Точка зрения 19 декабря 2011 г. 15:43

Гибельная платформа

Interfax-Russia.ru – Плавучая буровая платформа "Кольская" затонула во время буксировки в Охотском море. На ее борту находилось 67 человек, большая часть из них пропала без вести.

Буровая платформа "Кольская" (судовладелец ОАО "Арктикморнефтегазразведка", входит в ОАО "Зарубежнефть", порт приписки Мурманск), на борту которой находилось 67 человек, затонула в Охотском море 18 декабря во время сильного шторма, когда ледокол "Магадан" и судно "Нефтегаз-55" буксировали ее с Камчатки на Сахалин.

Безнадежный "SOS"

Сигнал "SOS" экипаж "Кольской" подал рано утром 18 декабря, в тот момент, когда платформа находилась примерно в 200 км от Сахалина.

"Информация о сигнале поступила в 09:24 (сах) в Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по Сахалинской области от капитана-координатора морского спасательного подцентра "Южно-Сахалинск". Из-за сильного волнения моря в районе событий возникла необходимость снять с борта "Кольского" часть экипажа", - сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" пресс-службе МЧС по Сахалинской области вскоре после поступления сигнала бедствия.

Когда помощь в виде нескольких вертолетов Ми-8 прибыла на место, буровая уже полностью затонула. На плаву держались лишь несколько пустых спасательных надувных плотов. Как выяснилось, 14 человек - тех немногих пассажиров с "Кольской", кому посчастливилось спастись - практически сразу подняли из воды моряки с ледокола "Магадан" и буксира "Нефтегаз-55". Четверо спасенных пассажиров сейчас находятся в больнице сахалинского поселка Ноглики, остальные – по-прежнему на борту спасших их судов, там за ними наблюдают бортовые медики.

Судьба большей части экипажа и пассажиров буровой платформы до сих пор неизвестна. Данные о количестве погибших менялись стремительно. На момент подготовки публикации известно было о 16 погибших. Тела только 11 из них удалось поднять из воды.

Остальные люди, находившиеся на борту буровой, пока числятся пропавшими без вести. По информации МЧС, для всех 67 человек на платформе были гидротермокомбинезоны и спасательные жилеты. Хотя, как уверяют эксперты, продержаться столько времени в море, ледяной воде, пусть даже и в гидрокостюме, практически невозможно.

Вечером 19 декабря генеральный директор ОАО "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР), компании-судовладельца Юрий Мелихов сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" о том, что в Охотском море обнаружен плот, на котором находится еще 15 человек, возможно, живых. По его словам, плот заметили с воздуха, и отправили к нему спасательное судно. Но в Дальневосточном региональном центре МЧС эту информацию подтвердить не смогли. По официальной информации, пока все шлюпки, которые удалось найти, оказывались пусты.

Согласно списку, который оказался в распоряжении агентства "Интерфакс - Дальний Восток", на борту буровой были жители Мурманской области, Москвы и Московской области, Башкирии, Сахалинской области, Хабаровского края, Красноярского края, Белгородской области. Не исключено также, там был и один иностранец - находился сотрудник страховой компании Nobel Denton Ж.Живко, гражданин Великобритании или Болгарии.

Поисково-спасательная операция, которая развернута сейчас в районе аварии, беспрецедентна по своим масштабам. В поисках людей с "Кольской" участвуют несколько вертолетов Ми-8 МЧС России, самолет Ан-74 и принадлежащий Тихоокеанскому флоту Ил-38, а также несколько различных судов – "Георгий Фройер", "Юрий Тарапуров" и "Атлас". В Росморречфлоте создан штаб для межведомственной координации спасательной операции в Охотском море. В его состав вошли представители Росморречфлота, Ространснадзора и МЧС.

В Центре экстренной психологической помощи МЧС России открылась федеральная "горячая линия" в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в Сахалинской области, еще три "горячие линии" в работают в Мурманске, Магадане и на Сахалине.

Для родственников находившихся на борту платформы людей "Центр экстренной психологической помощи" МЧС России открыл телефон "горячей линии".

"По бесплатному федеральному номеру 8-800-775-17-17 можно уточнить любую информацию, связанную с чрезвычайной ситуацией, а также получить психологическую поддержку", - сообщили "Интерфаксу" в управлении информации МЧС России.

Кроме того, три "горячих линии" работают в Мурманске ((88152) 39-99-99), Магадане ((84132) 60-77-27) и Сахалине((84242) 72-99-99).

Власти тех регионов, где жили пассажиры и члены экипажа буровой станции, уже заявили о том, что окажут необходимую помощь родственникам всех жертв этой страшной трагедии. Кроме того, материальные компенсации по закону им должна выплатить компания-судовладелец.

Во всех православных храмах Южно-Сахалинска сейчас проходят молебны за здравие экипажа и пассажиров "Кольской".

"Священники вместе с прихожанами молятся во всех шести храмах столицы Сахалина о том, чтобы спасшиеся во время крушения люди быстрее выздоравливали, а члены экипажа и пассажиры "Кольской", пропавшие без вести, нашлись живыми", - рассказал агентству "Интерфакс-Дальний Восток" представитель Южно-Сахалинской и Курильской епархии иерей Виктор Горбач.

Он подчеркнул, что православные жители Южно-Сахалинска надеются на лучшее: "Чудеса случаются. Мы молимся за то, чтобы люди были найдены живыми".

Пока же ситуация складывается так, что, действительно, остается надеяться только на чудо.

Утонула за 20 минут

Минтрансу уже удалось, основываясь на предварительной информации, воссоздать картину происшествия.

"В процессе буксировки (буровой платформы - ИФ) произошло разрушение газоотводящих трубок танков, и туда начала поступать вода, судовые водоотливные средства работали на пределе", - рассказали "Интерфаксу" в ведомстве.

Потом волной выбило иллюминаторы в столовой команды, и вода стала поступать в помещение. Кроме того, повреждения получил буксирный трос ледокола "Магадан". "Платформа получила крен и в течение 20 минут затонула", - уточнили в Минтрансе.

Сейчас "Кольская" находится на глубине почти полутора километров. Данных о разливе нефтепродуктов пока нет. Скорее всего, на борту станции были минимальные запасы топлива, поэтому о какой-либо экологической угрозе речь сейчас вообще не идет.

Дальневосточное следственное управление на транспорте по факту затопления "Кольской" уже возбудило уголовное дело.

"Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц)", - сообщила в воскресенье агентству "Интерфакс - Дальний Восток" официальный представитель Дальневосточного СУ на транспорте Наталья Салкина.

У следователей, в свою очередь, есть две версии крушения буровой платформы.

"В качестве основных рассматриваются следующие версии произошедшего: нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки, осуществление буксировки без учета погодных условий, поскольку в районе движения судов был сильный шторм", - пояснила Наталья Салкина.

По ее словам, в ходе расследования экспертам предстоит оценить техническое состояние буровой установки, дать правовую оценку действиям капитанов судов и всем должностным лицам, которые так или иначе несли ответственность за обеспечение безопасности работников буровой станции.

Вопросов к владельцам платформы, судя по всему, будет немало. Так, по данным газеты "Коммерсант", половина пассажиров "Кольской" вообще не имела никакого отношения к ее перегону и не имела права находиться в этот момент на ее борту.

"Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону "Кольской" никакого отношения. Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т.п.", - пишет издание со ссылкой на информацию, полученную от источника, осведомленного о ходе следствия.

В то же время, как объяснил собеседник газеты, согласно пункту 2.10 инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, "для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается".

Источник "Коммерсанта" предположил, что капитаны ледокола и буксира отказались взять бурильщиков на борт из-за отсутствия на судах нужного количества спасательных средств. А арендовать еще одно судно для перевозки пассажиров организаторы по каким-то причинам не стали.

По мнению неназванных экспертов издания, разбитые иллюминаторы и газоотводящие трубки, о которых сказали в Минтрансе, не могли увести платформу на дно. Они предположили, что причиной трагедии стало интенсивное раскачивание буровой установки на волнах, на величину которых она даже по проекту не рассчитана.

"Пока установка шла в связке с ледоколом, она еще держалась на плаву, но когда из-за качки оборвался один из буксировочных тросов, "Кольская" попросту зачерпнула бортом воду и перевернулась",- заключил собеседник "Коммерсанта".

Генеральный директор компании-судовладельца "Арктиморнефтегазразведки" Юрий Мелехов однако заявил журналистам, что нахождение такого количества людей борту "Кольской" в момент буксировки было оправдано.

"Это экипаж буровой установки, 67 человек", - уточнил он.

В свою очередь главный флотский специалист АМНГР Борис Лихвам, рассказал, что когда суда выходили в море, прогноз был благоприятным и шторма не ожидалось.

"Двинулись потому, что был благоприятный прогноз, изменение погоды не ожидали. В ночь с 16 на 17 руководителями буксировки было принято условие дрейфовать в сторону Курильских островов, ситуация была подконтрольна до момента, пока не произошел обрыв одной пряди от буксира. Дальше произошла цепь событий, которая привела к потере устойчивости и опрокидыванию "Кольской",- утверждает Лихвам.

По его словам, за "Кольскую" боролись до последнего.

"Буксировка такого объекта очень сложная операция, для этого разрабатывается проект буксировки, план перегона, различные инструкции - они были разработаны и согласованы с филиалом регистра в Мурманске, копия плана была отдана страховщикам в "Согаз". Экипаж боролся до последнего, связь с буксирами была постоянной, мы давали рекомендации из Мурманска, связывались с южносахалинскими коллегами, просили у них вертолеты", - отметил он.

Уже, впрочем, известно, что в деятельности компании АМНГР не раз находили нарушения. Например, отдел Росприроднадзора по надзору на море по Камчатскому краю и Чукотскому АО еще в октябре 2011 года возбудил против нее дело по статье "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий". Но "Арктикморнефтегазразведка" в конце октября оспорила это требование в Арбитражном суде Мурманской области (место регистрации компании - ИФ). Первое судебное заседание по этому вопросу состоится 17 января 2012 года.

Еще раньше выявить нарушения в работе АМНГР удалось Камчатской природоохранной прокуратуре. По ее данным, "Арктикморнефтегазразведка", как подрядчик "Газпрома", вела бурение скважины на западно-камчатском шельфе без положительного заключения Государственной экологической экспертизы. Сейчас прокуратура через суд пытается признать незаконным бурение платформой "Кольская" поисковой скважины на этом участке.

Однако, ответственность руководства компании в произошедшем правоохранительным органам еще только предстоит установить или опровергнуть. В любом случае, предстоит сделать вывод, как в будущем избежать подобных трагедий.

Обозреватель Вера Широкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще