому и сравнивать сложно.

Главное – не сколько туристов приедет к нам этим летом. Главное – сумеем ли мы обслужить их так, чтобы они захотели вернуться.

- А что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы захотели вернуться?

- Повышать уровень сервиса, конечно же. Во-первых, нужно ломать стереотипы и говорить во всеуслышание, что мы круглогодичный курорт. Тем более что это правда – у нас здравницы работают круглый год. Пусть не 100%, но 20% санаториев всю зиму работают, и люди туда приезжают! Так что межсезонья в Крыму, по сути, нет. Есть активная часть сезона, и менее активный период. И разница между ними будет меньше, если мы убедим участников рынка изменить тактику. Не нужно в сентябре заколачивать до весны окна и двери в своих заведениях! Нужно делать так, как принято в мире: часть года предприятия туристической сферы приносят большую прибыль, а остальное время они работают «в ноль», оплачивают помещение, труд персонала и интенсивно готовятся к активной фазе сезона.

А у нас как? Летний сезон закончился, хозяин закрывает свое заведение, покупает себе новую машину и едет отдыхать. Этой зимой я встречался с несколькими туроператорами, они говорят: «Мы готовы сейчас привезти туриста, у нас есть заявки. Но куда его в Крыму вести, чем занять? Большинство объектов закрыто».

Мы в каждом регионе Крыма будем объединять тех людей, которые работают в туристической сфере и разделяют наши взгляды на круглогодичный сезон в Крыму. Будем с ними работать.

Второе, что необходимо, - это отказаться от пагубного понимания туристического бизнеса. Это когда считается, что главное – продать подороже номер. Весь мир зарабатывает иначе - на услугах. Едешь в Турцию за 400 долларов, доволен – дешево! А потом возвращаешься, считаешь, и оказывается, еще 2 тыс. долларов ушли на услуги: сувениры, экскурсии. Вот так надо работать.

И третье направление – обучение персонала. Нужно ввести в Крыму моду на специальности, которые имеют для туризма ключевое значение. Потому что туроператор, конечно, важен, но та же горничная или официант ничуть не меньше влияют на впечатление гостя об отдыхе в Крыму. Нам необходимо выстроить в Крыму конкурентоспособную модель туристической отрасли. В том числе, и в вопросе персонала.

- Это реально?

- Я скептикам говорю, что этим вопросом просто не занимались еще! И при царе-батюшке и при советской власти сервис в нашей стране в отдельных местах был выше, чем на Западе. Нужно просто целенаправленно работать, выстраивать систему своеобразных школ, курсов.

- На сколько, по вашим ожиданиям, будут заполнены здравницы и детские лагеря?

- Отвечу перефразированной поговоркой - всех туристов в Крым не привлечешь, хотя нужно к этому стремиться. И мы принимаем меры. Скоро, например, на федеральных телеканалах появится реклама отдыха в Крыму. А отдых на высокий сезон 2016 года мы начнем продавать не весной 2016-го и даже не осенью, а с августа этого года.

- Какие виды отдыха на сегодня наиболее востребованы?

- Мы это отслеживаем. Со следующей недели запустим опрос-анкетирование, будем узнавать у туристов, какие у них запросы, какие проблемы возникают на отдыхе, какие есть пожелания. И в соответствии с этой обратной связью будем формировать предложение, с которым Крым выйдет на туристический рынок в 2016 и 2017 годы. Анкета уже готова, сейчас мы отрабатываем механизм ее распространения.

- А прямо сейчас на какой отдых туристы едут в Крым? Есть оперативные данные?

- Сейчас востребован пляжный отдых, конечно. Еще востребована лечебная составляющая нашего туристического продукта, но с приближением к июлю-августу доля таких туристов будет уменьшаться, будет расти количество тех, кто едет за пляжным и познавательным отдыхом.

И еще радует, что турист сейчас приехал довольно образованный. Многих интересуют наши музеи, исторические места, другие объекты показа.

- На сколько выросла востребованность экскурсий по сравнению с периодом, когда Крым находился в составе Украины?

- Точную статистику смогу назвать только в конце сезона. Но мы видим эту тенденцию, видим интерес, который есть у туристов. Познавательный туризм на сегодня – один из самых востребованных. В конце сезона, когда будут цифры, можно будет сделать точные выводы.

А вообще, прелесть Крыма – это его разнообразие. Я сам коренной крымчанин, но сейчас приезжаю, скажем, в Бахчисарайский район и открываю для себя новые удивительные места, о которых не знал.

Мы сейчас как раз занимаемся туристическим позиционированием регионов Крыма, чтобы они были для туристов узнаваемыми. Уже начали эту работу в Евпатории и Бахчисарайском районе, планируем ее в Симферополе, Феодосии и Керчи. Хотим, чтобы у людей кроме желания приехать в Крым формировалось желание посетить на полуострове конкретные места, в том числе и те, где пока нет большого туристического потока. В итоге эти регионы получат увеличение числа туристов, причем, главным образом, в так называемый «низкий сезон», когда на первый план выходит как раз познавательный туризм.

- Какое направление крымского туризма, на ваш взгляд, должно быть главным? Оздоровительный, как при СССР? Пляжный, как в Турции? Экскурсионный? На развитии каких направлений будет сосредотачиваться министерство?

- Пляжный туризм – это одна из составляющих оздоровительного туризма. Безусловно, оздоровительный туризм должен быть для Крыма одним из главных. Но мы будем развивать все виды туризма – и деловой, и спортивный, и гастрономический, винный в том числе. Что-то конечно, будет доминировать, но что именно – определит спрос. Сейчас, например, деловой туризм на подъеме: многие бизнесмены, и российские, и зарубежные, приезжают сюда, узнают возможности Крыма. В Симферополе в гостинице номер не найдешь – все занято!

- Большинство украинских здравниц государственной формы собственности после воссоединения Крыма с Россией объединили в ГУП "Солнечная Таврика". Как сейчас работает это предприятие, каковы планы на летний сезон?

- У них неплохие перспективы на сезон. Какое количество санаторно-курортных учреждений останется в составе «Солнечной Таврики» и в каком виде – точно сказать пока не могу. Но меня радует, что сегодня это предприятие очень интенсивно работает с инвесторами.

- Инвесторы для каких-то здравниц уже найдены?

- У нас сейчас в разработке несколько очень интересных инвестиционных проектов. Один из проектов скоро будет представлен. По предложению инвестора, на основе существующего санаторного комплекса будет фактически создан новый круглогодичный лечебный центр.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще