Репортажи 7 декабря 2017 г. 13:02

Попытки получить завышенные выплаты по ОСАГО квалифицируются как мошенничество - РСА

Хабаровск. 7 декабря. ИНТЕРФАКС - Разъяснения Верховного суда в части страховых мошенничеств позволят страховщикам сформировать новые схемы противодействия таким мошенничествам, считает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

"Страховые компании часто сталкиваются с попытками получения денежных средств в большей сумме, чем положено. К примеру, человек хочет получить деньги за поврежденный в ДТП бампер и еще за какую-нибудь дополнительную царапину на правой двери, не относящуюся к страховому событию. Ранее это не рассматривалось, сейчас - это покушение на получение денег, и может трактоваться как мошенничество. Эти разъяснения, надеюсь, позволят сформировать практику, чтобы люди понимали: надо обращаться строго потому, что есть, а не в надежде заработать. У страховщика возникло право обращаться в таких случаях в правоохранительные органы", - сказал Е.Уфимцев на пресс-конференции по вопросам борьбы с мошенничеством в сфере ОСАГО в пресс-центре агентства "Интерфакс - Дальний Восток" в четверг в Хабаровске.

Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов пояснил журналистам, что Верховный суд дал для судов пояснения по правоприменительной практике по статье 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования): под страховым мошенничеством стоит понимать фальсификацию ДТП, а также "приписки не относящихся к конкретному ДТП повреждений", связанные с увеличением страховой выплаты.

"Согласно разъяснениям Верховного суда, к страховым мошенничествам следует относить не только неправомерное получение завышенных выплат по страховым событиям, но и покушения на такие действия", - сказал С.Ефремов.

Это новое в практике расследования страховых мошенничеств, считает С.Ефремов, поскольку ранее, если страховой компании удавалось "отбить" попытку получения завышенных сумм выплат по страховому событию, дальнейшего развития эта ситуация не имела: страховщик не обращался к правоохранителям по поводу такого нарушения и злоумышленники могли многократно пытаться "зарабатывать" на страховых выплатах в разных страховых компаниях.

С.Ефремов привел данные РСА, по которым на "бытовом мошенничестве" и незначительных "приписках" желающих получить повышенные выплаты за счет присоединения старых повреждений автомобиля к полученным во время конкретного ДТП, страховщики теряют значительные суммы.

Говоря о межведомственном совещании с представителями органов прокуратуры, МВД, Антимонопольной службы и Банка России, которое состоялось утром в четверг в Хабаровске, Е.Уфимцев сообщил, что было принято решение о создании межведомственной группы, которая будет собирать данные о нарушениях в сфере ОСАГО, анализировать практику противодействия правоохранителей мошенничеству в страховой сфере.

Со ссылкой на заместителя генерального прокурора РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Гулягина, Е.Уфимцев сообщил, что прокуратура упрекнула страховщиков в том, что они недостаточно активно обращаются по нарушениям к правоохранителям, считая это "работой на корзину".

Так, представитель одной из приморских страховых компаний довел до присутствующих на совещании, что компания подавала 16 заявлений в правоохранительные органы по фактам мошенничества в сегменте ОСАГО, по 15 из них были получены отказы и в большинстве случаев за 10 дней, отведенных на проведение следственных мероприятий, не были опрошены даже основные фигуранты. Он отметил, что компания вынуждена договариваться с мошенниками, требовать забрать заявление на выплаты, взамен обещая не давать ход делу.

"По итогам шести месяцев по статье 159 УК РФ было 21 обращение в полицию в Хабаровском крае, мы считаем, это мало. Ранее такие заявления также подавались, и была слабая реакция. Призвали страховщиков подавать заявления, проводить весь процесс, а если отказали, то писать в прокуратуру", - сказал Е.Уфимцев.

Заместитель генпрокурора в Дальневосточном федеральном округе, отвечая позднее на вопрос "Интерфакса", имеют ли отношение к борьбе со страховым мошенничеством региональные власти подчеркнул, что "губернатор на своей территории отвечает за все".

"В том числе он отвечает за состояние дорог и качества дорожного движения в целом. В частности, мы понимаем, что подставы на дорогах и фальсификация ДТП на территории округа, как правило, происходят в отдаленных районах, на пустых дорогах, не оборудованных приборами видеофиксации. Можно было бы составить географическую карту такого рода нарушений для того, чтобы иметь основания принимать соответствующие меры по искоренению злоупотреблений. На это потребуются соответствующие ресурсы и усилия региональных властей", - сказал Ю.Гулягин.

В ходе совещания он также отмечал, что, как представителя прокуратуры, его волнует не только недопущение нарушений, но и тот факт, что мошенничества в страховой сфере приводят к увеличению убыточности в ОСАГО, что в конечном итоге будет влиять на формирование тарифов и ляжет дополнительной нагрузкой на плечи потребителей.

По данным РСА, Дальний Восток является проблемным регионом в части страховых мошенничеств. Регионы "красной зоны" по убыточности страхового бизнеса - это Камчатка, Амурская область и Приморский край, там множество посредников и автоюристов-мошенников. В "желтой зоне" Хабаровский край и Еврейская автономная область.

РСА ожидает введения временной франшизы при покупке электронного полиса ОСАГО с 2018г

Российский союз автостраховщиков (РСА) прогнозирует введение временной франшизы при оформлении договора ОСАГО в электронном виде с начала 2018 года.

"Мы обращались к Центральному банку и очень надеемся, что банк с 1 января 2018 года, нам обещали, сделает указание, в котором будет временная франшиза. Чтобы полис электронный начинал действовать не сразу, а через день, а может даже через трое суток после его оформления", - сообщил Е.Уфимцев.

Он пояснил, что франшиза необходима, чтобы поставить "заслон" для мошенничества в сегменте ОСАГО.

"Человек ездит без полиса, потом происходит ДТП, он на своем смартфоне или каком-то другом гаджете оформляет полис ОСАГО, ждет 30 минут, час и после этого заявляет о происшествии, оформляет документы. То есть понятно, что в данном случае для страховщиков это запрет", - сказал Е.Уфимцев.

Как сообщалось ранее, страховщики фиксируют расширение практики приобретения электронных полисов ОСАГО "задним числом", что противоречит базовым принципам страхования.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще