Точка зрения 8 апреля 2015 г. 13:37

От спасения к нарушениям

Interfax-Russia.ru – Иностранцев, работавших на затонувшем траулере "Дальний Восток", после спасения привлекли к административной ответственности. Им грозит штраф от 2 до 5 тыс. рублей.

Иностранные граждане, работавшие на затонувшем в Охотском море рыболовецком траулере "Дальний Восток", стали фигурантами административных дел о незаконной трудовой деятельности на российском судне на территории РФ. В настоящее время все они находятся под охраной полиции в гостинице "Санта Резот Отель" в Южно-Сахалинске. Состояние их здоровья удовлетворительное.

"В отношении иностранных граждан возбуждены административные дела по ст.18.10 КоАП РФ. Им грозит штраф от 2 тыс. до 5 тыс. рублей", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" замначальника УФМС по Сахалинской области, начальник отдела миграционного контроля Андрей Миронов.

По его словам, данная административная статья также предусматривает выдворение нарушителей за пределы России, однако в случае с пострадавшими моряками это положение применяться не будет - их репатриируют (вернут на родину – ИФ).

"В настоящее время в Южно-Сахалинск прибыли два консула - Мьянмы и Латвии. Они занимаются установлением личностей своих соотечественников - спасенных и погибших, а также документированием. Консульского учреждения Вануату в России нет, поэтому представительство МИД РФ в Южно-Сахалинске сейчас прорабатывает вопрос - как документировать граждан этой страны", - сказал собеседник агентства.

Как предположил специалист, оформление документов спасенных моряков займет от 3 до 5 дней. Примерно столько же потребуется, чтобы подготовить необходимые бумаги для репатриации их погибших товарищей.

"После того как тела пройдут судмедэкспертизу, госучреждения выдадут свидетельства о смерти, тогда можно будет отправить их на родину", - уточнил он.

Сейчас, по словам Миронова, все спасенные моряки находятся в гостиницах Южно-Сахалинска. Их проживание оплачивает владелец погибшего траулера - ООО "Магеллан". За счет компании также будет проходить и отправка иностранцев на родину. Кроме того, как отметил замначальника УФМС по Сахалинской области, ООО "Магеллан", скорее всего, придется также заплатить многомиллионный штраф за использование нелегального труда иностранцев у себя на судне.

"В ближайшие семь дней миграционная служба должна завершить в отношении судовладельца проверку о соблюдении миграционного законодательства, после чего решится вопрос о возбуждении дел по ч.1 ст.18.15 КоАП", - сказал Андрей Миронов.

Санкция этой статьи, как уточнил специалист, предусматривает административный штраф от 250 тыс. до 800 тыс. рублей за нелегальное использование труда каждого из иностранных граждан.

Также, по словам Миронова, УФМС практически завершило работу по оформлению российских моряков, работавших на траулере "Дальний Восток". По его данным, временные удостоверения личности получили 9 девять моряков, в основном жители Приморского края. У остальных выживших паспорта имеются.

Кроме того, подошло к концу медицинское обследование пострадавших моряков. В итоге из 34 российских рыбаков, доставленных на Сахалин судами "Андромеда" и "Справедливый", врачи госпитализировали в областную больницу 7 членов экипажа (в основном, жители Приморского края и Сахалинской области). Позднее туда же доставили еще троих их товарищей, проходивших лечение в одном из медучреждений Магадана. Состояние пострадавших оценивается как удовлетворительное.

"В основном, у пострадавших воспалительные заболевания верхних дыхательных путей, ссадины, ушибы, есть легкие обморожения кистей. Экстренных тяжелых больных среди них нет. Моряки будут выписаны после улучшения их состояния, а также клинических и лабораторных показателей", - сообщила журналистам и.о. главного врача больницы Елена Никулина.

Она добавила, что 7 апреля в Сахалинской областной больнице дежурили три психолога, но никто из пострадавших за помощью к ним не обращался.

Тем временем, моряки, которым медицинская помощь не понадобилась, уже начинают разъезжаться по домам. Так, в частности, 8 апреля на самолете Бе-200 Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России во Владивосток уже отправились 13 спасенных моряков и 9 родственников членов экипажа траулера. Остальные иногородние рыбаки пока продолжают находиться в гостиницах Южно-Сахалинска.

"В настоящее время у нас остается 4 спасенных моряка, а также 9 родственников пострадавших и погибших", - уточнили Interfax-Russia.ru в гостинице "Лада".

Также продолжается расследование уголовного дела, возбужденного по факту крушения траулера. Причем, свои версии случившегося начали выдвигать и сами пострадавшие моряки. Так, в частности, как считает рефмашинист погибшего траулера Алексей Пономарев, многие его товарищи погибли при кораблекрушении, в первую очередь, из-за отсутствия сигнала общесудовой тревоги.

"Никаких тревог, сигналов не было, что покидаем судно. А народ просто спал, никто не будил", - рассказал он агентству "Интерфакс - Дальний Восток".

По его словам, даже после того, как судно накренилось и стало понятно, что процесс необратим, рабочая смена в рыбных цехах продолжала трудиться.

"Буквально народ выходил с завода, их не ввели в курс, что происходит, они до последнего были на заводе. Им сказали "стоп", а выходить или нет - не сказали. Тревоги не было, хотя судно лежало на боку, и буквально минут через десять теплоход потух, все остановилось", - рассказал Пономарев.

А когда люди уже поняли, что оказались в беде, у них уже не было времени найти и надеть гидрокостюмы или жилеты, добавил он.

"Средства спасения (костюмы и жилеты) были даже в большем количестве на судне, чем нужно. Я знал, где находились жилеты, спустился, просто взял костюм и вышел. А народ просто спал, никто не будил, каждый хочет выжить. Они проснулись, но им не досталось ни жилета, ни костюма, потому что бирманцы в панике похватали кучами эти костюмы для своих друзей и братьев на судне, и оставили нас, русских, без костюмов. Костюмы лежали в отдельном помещении. Я предполагаю, что бирманцы залетели туда перепуганные, схватили их (гидрокостюмы - ИФ) кучами и оставили остальных с жилетами, но много людей оказалось в воде и без жилетов", - рассказал рефмашинист.

Аналогичного мнения, к слову, придерживается и другой член экипажа, опытный матрос Александр Бут.

"Если бы комсостав траулера своевременно объявил общесудовую тревогу, то экипаж успел бы надеть гидрокостюмы, выйти на места сбора и сесть в плоты. Было бы больше шансов спастись. Но этого ничего не было", - рассказал моряк "Интерфаксу".

Он отметил, что на других судах, на которых он работал ранее, капитаны перед рейсами в течение недели проводили с экипажами инструктажи и тренировки по разным ЧС, где отрабатывались действия каждого моряка.

"На "Дальнем Востоке" вообще не было никаких тренировок. Здесь была только рыба-рыба", - сказал Александр Бут.

Он также сообщил, что с судна удалось спустить благополучно только три плота из пяти имевшихся на борту.

"Первые сброшенные два плота почему-то оборвались, и их унесло течением. На трех разместились люди. В том плоту, куда меня затащили, было 11 человек. На других - не знаю. Было темно. Много людей находилось в воде", - рассказал матрос.

Он также посетовал, что на рыболовецком флоте Дальнего Востока многие судовладельцы начали убирать с кораблей шлюпки.

"Не устраивает, что на судах сейчас везде срезают спасательные шлюпки. Если есть шлюпка, половина экипажа может туда сесть, 60-65 человек может сесть спокойно, в сравнении с плотом. Плот - то же самое, что находиться в воде. Его заливает волнами, плот полный воды",- отметил он, добавив, что на БАТМ "Дальний Восток" шлюпок не было.

В то же время, как рассказал Пономарев, помимо шлюпок на погибшем судне также не было и водонепроницаемых перегородок. По данным морских учебников, такие конструкции разделяют судно на водонепроницаемые отсеки. Они расположены так, что при затоплении одного или нескольких смежных отсеков плавучесть судна сохранялась.

"Не было водонепроницаемых переборок, все посрезали. Переделка проводилась для того, чтобы на судне можно было разместить как можно больше рыбопродукции. Они расширяли, вставляли новые шкафы (места для хранения рыбопродукции - ИФ). Все выходы переделали. Чтобы зайти в одно отделение, надо было не так как на всех пароходах, а по-другому выходить", - сообщил он.

О том, что во внутренние конструкции траулера были внесены серьезные изменении, агентству рассказал и другой спасшийся член экипажа - матрос Евгений Витрикус. По его словам, жилые отсеки судна были переделаны, чтобы там можно было разместить больше рабочих.

"Изначально судно было рассчитано на проживание там 96 человек. Но внутренности были переделаны так, что стало помещаться больше 130", - поделился своими наблюдениями моряк.

По его словам, российские моряки жили по трое человек в двухместных каютах. Моряки из Мьянмы - по 15 в пятиместных каютах.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще