Точка зрения 31 августа 2012 г. 17:29

В тугом узле

Interfax-Russia.ru – Правительство может отдать аэропорты столичного авиаузла в управление одной компании. Это решение лоббирует экс-министр транспорта, но и президент, похоже, не против.

Будущее московского авиаузла правительство планирует решить до конца 2012 года.

"Мы сейчас работаем над этим вопросом. У нас есть внутренняя для себя установка - до конца года принять окончательное решение, хотя бы концептуально, как будет развиваться Московский авиационный узел", - заявил в конце августа первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Он пояснил, что над техническим заданием по этому вопросу будут трудиться профессиональные консультанты, имеющие опыт создания крупных авиаузлов в других точках мира. Само техзадание еще не утверждено правительством, но оно собирается это сделать в ближайшее время.

По словам вице-премьера, вопрос заключается не только в объединении или разделении имущества ("приватизировать это имущество или передавать в долгосрочную аренду или в концессию"). Эксперты внимательно изучат предложение об объединении, которое продвигает бывший министр транспорта, а ныне советник президента РФ Игорь Левитин.

По словам Шувалова, сейчас в мире сталкиваются две противоположные тенденции: объединение активов либо, наоборот, поддержание конкурентного начала между аэропортами.

"Некоторые эксперты говорят, что не надо вам определять какой-то отдельный аэропорт как хабовый - пусть все аэропорты развиваются, имея равные условия для развития", - отметил первый вице-премьер.

Но в этом решении есть свои минусы. "У нас уникальная ситуация - все три аэропорта по всем сегментам рынка конкурируют между собой, что, как говорят эксперты, не самым лучшим образом сказывается на организации воздушного движения", - добавил Шувалов.

Он сообщил, что до конца года также планируется решить вопрос о допуске частных инвесторов к инфраструктуре авиаузла.

Вице-премьер признался, что на одном из последних совещаний прозвучали предложения объявить инфраструктуру, которая не подлежит приватизации в настоящее время, частной и предоставить право соинвестирования частным лицам.

Тогда, по словам Шувалова, через три года на развитие столичного авиаузла вообще не потребуется федеральных средств.

"В принципе, у Московского авиаузла такой потенциал, при котором мы больше бюджетных средств можем не тратить (после 2015 года - ИФ)", - сказал он.

В настоящее время бюджет поддерживает инвестициями все три главных московских аэропорта. Однако, по планам, инвестиции во "Внуково" завершатся уже в этом году, а по "Шереметьево" и "Домодедово" они прописаны в бюджете до 2015 года.

Похоже, что в администрации президента склоняются к объединению.

Как сообщали "Ведомости" со ссылкой на официальную переписку помощник президента Игорь Левитин 11 июля написал главе государства письмо с предложением создать единую компанию, которой бы принадлежали наземная инфраструктура московского авиаузла, акции компаний-операторов аэропортов, бюджетные средства на развитие авиаузла.

В письме предлагалось поручить правительству разработать пакет необходимых документов и создать рабочую группу под председательством вице-премьера Шувалова.

Путин поставил визу "Согласен. Медведеву Дмитрию Анатольевичу – прошу поддержать", добавляют "Ведомости". При этом, как пишет издание, решение о создании единой компании может быть принято уже в сентябре.

Если об объединении "Внуково" и "Шереметьево" всерьез заговорили весной 2011 года, то и идею присоединения "Домодедово" (находящегося в частных руках, но, похоже, не имеющего конкретного владельца) Минтранс начал обсуждать с начала 2012 года. Такая возможность возникла после того, как в конце прошлого года владельцы "Домодедово" выставили аэропорт на продажу, запросив за актив $5 млрд.

По планам министерства, должна быть создана госкомпания, у которой под контролем будут аэродромы, рулежные дорожки, перроны и стоянки для самолетов. Минтранс считает, что после создания такой компании будет легче привлекать частные инвестиции на строительство взлетно-посадочных полос в этих аэропортах, а также на развитие авиаузла в целом.

Возможно, ей намного проще будет решать и некоторые проблемы.

Так, например, Московский центр автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД), отвечающий за безопасность полетов, в конце августа сообщил о том, что пропускная способность авиаузла достигла этим летом своего предела.

"Прошедшим летом интенсивность воздушного движения достигла предельных значений не только для аэропортов столичного авиаузла, но и для производственных возможностей МЦ АУВД. Из-за недостаточной пропускной способности взлетно-посадочных полос некоторые рейсы были вынуждены ожидать разрешения на посадку или взлет до 60 мин. Так, 26 августа в зоне ожидания в воздухе и на земле одновременно оказались более 25 воздушных судов", - говорилось в сообщении на официальном сайте центра.

Основными причинам подобной ситуации специалисты центра назвали недостатки в планировании и обеспечении полетов со стороны Главного центра единой системы организации воздушного движения. В результате количество фактически выполняемых рейсов значительно превысило пропускную способность аэродромов Москвы. Кроме того, сейчас не хватает диспетчерских пунктов. "Это приводит к росту задержек воздушных судов как на земле, так и в воздухе", - отмечалось в сообщении.

Между тем, в районе "Внуково" сейчас возводится новый центр автоматизированного управления воздушным движением стоимостью 2,3 млрд рублей. Однако он до сих пор не сдан – сроки переносились из-за срывов поставок оборудования и программного обеспечения. Согласно последним планам, объект должны сдать до конца 2012 года, но ввод его в эксплуатацию может состояться не ранее 2013-2014 года.

Сложность в ситуацию приносит то, что пассажиропотоки в столичном авиаузле растут. Так в 2011 году "Домодедово" увеличило пассажиропоток на 15,5% до 25,7 млн человек, "Шереметьево" на 16,7 % - до 22,5 млн человек, а аэропорт "Внуково", напротив, сократил количество обслуженных пассажиров на 13%, до 8,2 млн человек.

Но в этом году "внуковцы" ожидают интенсивного роста пассажиропотока примерно на треть (до 11 млн). Не в последнюю очередь эти прогнозы связаны с завершением инвестиционной программы, ожидаемыми окончаниями строительства второй очереди нового аэровокзального комплекса и реконструкции взлетно-посадочной полосы. Новый терминал рассчитан на 22 млн пассажиров, говорил в конце июня исполнительный директор аэропорта Александр Щекочихин, так что потенциал роста пассажиропотока огромный.

За первые семь месяцев 2012 года количество пассажиров во всех трех аэропортах столичного авиаузла только растет. Распределять их в рамках одной компании будет проще, считают эксперты.

У противников объединения есть свои аргументы. Некоторые специалисты опасаются, что из-за отсутствия конкуренции потенциальную госкомпанию по развитию Московского авиаузла может ожидать беда остальных госкомпаний: постепенное снижение эффективности и потеря прозрачности.

Впрочем, пассажиропоток при этом может продолжать расти. Тем более что один из "конкурентов" авиалиний – ОАО "РЖД" периодически возвращается к теме сокращения плацкартных мест в поездах, либо увеличения платы за них в определенных возрастных категориях. Поскольку цена авиабилета зачастую ненамного дороже купейного места, а выигрыш во времени ощутим, то выбор вида транспорт в такой ситуации будет практически предопределен.

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще