Эксклюзив 10 апреля 2009 г. 11:36

Генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" Дмитрий Рототаев: "В кризис надо решать проблему замещения импортных товаров отечественными"

Генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" Дмитрий Рототаев: "В кризис надо решать проблему замещения импортных товаров отечественными"

В условиях кризиса столичные власти не только не сократили выделение средств на научно-промышленные разработки, а по некоторым направления даже увеличили. Уже в этом году в Москве будет внедрен целый ряд новинок. О том, какие разработки ведутся, и чего ожидать москвичам в этом году, рассказал в интервью "Интерфаксу" генеральный директор ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" Дмитрий Рототаев.

- Дмитрий Александрович, расскажите, чем занимается комитет?

- Мы занимаемся конкретной практической работой, которая заключается в том, чтобы наладить прямую связь между научным миром и возможностями производства. Наша задача, как можно больше вытянуть идей из науки в промышленность. Сейчас мы проводим ряд работ, в которых заинтересовано все городское хозяйство. Можно даже сказать, что мы способствуем восстановлению экономики города и страны, чтобы можно было говорить с иностранными партнерами на одном языке.

- А какой штат сотрудников в МКНТ?

- Всего в комитете работает 63 человека.

- Расскажите о ваших приоритетных направлениях?

- Это и строительство, и новые материалы, и здравоохранение, и транспорт. Сейчас идет активная трансформация направлений. Например, появилась проблема ЖКХ и новые технологии в образовании.

Иногда мы занимаемся и другими направлениями, на которых можно заработать деньги и окупить свое существование. По моему убеждению, наука должна быть рентабельна. Конечно, я имею в виду прикладную науку, а не фундаментальную.

- А возможно, чтобы в современных условиях наука была рентабельной?

- Прикладная наука при грамотной организации дела может быть рентабельной. Именно за счет такого понимания дела мы за два года в 4 раза увеличили объемы работ. Это не плохой результат, который позволяет содержать серьезный и профессиональный коллектив, а также привлекать серьезных специалистов для проведения экспертиз. Более того, за счет прибыли мы стали финансировать процедуры получения патентов не только российского, но и международного образца.

- Но это же недешевая процедура, вы берете расходы на себя?

- Конечно, это длительная и недешевая процедура. В основном мы работаем по международной системе PCT. Процедура оформления длится 3 года. Но самое главное, что она дает преимущество в 117 странах мира. Уже никто никогда не сможет сделать то же самое. Это очень серьезный приоритет и аргумент в отношении продаж в будущем. Иначе возможны неприятные сюрпризы. Если мы будем ориентироваться на российские патенты и выйдем на международный рынок, нам могут заявить, что там уже это было. И тогда начинается долгий процесс разборок.

- Дмитрий Александрович, сколько денег тратится в Москве на науку и технику?

- На три года запланировано 12,5 млрд. руб., но есть еще инновационная программа, а также программа комплексной поддержки промышленности. Все вместе составляет около 20 млрд. руб.

- Сегодня много говорится о развитии инновационного производства, вы принимаете участие в этих проектах?

- Наша задача побудить создавать инновационные технологии. Когда в сентябре прошлого года на заседании правительства Москвы рассматривалась инновационная программа, мы долго думали, по какому пути пойти. Москва изучила опыт других городов, например, Новосибирска и Санкт-Петербурга, которые просто раздали деньги по всем предприятиям на развитие инноваций, и решили идти другим путем. После этого мы предложили заниматься не раздачей денег предприятиям, потому что это неэффективно, а создавать инфраструктуру развития инноваций, создавать такие условия, когда им самим будет выгодно и интересно заниматься этим сектором.

- А поддерживает ли город предприятия, которые занимаются инновациями?

- Конечно, например, сегодня можно получить деньги на развитие малого предприятия под патент, на основе которого будет создаваться новая продукция. В Москве существует 11 видов поддержек предприятий, которые занимаются инновационным производством. Эти не те деньги, которые были выделены на инновационную программу, это дополнительные объемы финансирования. Хотя конечно, есть еще проблемы. По нашему убеждению у предприятий еще нет "жирка", который позволял бы вкладывать деньги в инновационное производство.

- Расскажите, вы сотрудничаете с иностранцами?

- Да, сегодня такая возможность есть, хотя она и появилась не так давно. В 1990-е и последующие годы наука занималась вопросами выживания, и не было никаких мыслей о контактах с зарубежьем.

- Велика ли доля импортных товаров?

- По-разному, например, по хозяйственным товарам импорт в столице составляет около 70%. Это очень много, недопустимо. Сегодня необходимо всерьез заниматься проблемами замещения импортных товаров.

- А как же условия кризиса?

- Именно в кризис надо давать своим предприятиям работу по замещению импорта, это же такой импульс для их развития!

- Дмитрий Александрович, расскажите о проблемах рейдерства?

- В 1990-е годы была поставлена задача спасти то, что осталось. Тогда были попытки чудовищных рейдерских атак, оборудование иногда просто выбрасывали в окна, чтобы в этих помещениях потом устроить бизнес-центры. К счастью, мы это все уже прошли и пережили. Честь и хвала тому директорскому корпусу, который на местах спасал наследие, и конечно, столичному правительству.

- Расскажите подробнее, как эта ситуация складывалась в столице?

- Москве на самом деле сильно повезло. Московское правительство и лично мэр города всегда были настроены на поддержку науки. Далеко за примерами ходить не надо. Лет 5-7 назад, когда институт Эластомеров был захвачен, мэр спасал директора института от "наездов". Тогда это было просто необходимо, иначе мы бы потеряли ведущего специалиста в этой отрасли. Он бы растворился бы в небытие, пропал бы, как многие другие в те времена, а ведь к этому уже все и шло. Он ведь спас этого человека и все направление в науке, ведь эластомеры - это то, без чего ни один истребитель Сухого или Микояна, ни одна ракета "Протон" не поднимется. Сейчас мы успешно восстанавливаем это направление на базе института пластмасс.

- Сегодня удалось решить проблему рейдерства в городе?

- Ситуацию, безусловно, удалось стабилизировать, но говорить о том, что таких явлений больше нет - нельзя. Такие случаи есть, хотя, конечно, их стало гораздо меньше. В Москве создан специальный антирейдерский штаб, который рассматривает все заявления директоров о возможных попытках рейдерских атак.

- Что не позволяет полностью решить проблему?

- На сегодня, к сожалению, наши законы не позволяют в полной мере защититься от рейдеров. Это ведь детская болезнь роста - мы растем быстрее, чем успеваем адаптироваться. Это все временно, мы пройдем через это.

- Расскажите о новых разработках, которые в скором времени станут доступными.

- Мы договорились с Институтом общей физики и договорились о совместных работах по комплексу "Лазурит", который дает возможность почти бескровно удалять злокачественные опухоли печени и почек. Такая установка была сделана на базе современнейших лазеров, но даже при наличии заказов они не могли сами их производить. Мы помогли им оформить всю документацию, все разрешительные документы, и система скоро войдет в жизнь. Сейчас уже мы решаем, на каком предприятии разместить этот заказ.

- А есть разработки в области медицины?

- Да, все знают, что диабет вызывает целый ряд деформаций стопы и обычную обувь люди, страдающие этим заболеванием, носить не могут. Это вызывает боли и образование язв. Однако такого дискомфорта можно избежать. В этом году мы закончим работы по разработке специальной обуви для диабетиков. Это вроде пустяк, такая работа не видна на первый взгляд, ее не очень заметно людям не заинтересованным, но ведь это очень важно.

- А для инвалидов?

- У нас много работ связано с проектами для инвалидов. Начинаем работу по созданию костюмов для людей больных ДЦП. Ткань, обладающая специальными свойствами, "чувствует" импульсы, и сжимает руку больного так, что движение у него получается именно в том направлении, куда было нужно. Это фантастическая разработка принципиально новой ткани. Помимо этого есть масса тренажеров для лиц с ограниченными возможностями. Делаем также специальную компьютерную клавиатуру для инвалидов.

В тоже время на НПО "Энергия" выпускается 16 видов инвалидных колясок. На сегодня ни одна карета скорой помощи не может без проблем забрать инвалида. У них есть только обычные носилки, а специальных для инвалидов не было.

- Есть ли еще что-то интересное?

- Конечно, разработок вообще очень много, но вот интересный пример. Наша молодежь в возрасте 14-15 лет совсем не та уже по размерам, что предыдущие поколения. Ни одежды, ни обуви, подходящих по возрасту. Поэтому родители вынуждены покупать китайское барахло, которое рассчитано на взрослых мужчин и женщин. А выглядит-то это как? Москва через МКНТ профинансировала работу по разработке модельного ряда обуви и одежды для акселератов. Сейчас мы выделили деньги для доработки некоторых моделей, мода ведь не стоит на месте. Уже в этом году мы начнем производство одежды для ребят 14-15 лет на текстильных фабриках Москвы.

- Привлекаете ли вы предприятия ВПК к работе?

- Ну, ВПК это же не только военная техника, когда-то все телевизоры и видеомагнитофоны производились на предприятиях ВПК. Сейчас многие из них работают, например, в сфере городского хозяйства. Очень интересны их разработки по ветродвигательным системам. Это же альтернативные источники энергии, что сейчас очень актуально. Создаются на этих предприятиях и новые материалы для строительства. Тушинский машиностроительный завод выпускает все московские троллейбусы и автобусы, вертикальные парковки, турбины для малых рек. Надо отметить, что и у самих предприятий есть большая заинтересованность в гражданском заказе.

Интервью подготовил Антон Мастренков

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще