Эксклюзив 25 июня 2013 г. 10:24

Губернатор ЕАО А.Винников: Наша задача – повысить качество жизни людей, привлечь бизнес и наполнить бюджет

Губернатор ЕАО А.Винников: Наша задача – повысить качество жизни людей, привлечь бизнес и наполнить бюджет

Еврейская автономная область реализует ряд крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, которые позволят повысить качество и комфорт проживания людей, наполняемость бюджета и сделает регион привлекательным для бизнеса. О ходе реализации проектов и общем состоянии дел в области в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Еврейской автономной области (ЕАО) Александр Винников.

- Александр Аронович, традиционно считается, что в области две ведущих отрасли: добыча полезных ископаемых и сельское хозяйство. Оцените состояние дел в них сейчас.

- Еврейская автономная область более 20 лет является самостоятельным субъектом Российской Федерации. Ранее, когда она входила в состав Хабаровского края, страна развивалась по социалистическим законам, практически 70% всей сельскохозяйственной продукции Хабаровского края производилось в ЕАО, и практически ни одного килограмма сырья не перерабатывалось на территории области (перерабатывающие заводы также находились на соседней территории). Наверное, в то время это было оправдано, но когда область стала самостоятельным субъектом, нам необходимо наращивать налогооблагаемую базу для пополнения регионального бюджета.

Вторая традиционная для нас отрасль – промышленное производство. В ЕАО есть завод по производству рисозерноуборочных комбайнов, завод силовых трансформаторов, цементный завод, несколько фабрик легкой промышленности, которые формировали промышленную основу экономики области. Однако сегодня мы уже почувствовали, что только за счет этих отраслей область не может развиваться. Поэтому для нас очень важно заниматься вопросам промышленной переработки полезных ископаемых. Начиная с 2005 года, взят курс именно на развитие добывающей и перерабатывающей промышленности. В этих отраслях формируются и реализуются основные инвестиционные проекты.

- Какие из инвестпроектов вы считаете ключевыми? Как идет их реализация и когда планируется запуск объектов?

- Самый главный проект – строительство Кимкано-Сутарского железорудного горно-обогатительного комбината. В настоящее время идет активное строительство обогатительной фабрики, которую должны ввести в эксплуатацию в 2014 году. Кстати, недавно стройку посетил министр по развитию Дальнего Востока и полпред в ДВФО Виктор Иванович Ишаев. В целом, он дал хороший отзыв, в то же время внес ряд рекомендаций, которые, на наш взгляд, будут способствовать введению фабрики в установленные сроки.

Помимо этого завершается строительство железнодорожной станции "Промышленная", через которую должна вывозиться продукция горно-обогатительного комбината. Сдана в эксплуатацию трансформаторная подстанция, которая необходима для фабрики. Мы очень рассчитываем на то, что в конце 2014 года фабрика будет сдана, и с 2015 года начнется добыча и обогащение железной руды.

- Известно, у вас был ряд претензий к темпам реализации проекта компании "Хэмэн" по добыче марганца. С чем они связаны?

- ООО "Хэмэн-Дальний Восток" – это компания со 100-% китайским капиталом, занимается разработкой месторождения по добыче марганцевой руды. Фактически строительство ведется уже три года, однако темпы нас не устраивают, график лицензионного соглашения не соблюдается. В феврале я провел там выездное совещание, где вместе со специалистами указал на то, что нас не устраивает: мы не видим возможности ввести в строй этот объект в конце 2015 года, как планировалось. По нашей инициативе инвестором был пересмотрен график выполнения работ, и у меня как раз в июле будет контрольная поездка на объект. Ситуация поменялась, конечно. Сегодня они уже ведут строительство ствола основной шахты, началась проходческая работа, и в этом году планируется попутно добыть уже более 20 тыс. тонн марганцевого концентрата. Проработаны несколько вариантов логистики транспортировки руды в Китайскую Народную Республику.

В целом компания должна начать промышленную добычу в 2015 году и одновременно приступить к строительству обогатительной фабрики, которую она же и будет строить – по условиям лицензионного соглашения мы не разрешаем вывозить руду в виде чистого сырья. Обогащать руду будут на нашей территории, прибавочную стоимость оставлять, а продукцию забирать: часть себе, часть реализовывать на металлургические заводы в нашей стране.

Еще один проект – разработка Союзного месторождения графита мощностью 240 тыс. тонн в год. Инициатор проекта и разработчик – группа компаний "Магнезит" – сегодня работает по графику. В этом году уже приступила к строительству 14 км дороги к месторождению, которую планируют сдать к июню 2014 года. Также начато строительство административного корпуса. А в мае они представили свои предложения по строительству жилья для рабочих.

Планы у них серьезные, мы уверены, что они должны приступить к промышленной добыче графита в соответствии с графиком в конце 2016 года.

- Важный проект для области и всего Дальнего Востока – железнодорожный мост в Китай. В каком состоянии сейчас находится этот проект?

– Мост в районе населенного пункта Нижнеленинское (Ленинский район, ЕАО) – это серьезный инфраструктурный проект. Он сформировался в рамках инвестпроекта горно-обогатительного комбината как объект для перевозки части концентрата в КНР. К сожалению, ближе потребителя нет.

Учитывая стоимость транспортировки по железной дороге, руда, доходя, допустим, до уральских металлургических заводов, из железной превращалась бы в "золотую". Поэтому было принято решение, перерабатывать часть концентрата (где-то в пределах 2 млн тонн) этой руды на Амурском металлургическом заводе в Комсомольске-на-Амуре, а остальное будет направляться в Китайскую Народную Республику.

По мере проработки проекта моста стало ясно, что это очень важный элемент логистики Дальнего Востока. В принятой государственной программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона очень большая роль отведена реконструкции Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. И этот мост должен стать инфраструктурным элементом всей системы Транссиба и БАМа.

В Еврейской области имеется два сквозных выхода на Байкало-Амурскую магистраль, и очень многие потенциальные владельцы грузов, клиенты, обращаются, и мы уже понимаем, что на тот объем, на который мост запроектирован (в пределах 18 млн тонн грузов), он будет заполнен.

На Санкт-Петербургском экономическом форуме мы подписали меморандум с губернатором провинции Хэйлунцзян (КНР) о наших совместных действиях по скорейшему началу строительства мостового железнодорожного перехода в присутствии первого вице-премьера РФ Игоря Ивановича Шувалова и первого вице-премьера Госсовета КНР Чжана Гаоли.

- В этом проекте участвует Фонд развития Дальнего Востока. Вместе с тем, Фонд критикуют за недостаточное участие и пассивность. Так ли это?

– В апреле на заседании правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока в Якутске сенаторы и губернаторы раскритиковали деятельность Фонда, за то, что в течение 1,5 лет своего существования он не начал финансирование ни одного проекта. Но я думаю, что в этой критике есть доля лукавства: дело в том, что до недавнего времени почти ни один из проектов не был проработан до такой степени, что можно было выходить на финансирование. А вот проект строительства железнодорожного моста в Нижнеленинском населенном пункте уже был достаточно проработан и Фонд его отобрал.

Сегодня эта работа ведется в строгом соответствии с подписанным соглашением. И благодаря финансированию Фонда будет начато строительство моста уже в 2013 году.

Мы очень надеемся, что оставшиеся подготовительные работы и согласование с китайской стороной завершим уже в течение нескольких месяцев, чтобы в конце октября текущего года начать строительство этого объекта, который имеет очень серьезный мультипликативный эффект для развития Дальнего Востока и Еврейской автономной области. Мы видим интерес потенциальных инвесторов, которые начинают приобретать землю недалеко от этого моста, чтобы открыть свое производство и по организованной логистической схеме перевозить грузы в страны АТР. Мост должен быть построен в течение 30 месяцев, реально он должен быть сдан в первом полугодии 2016 года.

- Что касается сотрудничества и выстраивания отношений с ближайшими зарубежными соседями, с Китаем и с азиатскими странами: недавно Вы вернулись из поездки во Вьетнам. Каковы ее результаты?

– К сожалению, уровень экономического сотрудничества Дальнего Востока, например, с Вьетнамом, сегодня находится в зачаточном состоянии. Не случайно в прошлом году на саммите АТЭС (в рамках которого состоялась встреча Владимира Путина с президентом Социалистической Республики Вьетнам Чыонг Тан Шангом) президент РФ поручил Виктору Ишаеву встретиться с руководством Вьетнама и детально проработать возможности взаимодействия государств. И такая делегация была сформирована: в ней активно участвовало руководство Еврейской области, Приморского края и Сахалинской области.

Наша область предложила сотрудничество в легкой промышленности – мы единственный регион на Дальнем Востоке, который сохранил эту отрасль. В ЕАО существуют три достаточно крупных предприятия легкой промышленности, но мы постоянно ощущаем дефицит сырья. Текстиль и пряжу сегодня завозят из Узбекистана и Таджикистана, и, конечно, транспортная составляющая имеет очень большой удельный вес в себестоимости продукции.

Кроме того, с вступлением России в ВТО на наш рынок хлынул поток продукции легкой промышленности китайских товаропроизводителей. Наша задача сегодня создать определенную конкуренцию в этой сфере. По качеству наша продукция не уступает зарубежной, поэтому мы предложили представителям Вьетнама создать совместное предприятие, и где-то в начале осени вьетнамцы планируют направить на Дальний Восток бизнес-миссию. Мы обсудим наши совместные действия.

У нас производственные мощности обеспечены всей необходимой инфраструктурой. Мы могли бы взять за основу вьетнамские технологии, особенно по производству обуви – потому что Вьетнам сегодня занимает второе место в мире по экспорту обуви.

Помимо сотрудничества в легкой промышленности мы хотели бы сотрудничать и в сельском хозяйстве. Прежде всего, нас интересуют вопросы, связанные с откормом крупного рогатого скота и свинины на мясо – в этом у вьетнамцев достаточно большой опыт. Мы предлагаем им арендовать землю под выращивание кормовых культур, а также для строительства помещений.

Рынок мяса на Дальнем Востоке неограничен (регион сам обеспечивает себя мясом всего на 17%), все остальное – это привозное.

Сахалинцы предложили сотрудничество в области аквакультуры. Приморский край в добывающей и обрабатывающей промышленности, а также в проекте - создание кластера легкой промышленности для последующей реализации этой продукции в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

- Вопрос демографии - ключевой для всего Дальнего Востока России. Какова ситуация с рождаемостью и миграцией в Вашем регионе?

– К сожалению, как и на всей территории Дальнего Востока, наблюдается отток населения. В прошлом году миграционная убыль составила почти 1,5 тыс. человек. Вместе с тем, демографическая ситуация у нас улучшается. Еврейская автономная область входит в число 14 регионов России, где уровень рождаемости выше, чем в среднем по стране. В то же время идет системное сокращение смертности: ежегодно уровень смертности населения сокращается на 1%. Добиться такого достаточно высокого темпа удалось, благодаря модернизации здравоохранения и улучшению профилактической работы.

Впрочем, население продолжает убывать, поэтому наша главная задача на сегодня – это создание комфортных условий для проживания на всем Дальнем Востоке. Я думаю, что принятая в этом году государственная программа развития Дальнего Востока будет способствовать сокращению оттока населения. И если меры, запланированные в программе, будут исполняться, люди увидят, что программа реализуется, это поможет на первом этапе стабилизировать отток населения.

Кроме того, если в проекте закона о развитии Дальнего Востока останутся предложения, внесенные губернаторами дальневосточных регионов и министерством Дальнего Востока, я думаю, что на Дальнем Востоке ситуация изменится в лучшую сторону.

- Сколько в области сейчас еврейского населения и как поддерживаются традиции этого народа?

– Согласно данным последней переписи, у нас 1% еврейского населения. Тем не менее, область титульная, она действительно еврейская, как и задумывалась. Могу сказать, что в начале 90-х годов еврейская культура, еврейская национальная жизнь на территории области начали возрождаться. В советское время это происходило искусственно, а сегодня это существует на самом деле. У нас есть и государственная еврейская школа, детский сад, воскресная еврейская школа, детский культурный центр, общинный центр, создана религиозная община и построены две синагоги в Биробиджане. Самое главное – сегодня еврейской культурой и традициями интересуются не только евреи, но и все жители области, в той или иной мере. Традиционным стало совместное проведение еврейских праздников, они превращаются в общегородские и общеобластные праздники. За последние 20 лет мы провели 11 международных фестивалей еврейской культуры.

В следующем году наша область будет отмечать 80-летие с момента своего образования. Не все было просто в ее истории. Наша задача сегодня по крупицам воссоздать еврейскую традицию, для этого (нас поддержал президент Российской Федерации) у нас при Институте комплексного анализа региональных проблем создана специальная научная лаборатория по изучению языка, традиции и культуры идиш. Ученые со всего мира, изучающие культуру и язык идиш, проявляют колоссальный интерес к этой лаборатории. Пока мы проводим только международные конференции, но в перспективе планируем создать бренд культурной жизни Еврейской области. Кстати, уже в этом году на детском Каннском фестивале наш танцевальный ансамбль "Сюрприз" получил Гран-при. Особенно зрителям понравился в его исполнении "Хасидский танец".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще