Точка зрения 15 января 2010 г. 13:17

Без сигналов бедствия

Interfax-Russia.ru - В Хабаровском крае при выполнении планового полета разбился самолет Су-27. Обломки воздушного судна и тело летчика нашли спустя сутки после кататстрофы.

Су-27 - всепогодный истребитель-перехватчик - поднялся в воздух в четверг в 9:25 по Москве с взлетно-посадочной полосы аэродрома Дземги, что под Комсомольском-на-Амуре. Уже через две минуты на экранах радиолокаторов его отметка неожиданно пропала. Информация об этом почти сразу попала в СМИ из источников в правоохранительных органах Хабаровского края. В четверг ближе к вечеру Минобороны РФ официально подтвердило, что в районе Комсомольска-на-Амуре пропал истребитель Су-27, выполнявший плановые полеты.

Министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял решение отправить на аэродром Дземги специальную комиссию, которая будет участвовать в координации работы военных и спасателей, а также в оперативном расследовании ЧП.

Для поиска истребителя дополнительно в помощь силам поисково-спасательных служб привлекли самолеты Ан-12, Ан-26 и два вертолета Ми-8. Обнаружить рухнувшую машину удалось лишь спустя сутки. В управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ доложили: "В результате проведенной поисковой операции было найдено место падения самолета. На месте работают наземные группы поиска и спасения. Найдены обломки, ведутся поиски пилота". Место падения Су-27, добавили военные, представляет собой "воронку длиною около 10 метров и около 5 метров шириной".

Тем не менее, в течение суток продолжала оставаться неизвестной судьба летчика упавшего Су-27. "К месту предполагаемого падения самолета, обнаруженному с воздуха, выдвинута колонна машин повышенной проходимости. Ее движение затруднено глубоким снежным покровом и лесистой местностью. Глубина снега в отдельных местах достигает 1,5 метра. С помощью вертолетов, самолетов и наземных сил продолжается поиск летчика, который мог катапультироваться", - сообщил собеседник агентства в оборонном ведомстве. Начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ полковник Алексей Кузнецов в беседе с "Интерфаксом" добавил, что поисковые работы были осложнены еще и плохой видимостью в районе авиакатастрофы. До последнего все надеялись на лучшее...

В субботу представители Министерства обороны и ВВС, наконец, нашли тело пилота. "В 20 км севернее города Комсомольска-на-Амуре обнаружен пилот и обломки фюзеляжной части кабины истребителя. Летчик погиб", - сообщили в субботу агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в Дальневосточном объединении ВВС и ПВО. По словам собеседника агентства, найдены также средства объективного контроля ("черные ящики"), которые отправлены для исследования комиссией.Предполагается, что "черные ящики" будут переправлены для расшифровки в 13-й НИИ Минобороны России, дислоцированный в подмосковных Люберцах.

Оружия и боеприпасов, говорят в Минобороны, на борту разбившегося в Хабаровском крае истребителя не было. "На борту Су-27 боекомплекта не было, так как самолет выполнял плановый учебный полет", - сообщил "Интерфаксу-АВН" Алексей Кузнецов.

Что именно привело к катастрофе "Сушки", теперь предстоит выяснять следователям и экспертам. Военно-следственный отдел СКП РФ по гарнизону Комсомольска-на-Амуре начал доследственную проверку по факту ЧП. "Члены следственной группы вместе с военным командованием принимают участие в поиске места падения самолета и летчика", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.

Позднее он сообщил о том, что по факту катастрофы самолета Су-27 возбуждено уголовное дело. Следователи усмотрели в произошедшем признаки преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним).

Сейчас устанавливаются должностные лица, которые готовили самолет к полету, а также очевидцы происшествия, изымается соответствующая документация, рассказывают в СКП. Военная прокуратура гарнизона "Комсомольск-на-Амуре" в свою очередь также начала проверку. "Военной прокуратурой гарнизона проводится проверка исполнения командованием части законов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности полетов", - сообщил агентству "Интерфакс – Дальний Восток" помощник военного прокурора Дальневосточного военного округа (ДВО) Андрей Метченко.

Тем временем, среди основных версий крушения истребителя Су-27 ВВС в Хабаровском крае специалисты называют отказ техники, сообщил "Интерфаксу" в пятницу источник в комиссии по расследованию этого летного происшествия. "Скорее всего, самолет упал из-за отказа техники. Хотя внимательно будет рассмотрен весь спектр возможных причин, включая человеческий фактор и климатические условия", - сказал собеседник агентства. По его словам, специальная комиссия из представителей Минобороны и главкомата ВВС, созданная для установления причин катастрофы, уже приступила к работе на аэродроме Дзенга. "Комиссия изучает переговоры летчика с руководителем полетов, анализирует другие данные средств объективно контроля, знакомится с документами по организации полетов и техническому состоянию разбившегося самолета", - сказал собеседник агентства.

Эксперты обращают внимание на то, что в последнее время самолетам марки Су-27 не очень везет. Так, летом 2008 года в Приморском крае потерпел катастрофу учебно-боевой истребитель Су-27. Один пилот погиб, второй катапультировался и остался жив.

Через год – 16 августа 2009 года – вновь серьезное авиационное происшествие с участием этого отечественного истребителя случилось во время тренировочных полетов пилотажной группы "Русские витязи". Это, напомним, была подготовка к авиасалону МАКС-2009. В небе над Жуковским тогда столкнулись два самолета Су-27.

В той катастрофе погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко. Два других летчика с травмами оказались в военном госпитале. Кроме того, в столичные клиники доставили троих пострадавших жителей дачных домов, на которые упали обломки самолетов. 21 августа стало известно, что одна из пострадавших скончалась в больнице.

По мнению специалистов, отказ техники – вполне вероятная причина происшествия в Хабаровском крае. "Сушки", которые стоят на вооружении ВВС России, прилично изношены, объяснил журналистам вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. 9 из 10 Су-27, эксплуатируемых сегодня, построены еще в советское время, но в то же время сохранять до 2 тысяч этих машин, которыми располагает российская армия, в приличном состоянии Минобороны не в состоянии из-за недостатка средств. К другим возможным причинам участившихся катастроф военных самолетов Сивков отнес проблемы с выучкой и практикой у пилотов, а также просчеты в государственной военно-технической политике.

Самолеты Су-27, наряду с МиГ-29, составляют основу истребительного парка ВВС России и считаются одними из самых надежных машин. Они серийно строятся на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1982 года. Максимальная скорость полета Су-27 на большой высоте - 2430 км/ч, у земли - 1400 км/ч, практический "потолок" – 18500 метров. В настоящее время модификации Су-27 стоят на вооружении в странах СНГ, в Китае, Вьетнаме и ряде других государств мира.

Добавим, что полеты на Су-27 после катастрофы в Хабаровском крае решением Главнокомандующего ВВС временно прекращены.

Обозреватель Максим Кирчатов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще