Эксклюзив 28 декабря 2015 г. 12:21

Губернатор Камчатского края В.Илюхин: "Курс на импортозамещение позволил укрепить позиции целых отраслей экономики Камчатки"

Губернатор Камчатского края В.Илюхин: "Курс на импортозамещение позволил укрепить позиции целых отраслей экономики Камчатки"

О перспективах проекта ТОР "Камчатка", текущем экономическом положении региона и главных событиях в развитии края в 2015 году агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал губернатор Камчатского края Владимир Илюхин.

- Владимир Иванович, по традиции, провожая уходящий год, принято подводить его итоги. Каким 2015-й стал для Камчатки?

- Этот год стал непростым для страны, и это не могло не сказаться на субъектах. Сложные экономические условия заставили нас пересмотреть политику во многих отраслях экономики. Но должен сказать, что принятый в крае комплекс антикризисных мер позволил нам оперативно отреагировать на внешние вызовы. Более того, курс на импортозамещение в стране позволил укрепить позиции целых отраслей экономики.

В первую очередь это сельское хозяйство. На Камчатке нам удалось сохранить высокие темпы роста: по итогам года он составил около 10%. До конца года планируется ввести еще ряд крупных объектов в области сельского хозяйства, причем речь идет не только о предприятиях с государственным участием. Средства в развитие отрасли активно инвестирует бизнес.

Несмотря на кризисные явления, сохранить стабильную ситуацию нам удалось в главной отрасли Камчатки - рыбохозяйственном комплексе. Наши рыбаки добыли порядка 950 тысяч тонн водных биоресурсов. При этом в условиях санкций основную часть продукции наши предприятия направили на внутренний рынок. Мы также сохраняем лидерство по объему инвестиций в рыбопереработку. На Камчатке введен современный рыбоконсервный цех "Озерновского РКЗ №55" и высокотехнологичный перерабатывающий комплекс "Корякморепродукта". Объем инвестиций в экономику по этим проектам превысил 2 млрд рублей. За последние годы, в том числе благодаря мерам государственной поддержки отрасли, на побережьях Камчатки построено уже 17 современных заводов.

Неплохие показатели в туризме - только за первое полугодие 2015 года туристический поток на Камчатку вырос на 30%. Причем впервые за последние годы мы фиксируем расширение сроков туристического сезона. Если раньше основной поток гостей на полуостров прибывал с середины июля до середины сентября, то теперь - с июня до ноября. Сейчас мы активно наращиваем туристическую инфраструктуру.

- Какие события уходящего года Вы могли бы назвать ключевыми, способными повлиять на дальнейшее развитие экономики и социальной сферы полуострова?

- Конечно, это целый комплекс ключевых решений по Дальнему Востоку. Я имею в виду создание территорий опережающего социально-экономического развития, решение о расширении режима "свободного порта" на территорию Камчатки.

ТОР "Камчатка" - это действительно уникальный комплексный проект, который принципиально отличается от других дальневосточных проектов. Он предполагает развитие портово-промышленной зоны, туристско-рекреационного и агропромышленного комплекса.

В настоящее время в качестве резидентов ТОРа свои заявки направили уже 11 инвесторов с общим объемом инвестиций почти 18 млрд рублей. Еще 7 резидентов с объемом финансирования проектов порядка 16 млрд завершают подготовку необходимой документации на подачу заявок. Это сотни новых рабочих мест, налоги в бюджеты, развитие практически всех сфер экономики - от рыбной промышленности до туризма. В следующем году начнем строить инфраструктуру на площадках. За счет средств федерального бюджета в ближайшие несколько лет на эти цели предусмотрено около 5,7 млрд, а софинансирование из краевого и муниципальных бюджетов составит более 2,7 млрд. Мы предусмотрели в бюджете 2016 года более 700 млн рублей под эти цели, а на 2017 год - почти 2 млрд рублей. Все заявленные проекты финансами под инфраструктуру будут обеспечены.

Действенным механизмом регионального развития я также считаю режим "свободного порта". Он позволит нам обеспечить упрощенный заход флота, в том числе рыбопромыслового, и быструю обработку грузов, упрощенный визовый въезд, создать свободную таможенную зону, ввести дополнительные налоговые льготы, в конце концов, создать конкурентные условия по сравнению с другими дальневосточными портами. Это новые возможности для развития промышленности, туризма, портово-логистической деятельности.

- Какие крупные проекты в области промышленности сейчас реализуются в крае, каковы перспективы горнорудной отрасли на Камчатке?

- Горная промышленность в крае сейчас вышла на новый этап развития. Только по итогам 2014 года объем добычи драгоценных металлов в крае вырос на четверть. Мы добыли почти 3,5 тонны золота, 2,5 тонны серебра и полтонны платины. Объем инвестиций в отрасль при этом превысил 4 млрд рублей. Официальных итогов 2015 года пока нет, но уже сейчас понятно, что прирост будет еще более существенным. Во-первых, в сентябре мы запустили крупнейший горнообогатительный комбинат на месторождении золота Аметистовое на севере Камчатки. Его мощность - 4 тонны золота в год. Это современная золотоизвлекательная фабрика, которая даст мультипликативный эффект для экономики: рабочие места, сотни миллионов рублей налоговых доходов, рост объемов производства драгоценных металлов. Его запуск позволит вдвое увеличить объемы добычи золота на Камчатке. Общий объем частных инвестиций в этот проект составил более 16 млрд рублей. Ежегодно предприятие будет отчислять в бюджетную систему страны более 700 млн рублей налогов и сборов. На очереди - еще один крупный проект в этой сфере. Речь идет о проекте строительства комбината на Озерновском золоторудном месторождении. Его инициатор - компания "Сигма" уже приступила к реализации.

- Нет ли опасений, что сложные экономические условия в стране скажутся на этих и других проектах?

- Риски, безусловно, есть. Но должен отметить, что сегодня позиция президента в отношении развития Дальнего Востока, усилия полпреда, Минвостокразвития и региональной власти позволили сформировать в стране эффективные инструменты поддержки крупных инвестпроектов. К примеру, Камчатка стала одним из первых субъектов, которые получат средства на создание транспортной и инженерной инфраструктуры в виде прямой субсидии инвесторам. В этом году для проекта компании "Сигма" по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения утверждена субсидия из федерального бюджета на строительство автодороги к месторождению в размере 1,2 млрд рублей.

 Есть также положительное решение Фонда развития Дальнего Востока по ряду наших инициатив. Он планирует выделить 2 млрд руб. на строительство автодорог к крупнейшему горно-обогатительному комбинату, открытому в этом году на месторождении золота "Аметистовое" и к горнодобывающему предприятию на "Бараньевском" месторождении.

На днях правительственная подкомисия по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе одобрила еще два камчатских проекта, которые получат финансовую поддержку на развитие инфраструктуры - в общей сложности 230 млн рублей. Это проект развития свиноводства в Камчатском крае и проект по строительству пивоваренного завода в регионе. Так, на строительство инженерной инфраструктуры инвестпроекта развития свиноводства, в частности, на создание энергообъектов и автодорог, государство выделит почти 158 млн рублей. Общий объем частных инвестиций в этот проект составляет 1,85 млрд рублей. Он очень важен для края в рамках задачи по импортозамещению. Сейчас объем собственного производства мяса в крае составляет около 12%. Запуск свинокомплекса позволит увеличить его до 30%.

- Владимир Иванович, какие еще крупные проекты, способные повлиять на социально-экономическую ситуацию, сейчас реализуются на Камчатке?

- В первую очередь я назвал бы инфраструктурные проекты. Многие из них заявлены в рамках Территории опережающего развития "Камчатка". Сейчас на одной из площадок ТОРа завершается строительство современного здания морского вокзала. Он рассчитан на одновременное обслуживание 200 человек. В одном из блоков вокзала разместится пассажирский терминал: зал ожидания, комната матери и ребенка, камеры хранения, билетно-багажные кассы, справочное бюро, комнаты длительного пребывания пассажиров и другие объекты. Во втором блоке будет расположен пункт пропуска через государственную границу РФ. Этот проект мы реализуем в рамках ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", общая стоимость строительных работ - более 530 млн рублей.

Морской порт, где строится современное здание морского вокзала - это одна из крупных площадок ТОРа "Камчатка". Здесь также планируется реконструировать причальные стенки, создать современную транспортно-логистическую базу, организовать дополнительные мощности для хранения. На этой площадке также будут созданы ряд крупных туристических объектов, в том числе современный яхтенный порт. Если говорить о возможностях грузового терминала порта, то мы сможем увеличить грузооборот с 1 до 8 млн тонн в год.

Сейчас в крае завершается реализация еще одного крупного проекта - реконструкция аэродрома в главном аэропорту Камчатки. По поручению президента огромные средства, порядка 13 млрд рублей, на реконструкцию аэродрома направлены. Уже больше года назад все работы должны были быть завершены, однако генеральный подрядчик, ФГУП "Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое России", до сих пор не может ввести в эксплуатацию ряд объектов комплекса. Из-за этого мы вынуждены пока пользоваться старой полосой, хотя новая давно реконструирована и готова принимать воздушные суда. Для нас этот объект имеет первоочередное значение, ведь авиация для Камчатки - единственный способ связи с "большой землей".

Хочу сказать, что, несмотря на трудности с вводом в эксплуатацию аэродромного комплекса, в следующем году мы намерены приступить к строительству нового современного здания аэровокзала.

Инфраструктурные проекты имеют огромное значение для развития туризма на Камчатке. По нашим оценкам, благодаря комплексному развитию территории туристический поток на Камчатку в ближайшие 10 лет вырастет до 800 тысяч в год. Для нас очень важно, что многие важные проекты развития Камчатки включены в ТОР, ведь в сложных экономических условиях механизмы и стимулы территории опережающего развития позволят поддержать бизнес, дать дополнительные льготы и гарантии.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще