Эксклюзив 17 сентября 2019 г. 11:36

Старший вице-президент ВТБ Дмитрий Брейтенбихер: "В основе экономики прежде всего лежит математическая культура"

Старший вице-президент ВТБ Дмитрий Брейтенбихер: "В основе экономики прежде всего лежит математическая культура"

Дмитрий Брейтенбихер руководит бизнесом по работе с VIP-клиентами банка ВТБ, под управлением которого находится более 2 трлн. рублей. ВТБ лидирует и по объемам бизнеса, и по количеству клиентов Private Banking среди всех банков в РФ. О тенденциях в сфере Private Banking и изменениях в финансовом поведении россиян Дмитрий рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" в рамках Восточного экономического форума 2019.

- Дмитрий, давайте начнем разговор с новостей: в конце августа в СМИ был опубликован "рейтинг банков для миллионеров". ВТБ занял в нем четвертое место. Считаете ли вы это место отражающим действительную ситуацию на рынке?

- Да, я видел эту статью. Это даже смешно как-то комментировать. Я в принципе не очень доверяю рейтингам с существенным весом непрозрачной субъективной составляющей. Потому что в основе любой экономики прежде всего лежит математическая культура. А в данном случае если и применялась какая-то методика, то кроме вопросов она ни у кого ничего вызвать не может - они же сами написали, из чего она складывается.

70% занимает оценочное мнение "экспертов". Кто эти эксперты, по какому принципу их выбирали, как они оценивали, и вообще является хоть кто-то из этих финансистов клиентом в данном сегменте - остаётся загадкой. Половина из этих 70% приходится на оценку Frank Research Group, с которыми мы не работаем уже более трех лет, как раз по причине непрозрачности методик и высокой доли субъективной оценочной составляющей. Поэтому как они могли в принципе что-то оценивать в применении к ВТБ и вообще включить нас в рейтинг, я не понимаю.

Как экономист-математик, я привык мыслить конкретными категориями.

Private Banking ВТБ является лидером и по объёмам средств клиентов, и по количеству этих клиентов, и по темпам прироста этих средств и клиентов.

Об этом, кстати, как бы "между прочим" упоминается в статье, в отличие от принципов оценки неведомых, но очень мудрых и принципиальных экспертов рынка.

Вообще любые рейтинги - это условность, без конкретных цифр. Есть объективные показатели, и для меня важнее, что клиенты голосуют своими деньгами за тот сервис, который мы им предоставляем.

Богатство - это результат умения человека мыслить, и раз столько умных людей выбирают нас, то для меня это намного важнее любых субъективных оценок.

- Мы с вами находимся на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. В этом макрорегионе - на Дальнем Востоке - присутствует крупный бизнес. Как развивается, а главное - как вы планируете в будущем развивать Private Banking в ДФО?

- На Дальнем Востоке мы управляем 60 млрд рублей средств из тех 2 трлн рублей, о которых я уже сказал. Это достойный показатель. Мы представлены во Владивостоке, Хабаровске и Южно-Сахалинске. Показатели прироста по макрорегиону также очень хорошие и в целом я доволен результатами, которые демонстрируют все наши точки на Дальнем Востоке. Здесь у нас сформирована сильная команда, что внушает уверенность, что Private Banking будет развиваться и в части новых клиентов и прироста средств под управлением.

Мы развиваем свой бизнес и в других регионах ДФО, но если раньше важнейшей задачей было открытие отдельных офисов и формирование нашего непосредственного присутствия, то теперь эта схема отходит на второй план. В рамках стратегии ВТБ мы активно занимаемся цифровизацией банковских услуг. Сейчас у клиентов все меньше поводов посещать офисы: наш менеджер может приехать лично или встретиться с доверенным лицом, при этом все финансовые операции можно провести удаленно. Таким образом, услуги Private Banking становятся доступны в любой географической точке.

- Что вы можете сказать в целом о проникновении услуг Private Banking в стране? Как меняется узнаваемость и востребованность сервиса от ВТБ в зависимости от присутствия банка в том или ином регионе?

- Около 50% средств, которыми мы управляем, приходится на Москву, 50% - на регионы. И я бы хотел отметить, что в тех регионах, где есть наш Private Banking, общая доля ВТБ на рынке депозитов физических лиц существенно выше, чем там, где такой услуги нет. Например, в среднем по стране доля ВТБ в депозитах составляет 14%. В ДФО, где есть услуга Private Banking, мы занимаем 17%, а в регионах, где не предлагаем такой сервис - на уровне 9,7%.

- Какие из услуг Private Banking наиболее востребованы? Есть ли территориальное различие в этом вопросе между РФ в целом и ДФО в частности?

- В целом территориальных отличий нет, есть общие тренды, которые несложно выделить. Во-первых, мы наблюдаем рост интереса к инвестиционным продуктам. В начале 2018 года их доля в общем портфеле составляла 17%, сейчас - в районе 27-28%. Я убежден, что на фоне общего снижения ставок по валютным и рублевым депозитам эта тенденция будет продолжена.

Во-вторых, активно развиваются услуги Family office - в части юридического и налогового сопровождения клиента. Это связано с рядом факторов: изменением налогового законодательства, политикой деофшоризации, амнистией капитала и так далее. Вообще нормативная база и в России, и за рубежом меняется достаточно быстро и, безусловно, необходимо, чтобы клиенты не только получали своевременную информацию, но и правильно оформляли документы и отчеты и выбирали нужные структуры владения активами. Еще один фактор, обеспечивающий популярность услуги - это то, что для многих клиентов, заработавших свое состояние в 90-е и нулевые, вопрос наследования сейчас переходит из теоретической в практическую плоскость.

Мы сформировали свою команду Family Office в Департаменте. Кроме того, у нас заключены эксклюзивные соглашения с целым рядом профильных компаний для решения сложных корпоративных споров, сопровождения бракоразводных процессов. Безусловно, мы внимательно проверяем деловую репутацию каждого партнера, после чего подписываем соглашения о конфиденциальности.

- В части популярности услуги Family Office видите ли вы изменения в сознании российских семей от года к году в плане сохранения и приумножения собственного капитала?

- Могу с уверенностью сказать, что люди становятся более требовательными к качеству сервиса, эффективности управления и скорости решения вопросов.

Клиенты сейчас готовы платить только за то, что им нужно, и только тогда, когда им это нужно. Поэтому у наших продуктов и сервисов в этом сегменте нет ни единого шанса быть неполезными или несвоевременными.

- Один из видов вашей деятельности - участие в интеллектуальной программе "Что? Где? Когда?" в качестве защитника телезрителей. Что это приносит банку?

- Такая ассоциация банка ВТБ с интеллектуальной игрой показывает, что мы все сделаем умно, правильно с высоким уровнем компетенции и профессионализма.

Состоятельные люди - это в большинстве своем люди умные. Я люблю повторять, что богатство само по себе есть результат умения человека мыслить. Поэтому очень много клиентов Private Banking смотрит "Что? Где? Когда?" и, помимо общего имиджа банка, прямое влияние на развитие бизнеса сложно переоценить. Главное - это изначально формирует самое ценное - огромный аванс доверия, еще до знакомства с ВТБ. А именно доверие является фундаментом и основой Private Banking и банковского бизнеса в целом.

Еще одно неоспоримое преимущество - мягкая интеграция в игру для продвижения услуг банка. Это не пестрая реклама с процентами на баннере и обязательными сносками мелким шрифтом. На это клиенты уже не обращают никакого внимания - есть даже такой термин "баннерная слепота". Сотрудничество с программой "Что? Где? Когда?" - это легкое нативное продвижение, очень грамотно и мягко интегрированное в интеллектуальную программу.

- Не считаете ли игру консервативной? Может быть, хотели бы что-то поменять, привнести новое?

- В целом нет. ВТБ сам по себе очень большой и по-здоровому консервативный банк. Конечно, нам не чужды новации в разных сферах, и мы уделяем огромное внимание нашим проектам в области цифровизации, больших данных, дистанционного обслуживания и т.д.. Но в то же время уважаем традиции. И в этом еще одно совпадение с форматом игры, которая остается популярной уже более 40 лет.

- Но, судя по многочисленным отзывам, Ваше появление придало игре какую-то новизну и интересный импульс. Почему?

- Не знаю. На мой взгляд, я ничего особенного, не делаю. Просто говорю, что думаю. А думаю я много (смеется). Но у моей роли в программе, как у "защитника телезрителей" есть один сложный момент. В этом качестве я обречен на публичное одиночество. Все болеют за знатоков: и знатоки, и ведущий, и сами телезрители.

В целом это объяснимо. Конечно, знаток, который в данный момент отвечает, которого все знают и любят, чьи эмоции и переживания - прямо здесь, на экране, будет любому инстинктивно ближе и понятнее телезрителя.

Но здесь я пытаюсь представить себе конкретного человека со своими чувствами и заботами, Нину Евгеньевну - школьную учительницу из Кургана, которая задала вопрос. Как она позвонила всем друзьям, коллегам, родственникам. Как они среди ночи будут смотреть программу и переживать за нее. И когда выпадет ее вопрос, все с замиранием сердца будут ждать ответа знатоков. И если те ответят не до конца точно, а ведущий все равно засчитает ответ, то эта конкретная Нина Евгеньевна может не получить свои заслуженные деньги от ВТБ. И для этого у Нины Евгеньевны и сотен тысяч других поклонников этой программы и есть "защитник интересов телезрителей".

- Читаете ли вы в интернете комментарии после игры, которые в большом количестве посвящены вам?

- Да, конечно. А теперь я еще и сам пишу комментарии, более того - даже завел свой YouTube канал и выпустил несколько программ "Кто? С кем? И зачем?", где общаюсь с телезрителями, которые прислали самые яркие вопросы. Так что пишите больше, комментируйте, критикуйте, предлагайте. Мне это важно и ценно.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще