Эксклюзив 28 мая 2009 г. 10:38

Мэр Владивостока И.Пушкарев: "Мы заложили основу для быстрого роста Владивостока, и работа уже началась"

Мэр Владивостока И.Пушкарев: "Мы заложили основу для быстрого роста Владивостока, и работа уже началась"

Ровно год назад на выборах главы Владивостока победил Игорь Пушкарев. В интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" мэр рассказал о том, что удалось сделать за год и каковы перспективы на ближайшее время.

- Игорь Сергеевич, год работы на посту главы города - повод подвести первые итоги. Как вы оцениваете свою работу, что удалось сделать, а что - нет?

- Самое главное, мы заложили базу для многих важных процессов развития города, выстроили систему - это своего рода "загрузка программы", установка "правил игры". Такая работа не всегда видна глазу стороннего наблюдателя, но она многое определяет теперь. При этом немало практических дел уже сделано.

- Какие самые значительные из них?

- Мы, наконец-то, приняли Генплан города, которого у Владивостока не было более 10 лет. Наводим порядок в городской застройке, отменили целый ряд незаконных разрешений на строительство - это очень конфликтная сфера. Множество дел в суде, но чаще всего суды поддерживают наши решения. Думаю, горожане оценили оперативные и слаженные действия городских служб во время зимних снегопадов. Даже улица Шефнера, которую традиционно перекрывают на всю зиму в силу ее крутого рельефа, в этом году была максимально закрыта на 14 часов - пока шел снег. И это при том, что снегоуборочной техники у нас было в пять раз меньше положенного по нормам. Теперь задача - ввести новые стандарты поддержания чистоты и порядка круглый год. В 2008 мы году впервые стали участниками программы капитального ремонта жилых домов. В 2009 году город - тоже впервые - стал участником федеральной программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Словом, изменения есть во всех сферах.

- А разочарования были?

- Пожалуй, самое большое разочарование - инерция чиновничьей машины. Так что, если честно, работе администрации за год я бы не поставил выше "тройки". Да, многие трудятся, не считаясь со временем, порой по 16 часов в сутки, в первую очередь, мои заместители. Но меня не устраивает, как работает аппарат администрации, сотрудники, которые непосредственно контактируют с гражданами. Слишком много формализма, неумение принимать оперативные решения, брать на себя ответственность. Да и сами процедуры - согласований, экспертиз, бесконечных консультаций - невероятно громоздкие. Можно быстро сделать ремонт в кабинете, поменять оргтехнику или костюм, но изменить психологию чиновника - невероятно сложно! Некоторые сотрудники сумели перестроиться, другим пришлось уйти. Моя задача - заставить сотрудников мэрии служить людям, не зря наша работа называется - муниципальная служба.

- Дороги Владивостока - любимая тема для анекдотов горожан и повод для серьезных претензий к власти. Когда-нибудь ситуация изменится?

- Сейчас я уже с уверенностью могу говорить: изменится, и начало положено. Конечно, нужно понимать, что муниципальный бюджет не потянет полную реконструкцию и строительство всех дорог из асфальтобетона во Владивостоке (нужны десятки миллиардов рублей). Выход - в привлечении краевых и федеральных средств. Сейчас мы подготовили новую масштабную программу реконструкции дорог и благоустройства всей центральной части Владивостока. В ближайшее время губернатор края С.М.Дарькин будет защищать эту программу перед руководством страны, и в случае ее утверждения в город поступят 8 млрд рублей. Это еще раз доказывает, что федеральный центр делает серьезные ставки на Владивосток и заинтересован в его развитии.

- Неплохие деньги при годовом бюджете города 7 млрд. Потратить бы только с умом…

- В этом и вопрос. Но мы очень рассчитываем на эти средства. В нашем проекте - реставрация фасадов зданий исторического центра, включая ценнейшие памятники архитектуры, театр им. Горького, здание городского цирка. Специалисты предложили оригинальную подсветку зданий, которая сделает вечерний Владивосток еще более эффектным. Мы запланировали восстановление всех скверов от "Зари" до Светланской, реконструкцию набережных, владивостокского Арбата и многих уголков города. Но самая масштабная часть проекта - это реконструкция дорог с соблюдением всех правил и технологий. С заменой труб и коммуникаций, укладкой их в тоннель, предусматривающий ремонт - чтобы потом не пришлось вскрывать дорожное покрытие из-за аварий на сетях. С устройством ливневой канализации, прочных гранитных бордюров, других технологических элементов. Наконец, дороги должны быть построены по международному стандарту - на бетонной подушке, с соответствующим качеством покрытия. Вот тогда при хорошем уходе они простоят не один десяток лет.

- А вы убеждены, что наши специалисты справятся с такой задачей? Вот если бы иностранные компании позвать, хотя бы китайцев…

- Да, вы правы, предприятия, которые ремонтировали наши дороги в минувшем году, показали далеко не самое лучшее качество работ. Но мы впервые применили такой опыт: в рамках гарантийного срока заставили подрядчика исправлять дефекты за свой счет. Что касается подрядчиков из других регионов - наши конкурсы и аукционы открыты для всех. Но иностранные строители - это и цены другие, гораздо более высокие. Кроме того, нам важно дать работу нашим специалистам, которые готовы осваивать технологии и учиться работать по новым стандартам.

- Планы радуют, но выпадет ли нашему поколению проехаться по обновленным улицам?

- Если получим средства, то готовы приступить уже в этом году (правда, этап экспертиз, согласований, конкурсов достаточно длителен). За 2-3 года работы должны быть завершены. Ведь впереди 150-летие Владивостока и саммит АТЭС.

- Пробки - еще одна беда для жителей Владивостока…

- Разрабатываем комплексное решение, и оно уже в работе. Во-первых, строительство дорог-дублеров, которые рассредоточат потоки автомобилей. Конечно, это решение на перспективу, но мы уже построили в прошлом году дорогу "Тухачевского - Выселковая" - ее сразу освоили и, можно сказать, полюбили автомобилисты. В планах на этот год - "расшить" улицу Котельникова, добавив две полосы движения, расширить улицу Спортивную. При наличии средств из краевого бюджета - построить две новые дороги, которые решат множество проблем - "Днепровская" и "Снеговая - Горностай".

Второе - внедрение автоматизированной системы управления движением. Подобные есть во многих крупных городах мира с напряженным трафиком. Такие системы помогают оптимизировать транспортные потоки, избежать скопления машин даже при сохранении существующей дорожной сети. Рассматриваем предложения сразу нескольких авторитетных компаний на монтаж таких систем - немецкой "Сименс", японской "Сумитомо", корейских компаний. Есть возможность выбрать оптимальный вариант - по цене и объему услуг.

Наконец, строительство многоярусных парковок, особенно в центре города, позволит освободить проезжую часть от припаркованных машин, что тоже нормализует движение.

14 апреля подписано соглашение между краевой и городской администрациями о передаче в муниципальную собственность 12-ти земельных участков строго по целевому назначению - для строительства парковок. Процесс фактической передачи земли - дело достаточно долгое, но как только документы будут оформлены, начнем строить - проекты готовы, переговоры с инвесторами уже идут.

- Игорь Сергеевич, в своей предвыборной программе вы говорили о необходимости строительства очистных сооружений, детских садов, организации социальных магазинов… Как обстоят дела с выполнением проектов?

- О детских садах говорил и буду повторять: это острейшая проблема, в городе очередь на места в дошкольные учреждения почти 20 тысяч человек. Нам нужно как минимум 50 новых детских садов. За год удалось на базе работающих садиков и школ открыть 350 мест для дошкольников, что сопоставимо с введением в эксплуатацию 2 детсадов. Разработали систему создания и поддержки домашних детских садов. Посмотрим, как они заработают, и ожидаем, что туда можно будет устроить более тысячи малышей. Но чтобы радикально решить проблему, надо строить. Стоимость строительства одного сада - 200 млн рублей. Это непосильная нагрузка для муниципального бюджета. Таких средств просто нет. Выход - обращаться за помощью к краевой и федеральной власти, убеждать, представлять свою программу развития дошкольного образования.

Стараемся вернуть детские сады, которые использовались не по назначению, активно судимся с собственниками бывших садов, готовы ремонтировать те детские учреждения, которые находились в запустении. Один такой детсад N185 сможет принять малышей уже в сентябре.

Кроме того, сейчас градостроительный совет не утвердит проект, например, жилого комплекса, если рядом не предусмотрено строительство детского сада, школы и парковки. Недавно мы попросили председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина передать в правительство и Минобороны наше предложение: чтобы в жилом микрорайоне для военнослужащих в Снеговой пади предусмотрели строительство детских садов, школы, поликлиники. А иначе - как людям там обустраивать жизнь?

Но город и я лично не снимаю с себя ответственности: решение проблемы детских садов остается приоритетной задачей.

Что касается очистных сооружений - это один из важнейших проектов подготовки саммита АТЭС. Он финансируется из федеральных средств, и строительство уже началось. Наши специалисты принимали участие в проектировании, согласовании ряда документов. Значение очистных для Владивостока трудно переоценить, их так долго ждали.

Социальные магазины в рамках программы "Город для людей" работают. Причем система социальной торговли стала некоторым подспорьем в пору кризиса для самых разных людей, поэтому планируем расширять программу, увеличивать число магазинов, открывать социальные аптеки.

-А предпринимателям это выгодно?

- Да, и это отмечают большинство участников программы. Уверен, что если бы экономического эффекта не было, то число желающих присоединиться к программе вряд ли возрастало бы. Недавно в программу вошли еще три новых магазина. Плюс отведены площадки для автофургонов, где цены еще ниже. Кстати, местные производители тоже снизили отпускные цены. В итоге цены на основные продукты, в первую очередь на хлеб, в системе социальных магазинов стали заметно ниже. Причем их могут покупать все горожане без исключения. Приятно, что наш опыт стали использовать многие муниципальные образования в крае.

- Получается, что "социалка" для мэра в приоритете?

- Да, в условиях кризиса по-другому и быть не может. Мы сохранили все социальные программы, и большую часть средств тратим на образование и здравоохранение. Например, за 11 месяцев был проведен ремонт в 31 из 37 муниципальных учреждениях. А если более осязаемо, вот конкретные адреса. Капитальный ремонт в гинекологическом корпусе и двух операционных блоках городской больницы N1, на подстанции "скорой помощи" на Чуркине, в ряде кабинетов детской поликлиники N8, в городской больнице на острове Русском, в больнице поселка Трудовое. После капитального ремонта - фактически с нуля - открыт современный аллерго-респираторный центр на улице Спортивной. Недавно мы передали "скорой помощи" 5 отлично оборудованных реанимобилей, а детским поликлиникам - 15 автомобилей, чтобы педиатры могли ездить по вызовам. Конечно, всегда хочется большего, и у нас серьезные планы на ближайшее время. Это строительство в Советском районе новой поликлиники и новой подстанции "скорой помощи", продолжение капитального ремонта в разных отделениях городских клинических больниц N1 и N2.

- Спустя год, чем бы Вы дополнили свою предвыборную программу? Какие самые острые проблемы стали видны с новой точки зрения?

- Может, "точка зрения" новая, но проблемы - до боли старые и давно известные. Изношенные коммунальные сети - порой на 80-100 процентов. Изношенный жилой фонд: только судебных исков граждан к администрации на капитальный ремонт муниципальных домов - более чем на миллиард рублей. Еще больше средств нужно для переселения из аварийного и ветхого жилья. За 2008 год из ветхого и аварийного жилья в освободившиеся муниципальные квартиры удалось переселить 37 человек. Но это капля в море…

- Выход?

- Участвовать в федеральных программах, там - реальные деньги. И опять наши специалисты идут "в народ" - помогают организовать ТСЖ, потому что это одно из условий участия в федеральной программе капитального ремонта. В прошлом году на 34 дома выделено 134 миллиона рублей. В этом, надеемся, сумма будет больше. А по федеральной программе переселения из ветхого жилья уже в этом году 97 семей въедут в новые квартиры. Конечно, все это проблемы, решение которых слишком дорого стоит и не по силам муниципальному бюджету. Даже вопросы благоустройства и чистоты в городе радикально решить без капвложений сегодня невозможно.

- И как идет борьба за чистоту?

- Медленно, но верно, как говорят. Каждый участок земли уже сейчас фактически закреплен за какой-нибудь организацией - будь то управляющая компания, муниципальная дорожная служба или коммерческое предприятие. Кстати, мы усилили работу административных комиссий, которые выписывают штрафы за нарушения санитарных норм. Если за весь прошлый год было составлено 1476 протоколов, то за 4 месяца этого года уже более полутора тысяч. Но административные меры ничто без новых технологий уборки и современной техники. В этом году планируем закупку современной техники для механизированной эффективной уборки города. Владивосток должен быть комфортным и привлекательным, в первую очередь для самих горожан. Тогда люди будут стремиться жить и работать здесь. Кстати, по данным статистики, за минувший год сократился миграционный отток населения: в 2007-м уехали почти 2 тысячи владивостокцев, в 2008 - только 166 человек.

- Чего еще не хватает городу, чтобы он соответствовал честолюбивым замыслам - стать "центром международного сотрудничества со странами АТР"?

- Безусловно, нужна гостевая инфраструктура, гостиницы мирового класса, но главное - нужно привести в порядок основные туристические объекты. Кстати, восстановление ряда объектов Владивостокской крепости мы включили в смету тех самых восьми миллиардов. Нужен иной стандарт безопасности - чтоб любой человек мог гулять без опаски вечером и ночью. Кое-что в этом плане сделано: например, по краевой программе установлено более 200 камер наблюдения по городу, к концу года будет более 400. Город тоже старается помогать милиции: оснащаем службу автомобилями с бортовыми компьютерами, другой техникой, и статистика показывает снижение уличной преступности. Но, как говорится, покой нам только снится.

- Игорь Сергеевич, если бы "по щучьему велению" можно было стать мэром любого другого города - какой бы выбрали? Скажем, спокойный среднерусский Новгород, активный Новосибирск, богатый на нефтедоллары - строй детсады не хочу! - Нефтеюганск…

- Выбираю Владивосток. Красивая история и архитектура, уникальный ландшафт, морской характер. Несмотря на все коммунальные и бюджетные сложности, нам выпал редкий шанс - выйти вместе с городом на новый виток развития. Объекты саммита - это не просто рабочие места, заказы для предприятий, новые технологии, энергетические мощности, это по-настоящему амбициозные перспективы. Например, федеральный университет, который будет построен, но в который именно нам предстоит вдохнуть жизнь. Уникальные мосты, которые могут стать не просто транспортными, но и туристическими объектами. Все это надо ценить. Наверное, одними чудесными перспективами каждый день жив не будешь, все это должно работать не на призрачных "жителей будущего", а на сегодняшних горожан. Но у каждого из нас есть возможность участвовать в проектах, занять активную жизненную позицию, чтобы стать участником "истории современности".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще