Эксклюзив 13 апреля 2015 г. 15:10

Врио губернатора Еврейской автономной области А.Левинталь: "Нужно повышать уровень жизни людей"

Врио губернатора Еврейской автономной области А.Левинталь: "Нужно повышать уровень жизни людей"

В феврале президент России Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя. Новый глава региона рассказал в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о том, как намерен поднимать уровень жизни населения региона, когда построят мост в Китай, и почему засеивание полей соей может быть вредно для дальневосточного сельского хозяйства.

- Александр Борисович, в апреле премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел в Хабаровске совещание по антикризисным мерам. Скажите, остро ли ощущается кризис в вашем регионе?

- По сравнению с кризисом 2008-2009 годов нынешняя ситуация в Еврейской автономной области довольно спокойная. В прошлый кризис наблюдалось резкое сокращение штатов, принимались мощные программы по предотвращению роста безработицы. Сейчас кое-где проходит оптимизация структуры, однако массовых сокращений на предприятиях нет. Например, цементный завод, объем заказов которого сократился из-за спада строительства, работников не увольняет, так как видит перспективы роста. Безработица не растет, и заявлений от предприятий о планах сокращений в службу занятости не поступает.

Несмотря на то, что роста безработицы нет, кризисные явления проявляются в некоторых отраслях экономики. Например, завод силовых трансформаторов на 20-30% снижает производство продукции, так как спрос на энергетические оборудование падает из-за того, что "схлопнулись" некоторые инвестиционные проекты.

- Что происходит в регионе с ценами на продукты питания?

- Мы подписали соглашение со всеми сетями, которые сейчас работают в регионе, что торговая надбавка на определенные социально значимые товары (яйца, молоко, хлеб, соль, сахар) должна составлять не более 15%.

Кроме того, мы договорились с нашими товаропроизводителями, и они подписали договора с сетями на прямые поставки продукции. За счет этого из "цепочки" исключаются посредники, что сдерживает рост цен на основные продовольственные товары – мясо, молочную продукцию. Сейчас цены на многие виды товаров в Еврейской области самые низкие на Дальнем Востоке

Но есть и еще одна беда – низкие доходы населения. Вот с чем я буду в ЕАО плотно работать. Пока в области экономика достаточно слабая: в основном работает малый и средний бизнес, который хотя и хорош с точки зрения занятости населения, но необходимого уровня доходов бюджета не обеспечивает. Крупных предприятий, которые приносят реальные доходы в бюджет, всего несколько (например, "Транснефть"), а крупной промышленности не существует вообще.

- Многие дальневосточные регионы успешно развивают сельское хозяйство, например, Амурская область. Насколько это проблемная отрасль для Еврейской автономной области?

- Сейчас от общего объема доходов сельское хозяйство приносит в бюджет менее 1%, хотя область изначально была аграрным регионом. Я родился в Биробиджане и помню, как в советское время каждое утро к поезду прицепляли цистерны, которые везли молоко на завод в Хабаровске. Сегодня практически не осталось больших ферм, в прошлом году на 25% сократили поголовье крупного рогатого скота. Поэтому в этом году идет резкий спад производства молока.

В этом году крестьяне планируют засеять 85% площадей соей. Это самое страшное, что можно сделать! Безусловно, соя – хороший продукт, который можно успешно продавать в Китай, но примерно через три года выращивания сои земля перестает давать урожай лет на 8-10. Сою необходимо чередовать с другими культурами, например, зерновыми. А так как поголовье скота уменьшилось, то зерно им на корм стало не нужно, а значит, и выращивать его невыгодно. При этом китайцы буквально через реку сокращают выращивание сои и переходят на кукурузу, которая дает более богатый урожай: 40-45 центнеров с гектара против 12-14 тонн с гектара сои.

Выращивать сою можно, но нужно повышать ее урожайность, одновременно в два раза сокращая площади засева. Сейчас у нас считается хорошей урожайность 12-14 центнеров с гектара, но генетически те же сорта сои могут давать 25-30 центнеров с гектара. Кроме того, сорта, которые мы сейчас выращиваем, не самые лучшие. Под переработку нужны другие виды, из которых при обработке получается максимум эффекта. Поэтому необходимо заняться соевой селекцией. В Амурской области есть Институт сои, и с ним можно отрабатывать эти вопросы.

Другая особенность сельского хозяйства в регионе – высокая доля китайского присутствия. Они либо напрямую выигрывают аукционы на аренду земли, либо фермеры сдают свою землю в субаренду, либо нанимают китайскую рабочую силу, потому что собственных трудовых ресурсов на селе осталось крайне мало.

- На первой пресс-конференции в новом статусе вы заявили о необходимости создания программы развития АПК. Когда будете ее создавать, на что обратите особое внимание?

- Пока у нас получается замкнутый круг – крестьяне сеют сою, так как потребителей зерна нет, а соя постепенно портит хорошие земли. Надо разорвать эту практику, поменять структуру сельского хозяйства, в первую очередь, развивая животноводство. Сейчас прорабатываются варианты создания как минимум двух крупных животноводческих хозяйств на 1,2 тыс. голов крупного рогатого скота.

С учетом импортозамещения нашим регионом интересуются крупные российские компании, в том числе, московские. Земли под пашни у нас в два раза больше, чем в Хабаровском крае. Однако участков, полностью подготовленных к приходу инвестора, нет. Земля сейчас роздана на паи, поэтому первоочередная задача – найти крупный, логистически удобный участок земли, который мы могли бы предложить инвестору.

Первая задача, которую я поставил, - инвентаризация земли. Нужно понять, кому и на каких условиях отдана земля, когда заканчивается срок аренды, где есть нарушения.

В перспективе, конечно, нужно "раскручивать всю цепочку", и вслед за сельским хозяйством развивать пищевую и обрабатывающую промышленность, тогда будет реальный эффект для бюджета.

- Среди утвержденных правительством РФ проектов по созданию территорий опережающего развития (ТОРов) на Дальнем Востоке пока нет предложений от ЕАО. Есть ли региону, что предложить?

- У нас есть несколько проектов. Один из ТОРов, который планируют сделать в области - крупная животноводческая ферма, мясомолочный комплекс с переработкой продукции. Пока проект обсуждается, дорабатывается, ведутся переговоры с инвестором.

Второй возможный ТОР – это мост Нижнеленинское-Тунцзян в Китай. Когда я пришел на должность главы региона, я поднял документацию, и выявился целый ряд объективных и субъективных причин, по которым стройка в течение года так и не началась.

Между тем, это крупный "антикризисный" проект. Когда начнется стройка, в бюджет сразу пойдут поступления от подоходного налога, получат заказы субподрядные организации, будут закупаться местные строительные материалы, потребуется жилье, обслуживание и питание для рабочих.

По окончанию строительства там будет создан таможенный и пограничный пост, прорабатывается проект создания логистического парка, китайцы представили план промышленного парка, есть еще ряд идей. Если сейчас грузооборот между странами составляет 100 млн тонн грузов, то через пять лет руководители России и Китая поставили задачу его удвоить. Когда мост выйдет на полную мощность, оборот составит 30 млн тонн.

Благодаря нашим совместным усилиям с Минтрансом председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев направил поручение в адрес полпреда в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева, Фонда прямых инвестиций и Внешэкономбанка, чтобы была обеспечена реализация проекта.

Я встретился с руководителями фонда и ВЭБа, и мы достигли соглашения, что проект запускается. Фонд прямых инвестиций выкупил компанию "Рубикон", которая являлась держателем проекта и должна была активно работать. Финансовая схема в ближайшее время будет сформирована, и начнется стройка.

На строительство самого моста, подходов, реконструкцию станции и 110 километров железной дороги потребуется более 10 млрд рублей. Строительство таможни пойдет отдельной программой с федеральным финансированием, создание остальных объектов – на внебюджетные деньги. Согласно документации, строительство рассчитано на 24 месяца. Возможно, подрядной организации удастся оптимизировать сроки, но пока мы рассчитываем сдать объект в конце 2016 года.

Есть еще наш проект "Левобережье". Левый берег реки Амур затопило в 2013 году, но там есть возвышенные места, куда вода не добралась. В этих местах, куда проложили мост из Хабаровска, было бы интересно построить экологически чистые коттеджные поселки. Из центра Хабаровска туда ехать 20-30 минут на машине, при этом себестоимость строительства жилья значительно ниже. В ЕАО себестоимость строительства одного квадратного метра составляет до 40 тыс. рублей, а в Хабаровске нижняя планка начинается от 50 тыс. рублей.

Там можно было бы также строить жилье по социальным программам для сирот, погорельцев, чернобыльцев. Властям соседнего региона это было бы выгодно – за те же деньги они могут построить в 1,5 раза больше жилья. Мы договорились с правительством Хабаровского края обратиться к этим планам.

- А что вы можете сказать об известном инвестиционном проекте - строительстве Кимкано-Сутарского горно-обогатительного комбината (ГОКа). Когда он будет запущен?

- Главный наш проект - строительство ГОКа - тесно связан с возведением моста в Китай. Мост был изначально его логистической схемой для доставки продукции на китайский берег, где в 160 километрах стоит металлургическое предприятие.

Но потребитель продукции ГОКа есть не только в Китае, но и в Хабаровске. Например, "Амурметалл" работает на металлоломе и испытывает сложности с сырьем, так как все пытаются металлолом экспортировать в Южную Корею, где за него дают хорошую цену. Пока наш ГОК сможет давать только железную руду, но на втором этапе планируется сделать металлургический передел, который будет делать окатыши для "Амурметалла". В свою очередь, этот завод будет производить сталь для кораблестроения, которое сейчас развивает мой коллега из Приморья Владимир Миклушевский. Таким образом, получается целый кластер.

У нас поставлена задача запустить ГОК во втором полугодии 2015 года. Так как мост будет сдан позже, то продукцию в Китай пока будут возить через Приморье, что конечно, не очень выгодно.

В целом ГОК практически готов: здания стоят, закуплено и смонтировано тяжелое оборудование. Остается протянуть кабель, сделать электрику, провести пусковые работы. Там планируется создать 1,5 тыс. рабочих высокооплачиваемых мест; благодаря чему оживет крупный район области.

- В какой стадии разработка графитного месторождения "Союзное"?

- Мы встречались со специалистами группы "Магнезит", по оценке которых наше месторождение - одно из лучших в мире с точки зрения концентрации запасов.

Компания уже прошла процесс определения технологии добычи, изучила рынки сбыта. В 2015 году они подготовят проектную документацию, и за 2016-2017 год планируют все построить: само предприятие, независимый энергоисточник (мини-ТЭЦ), расширить железную дорогу. Сейчас на карьере находятся около 30 человек, они поставили технику, провели первичные работы. Активная фаза строительства начнется со следующего года.

В свою очередь, мы представим проект на Санкт-Петербургском экономическом форуме, Дальневосточном форуме во Владивостоке, выставке в китайском городе Харбине в ноябре. Этот проект в перспективе может стать ТОРом, чтобы пользоваться льготным налоговым режимом.

Из минерального сырья у нас также есть бруситы, цеолиты, месторождения которых можно было бы развивать. Мы готовы разработать с компаниями еще один-два проекта по добыче минерального сырья.

- Ваш предшественник предлагал развивать легкую промышленность совместно с Вьетнамом. Как вы оцениваете такую перспективу?

- Дела с легкой промышленностью и в среднем по России обстоят неважно, а у нас еще и Китай через границу. Конкурировать с ним очень сложно, учитывая, что все сырье и фурнитура завозные. Зарплаты в этой сфере крайне низкие. Так, в 2013 году на фабрике "Виктория" средняя зарплата была 13 тыс. рублей, при том, что средняя по области – 28 тыс. Я не могу категорически утверждать, что у отрасли нет перспектив, но я вижу серьезнейшие факторы риска. Будем встречаться с экономистами, руководством предприятий и внимательно смотреть на раскладки.

В целом, перспективы развития у области благоприятные, однако нам предстоит засучить рукава и очень много работать.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще

Новости Дальнего Востока