Эксклюзив 18 октября 2019 г. 10:47

Директор АНО "Наш город" в Южно-Сахалинске Василий Вишневский: "Города должны быть для людей"

Директор АНО "Наш город" в Южно-Сахалинске Василий Вишневский: "Города должны быть для людей"

Южно-Сахалинск в последние годы активно развивается и преображается, что отмечают как жители островной столицы, так и ее гости. О перспективах города и его "узких местах" агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал директор центра развития городской среды АНО "Наш город" Василий Вишневский.

- Василий Николаевич, сегодня, что называется, в тренде понятие "комфортная городская среда". Какая она в сегодняшнем Южно-Сахалинске и какой она, на Ваш взгляд, должна быть?

- Всегда вопрос - что ты можешь сделать лучше. Вопрос в другом - как сейчас, в целом, к этому подходят. Страна стоит сегодня на этапе глобального перехода от старой парадигмы подхода к общественным пространствам к новой. Разработаны новые стандарты качества городской среды, которые подготовил Минстрой РФ совместно с КБ "Стрелка" по заказу "Дома РФ". Они же разработали индекс качества городской среды. Это 36 критериев, 6 индикаторов, по которым 1 тыс. 100 городов будут сравнивать между собой, чтобы объективно оценить качество городской среды.

С 1 ноября будут опубликованы обновленные параметры по всем городам, в том числе по Южно-Сахалинску. Правительством РФ установлено требование, чтобы к 2024 году, то есть за 5 лет, этот индекс, это качество на 30% стало лучше. Всем этим городам нужно будет работать по 36 индексам, чтобы они сказывались на финальной оценке. И с этого момента будем говорить, что такое качественная городская среда, комфортная среда, и каким аспектам городской среды надо уделить особое внимание. Потому что 36 индексов детально "окутывают" весь объем городской среды, и они нужны, чтобы оценить эффективность принимаемых мер.

Этими индексами борются со вкусовщиной. Вот, например, людям нравятся кованые изделия, чугунные фонари, они соотносят это с современной комфортной средой. Но современность никак не коррелируется с чугунными лавками. Почему? Как правило, многие делают их так, как им нравится. И нельзя понять - этот сквер был сделан 60 лет назад или вчера. Чтобы этого не было, такие индексы помогают. То есть определяются требования к современной среде. И чтобы эти стандарты внедрялись в каждом регионе, создаются центры развития городской среды, их еще называют центрами компетенций. В каждом регионе сейчас создаются такие структуры, чтобы эта работа была системной, комплексной и в рамках новых правил. Меняется законодательство страны, чтобы эти стандарты можно было применять.

- Можете дать оценку городской среде Южно-Сахалинска?

- Я побывал во многих городах России. Южно-Сахалинск, на самом деле, - один из самых уютных, комфортных городов страны! Где-то лучше, где-то хуже, но в целом город за последние 5 лет стал, действительно, комфортным и хорошим. Наш регион находится возле Юго-Восточной Азии, сахалинцы ездят в Сингапур, Южную Корею, Японию и понимают, что такое комфорт городской среды. Азиатам мы сильно уступаем, поэтому будем делать все, чтобы подтянуть свой уровень.

Одно из первых направлений нашей работы - это анализ проектно-сметной документации (ПСД) по улицам, скверам, чтобы внести изменения на проектном уровне и избежать грубейших ошибок, которые, к сожалению, совершают проектировщики. Мы столкнулись с тем, что проектировщики не всегда проектируют по новым стандартам или исходя из соображений адекватности. А та же госэкспертиза проверяет эту документацию на соответствие нормативам, и получается, что нормативам она соответствует, а адекватности - не совсем. Поэтому возникают проблемы с передвижением маломобильных групп населения, пешеходные переходы не совсем удобные делаются. Сейчас как раз это мы стараемся корректировать.

- Многие говорят, что у Южно-Сахалинска нет индивидуальности. Вы согласны с этим? Планируется что-то здесь поменять?

- Если вернуться к 36 индексам оценки городской среды, один из них - это идентичность городской среды, то, что должно отличать его, например, от Владивостока или Хабаровска. Чтобы у людей было понимание, что они приехали в свой город, а не в другой район Екатеринбурга, Москвы, Владивостока или Хабаровска.

Сейчас тоже будем над этим работать, выявлять какие-то аспекты, связанные с нашей идентичностью. Например, это могут быть фасады. Местными активистами планируется программа "Сто фасадов Сахалина" - это проекты, которые будут связаны с сахалинской идентичностью. То есть муралы, изобразительное искусство на фасадах домов, будут отождествляться именно с нашей территорией.

У нас в городе почти нет парковок для велосипедов. Одним из элементов идентичности могут стать тематические велопарковки, например, в виде хвоста или плавника кита, в виде нефтяной вышки - то, что выделяло бы нашу территорию. На эту тему мы планируем провести несколько проектных семинаров. То же самое и по лавочкам, каким-то указателям и прочим элементам.

- Вас пригласили на работу в мэрию, так как руководству города понравились Ваши идеи и проекты. Что за проекты?

- Мы стараемся поменять парадигму по разным направлениям работы администрации города. Речь идет не о каких-то революциях, что меня пригласили, и все будет гореть и переворачиваться, а главным образом о том, чтобы с учетом изменений требований к комфортной среде на федеральном уровне выстроить эту работу на уровне нашего города. Это, в первую очередь, касается дворовых пространств. Сейчас у нас очень сильно страдает коллаборация на уровне подготовки проектной документации, то есть горожане не участвуют на подготовительном этапе ПСД. Сегодня на уровне федерации указывается, что необходимо увеличивать процент соучастия людей. Не просто показывать им готовые проектные решения, а проводить проектные семинары, чтобы люди сами выбирали, в каком направлении двигаться проектировщикам.

Когда проектировщики показывают жителям города готовые проекты по обустройству дворов, они им зачастую не нравятся, так как не учитывают особенности двора. Мы сделали специальную интернет-платформу. Мы создали определенный образ, чтобы жители обращали на него внимание и знали, какие изменения будут происходить в их дворе. То есть ставим яркую табличку с надписью "Сейчас тут грязь, а будет газон", например. На этой табличке указан адрес нашей интернет-платформы, где выложен анализ нынешнего состояния двора, предложен жителям этого района ряд вопросов - как они проводят время во дворе, что для них важно, какие изменения хотят увидеть во дворе, каким видом спорта предпочитают заниматься, на каком удалении от подъезда готовы ставить свои автомобили и прочее. Этот пласт информации позволяет переосмыслить эту территорию и правильно ее спланировать.

Второе направление, по которому мы двигаемся, - программа "Добрая улица", адаптированный аналог программы Vision Zero, которая делает десятки городов безопасными и снижает смертность на дорогах. Мы провели аналитическую работу по безопасности дорожного движения, проанализировали все ДТП в Южно-Сахалинске - где, как и почему они происходят. Выявляем закономерности, например, в какое время происходят ДТП. По итогу аналитической работы выработали ряд мер по улучшению ситуации по дорожному движению. Дизайн каких-нибудь открыток и календарей согласовывают более тщательно, чем дизайн улиц, хотя от обустройства улицы зависит жизнь людей. А у нас пешеходные переходы делают таким образом, что на них сбивают людей.

- А что с пешеходными переходами не так? Слишком узкие?

- Слишком неправильно спроектированы. У нас проектируют сейчас улицы города так, чтобы по ним можно было ехать быстро и комфортно, но при этом не заметить вовремя человека на пешеходном переходе.

Вот, например, проектировщик показал нам свой проект по реконструкции участка улицы Комсомольской возле магазина "Аист". Он убрал автобусную остановку, неправильно спроектировал места для инвалидов, сделали двухстороннюю велодорожку прерывистыми участками. Мы заставили переделать проект - предусмотреть "островки" безопасности для пешеходов, вернули автобусную остановку, сделали велосипедную инфраструктуру с двух сторон дороги с велопереездами. Что велоинфраструктура, что дороги - как венозная система человека, нет же у нас кусочков, где вены идут, а где они обрываются, система должна быть связной. Вот по этим моментам мы заставляем проектировщиков работать правильно. В следующем году доработанный с учетом наших замечаний проект реконструкции участка ул.Комсомольской будет реализован.

- Вы говорили, что анализировали причины ДТП в городе. Из-за чего чаще всего сбивают людей на дорогах в Южно-Сахалинске?

- Есть две парадигмы городов: "город для людей" и "город для машин". Все наши проекты улиц, транспортных систем основаны на том, что на первом месте должен быть личный автотранспорт, потом автобусы, немного пешеходы и велосипедисты, и если останется место - то совсем немного маломобильные группы населения. А должно быть наоборот. Сначала мы делаем пешеходные связи, в том числе для людей с особыми потребностями. Потом делаем велоинфраструктуру, чтобы и взрослые и дети могли ездить на велосипедах, на самокатах. Потом - автобусы, потому что это большому количеству людей позволит перемещаться по городу. И только затем занимаемся автомобилями. Тогда будет парадигма здоровых городов, где минимальное количество погибших на дорогах, максимальная провозная способность улицы и ее комфортность.

Южно-Сахалинск пока по этой парадигме не идет, что приводит к тому, что тротуары где-то внезапно обрываются или уходят в овраг, парковки автомобилей появляются напротив пешеходного перехода. В результате пешеходы у нас - самые незащищенные участники дорожного движения, и "наезд на пешехода" на первом месте по видам ДТП в нашем городе. Сейчас мы меняем парадигму подхода к улице, чтобы они проектировали осознанно, чтобы на первом месте была жизнь и здоровье человека.

- Проблема "пробок" решится?

- Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко попросил обратить внимание на этот вопрос. Нужно принимать смелые и, может даже непопулярные решения. Большинство людей считают, что нужно расширять улицы и увеличивать полосы, чтобы побороться с пробками. В мире 2,5 млн городов и столько же вариаций поведения. Ни один город не решил проблему "пробок" расширением дорог и увеличением полос. Те города, которые победили "пробки", действовали иначе. Там примерялись такие механизмы, как развитие общественного транспорта, ограничение использования личного транспорта, введение платных парковок, внедрение "метробусов" - выделенных скоростных полос для автобусов. Это то, что можно делать для малых городов, тем более таких компактных, как Южно-Сахалинск.

Вот пример стандартного подхода к проектировке - проект реконструкции улицы Пограничной. Четыре полосы для транспорта, парковка, тротуар. Ни одного дерева, ни кусочка газона, ничего. Мы предложили свой вариант проекта этой улицы - вся зеленая с деревьями, газонами, с велосипедными дорожками с двух сторон, с безопасными пешеходными переходами с подъемом, чтобы водители притормаживали. При этом пропускная способность улицы нашего проекта и того - одинаковая. Города должны быть для людей, чтобы люди там жили и комфортно перемещались. И в тоже время учитываются интересы всех участников дорожного движения - автомобилистов, велосипедистов, пешеходов и маломобильных граждан.

Это все в Европе и в Америке было пройдено 30 лет назад, нужно просто брать опыт и внедрять его, так как вся наша законодательная база в области дорожного движения, проектирования и строительства - европейские нормативы с задержкой от 15 до 30 лет. Все, что они делают у себя, будет и у нас, просто мы слишком долго к этому приходим.

- Актуальный вопрос для города - дефицит парковочных мест. Как его можно решить?

- Вопрос парковок связан с альтернативным способом передвижения, что нет условий комфортного перемещения на общественном транспорте. Его нужно сделать самым комфортным и безопасным. Он должен быть премиального качества, на мой взгляд. Потому что у людей должно быть понимание, что их уважают и делают для них все возможное, чтобы им было комфортно перемещаться на общественном транспорте. Ржавых автобусов точно быть не должно. И автобусы должны быть низкопольными, чтобы можно было с коляской зайти спокойно, на инвалидном кресле спокойно заехать, чтобы были места для велосипедов, так как не все живут в пятикилометровой зоне, и ехать на велосипеде на работу из одного города в другой утомительно. Если общественный транспорт будет ездить по выделенной полосе и будут велодорожки в городе, по которым можно будет свободно перемещаться на моноколесе, велосипеде, самокате, то мобильность горожан на этих видах транспорта увеличится, они быстрее смогут попадать на работу и в другие места, чем на своем автомобиле.

Вопрос парковок решается в комплексе. Нельзя ставить вопрос, что давайте сделаем все парковки в городе платными, не сделав при этом нормальную систему общественного транспорта. В Советском Союзе еще в 1960-х годах много писалось о необходимости предусматривать на каждую квартиру машиноместо во дворах. И вот мы только-только к этому приходим. Мы же предлагаем не просто дворы делать, а подходить к территории комплексно. Сейчас так Москва делает. Там реализуется программа "Мой район", где в одном конкретном проекте учитывают детские дворы, улицы, проезды, общественные территории, места для машин. Чтобы жизнь комплексно менялась.

- Городской парк пользуется большой популярностью. Не хватает таких мест в разрастающемся городе. Какие новые общественные пространства появятся?

- Есть проработки по созданию еще одного парка в южной части города. Но это пятилетняя перспектива. Есть поручение мэра города Сергея Надсадина о необходимости осмысленного подхода к созданию общественных пространств. Есть уже созданные общественные пространства, но они сегодня пустые - туда люди не ходят. Нам поставили задачу - наполнить эти пространства жизнью, активностью, чтобы именно туда целенаправленно приезжали горожане. Наполнять пространство смыслами. Мы сейчас работаем над этим.

Одна из наших глобальных задач - создание комплексной программы благоустройства городского округа, чтобы определить перспективные точки притяжения горожан, разбить их по этапам реализации и уже системно и комплексно работать по ним, а не скакать из одного района в другой. Надеюсь, что у нас все это получится.

Мне нравится, что мэра нашего города не требуется убеждать, например, что велосипедную инфраструктуру нужно развивать. Он поддерживает наши инициативы, поэтому мы уже внедряем велосипедную инфраструктуру в улицы, хотя изначально техническим заданием на проектирование этого не было предусмотрено.

- Может, приоткроете тайну и расскажете, какие креативные объекты появятся в городе?

- Вопросы креатива, "фишечек" мы уводим сейчас на дальний план, так как нам нужно навести порядок в целом, в элементарных вещах - в тротуарах, в деревьях, где они должны быть, в нормальной пешеходной инфраструктуре, в вопросах безопасности дорожного движения. Какая разница, какие "фишечки" где появятся, какие лавочки будут, когда ключевые вопросы не решены. Многие вещи, которые мы сейчас предлагаем, может быть, и не увидишь, но их можно почувствовать потихонечку.

Раньше не делался дизайн улиц, на это никто не обращал внимание. Приходит проектировщик и говорит, что у вас будет теперь вот так. И через несколько месяцев проектирования мы видим, что в итоге получилось. А улицы - это 95% пространства города, по которым люди ходят постоянно. Мы подготовили концептуальные макеты ул. Комсомольской, показали наглядно, как будут строиться велодорожки, переезды, "островки безопасности", озеленение. Показали проектировщикам, как будут выглядеть эти улицы и что им предстоит спроектировать. Мы делаем улицу более комфортной, более удобной, более безопасной и зеленой. Когда мы поменяем парадигму подхода к улице, мы соответственно начнем потихоньку менять город. А потом мы будем насыщать его "фишечками" и "стежками".

Принцип, который мы сейчас пропагандируем в администрации, - подход к улицам и пространствам на основе принципа интерьера. Когда мы делаем в квартире у себя ремонт, нам же важно, чтобы обои были поклеены стык в стык, чтобы рамочки висели аккуратненько, чтобы плитка была уложена ровненько. Такой принцип интерьера должен быть и в городской среде - чтобы плитка лежала ровненько, чтобы столбы нормально стояли, чтобы бордюры были ровными. Этот принцип есть в Японии. Он меня вдохновил, я его изучаю, смотрю, как этот принцип внедряется в разных городах Японии. Этот базовый принцип тоже будем внедрять, и он позволит сделать городскую среду комфортной.

Еще один принцип, который будем внедрять, - уют. Где нет уюта, там нет людей. Соответственно, наполнением наших улиц уютом тоже надо заниматься.

Мы будем двигаться в этом направлении системно и комплексно.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще