Репортажи 4 декабря 2015 г. 11:08

Начальник ГУ МЧС по Сахалинской области Д.Ильинов: "Вертолеты очень нужны Сахалину"

Начальник ГУ МЧС по Сахалинской области Д.Ильинов: "Вертолеты очень нужны Сахалину"

            Подразделения филиала ДВРПСО МЧС России - Сахалинского поисково-спасательного отряда им. В.А. Полякова общей численностью 28 человек нынешним летом появились на Курильских островах Кунашир и Итуруп. Чем занимаются курильские спасатели и в чем особенность их работы в отличие от коллег на Сахалине и материке в рамках интернет-конференции, организованной агентством "Интерфакс - Дальний Восток", рассказал начальник Главного управления МЧС по Сахалинской области Денис Ильинов.

            - Денис Владимирович, в связи с чем возникла необходимость открытия данных подразделений на Курилах? Ведь какие-то подразделения МЧС там ранее работали? (Елена Третьякова, "Интерфакс - Дальний Восток")

            - Государство уделяет большое внимание развитию Курильских островов. Есть федеральная целевая программа по социально-экономическому развитию этой территории. Руководством страны поставлена задача - поднять экономику и сделать острова привлекательными для бизнеса и туризма. Чтоб они не были "заштатными". И МЧС России не должно оставаться в стороне.

            Ранее и сейчас там работали и работают подразделения противопожарной службы Сахалинской области. Областное правительство много сделало, чтобы пожарные части на Курилах были сильными и хорошо оснащенными. На Курильских островах построены самые современные здания пожарных частей. В Северо-Курильске строительство здания пожарной части сейчас завершается, а на Итурупе и Кунашире несколько лет назад построили отличнейшие здания за счет средств областного бюджета. Они хорошо оснащены и сделаны на перспективу. На всякий случай их построили на возвышенностях, учитывая возможную угрозу цунами. Там же хранится областной материальный резерв на случай ЧС для Курил (от одежды до палаток и биотуалетов). Если произойдет какая-то чрезвычайная ситуация, здания пожарных частей могут быть использованы как пункты временного размещения населения. Они, кстати, построены с высоким классом сейсмостойкости.

            - Возле Курил в Охотском море и в Тихом океане постоянно суда терпят бедствие. Спасатели на Курилах смогут им прийти на помощь, входит ли это в задачи курильских спасательных подразделений? (Олеся Тисанюк, информационное агентство "Сахалин-Курилы")

            - В соответствии с действующим законодательством, задачи поиска и спасения людей на судах, терпящих бедствие в море, относятся к полномочиям Минтранса РФ. Для этого есть Морспасслужба Росморречфлота Минтранса, и ее филиал на Сахалине (бывший СахБАСУ). Они этим занимаются.

            На оснащении спасательных подразделений и подразделений ГИМС только небольшие катера и надувные лодки. Далеко от берега на них не уплывешь. Поэтому наши спасатели и сотрудники ГИМС могут помочь рыбакам возле берега, когда, например, рыбака-любителя уносит на лодке в море, или он перевернулся на лодке возле берега. В таких случаях можем помочь.

            Но при кораблекрушениях привлекается наш вертолет, который базируется в Южно-Сахалинске. С вертолета спасатели могут с помощью троса поднять моряков. Они этому обучены и такую спасательную операцию могут провести.

            - Новый губернатор региона Олег Кожемяко заявлял, что два закупленных прежней областной властью вертолета, построенных на авиационном заводе в Казани, будут использоваться, в том числе, и в спасательных целях. Один из вертолетов собираются держать на Курилах. Спасатели смогут его использовать для своих операций? (Нина Шалфей,"АСТВ")

            - Знаю, что один из вертолетов уже прибыл на Сахалин и сейчас находится в аэропорту Южно-Сахалинска. Второй пока не прибыл. Где они будут базироваться, и будут ли один из вертолетов держать постоянно на Курилах - у нас нет этой информации.

            Но вертолеты области очень нужны! Реагировать приходится и на отрыв льда с рыбаками-любителями, и на природные пожары, и на нештатные ситуации, происходящие с морскими судами. Находящийся на Сахалине вертолет МЧС России постоянно задействован, он, в том числе, выполняет большое количество рейсов по линии санитарной авиации. Так, в этом году наш вертолет уже совершил 30 рейсов по санавиации.

            Вертолеты очень нужны, так как Сахалин вытянут в длину больше, чем на 900 км, это очень много, плюс Курильские острова. С учетом морской составляющей, с учетом того, что не везде можно проехать на автомобиле в труднодоступные и удаленные места, авиацию в регионе надо развивать. Она, к сожалению, очень дорогая, полеты стоят больших денег. Но без нее никак!

            - Сейчас все больше говорят о развитии внутреннего туризма. Понятно, что поток туристов в наш регион тоже будет возрастать, и на Курилы с их экзотикой - особенно. Как Вы считаете, надо ли спасателей закреплять за туристическими группами, которые будут подниматься на вулканы, путешествовать по побережью? (Ирина Байбарза, ТАСС)

            - Надо. Люди, которые идут куда-то, сначала должны идти в спасслужбу. То есть, скажем, прилетел он в аэропорт на Курилы или в Южно-Сахалинск, по-хорошему, первым делом надо зайти там к спасателям, зарегистрироваться и обсудить маршрут. Люди иногда теряются даже возле Южно-Сахалинска! А в спасательной службе работают опытные сотрудники. Они все - бывшие моряки, охотники, рыболовы, альпинисты. Они подскажут, как лучше идти, куда лучше идти и какие опасности существуют на маршруте. Надо договориться со спасателями, что каждый день вы отзваниваетесь им с определенной точки маршрута. Если звонка от вас нет, то мы знаем, где вас примерно искать. Это цивилизованный подход. Хочется пожелать туристам заботы о собственной безопасности, и напомнить, что наличие в походе надёжных средств связи существенно облегчает работу спасателей в случае нештатных ситуаций.

            Когда я работал в Еврейской автономной области, был у нас случай. Зимой два человека уехали на снегоходе и пропали. Куда поехали, зачем - никто не знал. Родственники рыдают, умоляют помочь. А мы не знаем, где, в каком направлении их искать. Искали их вертолетами два дня. Нашли. К счастью, они выжили, оказалось, что заглох снегоход в 50 км от того места, куда они ехали. Ну, казалось бы, потратьте время, зайдите к спасателям, обсудите маршрут для своей же безопасности.

            ГУ МЧС России по Сахалинской области совместно с компанией "Сахалин Энерджи" (оператор проекта "Сахалин-2") осуществили хороший проект. В различных районах области выставили аншлаги в цунамиопасных и лавиноопасных местах. Приехали вы в Пригородное, вышли на побережье, стали фотографироваться и увидели аншлаг о цунамиопасной зоне в этом районе. Сразу понимаете, где вы находитесь, и что в случае землетрясения нужно бежать на возвышенность. Считаем этот способ предупреждения весьма эффективным. Подобные знаки можно встретить на территории ещё нескольких государств, побережье которых омывается Тихим океаном (так называемое "Огненное кольцо").

            Конечно, надо самим обращаться к спасателям и не забывать о собственной безопасности.

            - Вы считаете, что нужно ввести обязательную процедуру регистрации в МЧС перед походами? (Ирина Байбарза, ТАСС)

            - Обязательно. Может даже штрафовать на хорошие суммы, если не зарегистрировался. Ответственность же должен нести какую-то гражданин, который отправляется в путешествие и при этом не информирует спасателей о маршруте. В случае чего, нам где его искать, если мы не знаем, куда он пошел или поехал?

            Туризм должен быть цивилизованным. Почему, когда мы приезжаем за границу, мы все четко там выполняем - идем с инструктором, надеваем на себя страховку, которую он требует надеть, выполняем все его указания. На сплавах обязательно надеваем каску и жилеты. Также надо и у нас делать.

            - Нужно ли, на Ваш взгляд, закреплять турфирмы, организующие путешествия по тем же Курилам, за спасательными службами? (Елена Третьякова, "Интерфакс - Дальний Восток")

            - Конечно. Чтобы турфирма с МЧС регистрировала маршруты, брала рекомендации спасателей, их советы учитывала и может даже самих спасателей брала на сопровождение в маршруте.

            - Какое оборудование необходимо спасателям для спасения туристов? (Мария Крупьянская, газета "Губернские ведомости")

            - Зимой надо больше гусеничной техники. В идеале, чтобы в каждой пожарной части, которая находится вдоль главной магистрали Сахалина, связывающей юг с севером острова, был гусеничный вездеход. Дороги переметает. На Сахалине эта зима будет первой для меня, но я предполагаю, с какими проблемами мы можем столкнуться. Где-то кто-то застрял, пожарные проехали на вездеходе вытащили или довезли до ближайшего населенного пункта.

            На Курилах у нас есть и квадроциклы, и КамАЗы, и гусеничная техника. Посмотрим, что зимой будет, какое оборудование нам потребуется ещё.

            - Спасателей на Курилах набрали из местного населения? Любой желающий мог прийти? Люди каких профессий в итоге пришли? Они профессионально готовы оказать помощь? (Людмила Кан, газета "Губернские ведомости")

            - Да, это местные жители. Обратиться могли все желающие, а мы отбирали из них в соответствии со своими требованиями, так как нужны выносливые, крепкие сотрудники, которые могут хорошо ориентироваться на местности и т.д. В итоге спасателями стали люди разных профессий. И бывшие моряки, и бывшие электрики. В основном это молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет. В течение полутора месяцев они прошли обучение в центре подготовки спасателей Дальневосточного регионального поисково-спасательного отряда МЧС. Получили необходимые навыки и умения по оказанию первой помощи; противопожарной, психологической, специальной (технической) и тактико-специальной, горной и водной подготовке. Изучили основы радиационной, химической и биологической защиты, топографии, методы организации связи и другие предметы. Поэтому они готовы оказать любую помощь.

            - Курильские спасатели уже получили боевое крещение? (Артем Новиков, "Российская газета")

            - Летом на Итурупе на скалах в районе вулкана Баранского они спасли туриста, упавшего в расщелину и получившего травму. На вертолете доставили его в центральную райбольницу в городе Курильске. 

            Участвовали в поиске экипажа рыболовной шхуны "РСЮ 98-33", которая в условиях сильного шторма в начале октября вышла в море с тремя рыбаками на борту и перевернулась в Южно-Курильском проливе возле о. Кунашир. Рыбаков, к сожалению, так и не нашли. Такой сильный шторм был в тот день, зачем они пошли в море - непонятно. Ну, вот любят наши граждане делать все на авось. Низкая культура безопасности.

            В ЕАО был случай в этом году. Перед циклонами там рыбаки-любители поехали на подледную рыбалку. И вот, все перемело там. Они нам звонят и просят их забрать, вызволить из снежного плена. Говорят, что сидят там уже три дня. Мы выезжаем. Первого, кого вывезли оттуда на снегоходе, - женщину с 8-месячным ребенком! Про Сахалин коллеги рассказали, что каждый год снимают рыбаков-любителей с уплывающих льдин, в их числе и женщины с детьми. И не боятся же, несмотря на предупреждения об отжимном ветре и угрозе отрыва льда.

            Надо, чтобы у людей была какая-то ответственность за то, что вертолет будет снимать их с льдины. А пока ответственности нет. Запретить выход на опасный лед мы не можем. Говорим по всем каналам (и по телевидению, и на радио, и по громкоговорителям в местах любительской рыбалки), что ветер отжимной, что очень опасно! Но люди нас не слушают и идут туда, рискуя своей жизнью и жизнью своих близких.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще