Эксклюзив 31 октября 2018 г. 11:25

Начальник отдела Минэкономразвития Сахалинской области Н.Сурков: "Курильская программа - не догма, а ежедневный процесс"

Начальник отдела Минэкономразвития Сахалинской области Н.Сурков: "Курильская программа - не догма, а ежедневный процесс"

            В Сахалинской области в настоящее время реализуется уже третья по счету федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию Курильских островов. О том, как идет ее реализация, и о проблемах, которые остаются, в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" рассказал начальник отдела развития Курильских островов и привлечения инвестиций из федерального бюджета Минэкономразвития Сахалинской области Николай Сурков.

            - Николай Борисович, какой объем средств федерального и областного бюджета был запланирован на ФЦП "Курилы" в этом году? Сколько в итоге вложили?

            - Государственная (или областная) программа развития Курильских островов была принята в 2015 году в развитие одноименной федеральной программы. Федеральную программу утвердили в августе 2015 года, изначально ее параметры были порядка 69 млрд рублей расходов на все виды объектов - федеральной, региональной и муниципальной видов собственности. Сегодня федеральная программа приросла в стоимости объектов до 80 млрд рублей. Это произошло как из-за корректировки самой стоимости конкретного объекта по результатам разработки документации, так и из-за включения в состав программы дополнительных объектов.

            На сегодняшний день государственная (областная) программа администрирует только областные и муниципальные объекты. Ее ресурсная часть составляет 65,7 млрд рублей бюджетных средств на весь период реализации - с 2016 по 2025 годы. Расходы по программе в текущем году составят 3,4 млрд рублей. Необходимо отметить, что в структуре государственной программы учитываются не только бюджетные средства, но и внебюджетные источники - реализация инвестиционных проектов на островах, в том числе в рамках режима территории опережающего развития.

            - Сколько объектов в этом году было запланировано к реализации? Все ли удалось сделать?

            - В течение текущего года у нас запланирована реализация объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, жилищного строительства и социально-культурной сферы. Кроме того, в рамках программы реализуется набор инвестиционных проектов, включающих в себя практически все работающие на островах крупные рыбопромышленные организации. Их проекты в эту программу включены и группируются по четырем основным мероприятиям. Это - обновление рыбопромыслового флота, совершенствование береговой переработки, утилизация отходов рыбообработки, строительство лососевых рыбоводных заводов.

            На текущий год запланирован значительный объем проектных работ - около 22 объектов мы должны были в этом году запроектировать и провести по ним изыскательские работы. Почти все они уже выполнены. Ключевыми объектами, которыми мы для себя считаем опорными с точки зрения транспортной составляющей и логистики, является гидротехника (реконструкция морских причалов) и объекты безопасности (берегоукрепление). Например, в бухте Малокурильской (о. Шикотан, Южные Курилы) несколько лет происходит интенсивный размыв территории, из-за этого в зоне риска оказались объекты коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры. Там будем проводить берегоукрепление.

            Также в зоне повышенного внимания руководства области находятся объекты жилищного строительства и социально-культурной сферы, тем более что Указ президента РФ №204 для нас обозначил новую реальность в этой сфере на ближайшие годы. Не буду скрывать, аналогичные приоритеты приняты и по бюджету Курильской программы следующего года. Если в текущем году введены в эксплуатации два детских сада, то в течение следующего года будем проектировать еще четыре детсада. На Курильских островах весьма сильно в позитивную сторону изменилась демографическая ситуация, мы должны действовать в опережающем ключе, чтобы не допустить дефицита мест в дошкольных учреждениях.

            - Предыдущие программы по Курилам предусматривали в числе первоочередных задач развитие объектов энергетики. Решены эти задачи или они остались и в нынешней программе?

             - Нынешняя программа предусматривает целый комплекс работ по коммунальной и энергетической инфраструктуре, в которой заинтересованы не только органы местного самоуправления, но и субъекты бизнеса. Потребность в этих услугах растет, в том числе в связи с реализацией инвестпроектов. Необходимо существенное увеличение мощностей имеющихся там объектов генерации. Будем расширять действующие электростанции. На Итурупе в этом году две действующие станции уже "приросли" двумя генераторами и увеличили свои энергомощности на 30%.

            Также необходима капитальная реконструкция, реновация всего энергохозяйства на островах Кунашир и Шикотан (Южные Курилы). Необходимо принять решение по будущему развитию энергетики на о. Парамушир (Северные Курилы). Сегодня на этих островах построенные в прежние годы объекты генерации и сетевого хозяйства находятся в большей части в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в комплексной и в достаточно дорогостоящей реконструкции. Объем дефицита энергомощности, который складывается у нас на Шикотане, ставит вопрос о тотальной реновации всего энергокомплекса этого острова, включая, может быть, какие-то другие варианты генерации, не только дизельные электростанции. Но это будут определять профильные органы исполнительной власти.

            Что касается Кунашира и Парамушира, там не столь фатален разрыв между возможностями и потребностями. Скорее всего, там будут приняты решения о реновации энергетики с использованием каких-то других хозяйственных механизмов, то есть концессии, либо другие формы государственно-частного партнерства. Либо усилят энергообъекты, которые уже есть, чтобы не допустить срыва запланированных к реализации инвестпроектов.

            - Как обстоят дела с жилищным строительством?

            - Практически все планы по дальнейшему строительству жилья на островах должны быть реализованы с учетом обеспечения высоких стандартов коммунальных услуг (электричество, отопление, холодная и горячая вода, интернет). Нами сформированы инженерные сети на обеспечение строительства порядка 22 тыс. кв. м жилья на островах. Но потребность в жилье на Курильских островах составляет порядка 100 тыс. кв. м. Эти цифры заложены в качестве ключевых индикаторов реализации ФЦП "Курилы" и они же успешно реализуются в рамках областной курильской программы. Но при этом для возведения еще 78 тыс. кв. м жилья нам предстоит опережающее строительство коммунальной инфраструктуры.

            В селах Крабозаводское и Малокурильское на Шикотане, где реализуются крупные инвестпроекты, нам необходимо решать вопрос по комплексному жилищному строительству. А там целый ряд жителей, которые, к сожалению, по тем или иным причинам не попадают под действие жилищных программ. Люди массово пострадали при разрушительном Шикотанском землетрясении 1994 года, и затем получили жилье, построенное компанией "Гренада". Это так называемые быстровозводимые модули, которые жильем назвать нельзя. Теперь из-за юридических тонкостей этих людей невозможно включить ни в одну из действующих госпрограмм по решению жилищных проблем, так как формально быстровозводимые модули не являются жилыми помещениями. Порядка 400 человек уже более 20 лет живут в нечеловеческих условиях - в приспособленных помещениях, которые даже не были признаны жилыми. Мы должны в любом случае людей расселить, снести "времянки", рекультивировать земельные участки и построить там нормальные многоквартирные дома.

            Такие быстровозводимые строения "Гренада" в массовом характере настроила не только в селах Шикотана, но и в пгт. Южно-Курильск на о. Кунашир.

            - А сама компания "Гренада" еще есть? И как областная власть собирается решить вопрос с этими людьми?

            - "Гренады" уже нет. Не исключаю, что уже достаточно давно нет.

            Вопрос с людьми, пострадавшими от этой компании, можно решить только путем включения отдельного мероприятия в состав госпрограммы "Курилы" и соответственно дополнительного финансирования. По ним надо принимать отдельное решение, создавать отдельные мероприятия в рамках госпрограммы "Курилы" и формировать порядок их переселения.

            В этих модулях в одной квартире в ряде случаев живут семьи, состоящие из нескольких поколений. Бабушка получила в 1994 году жилье в "вагончике", сегодня вместе с бабушкой живут и ее дети, и уже внуки. Необходимо переселение этих граждан в нормальные человеческие условия! Думаю, что в течение текущего и следующего года мы сформируем финальные списки таких граждан и примем решение, каким образом будем их расселять.

            Еще одна проблема - найти свободные участки под жилищное строительство. Участки лесного фонда сложно получить из-за законодательных ограничений. Большой пласт земли на Курильских островах занимают федеральные структуры - Минобороны, пограничники и иные федеральные структуры, включая Российскую академию наук. Очень много участков этими землепользователями не используются. И получается так, что в центре населенного пункта есть заброшенный пустырь, принадлежащий одному из данных ведомств, и мы не можем там ничего построить. А на отправленные нами запросы с предложением передать этот участок муниципалитету, если данная госструктура не собирается его использовать, ответов пока нет.

            Южно-Курильск - очень "запертый" в этом плане населенный пункт, там практически ни одного объекта нельзя построить на свободных земельных участках. Приходится кого-то либо переселять, либо вести уплотнительную застройку. Строить там детсады и школу без расселения жилых массивов невозможно. Из-за этой проблемы у нас большие сложности с реконструкцией и расширением центральной районной больницы. Мы не можем нормально заниматься реконструкцией дорожной сети, так как с некоторых пор при оформлении земли в собственность зачастую не учитываются градостроительные нормативы. Приходится решать вопрос с собственниками земли - либо менять ее на что-то, либо выкупать, чтобы сделать там магистральную улицу.

            И эти сложности, связанные с отсутствием зонирования территории и продуманных градостроительных решений, сопровождают нас во всех трех курильских районах.

            - Большие планы ранее заявлялись по асфальтированию дорог.

            - Практически полностью запроектировано нами асфальтирование дороги из Южно-Курильска до крайнего южного населенного пункта Кунашира - Головнино. Возле этой дороги на 25-м км находится аэропорт "Менделеево". То есть вся заселенная часть о. Кунашир будет обеспечена нормальной дорогой в асфальте.

            Запланирована реконструкция с асфальтированием дороги Курильск - Буревестник на о. Итуруп. Строительные работы на этих дорогах уже идут, с берегоукреплением, их завершение планируется в 2019-2020 годах. Сегодня все три курильских района активно занимаются проектированием асфальтирования улично-дорожной сети внутри населенных пунктов с тротуарами, с освещением.

            В Курильском районе мы также завершили обустройство инженерной инфраструктурой будущего жилого микрорайона "Северный" - на месте протяженной равнины между городом Курильском и селом Китовым. На этом же участке завершается проектирование школы, в следующем году начнем ее строительство. Еще одну школу нам надо построить в селе Рейдово, но там был выбран на безальтернативной основе участок, который попал в высокобалльные условия - то есть в том районе Итурупа возможны землетрясения силой до 10-11 баллов. Соответственно эта площадка требует специальных сейсмических условий, которые обеспечиваются только через согласования всех конструктивных решений в Москве в Главгосэкспертизе Минстроя. Техусловия разработаны, завершается подготовка проектно-сметной документации. Надеемся, что сможем начать строительство школы в следующем году.

            В Курильском районе у нас есть проблема дефицита тепловой мощности. Сегодня весь город Курильск (райцентр) отапливается от системы утилизации тепла дизельной электростанции (ДЭС), которая находится в селе Китовое в 5 км от райцентра. Но происходит потеря температуры теплоносителя при транспортировке, к тому же село Китовое сегодня тоже активно развивается. Поэтому в Курильске нужно строить муниципальную районную котельную. В ближайшее время будет принято решение, в какие сроки возводить этот объект.

            - Жителей бывшего военгородка "Горное", который оказался в плачевном состоянии, когда и куда планируется переселить?

            - Мы не можем закрыть поселок Горное, так как расположенный рядом военный аэродром "Буревестник" никуда не денется и его надо будет кому-то обслуживать. А жители Горного там работают. Переселить всех этих людей в поселок Горячие Ключи, ближе к райцентру - городу Курильску, как планировалось, проблематично, так как доставить их зимой в сложных метеоусловиях на аэродром "Буревестник" просто невозможно. Мы никуда не уйдем от содержания какого-то контингента людей в Горном. Проблема в чем? В соответствии с нормативными документами РФ областная и муниципальная власть не может осуществлять любые операции капитального характера (строительство, реконструкция, модернизация) в отношении объектов, которые находятся на земле Минобороны. А все побережье залива Косатка, где находится Горный и аэропорт "Буревестник" - земли Минобороны. Сегодня, чтобы подключить поселок к отоплению с почти полностью разрушенными сетями, мы вкладываем средства облбюджета в рамках капитальных ремонтов. Это довольно кривая схема, но других путей пока нет. Поэтому сейчас мы ведем переговоры с Минобороны о том, как решить вопрос с обустройством жизни людей в этом поселке.

            Такая же история у нас со строительством социально-культурных объектов вблизи поселка Горячие Ключи.

            - Еще одна больная тема Курил - транспортное сообщение? Из-за непогоды авиарейсы на Курилы задерживаются на неделю и даже более.

            - Сегодня есть только два пассажирских парохода. Один - "Игорь Фархутдинов", который ходит с Сахалина на Южные Курилы, второй - "Гипанис", который ходит между Петропавловском-Камчатским и о. Парамушир (Северные Курилы). Таким образом, если где-то возникает какая-то сложность с одним из судов, все пассажирское сообщение очень сильно подвисает. По Северо-Курильску (о. Парамушир) альтернативой являются только вертолеты, доставляющие пассажиров в Петропавловск-Камчатский. А вертолеты - это не самолеты: малейший боковой ветер, облачность и вертолет не взлетает. Это крайне ненадежный вид транспорта. Поэтому мы сейчас формируем две канвы решения этой проблемы. С одной стороны, максимально унифицируем характеристики наших морских портов на Курилах, делая их все более глубоководными, чтобы туда могли заходить любые суда. С другой стороны, в августе этого года областная власть заключила контракт на строительство двух грузопассажирских судов для Курил. Каждое судно будет вмещать порядка 100 пассажиров. Эти суда закроют потребности в перевозке на Южные Курилы.

            Для повышения регулярности воздушных перевозок принято решение оснастить курильские аэропорты максимально возможным перечнем навигационного оборудования, а также построить две новые взлетно-посадочные полосы (ВПП) на Шикотане и Парамушире. ВПП там были в советские времена, но с тех пор ничего не сохранилось. Для них планируется приобрести небольшие самолетики типа ДHC-6 или L-410, чтобы осуществлять "кузнечиковые" перелеты. Плохая погода, скажем, на Кунашире и аэропорт "Менделеево" не выпускает авиарейсы на Сахалин, с Шикотана на маленьком самолете ты можешь долететь до Итурупа, а там из аэропорта "Ясный" уже на самолете DHC-8 - в Южно-Сахалинск. 

            С о. Парамушир такие самолетики будут летать в Петропавловск-Камчатский. На Парамушире ВПП уже проектируется, строительство начнется в 2019 году. На Шикотане ведется работа по отбору площадок под "взлетку".

            Через неделю рабочая группа областного правительства вылетит на Южные Курилы, чтобы еще раз посмотреть все объекты, определиться с перспективами, с теми решениями, которые нужно будет вынести на уровень руководства области по необходимости строительства или реконструкции существующих объектов. Посмотрим также по тем объектам, которые уже внесены в программу - не надо ли что-то скорректировать, может дополнительные условия проектировщикам задать. Все это одна из частей нашей основной работы, которую мы буквально начали реализовывать в конце прошлого года, убедившись, что без координации мероприятия программы имеют свойство буксовать.

            Будем в течение недели там находиться и в том числе посмотрим предлагаемые площадки под размещение ВПП на Шикотане. Там проблема в том, что о. Шикотан на 80% - территории федерального природного заказника, то есть особо охраняемой природной территории. Мы там не можем траекторию автодорог при необходимости изменить, так как это подразумевает согласование с Минприроды РФ, а это ведомство не любит спешить. Минприроды на сегодняшний день ни по одному из объектов на Курильских островах, по которым мы обращались, согласование нам не дало.

            В целях развития туризма от нас требуют сделать доступными ряд природных объектов. Но мы на территории "федеральных" земель не можем даже мост через речку построить без согласования с Москвой.

            - Вы подробно рассказали о Южных Курилах. А что строится сегодня на Северных Курилах?

            - Северные Курилы - это наша боль! Недавно вернулся оттуда. Ходит туда из Петропавловска-Камчатского "Гипанис" - небольшое судно, малейший шторм препятствует его выходу. Переход занимает сутки. Замены этому судну пока не найдено. Дополнительные грузы он брать не может. Не сертифицирован на перевозку опасных грузов, строительные материалы просто по габаритам не может взять.

Северные Курилы находятся рядом с Камчаткой, поэтому больше связаны с этим регионом, все контролирующие и силовые структуры там - это камчатские подразделения. По экономическим связям получается, что Северные Курилы напрямую работают на Владивосток: они что-то произвели и на грузовых судах отправили во Владивосток. Из-за отдаленности, транспортной сложности и суровой погоды руководители областного правительства туда зачастую просто не могут попасть. Мы на Камчатке просидели в ожидании погоды 4 дня. Вышли на "Гипанисе", переход был очень сложный, шли 28 часов, испытали все виды качки. Когда пришли в Северо-Курильск, "Гипанис" сразу же "убежал" обратно, так как подходил циклон, а на Парамушире нет порта-убежища.

            К тому же состояние портопункта - неблагоприятное. Там до настоящего времени хозяйничала федеральная структура "Нацрыбресурсы". Все имущество, которое есть в портопункте, включая гидротехнические сооружения, причалы, берегоукрепление - федеральное имущество, и нам его никто так и не передал. То есть более 20 лет ни копейки не вкладывалось в состояние этого имущества. И тот же самый небольшой "Гипанис" заходит в портопункт только по "большой воде", в отлив он туда физически зайти не может без риска посадки на мель или получения пробоины. Эту проблему необходимо решать как можно быстрее.

            Сегодня там хозяйствующий субъект выкупил у "Нацрыбресурсы" право аренды на гидротехнические сооружения. У нас есть госпрограммы по строительству глубоководного причала. Поэтому, на мой взгляд, областная власть должна помочь этому хозяйствующему субъекту утвердить инвестпрограмму по обустройству портопункта, и, возможно, за счет средств облбюджета просубсидировать дноуглубительные работы, чтобы довести глубину акватории портопункта с нынешних 4,2 м до 5,5 м.

            Сегодня получается, чтобы осуществить в Северо-Курильск поставку любого типа грузов, нужно искать какой-то мелкий фрахт. А это очень сложная задача, которая в том числе препятствует реализации мероприятий Курильской программы. Человек для доставки груза на Парамушир нашел мелкую "посудину", которая сначала идет из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Он должен договориться с судовладельцем, чтобы тот ему обеспечил заход в Северо-Курильск, что стоит немыслимых денег. Он должен обеспечить подход и стоянку судна в тех условиях, которые сегодня там есть. А там мы имеем тотальное отсутствие вообще всего. Там разгрузка судов осуществляется с использованием автомобильных кранов, которые зачастую не в состоянии обеспечить эту разгрузку. И все это сказывается на хозяйственной жизни острова.

            На прохождение отопительного сезона в Северо-Курильске нужно 6 тыс. тонн угля, но из-за состояния портового хозяйства мы вынуждены отправлять туда каменное топливо шестью партиями, а не сразу одним судном. А шесть партий - это шесть судов, шесть портовых сборов, шесть фактов оформления различных бумаг. Все эти затраты ложатся в конечную стоимость топлива. Без дноуглубительных работ в портопункте у нас там альтернативы нет. От этого зависит целый комплекс строительства других объектов. В ближайшие четыре года нам там нужно строить четыре крупных объекта - школу, Центральную райбольницу, объекты соцкультбыта, многоквартирные дома. Все стройматериалы туда надо завозить. Но сегодняшний портопункт - это игольное ушко!

            Сейчас прорабатываем данный вопрос. Хозяйствующий субъект должен подготовить инвестпроект по модернизации портопункта на первом этапе. Затем будем принимать решение, каким образом это все субсидировать.

            - Получается, что на Парамушире самые экстремальные условия работы?

            - Северо-Курильск постоянно находится в неблагоприятных погодных условиях. За всю осень у них там бывает 2-3 солнечных дня, лета почти нет, постоянные землетрясения, под боком вулкан Эбеко, который с прошлого года непрерывно "курит". Это постоянные пепловые выбросы в городе, коррозия и прочее. С самим Северо-Курильском целый комплекс проблем, связанный с гидрологическим режимом местности. Город построен в долине, между двумя старыми селями, сошедшими с ближайших сопок. В прошлом году на город чуть было не сошел третий сель, который снес верхние плотины мини-ГЭС, все мосты, дороги вдоль северного края Северо-Курильска. Все это необходимо восстанавливать. А мини-ГЭС будет реальной подмогой их энергохозяйству, так как потребности в электроэнергии растут, там строятся крупные предприятия. Затраты на восстановление этой мини-гидроэлектростанции - достаточно высоки, но они многократно себя окупят, если разумно подойти к эксплуатации станции. Нужно сделать там селе- и паводкозащитные мероприятия, чтобы обезопасить плотину. Но впоследствии один киловатт энергии, вырабатываемый этой станцией, будет в разы дешевле действующей там дизельной электростанции.

            В этом году инициирована разработка технико-экономического обоснования развития энергосистемы на Парамушире и Кунашире. До конца года эти два документа получим и, исходя из них, будет понятно, куда двигаться дальше - развивать ли нам дальше геотермальную энергетику на Кунашире и мини-ГЭС на Парамушире.

            Крайне неблагоприятное впечатление производят объекты социально-культурной сферы в Северо-Курильске. Там вроде есть относительно "свежие" здания Дома Культуры, библиотеки, краеведческого музея. Но все это в ближайшие 5-7 лет нужно сносить из-за гидрологического режима долины, о которой я уже говорил. Мелиоративные каналы строились в разное время, там до сих пор есть японские каналы (до Второй мировой войны Курилы принадлежали японцам - ИФ) и каналы советских времен, сегодня ими никто не занимается. Поэтому неудивительно, что в самом городе высокий уровень грунтовых вод, частые паводковые явления, так как спуска для воды нет. Местной власти этим надо заниматься, не замалчивать проблемы, предлагать вносить какие-то мероприятия в областные программы.

            Во время дождя центральная часть поселка превращается в "море". Там надо делать какой-то обводной канал, почистить существующие каналы. Все это требует системных решений. Из-за такого гидрологического режима качество всех построенных в прежние времена объектов оставляет желать лучшего. Массовые плесневые загрязнения, кое-где имеются нарушения опорных конструкций, так как постоянно все находится в воде. Все это в ближайшие несколько лет может дать о себе знать. Хотелось, чтобы это не дало знать о себе уж очень чем-то серьезным! Я понимаю мэра, у него нет порой денег, чтобы заказать какой-то проект. Сегодня собственными доходами муниципалитеты на Курилах обеспечены всего на 16-17% относительно потребностей. Но этим все равно нужно заниматься, а у нас зачастую только после ЧС начинают что-то делать. Поэтому все эти вещи мы сейчас стараемся поднимать и смотреть, что с этим делать.

            Сегодня мы в Северо-Курильске достраиваем спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном, ввели в эксплуатацию новый детский сад, многоквартирные дома строим. В следующем году построим еще два дома, начнем возводить школу на 400 мест. Новую ЦРБ будем строить, состояние старой больницы просто ужасное!

            - То есть постоянно приходится вносить корректировки в программу?

            - Конечно. Программа - это не догма! Это разумный, ежедневный процесс, с которым необходимо постоянно работать.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще