Эксклюзив 18 сентября 2018 г. 13:46

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "На Сахалинских ТОР внедрены лучшие международные практики ведения бизнеса"

Губернатор Сахалинской области О.Кожемяко: "На Сахалинских ТОР внедрены лучшие международные практики ведения бизнеса"

Сахалинская область за последние два года стала привлекательной для инвесторов. В приоритете - агропромышленный комплекс, рыбная отрасль, перерабатывающее производство, туризм. На острове создаются новые рабочие места, строятся предприятия по переработке. О прорывных региональных проектах в области переработки газа, сельском хозяйстве и необходимости транспортного перехода с острова на материк в интервью "Интерфаксу" рассказал в рамках Восточного экономического форума губернатор Сахалина Олег Кожемяко.

- Олег Николаевич, какие интересные проекты регион презентовал на ВЭФ?

- Прежде всего, это проект малотоннажного завода по производству сжиженного природного газа, первый частный проект такого типа на территории ДФО. Он реализуется совместно правительством региона, корпорацией развития Сахалинской области и частным бизнесом. Его стоимость - 837 млн рублей.

Думаю, подобный проект получит распространение на Дальнем Востоке. Наши обширные территории не везде делают выгодной прокладку газопроводов. А такое компактное, локальное размещение емкостей для хранения сжиженного газа позволит изолированно обеспечить топливом промышленный объект или жилой поселок.

Заводы СПГ удобны еще и тем, что могут служить ресурсной базой для обеспечения заправочных станций – есть намерение переводить дальневосточный транспорт на газовое топливо.

Проект пилотный, но уже сейчас видно, что с его помощью перевести ряд котельных и автотранспорт на газовое топливо станет гораздо проще. А использование такого топлива существенно сократит вредные выбросы в атмосферу и улучшит экологическую ситуацию в регионе.

В дальнейшем мы планируем построить ряд подобных заводов СПГ, вторую и третью очереди в селе Дальнее, завод СПГ в Поронайском районе.

Мы также планируем переводить ряд дизель-генераторов, в том числе и на Курильских островах, на совмещенный вид топлива.

Еще одним значимым проектом, который мы представили на ВЭФ, стал завод по рыбопереработке на Шикотане.

Он будет запущен в октябре. Сейчас основные работы по его строительству закончены, идет монтаж оборудования, и вскоре завод выйдет на проектную мощность. Строительство предприятия позволило создать около 250 новых рабочих мест и начать перерабатывать новые виды морепродуктов – сардину-иваси и скумбрию. Если позволит оборудование и технология производства, то и сайру будем там же перерабатывать.

Также на ВЭФ в нашем павильоне мы представили продукцию Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований – это оборудование для проведения глубоководных эхолокационных измерений. В рамках импортозамещения наши приборы успешно могут заменить дорогостоящее иностранное оборудование.

- Несколько секций ВЭФ были посвящены сотрудничеству с Японией, Республикой Кореей и Китаем. Какие совместные проекты реализуются в Сахалинской области с участием инвесторов из этих стран и какие планируются к реализации?

- Традиционно мы работаем с иностранными компаниями в нефтегазовой отрасли. Кстати, на протяжении ряда лет Сахалинская область является бесспорным лидером среди дальневосточных регионов по привлечению иностранных инвестиций. На начало 2018 года в экономике нашего региона было накоплено более $56 млрд таких инвестиций.

В этом году проходят "перекрестные года" России в Японии и Японии в России, и мы подошли к ним с хорошими результатами. Оборот взаимной торговли Сахалинской области и страны Восходящего солнца составил за 2017 год более $4 млрд. Это, ни много ни мало, а более 30% внешнеторгового оборота области.

В этом году взаимный товарооборот вырос более чем на 40% к соответствующему периоду прошлого года. В Японию мы поставляем нефть, газ, уголь, рыбу и морепродукты. Крупнейшие японские компании "Мицуи", "Мицубиси", "Содеко" участвуют в реализации нефтегазовых проектов "Сахалин-2" и "Сахалин-1".

Мы также работаем и с китайскими компаниями по проекту "Сахалин-3". Здесь сотрудничают АО "НК-Роснефть" и китайская нефтехимическая корпорация "Sinopec". Компании проводили совместные работы по геологическому изучению недр Венинского лицензионного участка на шельфе острова Сахалин. На сегодняшний день геологоразведка завершена, планируют дальнейшее обустройство этого месторождения. По прогнозам, оно будет освоено тремя наклонными скважинами. Начало добычи планируется в 2019 году, объем добычи – до 55 тыс. тонн конденсата и 1,4 млрд кубометров газа в год.

Есть ряд небольших проектов с Республикой Кореей по строительству, ресторанному бизнесу, оптовой торговле.

В тоже время, в Южной Корее мы заказываем все верхнее оборудование для морских платформ по проекту "Сахалин-2".

С Китаем есть перспективы наладить сотрудничество по туризму.

- Когда состоится визит бизнес-миссии Японии на Курилы?

- По достигнутой на высшем уровне договоренности бизнес-миссия должна состояться в этом году. Делегация должна была прибыть в конце августа, но поездка была перенесена, и в настоящее время внешнеполитические ведомства России и Японии согласовывают новые сроки.

У нас определены пять направлений в сотрудничестве, которые мы предлагаем, в том числе и японской стороне, для участия в бизнесе на Курилах.

Это бизнес в сфере аквакультуры, проекты по совместной хозяйственной деятельности в сфере выращивании тепличных овощей и клубники в закрытом грунте, вопросы экологии, ветроэнергетики, утилизации ТБО, развитие туризма.

Мы создали хорошие условия для инвестсотрудничества. На территориях опережающего развития внедрены лучшие международные практики ведения бизнеса, имеются значительные льготы по налогам, таможенным платежам на ввозимое оборудование. Я думаю, что это будет интересно многим компаниям.

- Одна из секций ВЭФ была посвящена марикультуре. Развитие этого перспективного направления рыбопромышленного комплекса сдерживали административные барьеры. Удалось ли убрать эти барьеры? Масштабные планы были по развитию марикультуры на Курилах. Как они реализуются, и каковы перспективы этого направления в регионе?

- Пока работа с федеральными органами власти по устранению существующих административных барьеров продолжается. На территории Сахалинской области уже сформированы 11 морских рыбоводных участков и 14 участков в акваториях внутренних водоемов для выращивания полезных человеку животных и растений в морской среде и товарного выращивания тихоокеанских лососей. Из этих участков один сформирован в акватории Южных Курил, возле острова Кунашир.

- На ВЭФ обсуждался вопрос интеграции сельского хозяйства Дальнего Востока в продовольственную систему Азиатско-Тихоокеанского региона. Удалось ли вам закрыть вопрос продовольственной безопасности Сахалинской области? Планируете ли экспорт сахалинской сельхозпродукции?

- Пока у нас не стоит задача интегрироваться в Азиатско-Тихоокеанский регион со своим продовольствием в силу того, что мы находимся в начале пути, а это такой среднесрочный, даже долгосрочный проект.

Судите сами – в мясном животноводстве необходимо минимум четыре года для того, чтобы получить первый результат, в молочном животноводстве - три года. Пока мы создали прочную основу своего АПК, ввели в эксплуатацию необходимые производственные мощности. У нас огромный современный свинокомплекс на 62 тыс. голов. В этом году по сравнению с предыдущим получим на 2 тысячи тонн больше молока. В ТОР "Южная" в Южно-Сахалинске работает прекрасный тепличный комплекс с такими теплицами, которые позволяют нам выращивать овощи круглогодично. Уже в 2017 году мы обеспечивали себя овощами на 82%, а в 2019 году планируем, что дойдем до 100%.

Активно выращиваем птицу. Кроме того, занялись переработкой – к концу 2019 года планируем завершить ввод в эксплуатацию всех объектов по переработке и обеспечить потребителя готовой продукцией. Сегодня регион способен себя прокормить. Мы уже "закрываем" собственной продукцией более 50% потребностей в свинине, после выхода на полную мощность бройлерного производства "закроем" половину потребностей по птице.

В перспективе есть планы экспортировать продукты переработки мясного и молочного производства, овощей. Что же касается экспортных поставок рыбопродукции, то их объем в 2017 году составил 271 тыс. тонн на общую сумму более $560 млн. В этом году положительная динамика по данному виду экспорта сохраняется.

- Одна из важных секций ВЭФ - "Жилье и городская среда". Когда на Сахалине и Курилах планируется закрыть вопрос с аварийным жилфондом? Сколько аварийного жилья уже расселили и сколько предстоит расселить?

- На сегодняшний день из аварийного жилого фонда площадью 24,5 тыс. кв. метров переселено 1,29 тыс. человек.

Однако ветхого и аварийного жилья осталось еще достаточно много, для переселения сахалинцев требуется построить около 450 тыс. кв. метров. Поэтому на период с 2018 по 2025 годы мы запланировали финансирование на эти цели в объеме более 37 млрд рублей.

Конечно, мы не только строим, но и выкупаем жилье на вторичном рынке, приводим его в порядок и предоставляем гражданам.

Кроме того, будем продолжать реализацию программы по строительству арендного жилья. Создавать условия для того, чтобы молодежь, за которой будущее региона, могла в обозримой перспективе получить квартиру. Так мы и демографическую ситуацию в регионе улучшим, и приток новых кадров себе обеспечим, и строительный бизнес простимулируем.

- Удалось ли решить с правительством РФ вопрос по покупке самолетов для Курильских островов?

- Вопрос пока находится в стадии проработки. Объясню – по программе импортозамещения нам рекомендуют приобретать L-410 Turbolet, а специалисты компании "Аврора", которая осуществляет все перевозки в регионе, утверждают, что предлагаемые машины не способны по своим техническим характеристикам летать на Шикотан и Парамушир.

Как утверждают авиаторы, на эту машину невозможно поставить совмещенные лыжи-шасси, с тем, чтобы взлетать с асфальтовой полосы аэродрома и приземляться на снег.

Как только авиационные специалисты определяться в выборе марки воздушных судов, их можно будет приобрести сразу – средства для этого уже лежат на счетах. Правительство области предоставило на эти цели 1,5 млрд рублей, столько же обеспечил "Аэрофлот". Этих средств хватит для покупки пяти самолетов для региона.

- В феврале 2019 года на Сахалине стартуют первые зимние международные спортивные игры "Дети Азии". Готов ли регион к ним?

- Готовимся. Признаю сразу – это первые зимние игры, опыта по их проведению еще нет ни у кого. Конечно, мы работаем с Якутией, где время от времени проходят летние игры, и даже пригласили оттуда специалистов-консультантов, но у зимних игр своя специфика.

Пока обучаемся на других масштабных мероприятиях, которые проходят в регионе. Вот недавно провели финал VI Национального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia). Отработали все вопросы, связанные с проживанием, питанием, транспортной логистикой, культурной программой для большого числа участников. Напомню, к нам приехало 3,5 тыс. гостей со всей России.

С проведением игр "Дети Азии" будет, конечно, сложнее. К нам приедут иностранные спортсмены, но мы уже сформировали в регионе команду единомышленников, которые способны справиться с организацией самых сложных и ответственных мероприятий.

Для размещения гостей на спортивные игры "Дети Азии" мы предоставим весь свой номерной гостиничный фонд. Думаю, его хватит, чтобы расселить всех с комфортом.

А для проведения спортивных соревнований у нас есть туркомплекс "Горный воздух".

Он включает в себя 14 трасс различного уровня сложности, есть даже 5 сертифицированных трасс для проведения международных соревнований, ледовый комплекс "Кристалл", где уже сейчас проходит международный турнир по хоккею с шайбой в рамках "Азиатской хоккейной лиги". Есть там и трамплинный комплекс с 70-ти метровым трамплином и бугельным подъемником.

В ближайшее время дооборудуем лыже-биатлонный комплекс общей площадью 121,7 гектар.

Кстати, на территории "Горного воздуха" проходили подготовку отечественные олимпийская и паралимпийская сборные перед Олимпиадой-2018 в Корее.

- Не так давно вы были у президента и обсуждали строительство моста на Сахалин. Так ли необходим подобный транспортный переход Сахалину?

- Сахалинская область - единственный в России островной регион. Мы не имеем устойчивого железнодорожного сообщения с материком. Поэтому мост нам просто необходим. Судите сами – развитие области требует ежегодного завоза различных грузов на сумму около 90 млрд рублей. На сегодняшний день их везут морским транспортом через паромную переправу в контейнерах. Стоимость перевозки составляет почти 30% от общей суммы. Мост значительно удешевит стоимость жизни на островах и снизит стоимость потребительской корзины.

Кроме того, в перспективе страна благодаря мосту получает доступ к пяти незамерзающим портам, а это прямой выход в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мы можем новый порт построить в Ильинском, где будет удобно переваливать удобрения, лес и уголь. И жителям порт не помешает.

Строительство моста позволит сделать первый шаг к трансконтинентальному проекту за счет выхода на Хоккайдо, где есть железнодорожное сообщение. Мы сможем доставлять грузы из страны в страну в три раза быстрее, чем это происходит сейчас. Это будет выгодно и нам, и японской стороне. Потому, что есть разница, сколько ждать груза – 45 дней морем или 15 дней товарным поездом.

Это увеличит оборот денежных средств, что существенно простимулирует бизнес.

В проекте строительства моста уже вызвалась поучаствовать Корпорация развития Сахалинской области, есть инвестпрограмма и у РЖД. Конечно, потребуется помощь федерального бюджета. Мост для Дальнего Востока важен и нужен. Он позволит открыть дорогу в страны АТР, Южную и Северную Америку, создать новые рабочие места, без задержек и дополнительных денежных надбавок отправлять грузы в незамерзающие порты, полностью использовать собственные портовые мощности.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще