Эксклюзив 18 декабря 2019 г. 13:34

Председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова: "У нас существует оппонирующее мнение, и его положительное влияние сказывается на деятельности думы"

Председатель Законодательной думы Хабаровского края Ирина Зикунова: "У нас существует оппонирующее мнение, и его положительное влияние сказывается на деятельности думы"

В сентябре 2019 года в ходе выборов депутатов Законодательной думы Хабаровского края седьмого созыва победу одержала партия ЛДПР. Состав краевого парламента почти полностью поменялся, а председателем думы впервые в ее истории стала женщина. В интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" спикер думы Ирина Зикунова рассказала о том, с чего начали работу новые депутаты, какой будет бюджет следующего года, а также почему отложили вопрос о доплатах к пенсиям народных избранников.

- Ирина Валериевна, новый состав краевой Думы работает без малого три месяца. Многие народные избранники впервые пришли в законодательную власть. С чего пришлось начинать работу?

- Практически все депутаты, за редким исключением, являются новичками в этой работе. Пришлось понимать элементарный оборот процессов, который существует в думе.

Лично мне, как председателю, помимо общих, финансовых, кадровых и хозяйственных документов пришлось изучать тот специфический оборот процессов, который связан с законотворческой деятельностью и формами организации работы. Прежде всего, в думу заходят различные законопроекты, инициаторами которых являются субъекты законотворческой инициативы. Это особый пакет документов, в который нужно уметь вникать. Это и пояснительная записка, и финансово-экономическое обоснование, и антикоррупционное заключение. Все это сопровождает законопроект на тему его связи с другими законопроектами. Важно уметь читать эту документацию, понимать профиль дальнейшей работы комитета, который будет заниматься этой инициативой. Если эта инициатива - к принятию на заседании думы, значит комитет готовит соответствующий проект решения. Если речь идет о поддержке инициатив федерального уровня, источниками которых являются другие законодательные органы субъектов Российской Федерации и иные субъекты, то готовят постановление в поддержку, коррекцию или отклонение законопроекта. Это все очень специфическая работа, которую нужно понимать и в которой нужно разбираться.

Кроме того, вся работа в думе - это также работа, связанная с определенной организационной структурой. Для думы эта структура многоплановая. Она сочетает в себе, с одной стороны, покомитетную структуру, где есть пять сформированных комитетов. Каждым из них руководит председатель и заместитель, в состав вливаются депутаты. Депутаты в силу своих интересов и профессиональной специализации должны быть определённым образом закреплены за предметными вопросами, которые относятся к ведению комитета. Такая организационная установка должна была пройти на начальном этапе. И, конечно, все депутаты должны были научиться работать с законопроектами и теми вопросами, с которыми работает комитет.

Другим срезом, организующим деятельность думы, является организация работы фракций. Нужно понимать, когда собираются фракции, каким образом они готовятся к рассмотрению тех или иных вопросов, какие документы направляются председателю по результатам работы фракции. Фракции могут быть источниками тех или иных законотворческих инициатив.

Кроме того, большую часть организации думской работы представляет собой организация работы помощников. У каждого депутата есть один-два помощника, в зависимости от того, списочный ли это состав или состав, связанный с одномандатным округом.

Большая совокупность процессов координируется различными формами совещательной деятельности. Прежде всего, еженедельно проходят совещания председателя думы с руководителями комитетов, где мы рассматриваем самую оперативную информацию.

Объемы подготовительной деятельности были очень большими. Это требовало больших затрат времени еще и потому, что все мы так или иначе постепенно переходили к деятельности в составе думы, не оставляя свою предыдущую работу. Было очень тяжело и трудоёмко.

- В короткие сроки депутатам пришлось знакомиться с проектом бюджета следующего года и плановым периодом до 2022 года. Каковы приоритеты главного финансового документа края? Куда будут направлены дополнительные средства, а от чего, наоборот, придется отказаться?

- Бюджет продолжает оставаться документом, который решает вопросы социальные. Это социально-ориентированный бюджет, включающий три крупные магистральные направления, каждое из которых занимает около четверти: образование, здравоохранение, социальная защита и поддержка населения. Те дополнительные средства в размере 2,8 млрд рублей, распределением которых мы будем заниматься на ближайшем заседании думы, также вольются в решение этих задач.

Очень радует возможность дополнить расходы, связанные со строительством социальных объектов, таких, как школы, ФАПы, проектированием этих видов деятельности. Далее я также с большим удовлетворением посмотрела предложение правительства, связанное с приобретением лекарственных средств. Очень большое значение имеют расходы, связанные с повышением технического оснащения наших учреждений здравоохранения, с проведением капитальных ремонтов. У моих коллег-депутатов получается решить вопросы с выделением финансирования на ремонт крыш школ в режиме софинансирования и совместной работы с органами местного самоуправления.

Риски природно-климатического характера имеют обыкновение реализовываться в последние годы. Я также обратила внимание на то, что правительство выходит с инициативой в увеличении средств резервирования в размере 400 млн рублей. Как экономист я хорошо отношусь к таким резервам, потому что при всех достоинствах финансового планирования и жесткой определённости в расходовании средств большое значение для качественного менеджмента имеет ситуативный подход, то есть умение разрешать ситуации в зависимости от того, как складывается реальный ход развития событий.

Также, конечно, найдут свое отражение в этом документе сокращение накладных расходов, связанных с содержанием структур государственной власти в крае. Мы здесь не остались в отстающих. По думе прошли процессы секвестирования структуры, связанные со снижением затрат.

Я обратила внимание на то, что правительство снизило количество представительских, обеспечивающих мероприятий. Каждое такое направление в масштабах большого бюджета сосредоточивает небольшие деньги. 20-30 миллионов в многомиллиардном бюджете не выглядят большими цифрами, но, тем не менее, это очень правильный подход, потому что даже небольшая экономия способна давать неплохие цифры общего результата.

- Абсолютное большинство депутатов представляют партию ЛДПР. Сказывается ли отсутствие альтернативных мнений при принятии законов?

- Этот вопрос не звучит остро для нашей думы, потому что, с одной стороны, все мы сейчас находимся в состоянии адаптации. С другой стороны, достаточно активно на самом старте начали проявлять себя партии, которые не имеют думского большинства. В частности, уже сейчас видна позиция регионального отделения Коммунистической партии Российской Федерации в том, чтобы резонансно ставить вопросы, сориентировать думу на рассмотрение отчетно-информационных вопросов, в том, чтобы вникать в реальность деятельности правительства, отдельных предприятий и организаций. Отметилась фракция партии "Единая Россия" пакетом документов, нацеленных на сокращение расходов в адрес состава думы. Речь идет о сокращении числа помощников депутатов, комитетов, оплаты труда руководящему составу думы, об отмене положения, связанного с пенсионным обеспечением депутатов. Все это вносит хорошую оппонирующую, новую ноту в деятельность думы, заставляет партию большинства ЛДПР более критично и взвешенно подходить к принимаемым решениям. Общеизвестно, что истина рождается в споре, и такой альтернативный подход к планированию деятельности имеет свои хорошие результаты, потому что мы можем подготовить несколько решений и путем оптимизации выйти на лучшие. Я считаю, что у нас существует оппонирующее мнение, и его положительное влияние сказывается на деятельности думы.

- Дискуссию в обществе получил вопрос о депутатских пенсиях. Дума решила отложить этот вопрос, в связи с чем?

- Вопрос о думских пенсиях был инициирован Геннадием Викторовичем Мальцевым. Вопрос поставлен так, что законотворческий его результат будет иметь отношение к действующему составу депутатов, работающих на постоянной профессиональной основе. Из этих депутатов в режиме выхода на хорошую военную пенсию имеются два человека. Остальные отделены достаточно большим временным горизонтом от выхода на пенсию - более десяти лет. Идея сокращения сверхпенсий не просматривается за этим законопроектом. Я совершенно искренне, обращаясь к представителям СМИ, сказала, что мы должны изучить этот вопрос, потому что значительные расходы связаны с пенсионным обеспечением депутатского состава предыдущих созывов. В силу закрытости информации о персональных данных требуется этот вопрос изучить и понять, какие суммы уходят на эти доплаты к пенсиям из краевого бюджета. Опять же, нужно вникнуть в основания назначения этих пенсий, потому что есть признаки того, что стажевая характеристика, на основании которой определяется сумма доплаты к пенсии, не всегда была корректно определена комиссией, которая этим занималась. Вопросом нужно заниматься, и именно поэтому он отложен. Опять же в силу того, что нужно взвешенное адекватное решение. Мы должны понимать, что оставить без каких-либо доплат к пенсиям представителей государственной власти, которые решают очень ответственные задачи, нельзя. И поверьте мне, коллеги, которые возглавляют постоянные комитеты, и их заместители, работают в очень интенсивном и напряжённом графике. Это требует высокой квалификации. Мы находимся в интенсивных и очень ответственных условиях труда. Я искренне убеждена, что какая-то адекватная мотивационная составляющая здесь возможна. Но, повторяю, вопрос нужно изучать.

- Какие законопроекты готовятся к обсуждению на следующий год, с какими инициативами уже выступили избранные депутаты?

- Инициатив, которые бы зашли пакетом, оформленным в соответствии с проектом закона, пока у текущего депутатского состава особенно нет. Основным законотворческими инициатором у нас является правительство.

Уже сейчас мы начали вникать в вопросы нашей деятельности. Два комитета очень четко видны по направлениям проработки следующих проблем. Прежде всего, это проблемы, связанные с ограничением распространения вейпов и энергетиков, проблема с организацией придомовой торговли алкоголем. Этими вопросами занимается комитет по промышленности, предпринимательству и инфраструктуре. Я думаю, что на будущий год мы, конечно, будем с таким законопроектом выходить и решать эту задачу в комплексе, чтобы снизить вред, который наносит подобного рода торговля и товары, но и чтобы не наносить ущерба интересам субъектов малого и среднего предпринимательства. Еще одно серьезное направление, которое требует того, чтобы в него вникли, - направление, связанное с деятельностью организации социальной сферы, а именно здравоохранения и образования. Обращает на себя внимание не вполне экономически обоснованная практика планирования затрат и финансового обеспечения этих учреждений. Мы видим проблему невозможности финансировать весь комплекс затрат, если исходить из подушевого принципа планирования финансовой потребностей этих учреждений. Здесь требуется более квалифицированный экономический подход, потому что есть категории затрат, которые носят постоянный и единовременный характер, у каждой своя методология планирования и затраты, которые планируются, исходя из их текущего переменного характера. С такими предложениями выходит очень квалифицированный председатель комитета по вопросам социальной политики Ольга Вячеславовна Ушакова. С такими же вопросами я, как представитель образовательной сферы, также хотела бы поработать и принести пользу для дела, для деятельности соответствующих учреждений.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще