Эксклюзив 14 апреля 2017 г. 11:40

Зампред правительства Амурской области Д.Тетенькин: "Мы не разделяем дольщиков по компаниям-банкротам. Для нас они все пострадавшие"

Зампред правительства Амурской области Д.Тетенькин: "Мы не разделяем дольщиков по компаниям-банкротам. Для нас они все пострадавшие"

Восемь компаний в Амурской области на сегодняшний день нарушают обязательства по долевому строительству, из них семь являются банкротами. Пострадавшие дольщики не первый год обивают пороги различных служб и ведомств, даже не раз объявляли голодовку, в страхе окончательно потерять надежду на достройку жилья. Наибольшее количество несостоявшихся новоселов доверили свои деньги компании "Городок". О том, есть ли перспективы достроить дома компаний-банкротов, и какова роль властей региона в решении проблемы агентству "Интерфакс – Дальний Восток" рассказал заместитель председателя правительства области Дмитрий Тетенькин.

- Дмитрий Дмитриевич, солидная с виду компания "Городок", которая более 15 лет успешно работала на строительном рынке области и среди учредителей которой были даже депутаты, в 2014 году попала в список нарушителей сроков строительства. Это самая проблемная компания на сегодня?

- СК "Городок" действительно проблемная компания – банкрот. Организация заключила более 500 договоров долевого участия с дольщиками на сумму 964 млн рублей, затянула сдачу более 550 квартир. Процедура конкурсного производства введена в июле прошлого года. Однако на контроле правительства области компания еще с 2015 года.

За "Городком" числилось три недостроенных многоквартирных дома. В одном из них в 162-м квартале Благовещенска было наибольшее количество дольщиков – 210 человек. В прошлом году по этому дому удалось решить все вопросы – люди уже оформляют свои права на жилье.

Нерешенной остается проблема по дому литер № 8 в поселке Чигири (пригород Благовещенска - ИФ), где 207 договоров долевого участия, и дома в четвертом квартале Благовещенска – 118 дольщиков. Оба дома построены, можно сказать, наполовину - имеется четыре этажа каменной кладки из девяти проектных.

Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, в частности по литеру № 8, был привлечен инвестор ООО "Статус", который за счет средств учредителей компании "Городок" и аффилированных лиц смог зайти на объект и планирует его достроить в 2017 году. По крайней мере, возвести коробку планируется в текущем году. На достройку объекта нужно потратить порядка 230 млн рублей.

- Из каких источников пойдут средства на достройку дома, ведь компания объявлена банкротом?

- Самое важное во всем этом, что активы СК "Городок" не используются для завершения строительства. Конкурсный управляющий их реализует и расплачивается с кредиторами, как и положено. Учредители и аффилированые лица "Городка" используют активы других своих предприятий, которые не имеют юридического отношения к компании-банкроту. Этот механизм мы разрабатывали совместно.

Одному из учредителей компании-банкрота, который находится под следствием и под домашним арестом, суд выделил определенный промежуток времени, в который он может заниматься делами своих проблемных объектов.

- Работы на объекте в Чигирях уже идут?

- Новый застройщик приступил к работам 10 апреля. Он принял у конкурсного управляющего на ответственное хранение объект в Чигирях, завез строительный материал, ведется отсыпка площадки и подготовка к кирпичной кладке.

В представлении людей к обозначенному сроку возле их будущего дома должна кипеть работа – сотни строителей и куча техники. Но я подчеркну, застройщик уже зашел на объект, он восстанавливает технику, которая имелась на площадке. В частности идет ремонт крана, который простоял больше года в нерабочем состоянии. Кран числится в конкурсной массе и впоследствии будет выставлен на торги. Но его будут использовать.

Пока предприятие находилось в предбанкротном состоянии, с объектов унесли "все, что плохо лежало". Людям, которые сейчас взялись за него, приходится не только достраивать, но и восстанавливать то, что разграбили.

- А чего ждать несостоявшимся пока жильцам третьего недостроя, ведь это они устраивали пикеты? У людей есть основания беспокоиться, что до них очередь так и не дойдет?

- Когда началась работа по дому в Чигирях, забеспокоились дольщики четвертого литера. Среди них как раз и те, кто объявляли голодовку. По-человечески я их понимаю. Но объективно нет возможности одновременно возводить сейчас сразу два дома. Как я уже сказал, сейчас используются не средства компании-банкрота.

Ведь тот план, по которому мы сейчас работаем, согласовывался вместе с инициативной группой дольщиков. Ее состав изменился после того, как был достроен первый дом в 162-м квартале, и люди, получившие жилье, отошли от этой темы. В новом составе - представители оставшихся двух домов. Мы встречаемся регулярно и обговариваем все действия инвестора, а также дальнейшие шаги по решению их проблем.

Сейчас средства "Городка" не используются, чтобы в перспективе именно за счет них впоследствии достроить третий дом в квартале № 4.

В правительстве области создана рабочая группа, куда вошли и дольщики. Изначально, оценив ситуацию, мы поняли, что дома нужно достраивать по определенному плану. Решили начать со 162-го квартала, это был более дорогой проект. В итоге, за счет привлечение сторонних средств, мы сняли почти полмиллиарда рублей долговой нагрузки с активов "Городка".

Как я уже отметил, на сегодняшний день в Приамурье СК "Городок", и по числу пострадавших, и по финансовым обязательствам, является самой проблемной компанией, которая не выполнила обязательства перед дольщиками.

Опять же, нужно понимать, что среди дольщиков есть те, кто имеет 44 договора долевого участия. То есть, это определенный вид бизнеса. Да, человек вложил свои деньги и у него такие же претензии к застройщику, как и у остальных, но это не тот дольщик, который в ожидании собственного жилья вынужден арендовать квартиру, платить ипотеку.

- А сколько всего на сегодняшний день недобросовестных строительных компаний, которые занимались долевым строительством?

- В текущем году у нас нарушены обязательства по долевому строительству в восьми организациях. Помимо "Городка" у строительной компании "Дальсвет" тоже многоквартирный дом – 159 квартир, 155 дольщиков. Но это единственная фирма из этих восьми, которая не обанкротилась. У них существенное отставание от графика, практически два года, но работы на объекте ведутся, и скоро дом будет сдан.

Остальные компании-банкроты занимались малоэтажным строительством в пригороде Благовещенска.

- Вы сказали, что правительство уже давно наработало опыт работы с проблемными застройщиками. В частности, многие помнят пикеты и многодневные голодовки дольщиков печально известной фирмы "Россия". Какие рычаги в управлении объектами банкротов оказались наиболее эффективными?

- Однозначно, это комплексная работа всех структур под эгидой главы правительства области – надзорных, правоохранительных органов, исполнительной власти и других. У каждого министерства, у каждого ведомства свои полномочия, в рамках которых они могут действовать. Общими усилиями, хоть не так оперативно, как хотелось бы дольщикам, но в силу имеющихся возможностей, мы получаем положительные результаты.

У нас был опыт по фирме "Россия", о которой вы упомянули. Тогда выделялись бюджетные средства, но сегодня ситуация совсем другая. Приамурье живет в режиме жесткой экономии. Мы закредитованы на 97%, более того, мы не можем брать на себя дополнительные обязательства. И плюс ко всему, должны снижать расходные обязательства.

- В этом году вступили новые требования защиты прав дольщиков. Интерес стройфирм к долевому строительству потерян?

- Понимаете, строительство домов - это долгий процесс. Чтобы начать возведение объектов с долевым участием в этом году, необходимо пройти определенные этапы: проектирование, экспертизу, получение разрешений. Те, кто сейчас занимается этим видом строительства, прошли все эти этапы ранее, до вступления новых норм, прописанных в ФЗ № 214 "Об участии в долевом строительстве". В этом году новые заявки не поступали.

- На Ваш взгляд, с введением более строгих требований, долевое строительство уйдет в прошлое? Новые нормы отпугнут строителей?

- С одной стороны, более жесткий контроль позволит избежать таких ситуаций, с которыми, к сожалению, приходится сталкиваться сегодня. С другой - строители сложно изменить финансовые схемы. Пока нельзя говорить о каком-то спаде в долевом строительстве, так как в области в целом стали меньше строить.

Многим дольщикам непонятно, почему административные органы не смогли предотвратить сложившуюся ситуацию. Но мы действуем в рамках закона. Вы правильно отметили, с этого года вступили в силу новые правила, и у нас появились новые полномочия. Но это вызывает и определенное напряжение со стороны строительных компаний.

- То есть могут послышаться возгласы: "Перестаньте кошмарить бизнес"?

- Однозначно, в первую очередь, мы должны защитить интересы дольщиков, но и, в то же время, у нас есть и необходимость поддерживать развитие бизнеса в области. При включении всех механизмов некоторые застройщики могут воспринять именно так, как Вы сказали.

- Насколько мне известно, банки пошли навстречу дольщикам и согласовали новые графики платежей. Это касается всех пострадавших от действий застройщиков?

- Мы не разделяем интересы дольщиков по компаниям. Для нас они все пострадавшие, поэтому договорились с кредитными организациями о партнерстве в этом вопросе. Когда возникают серьезные проблемы, находим пути решения.

- Пик проблем в долевом строительстве, на Ваш взгляд в Приамурье пройден?

- Пока я бы так радужно на ситуацию с долевым строительством не смотрел. Да, мы оценили обстановку по всем компаниям и даже нашли пути решения возникших проблем, но говорить, что мы близки к финалу, пока рано.

Если оценивать по договорам долевого участия, то это одна ситуация, тут радужных моментов быть не может. А если судить с точки зрения объемов строительства, то, наверное, пик будет пройден, когда сдадим литер 8.

- В пригороде Благовещенска малоэтажным строительством занималась и компания-банкрот "Березки". Там как сложилась ситуация?

- Дольщики этой компании создали жилищно-строительный кооператив, что предусмотрено законом. Это позволило им управлять процессом строительства. Однако мы понимаем сложность ситуации, мы их не оставили один на один с проблемой. Решаем вопросы по гарантийным обязательствам того застройщика, который довел ситуацию до критического. Предыдущий застройщик обязался выполнить работы по благоустройству.

- Вы сказали, что обсуждаете все планы с дольщиками. Как часто встречаетесь?

- Бывает, что чуть ли не ежедневно с разными группами дольщиков. Но есть обязательные встречи по четвергам вечером. Уточняем графики, выслушиваем мнение людей. Кто-то решает ускорить решение своего вопроса - выходят на пикеты или вот, объявляют голодовку. Это их право. Но я могу точно сказать, все дольщики максимально информированы. Просто когда решается проблема с завершением строительных работ у одной группы, другим одновременно хочется иметь такой же результат. Но мы используем все возможности и озвучиваем все дальнейшие действия.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще

Новости Дальнего Востока