Эксклюзив 14 ноября 2012 г. 11:39

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Мы рассчитываем на поддержку Госдумы во всех наших инвестпроектах"

Губернатор Сахалинской области А.Хорошавин: "Мы рассчитываем на поддержку Госдумы во всех наших инвестпроектах"

Дни Сахалинской области на этой неделе проходят в Госдуме. По информации пресс-службы областного правительства, региональная власть представит парламентариям достижения региона, его инвестиционный потенциал и обсудит проблемы, сдерживающие развитие территории. О целях и задачах презентации региона в нижней палате парламента рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.

- Александр Вадимович, это уже не первая презентация региона в Госдуме. Какие цели Вы ставите перед презентацией в этот раз?

- Это мероприятие мы назвали "Дни Сахалинской области в Государственной Думе Российской Федерации". С одной стороны, мы его приурочили 65-летнему юбилею региона. С другой стороны - это хорошая возможность показать депутатам инвестиционные проекты, которые уже реализуются на Сахалине и Курилах, а также те, которые мы рассчитываем запустить в будущем: в нефтегазовой сфере, энергетике, рыбопромышленном комплексе. Это - масштабные проекты, судьба которых во многом зависит от решений федерального центра, изменения законодательства Российской Федерации.

Поэтому мы рассчитываем заручиться поддержкой депутатов в продвижении законодательных инициатив по данным направлениям. Надеемся, что по итогам этого важного для нас мероприятия будут приняты соответствующие рекомендации профильных комитетов Государственной Думы в адрес правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

- Какие инвестпроекты представил регион в Госдуме?

- В первую очередь, - в нефтегазовой отрасли. Сегодня по общему признанию Сахалин является не просто надежным поставщиком углеводородов, а глобальным энергетическим центром на Дальнем Востоке России.

В рамках проекта "Сахалин-2" на юге острова построен первый в России завод СПГ, который производит около 5% мирового объема сжиженного природного газа, и благодаря этому, Россия вошла в престижный клуб экспортеров СПГ. В странах АТР растет потребность в этом виде энергоресурсов, поэтому мы прорабатываем вопрос о строительстве третьей и четвертой очередей завода СПГ.

Что касается проекта "Сахалина-1", то при его реализации применяются самые передовые и уникальные технологии, которые полностью соответствуют сложным арктическим условиям и могут быть успешно заимствованы при разработке шельфа российской Арктики.

Уникальные природные богатства нашего региона позволяют не только увеличить добычу ресурсов, но, я считаю, что необходимо также создавать на Сахалине их глубокую переработку с прицелом на выпуск готовой продукции с высокой долей добавленной стоимости. В ближайшие годы мы рассматриваем возможность ввода в эксплуатацию новых месторождений на шельфе - от "Сахалин-3" до "Сахалин-6", создание на Сахалине нового нефтеперерабатывающего завода мощностью производства до 4 млн тонн нефтепродуктов ежегодно, а также газохимического комплекса по глубокой переработке природного газа.

Мы рассчитываем на создание топливно-энергетического кластера: современного производства, ориентированного на увеличение добычи и экспорта бурого и каменного углей. По итогам 2012 года их планируется добыть свыше 4 млн тонн. Из них почти 2 млн тонн будет поставлено за рубеж. В ближайших планах - довести угледобычу до 7 млн тонн в год, а в перспективе - 10 млн тонн.

В этом контексте еще одним глобальным перспективным проектом может быть создание энергомоста "Сахалин- Япония" с целью производства и экспорта электроэнергии в эту страну.

Большие надежды мы возлагаем на строительство мостового перехода через пролив Невельского и железнодорожной линии Селихино-Ныш. Это необходимо не только жителям Сахалинской области, поскольку мостовой переход не просто соединит Сахалин и материковую часть России, но и даст нашей стране наикратчайший выход в АТР. Для Сахалина - это очень актуальный проект, так как наш регион - островной, крайне важна устойчивая связь с материком. К тому же существующая паромная переправа, созданная в 1960-х годах, уже морально и технически устарела.

- Вопрос по аквакультуре будете поднимать?

- Безусловно. Хочу отметить, что рыбопромышленный комплекс Сахалинской области занимает третье место в Дальневосточном морском бассейне по объемам уловов морских биоресурсов и первое - по потенциалу созданных береговых рыбоперерабатывающих предприятий.

Здесь для нас важно создание новой отрасли экономики - марикультуры или аквакультуры. Ее развитие позволит уже в ближайшие 5 лет увеличить общероссийский показатель добываемых морепродуктов на 15-18%, а в течение 10 лет - утроить текущие показатели. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что Государственная Дума в ближайшее время примет долгожданный ФЗ "Об аквакультуре" и поправки к законодательству о прибрежном и спортивном рыболовстве.

Все вышеназванные мною проекты позволят создать дополнительные рабочие места, увеличить доходы регионального бюджета, а значит вести более эффективную социальную политику, строить дороги, детские сады и школы, медицинские, спортивные и культурные центры. Именно на это работает вся наша экономика.

- Важным для дальневосточников, и особенно для жителей Сахалинской области, является транспортный вопрос, доступность авиаперевозок. Проезд по льготным тарифам в Москву государство предоставляет только студентам и пенсионерам. Но для многих работающих жителей региона стоимость авиабилетов даже до Владивостока – дорогое удовольствие! Какие решения, на ваш взгляд, возможны здесь?

- Для нас это чрезвычайно важный вопрос, потому что 90% населения Сахалинской области передвигается воздушным транспортом. Вопрос воздушных перевозок мы решаем по нескольким направлениям.

Первое – мы поставили вопрос перед президентом страны, вице-премьером, Минтрансом и всеми соответствующими структурами о передаче инфраструктуры аэропортов региона из федеральной собственности в региональную. Да, федеральный бюджет сегодня вкладывает небольшие деньги, в основном, в реконструкцию аэропорта "Южно-Сахалинск". Но у нас кроме этой главной воздушной гавани Сахалина есть еще шесть аэропортов местного значения. В них деньги не вкладываются вообще. В перспективе государство планирует вкладывать, но только после 2015-2018 годов. Но до 2018 года эти аэропорты просто не доживут. Поэтому сегодня мы просчитали и готовы вложить порядка 4 млрд рублей средств облбюджета в ближайшие 3 года, чтобы поддержать инфраструктуру этих аэропортов. Примерно по 350 - 400 млн рублей мы готовы выделить на содержание аэропортов, остальные деньги – на их реконструкцию. Несколько аэропортов требуют капитальной реконструкции взлетно-посадочных полос, терминалов и прочей инфраструктуры.

Федеральный бюджет сегодня не готов вкладывать такие деньги, о чем федеральная власть нам честно говорит. Мы говорим: отдайте нам аэропорты, мы будем их сами развивать, содержать и реконструировать. Для нас это вопрос выживаемости, так как мы живем в экстремальных условиях. Мы даже готовы взять взлетно-посадочную полосу аэропорта Южно-Сахалинска (обычно такие объекты инфраструктуры являются федеральным имуществом и не передаются в другую собственность), чтобы привести ее в надлежащее состояние.

Второе направление – создание дальневосточного регионального перевозчика на базе авиакомпании "Сахалинские авиатрассы" (САТ). Сегодня мы ведем переговоры с "Аэрофлотом" о создании такой компании. Второй базовой компанией может быть "Владивостокавиа". Но сегодня финансовое положение "Владивостокавиа" настолько катастрофически сложное, что в принципе это лучше сделать на базе "САТ". Здесь мы предварительно договорились и подписали соглашение с "Аэрофлотом" о том, что 51% акций этого дальневосточного перевозчика останутся у "Аэрофлота", а 49% они передадут нам, но на условиях как бы "открытых ворот". Если какой-то регион захочет войти в состав акционеров компании и готов вложить свои деньги в ее развитие, то мы из своих 49% отдадим какую-то долю этому региону, допустим, Хабаровскому краю. Таким образом, регионы вложат деньги в единого дальневосточного перевозчика, который будет совершать межрегиональные перевозки (между Сахалином, Хабаровском, Магаданом, Владивостоком и т.д.) и внутрирегиональные (то есть летать внутри каждого региона). Третье направление, которое мы обсуждаем сегодня с "Аэрофлотом", - этому крупнейшему российскому авиаперевозчику нужна будет база на Дальнем Востоке, то есть какой-то аэропорт в ДФО должен стать базовым. Во Владивостоке сегодня вы знаете, какие проблемы существуют, Камчатка по определению не может стать такой базой, хабаровский аэропорт находится в частной собственности. А аэропорт "Южно-Сахалинск" - пока что ФГУП. Если нам его передадут в областную собственность, мы готовы подписать соглашение с "Аэрофлотом" и сказать: ребята, участвуйте в реконструкции этого аэропорта и делайте его базовым. Наш аэропорт находится в центре и недалеко от всех дальневосточных перевозок. Его преимущества - он глубоко интегрирован в АТР, мы летаем сегодня в Японию, Корею, Китай. Если "Аэрофлот" к нам придет, мы готовы создать определенные льготные условия для того, чтобы у аэропорта была хорошая база для развития "Аэрофлота" на Дальнем Востоке.

Вот по этим направлениям сегодня идут переговоры. На площадке в комитете Госдумы по транспорту будем говорить по этой проблеме, о том, как ее решить. На нашей стороне, в принципе, президент страны. С пониманием относится к этому вопросу премьер-министр. Думаю, найдем понимание в Госдуме. Останется только этот вопрос реализовать. К сожалению, наш бюрократический механизм настолько "ржавый"! Вот поставили когда-то аэропорт "Южно-Сахалинск" в план приватизации и вытащить его из этого плана – самая главная наша головная боль. Этим мы сегодня и занимаемся.

- Но если аэропорт окажется в частной собственности, частник тоже будет заинтересован в его развитии?

- Какими деньгами он будет его развивать? Кредитными! Куда он включит эти кредитные деньги? В тариф! И кто будет компенсировать тариф? Потребители и бюджет! Внутри тарифа также сидит аэропортовый сбор авиакомпаний, если этот сбор будет частным, то возможно сложится ситуация, когда услуга будет навязываться частником. В Хабаровском аэропорту ряд услуг уже навязывается. То есть можно так организовать стоянки, когда самолет сам зайдет и встанет, а можно развернуть его хвостом, и тогда потребуется услуга его транспортировки на стоянку, а это стоит больших денег, и это дополнительная нагрузка на бюджет авиакомпании!

Мы сегодня дотируем билеты на внутрирегиональные перевозки, внутри Сахалинской области, выделяя ежегодно не менее 500 млн рублей, так как это наши полномочия, мы обязаны обеспечить доступность и организовать перевозки. К примеру, от Охи (самого северного города Сахалина) до Южно-Сахалинска (юг острова) такое же расстояние как от Охи до Хабаровска, но от Охи до Южно-Сахалинска авиабилет стоит 5 тыс. рублей, потому что мы дотируем, а от Охи до Хабаровска – 15 тыс. рублей, так как его никто не дотирует. Государство сегодня предлагает регионам дотировать также межрегиональные перевозки. Представляете, сколько частник может накрутить в тариф, который нам же и придется дотировать!

- Наверное, на площадках Госдумы, где вы намерены обсуждать проблемные вопросы региона, не останется в стороне и "бензиновый" вопрос, гарантированное обеспечение местного рынка нефтепродуктами? Население беспокоит чуть ли не еженедельный рост цен на топливо на сахалинских АЗС Роснефти.

- Конечно, будем обсуждать этот вопрос. У меня также запланирована встреча с руководством "Роснефти" по этому поводу.

Из-за чего ползут цены, почему ситуация сложилась таким образом? Потому что мы - нефтедобывающий регион, а нефтепереработки у нас нет. Построили когда-то трубу с Сахалина в Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Вся нефть, которую добывает на Сахалине "РН-Сахалинморнефтегаз", уходит туда. Когда начали разрабатывать сахалинские шельфовые проекты, завод СПГ пробили, а НПЗ – нет. И опять же торгуем сырой нефтью по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Получается, что нефть, которая добывается на Сахалине, по трубе пришла в Комсомольск-на-Амуре, там переработалась, оттуда цистернами по железной дороге пошла в Находку Приморского края. В Находке ее загрузили на танкер, и он отправился к Сахалину в порт Корсаков. В Корсакове слился на нефтебазе и оттуда автотранспортом нефтепродукты развезли по заправкам. То есть все виды накладных расходов и все виды транспортировки горючего, какие можно сделать, все это присутствует в этой схеме на Сахалине из-за островной специфики.

Не вижу других выходов, кроме строительства НПЗ на Сахалине. Наши потребности порядка 500-600 тыс. тонн в год, если с бункеровкой морских судов, то мы догоним до 1 млн тонн в год. Если взять близлежащие регионы, которые в принципе будут брать это топливо, может и зарубежные соседи будут покупать, та же Япония, то завод мощностью производства до 4 млн тонн в год мы могли бы вполне поставить на Сахалине.

У нас здесь есть еще один позитивный фактор – Киринский блок проекта "Сахалин-3", который принадлежит "Газпрому". Там есть газ, но есть и жидкая составляющая. Куда ее девать? У "Газпрома" своих нефтепроводов на Сахалине нет. Они должны будут либо продать жидкую составляющую акционерам проектов "Сахалин-1" или "Сахалин-2", либо строить нефтепереработку. Вот мы и ведем переговоры с "Газпромом" по строительству НПЗ. Пока подтвержденные запасы этой жидкой составляющей по Киринскому блоку - 90 млн тонн. "Газпром" считает, что это маловато для НПЗ, надо еще добурить и, возможно, нарастить запасы нефти. К сожалению, в прошлый сезон они вообще не бурили там, в предстоящем сезоне планируют бурить две скважины. Так что время покажет. "Газпром" попросил паузу до декабря 2012 года, в декабре мы должны получить решение по этому проекту.

- НПЗ может производить и авиатопливо? Ведь это и решение вопроса с топливом для "Аэрофлота". Вопрос цены авиаперевозок опять же, по данным авиакомпаний, 70% в их тарифе составляют затраты на топливо.

- Да, технологически это можно увязать. Авиакеросин – это один из продуктов нефтепереработки, как и мазут. В аэропорту Южно-Сахалинска стоимость авиакеросина на четверть дороже, чем в том же аэропорту "Кневичи" (Владивосток). У нас эта стоимость доходит почти до 40 тыс. рублей за 1 тонну! И это все - в стоимости авиабилета.

Вопрос строительства НПЗ на Сахалине - принципиальный вопрос. Будет ли он производить авиакеросин или нет – вопрос экономики производства, "Аэрофлот" сам будет решать, где ему выгоднее покупать топливо. Когда рассчитывается технология производства переработки, там при определенных объемах от каждого вида перегона возникает определенная рентабельность. Принципиальным вопросом является то, что на острове, где есть ресурс, должна быть переработка, так как потребители находятся здесь. А будет ли НПЗ производить авиакеросин – покажет время и расчеты.

- Насколько мне известно, на презентации регион также планирует представить спортивные проекты в свете Олимпийских игр 2018 года?

- Да, здесь мы также рассчитываем заручиться поддержкой Госдумы по созданию на Сахалине Центра зимних видов спорта. Сооружения для него уже готовы практически на 3/4 от запланированного количества. Центр будет работать не только на жителей Сахалинской области. Он может быть использован и в качестве современной тренировочной базы для адаптации спортсменов Сборной России для их подготовки к зимним Олимпийским играм в 2018 году. Считаю, что в плане географической близости Сахалина к Республике Корея, где будут проходить Игры, схожести климата и не столь ощутимой часовой разницы, у нас есть все преимущества.

- На какой результат Вы рассчитываете?

- За счет использования современной формы презентации мы устроим для депутатов своего рода виртуальную прогулку по нашему региону, которая позволит увидеть все уникальные возможности Сахалина и Курил, погрузиться в нынешнюю атмосферу островной жизни. Надеюсь, что это поможет им понять специфику нашего края, обозначенные нами проблемы и важность их решения. Мы рассчитываем на поддержку Госдумы во всех наших проектах.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще