Эксклюзив 2 ноября 2009 г. 13:28

Председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко: "Штрабаг" и другие должны знать, что в Москве так строить нельзя!"

Председатель Мосгосстройнадзора   Анатолий Зайко: "Штрабаг" и другие должны знать, что в Москве так строить нельзя!"

Вначале сентября в центре Москвы произошло обрушение подземной парковки, повлекшее за собой гибель человека. Что стало причиной ЧП, на ком лежит ответственность за случившееся, и какое наказание понесет виновный в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель Мосгосстройнадзора Анатолий Зайко.

Анатолий Николаевич, я знаю, что Вы прибыли на место обрушения одним из первых. Что произошло?

Действительно, 3 сентября произошло обрушение части железобетонного покрытия и перекрытия над двухэтажной подземной автостоянкой Делового центра по адресу: ул. Кожевническая, вл. 8/4. Пострадали люди, к несчастью есть погибший.

Насколько известно это был инвестиционный объект, и генподрядчиком строительства выступало ЗАО "Штрабаг"…

Да, заказчик строительства ЗАО "Открытие-Недвижимость", генеральный подрядчик - "Инофирма "Штрабаг АГ", разработчик проектной документации - ООО "Архитектурная мастерская "Сергей Киселев и Партнеры", а разработчик рабочей документации ЗАО "Штрабаг".

Вам уже известны причины обрушения парковки?

Известны. Сразу после случившегося я назначил техническую комиссию по расследованию причин этой аварии. Сейчас уже есть заключение технической комиссии, определены основные нарушения и обстоятельства, которые были допущены при строительстве парковки, а также названы виновные лица данной аварии.

Каковы причины?

Причиной обрушения стали сразу несколько факторов. Во-первых, "Штрабаг", как разработчик рабочей документации, допустил самовольное отступление от утверждаемой части проекта. В частности, были отменены в покрытии гаража железобетонные балки в продольном и поперечном направлениях, что ослабило несущую способность плиты. Кроме этого, отменены железобетонные капители, которые также должны были принимать на себя определенные нагрузки от плит перекрытий, обеспечивать устойчивость и несущую способность плит перекрытия и покрытия. Во-вторых, на покрытие гаража устанавливался большегрузный кран, с которого происходила подача материалов и оборудования на верхние этажи зданий. И еще один момент - во время благоустройства территории на стройплощадку был завезен грунт в объеме 690 кубометров, он был оставлен как раз на месте парковки, а на следующей день в этой зоне произошло обрушение покрытия.

И все эти нарушения находятся в зоне ответственности ЗАО "Штрабаг"?

Да, а также заказчика. Изначально проектная документация была разработана проектной организацией "Киселев и Партнеры". Разработчиком рабочей документации на строительство объекта было ЗАО "Штрабаг", которое привлекало субпроектировщика ООО "Аркона". Эти организации допустили отступления от утвержденной проектной документации и грубые ошибки в расчетах конструктивной части объекта. В частности колонны подземной части были запроектированы без капителей с уменьшением сечения до 600х600 мм, а класс бетона был понижен с В40 до B30, В35. Как мы видим, они еще и уменьшили прочность бетона. Несущая способность плит покрытия и перекрытия в зоне сопряжения с колоннами была занижена в 2,4 раза по сравнению с несущей способностью, заложенной в согласованной Могорэкспертизой проектной документации.

Что теперь грозит компании "Штрабаг"?

Во-первых, в соответствии с действующим законодательством и нашими полномочиями мы направили все материалы в Федеральную антимонопольную службу для включения их в реестр неблагонадежных поставщиков товаров и услуг. Дело в том, что сразу после аварии наши специалисты проверили работу фирмы "Штрабаг" на всех строительных объектах города. В результате этой проверки выявлено 123 нарушения по качеству работ и культуре производства. На "Штрабаг" были наложены штрафные санкции и, кроме этого, Мосгосстройнадзор направил все материалы в Москонтроль для внесения этой организации в реестр деловой репутации как ненадежных партнеров правительства Москвы. Мы предложили не допускать эту компанию к строительству объектов по городскому заказу.

То есть путь в стройкомплекс Москвы им теперь "заказан"?

По крайней мере, мы направили информацию о том, что считаем нецелесообразным использовать их в качестве партнеров правительства Москвы по городскому строительству. Более того, это не первый случай, когда со "Штрабагом" возникают проблемы. У нас и раньше к ним были вопросы. И это, к сожалению, не первый случай, когда в этой компании из-за низкой культуры производства, происходили несчастные случаи на объектах. Часто на их объектах не соблюдаются требования охраны труда и техники безопасности.

Однако вы не можете запретить им работать в городе?

Нет, конечно, мы работаем только в рамках закона, и такими полномочиями не обладаем. Мы направили все материалы также в Федеральный лицензионный центр для приостановки действия их лицензии. Я считаю, это было бы адекватным ответом на их противоправные действия, повлекшие за собой обрушение объекта в центре Москвы и гибель человека. А с нового года, когда у нас будет отменено лицензирование в строительной сфере, и если они войдут в одну из саморегулируемых организаций, мы направим все наши материалы и туда. В любом случае возьмем их под самый жесткий контроль. Вседозволенности мы не допустим.

Когда будет известно решение лицензионного центра?

Максимальный срок принятия решения по существующему законодательству - до трех месяцев.

Что сейчас происходит на объекте?

В ходе работы комиссии выданы срочные рекомендации по ликвидации последствий обрушения. В соответствии с этим, на объекте были выполнены следующие работы: усилены аварийные колонны, разгружены плиты покрытия и перекрытия, на двух уровнях парковки рядом с существующими колоннами поставлены дополнительные временные стойки. В дальнейшем необходимо провести полное обследование всего объекта и разработать проект восстановления автостоянки. Мы же со своей стороны держим этот объект на ежедневном контроле.

Интервью подготовила Оксана Олишевская.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще