В сентябре в Сахалинской области будут выбирать губернатора. О проблемах и перспективах региона на полях Санкт-Петербургского экономического форума в интервью агентству "Интерфакс" рассказал временно исполняющий обязанности губернатора Валерий Лимаренко.
- Валерий Игоревич, прошло пять месяцев с Вашего назначения на пост врио губернатора Сахалинской области, какие основные проблемы видите в регионе? Как в целом оцениваете его состояние и потенциал?
- Потенциал колоссальный, $13 млрд выручки от добычи нефти, газа, угля. Но на этом фоне у нас есть яркие социальные проблемы. Например, люди продолжают жить в ветхом аварийном жилье. Это очень большой объем – около 10% населения региона живет в аварийном жилфонде. И нужно этот вопрос решать немедленно! Мы уже приняли ряд решений, чтобы ускорить жилищное строительство. Приняты меры для увеличения объема строящегося жилья вдвое.
Вторая проблема – большие трудности с медициной. Она недоступна для всех жителей региона – очень трудно попасть в поликлинику, с трудом получают талон к врачу. И главная причина – не хватает специалистов, существует проблема с их квалификацией. Мы приняли ряд срочных решений, чтобы увеличить заработную плату медикам, решить вопрос по увеличению в два раза "подъемных" для тех, кто приезжает на работу в регион. Помимо этого приняли беспрецедентные меры по закреплению их на нашей территории. Поменяли министра здравоохранения и его заместителей, заменили главных врачей, которые потеряли доверие у населения. Таким образом мы рассчитываем привлечь в этом году в регион 200-300 квалифицированных специалистов.
Третья крупнейшая проблема – дороги. Только одна треть муниципальных дорог имеет твердое покрытие, две трети дорог – это просто направления. Люди в дождь вынуждены ходить в сапогах из-за слякоти и грязи на дорогах, и это в северных районах Сахалина, где идет добычи нефти и газа, где "добываются" миллиарды долларов выручки. Это противоречие нужно решать как можно быстрее.
- Как собираетесь решать?
- Мы в этом году в сравнении с прошлым годом увеличили на 60% финансирование строительства и ремонта дорог. Более того, центр тяжести всей работы сместили в сторону муниципальных дорог. В этом году очень много денег потратим на проектирование, так как эта работа не велась раньше. А это основа, чтобы в будущем активно строить. Мы разыграли конкурсы на три года с тем, чтобы привлечь сюда компании, которые займутся строительством в эти годы.
Вообще транспортная доступность региона – большая проблема. Из областного центра в Оху (севере Сахалина) идет дорога протяженностью 860 км, из них 250 км – грунтовка. Мы предложили Минтрансу РФ сделать эту дорогу федеральной. Поскольку все главные дороги имеют федеральное значение. Но есть один казус, противоречие в федеральном законе, что федеральные дороги должны идти из одного региона в другой. А Сахалинская область – единственный в стране островной регион, который не имеет автодорожной связи с другими областями, так как вокруг море. Заместитель председателя правительства, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев поддержал нашу инициативу и поручил Минтрансу РФ внести предложение, чтобы было исключение в законе, и Сахалинская область получила право иметь федеральную дорогу. Это сильно бы помогло нам, в том числе привлечь федеральное финансирование на асфальтирование оставшегося грунтового участка главной дороги острова.
- Вопрос транспортной доступности Сахалина также очень непростой. Сейчас в регионе стали открывать новые межрегиональные авиарейсы. Теперь добраться до Москвы проще?
- Сахалинская область – островной регион. Вопрос транспортной доступности для нас – вопрос жизни и смерти. Это принципиальный вопрос. Поэтому авиация очень важна. Мы восстановили некоторые ранее закрытые маршруты внутри области, сделали их дешевыми, снизив цены на билеты фактически в 3 раза. Более того, сделали единые билеты по стоимости как для местного населения, так и для гостей региона, так как ранее они были разными. Теперь это единая система. С 1 июня запустили три новых межрегиональных маршрута из Южно-Сахалинска в Благовещенск, в Петропавловск-Камчатский и в Комсомольск-на-Амуре. Стоимость билетов на них также субсидируется пока из областного бюджета. Это существенно улучшает транспортную доступность для местных жителей.
Но мы пока никак не можем решить проблему доставки людей в Москву, особенно в пиковый сезон летних отпусков. Несмотря на то, что авиакомпания "Россия" увеличила частоту полетов в Москву в этом году на 13% в сравнении с прошлым годом, нам требуются либо дополнительные рейсы, либо увеличивать число самых больших и вместительных лайнеров. Сейчас решаем эту задачу с Минтрансом РФ. Очень сложный вопрос! Вы знаете, что из нашего региона ушел "Аэрофлот", а "Россия" пока справиться с этой задачей не может. Жители региона добираются в Москву и через Хабаровск, Владивосток, но и там не всегда получается улететь. И эта проблема, которую мы решаем каждый день, всячески пытаемся помочь нашим людям .
- Как обстоят дела с морским транспортом в регионе?
- Мы заказали два грузопассажирских судна усиленного ледового класса на Невском судостроительном заводе, которые будут курсировать между Сахалином и Курильскими островами. Это фактически втрое улучшит это направление.
У нас был случай в этом году, когда теплоход "Игорь Фархутдинов", – единственное судно, осуществляющее грузопассажирские перевозки между Сахалином и Курилами, – из-за льдов не смог пробиться к Курильским островам. Мы вынуждены были делать спецоперацию, чтобы с помощью авиации доставлять людей на острова.
Приехав на Санкт-Петербургский форум, я специально заехал на Невский судостроительный завод, внимательно посмотрел, как идут дела со строительством кораблей для Сахалинской области. Убедился, что дела идут боле-менее благополучно. Мы за этим следим, потому что это чрезвычайно важно.
На Амурском судостроительном заводе строятся два судна для паромной переправы между Сахалином и материковой частью РФ. Они должны выйти на линию в 2020 или 2021 году.
Мы считаем, что нам нужно развивать портовое хозяйство и существенно переделывать логистический морской бизнес. Работаем сейчас с Минтрансом РФ, чтобы в ближайшее время разработать программу развития портов. Сахалинская область находится фактически в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, на перекрестке главных маршрутов, в том числе Северного морского пути. Мы надеемся, что будет построен мост между Сахалином и материком, который соединит нас с Байкало-Амурской магистралью. И к этому времени наши порты должны быть развиты таким образом, чтобы все это заработало одновременно.
Вот основные проблемы, с которыми мы сегодня работаем.
- Готова ли Ваша программа действий, с которой Вы пойдете на выборы?
- Всю жизнь работаю над какими-то большими программами. Приехав на Сахалин, стал изучать экономический потенциал региона и начал сразу движение по социально-экономическим программам, исходя из промышленного потенциала и понимания, как развивать те или иные отрасли. Но по мере того, когда начал встречаться и общаться с людьми, у меня сильно трансформировалось понимание выбранной программы. И оно сегодня основано исключительно на интересах сахалинцев и курильчан, их насущных вопросах – жилья, здравоохранения, транспортной доступности.
Моя программа – не что иное, как реальные шаги, которые я собираюсь сделать в ближайшие полгода-год, поскольку жить с этими проблемами просто невыносимо. Их необходимо решать! Приведу один пример. Я начал изучать проблему бедности. Это не самая большая проблема на Сахалине, но одна из проблем в стране. Бедность – это порок, от которого надо избавляться. В нашем обществе не должно быть бедных людей, потому что это зона протеста, зона всех неприятностей. Этой проблемой надо обязательно заниматься, ее нельзя упускать.
Я проанализировал внимательно статистику бедности в регионе. Выяснилось, что из 47 тыс. человек, находящихся за чертой бедности, 17 тыс. – пенсионеры, 16 тыс. – семьи с детьми, 14 тыс. – безработные и люди с низкими доходами. Семьи с детьми в принципе не должны быть бедными. А они становятся бедными интересным образом. Живет семья из трех человек, жена уходит в декретный отпуск, зарплата падает вдвое. Появляется еще один ребенок, и они из благополучной семьи начинают становиться бедными. То есть государство должно оказать этим людям помощь. Этого порога бедности не должно быть, этим надо заниматься.
Женщина, находясь в декретном отпуске, пока малышу не исполнилось 1,5 года, получает доплату от государства. Потом выплаты прекращаются. Мы решили выплачивать из областного бюджета пособие семьям с детьми до 3 лет, чтобы мама могла спокойно 3 года сидеть с ребенком.
Кроме того, мы поддерживаем семьи по ипотеке по накопительному принципу: родился первый ребенок – из областного бюджета семье выделяется на эти цели 500 тыс. рублей, второй ребенок – 1 млн рублей, третий ребенок – 2 млн рублей. Всячески помогаем молодой семье вплоть до того, что родился ребенок, семье вручаем пакет с подарками – с самыми необходимыми вещами для малыша.
То же самое с пенсионерами. Тем пенсионерам, чей трудовой стаж более 35 лет, мы выплачиваем специальные деньги. Раньше такую выплату получали при трудовом стаже от 40 лет и более. Предоставляем всевозможную другую помощь, связанную с лечением, с отоплением квартир, всевозможные льготы по коммунальным услугам. То есть мы следим за индивидуальными показателями семьи и добавляем льготы.
В начале года у нас за чертой бедности было 9,7% людей, в июне уже 6,7%, а в конце года планируем 4,6%. Мы уже рекордсмены по Российской Федерации, а к концу года это будет беспрецедентный показатель.
Недавно я проводил прямой эфир по областному телевидению, и, отвечая на вопросы жителей региона, фактически сформировал свою программу.
- Не опасаетесь, что местное население к Вам будет относиться как к варягу?
- Я работаю с людьми глаза в глаза. Хожу по квартирам, хожу по дорогам в сапогах, встречаюсь с людьми на собраниях, в школах, больницах. Я побывал во всех районах в больницах и поликлиниках. И ни разу не видел в глазах людей отношение ко мне как к варягу. Люди смотрели на меня с надеждой, что я им помогу. Я хожу по улицам, мне улыбаются и со мной здороваются. Бегу рано утром на зарядку, останавливаются машины с предложением подвезти. У меня нет никакого ощущения, что я – варяг.
- Ваша страница в Инстаграм, где Вы озвучиваете свои планы по региону, пользуется большим интересом. Вы сами ее ведете?
- Я делаю работу как руководитель команды. Мы работаем командой, и не только в Инстаграм, самый широкий фронт в социальных сетях. Я определяю тематику, задаю главные мысли, лично снимаю селфи.
- Читаете комментарии под постами?
- Однозначно. Читаю все комментарии. И хочу сказать, что там не только хорошие комментарии. На самое хорошее, доброе дело обязательно найдутся скептики. Но постараемся им доказать свои слова делами.
"Мы продолжим применять новые практики, чтобы сделать город еще более комфортным для жизни"
Россия и Китай начали обмен данными фотомониторинга амурского тигра и леопарда
"В сотрудничестве с партнерами обеспечиваем продовольственную безопасность страны"