Точка зрения 14 декабря 2017 г. 11:29

Оптимальный маршрут

Оптимальный маршрут
© РИА Новости. Сергей Субботин

Interfax-Russia.ru - Международные транспортные коридоры откроют России новый путь на азиатский рынок.

Китай уже не одну сотню лет является одним из крупнейших торговых партнеров России на Дальнем Востоке. Именно в этой части нашей страны сегодня сосредоточены основные транспортные потоки из северо-восточных портов Поднебесной, и именно отсюда китайские грузы отправляются в путешествие, как по России, так и по всему миру. Чтобы сделать этот путь короче и легче, власти двух государств договорились о модернизации международных транспортных коридоров (МТК) "Приморье-1" и "Приморье-2", которые свяжут северные провинции Китая с ключевыми приморскими портами Восточный, Зарубино, Славянка, Посьет и Находка.

"Грузы, отправляемые по международному транспортному коридору "Приморье-1", будут следовать по маршруту "Харбин – Муданьцзян – Суйфэньхэ – Пограничный (Дуннин - Полтавка) - Уссурийск - приморские порты Владивосток, Восточный, Находка". МТК "Приморье-2" в свою очередь свяжет китайские провинции Чанчунь, Цзилинь, Хуньчунь и порт Зарубино", - уточнили Interfax-Russia.ru в Минвостокразвития РФ.

Важно, что в рамках данных проектов также предполагается провести серьезную модернизацию приграничной инфраструктуры, включая строительство и расширение портов и пунктов пропуска, а также автомобильных и железнодорожных дорог и путей.

Технико-экономическое обоснование и проектно-сметную документацию для МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" готовит китайская национальная корпорация строительства коммуникаций "СССС" (China Communications Construction Company Limited). Как уточнили в пресс-службе правительства Приморского края, все материалы специалисты должны подготовить к февралю. Доклад о проделанной работе представят в марте 2018 года заместителю председателя правительства РФ – полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу и вице-премьеру Госсовета КНР Ван Яну.

Для российской стороны "Приморье-1" и "Приморье-2" важны, в первую очередь, с точки зрения развития собственной транспортной инфраструктуры и создания новых рабочих мест. Китай же благодаря модернизации торговых транспортных коридоров получит возможность быстро и экономично поставлять продукцию, произведенную на северо-востоке КНР, в южные регионы Китая и в страны АТР.

Как уточнил в свою очередь глава московского филиала "СССС" Ма Цзильян, в ближайшее время специальная рабочая группа компании осмотрит уже существующие объекты транспортной инфраструктуры "Приморье-1" и "Приморье-2". Специалисты рассмотрят возможность строительства новых объектов, ознакомятся с состоянием автодорог, а также оценят пропускную способность имеющихся в Приморье железных дорог и портов.

"Мы также осмотрим ход строительства скоростной дороги "Владивосток - Находка - порт Восточный" и проведем переговоры с российскими строительными компаниями, чтобы иметь представление о стоимости будущих работ и материалов", - пообещал он.

Как отметил директор инвестиционного департамента Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Валерий Дубровский, при подготовке проектов по модернизации МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" специалисты учитывают лучшие мировые практики. Так, к примеру, недавно эксперты провели переговоры с управляющей компанией транспортного коридора "Уолфиш Бей" (Walvis Bay) в Африке. Компания пообещала принять участие в подготовке рекомендаций по практическому управлению приморскими МТК.

В целом, по оценкам специалистов, в результате реализации всех вышеуказанных проектов грузовая база приморских транспортных коридоров может вырасти до 45 млн тонн в год. Точнее, по МТК "Приморье-1" - 7 млн тонн контейнерных грузов, по МТК "Приморье-2" – 23 млн тонн зерновых (пшеница, соя, рис) и 15 млн тонн контейнерных грузов. Совокупная экономия китайских грузоотправителей при этом может составить 7 млрд юаней ($1 млрд) в год.

О развитии приморских транспортных коридоров президент РФ Владимир Путин впервые заявил на II Восточном экономическом форуме (ВЭФ). Тогда глава государства подчеркнул, что интеграция России со странами АТР должна опираться на серьезные совместные проекты, в том числе в области транспортной инфраструктуры. Последний раз проект обсуждался в Пекине на встрече вице-премьера РФ Юрия Трутнева с президентом Китайской компании коммуникаций и строительства Чэнь Фэньцзянем.

"Проект развития МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" может стать стратегическим для взаимодействия России и Китая на Дальнем Востоке. Его поддерживают руководители наших стран. Проект принесет пользу нашим государствам. Это может быть ярким примером по сопряжению Евразийского экономического союза с Экономическим поясом шелкового пути. Мы со своей стороны заинтересованы, чтобы проект состоялся, а его реализации началась в ближайшее время", - отметил тогда Юрий Трутнев.

По его словам, согласно концепции развития "Приморье-1" и "Приморье-2", утвержденной правительством РФ, инфраструктура МТК будет создаваться за счет частных инвестиций. Их рентабельность составит не менее 10% годовых.

Ранее министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка сообщил, что РФ и Китай договорились создать совместную управляющую компанию для развития международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".

"Мы готовы создать "бесшовный" коридор для китайских грузов. Уже сегодня принят закон, и он уже действует, по которому пункты пропуска через границу в рамках МТК "Приморье-1" и "Приморье-2" работают круглосуточно. Мы также упростили режим контроля, вместо нескольких теперь определен единый контрольный орган. Также мы предоставили право электронного декларирования грузов", - сказал министр.

Вместе с тем, правительство РФ определило пункты пропуска, которые будут работать с определенными китайскими товарами, прибывающими в Россию из КНР. Это позволит сократить время доставки грузов для их дальнейшего транзита по международным транспортным коридорам "Приморье-1" и "Приморье-2".

"Транзит позволит сократить время доставки отдельных товаров из Китая в Приморье в 6 раз, до 4-5 часов. Товары будут следовать по международным транспортным коридорам "Приморье-1" и "Приморье-2" через границу до порта – пункта назначения, где уже пройдут процедуры таможенного оформления. Прежде всего, это коснется транзитных контейнерных грузов, следующих за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза", - пояснили в Минвостокразвития.

Своими впечатлениями от работы приморских транспортных коридоров с Interfax-Russia.ru поделились в группе компаний (ГК) FESCO. Первую отправку грузов по МТК "Приморье-1" организация осуществила весной 2016 года.

"Грузы были отправлены по железной дороге из провинции Хэйлудзян (КНР) через станцию Гродеково, обработаны во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП), а затем по регулярным морским линиям FESCO доставлены в порты назначения в Корее и Китае. Сервис через ВМТП ориентирован на внутрикитайский транзит, а также на импорт из северных провинций Китая в Корею и Японию. Время в пути из Суйфэньхэ в Пусан составляет шесть суток вместо 10-12 по традиционному маршруту", - сообщила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь компании Мария Кобзева.

По ее словам, к настоящему времени с момента запуска маршрута (с апреля 2016 года) FESCO перевезла по МТК "Приморье-1" 5,8 тыс. TEU (эквивалент 20 фунтов, условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств). До конца этого года планируется перевести еще 1 тыс. TEU.

В апреле 2017 года FESCO совместно с Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и развитию экспорта (АПИ) выполнила тестовую отправку груза из Китая в Корею по МТК "Приморье-2".

"В рамках эксперимента контейнер FESCO был провезен по маршруту Чаньчунь - Хуньчунь/Краскино - Зарубино - Пусан. Партнером и отправителем выступила компания UGL Consulting Ltd. Транзитное время составило семь суток, пять из которых ушло на транспортировку по китайской территории до пограничного перехода Хуньчунь, сутки потребовались на прохождение границы, транспортировку по российской территории до порта Зарубино, оформление в порту и погрузку на судно, также за сутки паром доставил контейнер из Зарубино в Пусан", - сообщила Мария Кобзева.

Другим ключевым маршрутом, способным изменить место Дальнего Востока на карте международного транспортного сообщения, может стать Северный морской путь (СМП). Сегодня власти РФ намерены развивать этот маршрут и использовать его, в том числе, для организации контейнерных перевозок.

"Разработана оптимальная логистическая схема регулярной арктической контейнерной линии, включающая два порта-хаба в городах Петропавловск-Камчатский и Мурманск. Уникальность маршрута заключается в том, что грузовладельцы из Северо-Восточной Азии при транзите грузов в Северную Европу экономят до девяти суток при практически идентичной стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы", - рассказали в Минвостокразвития РФ.

Самый короткий срок, за который когда-либо был пройден Северный морской путь, составил 6,5 дней. Рекорд в августе 2017 года поставил ледокольный СПГ-танкер Christophe de Margerie. При этом весь путь судна из Норвегии в Южную Корею занял 22 дня. Примечательно, что весь маршрут танкер прошел без сопровождения ледокола.

В целом же, за весь 2017 год по состоянию на 1 ноября по Северному морскому пути было выполнено 28 транзитных рейсов (в 1,5 раза больше, чем в 2016 году). При этом объем перевозок грузов через порты в акватории СМП составил 8 млн тонн (на 10% больше, чем в 2016 году).

"СМП также должен стимулировать развитие именно нашего Дальнего Востока. На слуху же у всех только Владивосток и Хабаровск, куда напрямую по морю грузы возят, а во все остальные регионы – на Чукотку, Камчатку, в Магадан, на Курильские острова (а это огромные территории) – грузы идут, в основном, с европейской части России. Сначала их везут от Москвы до Владивостока на поезде - это 9 тыс. км, потом небольшими линейными судами доставляют уже до места назначения. И стоимость перевозки одного контейнера 240 тыс. рублей (от Москвы до Петропавловска)", - рассказал Interfax-Russia.ru бывший министр морского флота СССР, вице-президент Международной академии транспорта Виталий Збаращенко.

Если же, по его словам, везти грузы от Москвы до Архангельска, а дальше на судах по Северному морскому пути доставлять их до Петропавловска, то физическое расстояние от пункта "А" до пункта "Б" сократится на 23%.

"Кроме того, за счет увеличения размеров грузового модуля можно будет хорошо сэкономить и на стоимости перевозок. Таким образом, если посмотреть на эти показатели, стоимость перевозки грузов по Северному морскому пути выходит значительно дешевле доставки грузов по старой схеме (т.е. поездом до Владивостока). Более того, Транссиб сегодня очень перегружен, и СМП выступает еще и как подстраховка на случай какой-то непредвиденной ситуации на железной дороге", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Не менее заинтересован Дальний Восток и в реализации трансграничных проектов, которые могут дать дополнительный толчок для развития как пограничным территориям, так и в целом всему макрорегиону. Так, Россия и Китай договорились о развитии трансграничного острова Уссурийский.

Сегодня России принадлежит вся восточная часть острова (174 кв. км), КНР же владеет его западной частью. Также в собственности Китая находится и остров Тарабаров, расположенный рядом с Большим Уссурийским.

Восточная часть острова входит в городскую черту Хабаровска, также здесь находится и поселок Уссурийский. Западная часть острова Большой Уссурийский административно входит в китайскую провинцию Хэйлунцзян. На ней находится китайская пограничная застава, парк водно-болотистых угодий, небольшой гостиничный комплекс из деревянных домов, а также мост Усу, соединяющий китайскую часть острова с берегом.

В 2017 году Минвостокразвития РФ разработало концепцию развития российской части Большого Уссурийсого, которая предусматривает создание здесь ТОР туристско-рекреационной направленности. Однако для реализации проекта необходимо построить на острове гидротехнические сооружения, которые, по оценкам экспертов, обойдутся в более чем 18 млрд рублей.

"Проект такой концепции разработан, министерством официально внесен в правительство РФ. В нем решается, в том числе, и вопрос грузопассажирского перехода, его организации. Рассчитываем, что концепция будет утверждена. И считаем, что в 2018 году один из ключевых вопросов - это берегоукрепление", - сообщил глава Минвостокразвития РФ Александр Галушка.

Впрочем, совместное развитие Уссурийского – не единственный трансграничный проект России и Китая. Так, к примеру, уже в начале 2018 года в Еврейской автономной области (ЕАО) будет введен в эксплуатацию железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян. Длина перехода 2,2 км, из которых 309 метров приходится на российскую сторону. Мост рассчитан на два пути с колеей российского и китайского стандартов. Как ожидается, он станет частью нового экспортного маршрута и стимулом для создания новых логистических и промышленных кластеров, улучшит транспортную доступность сразу нескольких регионов Дальнего Востока.

"Отсюда грузы пойдут на Транссиб и частично на БАМ. Этот уникальный переход между Россией и Китаем позволит значительно увеличить объемы поставляемых грузов. Возрастет объем взаимной торговли. В первую очередь это касается Транссиба, по которому совершается транзит из западных территорий страны и Сибири в порты Дальнего Востока, а также с точки зрения расширения международного коридора, появляющегося на "шелковом пути" с поставкой грузов из Китая на Транссиб и с Транссиба на Китай", - сказал глава региона Александр Левинталь.

Кроме того, в настоящее время РФ и Китай также строят и другой трансграничный мостовой переход - между Благовещенском и Хэйхе.

"Работы идут в соответствии с графиком. На 2018 год перед строителями стоят большие задачи: после возведения опор начнется установка конструкций перекрытия, а также создание транспортной инфраструктуры мостового перехода. Сдача мостового перехода намечена на декабрь 2019 года", - сообщили в Минвостокразвития РФ.

На мосту общей длиной более 1 км будет предусмотрено две полосы движения.

"Сейчас идет активная стадия строительства, привлечены все ресурсы. На протяжении четырех месяцев правительство региона совместно с китайской стороной вели переговоры по созданию пункта пропуска. Решение достигнуто - в рамках концессионного соглашения будут возводиться пункты на обоих берегах", - сказал губернатор Амурской области Александр Козлов.

Как заявлял министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, сейчас основная задача – использовать тот потенциал, который есть у Дальнего Востока, развивать приграничную торговлю, замыкать часть грузов на российские порты. Реализация всех этих проектов, по словам главы ведомства, позволит получить выход на рынки АТР и встроить Дальний Восток в глобальную транспортную систему.

"Чем больше будет сформировано связывающей трансграничной инфраструктуры между Россией и Китаем, тем больше будет возможностей для увеличения взаимного потока товаров и грузов. Мы будем и дальше развивать это направление. Чем больше таких проектов будет реализовываться, тем сопряженнее будут экономики российского Дальнего Востока с Азиатско-Тихоокеанским регионом", - сказал Александр Галушка.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще