Эксклюзив 27 ноября 2017 г. 12:11

Заместитель генерального директора по техприсоединению и развитию услуг ПАО "МОЭСК" А.Пятигор: "Сложнее всего было изменить психологию потребителя"

Заместитель генерального директора по техприсоединению и развитию услуг ПАО "МОЭСК" А.Пятигор: "Сложнее всего было изменить психологию потребителя"
Фото МОЭСК

В 2012 году правительство России утвердило "дорожную карту" "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". Среди прочего она должна была облегчить условия подключения пользователей к энергетической инфраструктуре в России, сделать процедуру подключения к энергосети проще, быстрее, прозрачнее и дешевле. Для контроля показателей "дорожной карты" выбрали ежегодный рейтинг Doing Business Всемирного банка: он оценивает 189 стран по 10 индикаторам регулирования предпринимательской деятельности. Один из них - подключение к системе энергоснабжения.

Рейтинг России с 2014 года определялся путем агрегирования результатов по двум крупнейшим городам: Москве (ПАО "Московская объединенная электросетевая компания") и Санкт-Петербургу (ПАО "Ленэнерго"). Обе компании входят в группу компаний "Россетти.

По итогам Doing Business-2018 по показателю "Подключение к системе электроснабжения" Россия поднялась сразу на 20 позиций вверх с 30 места и вошла по этому параметру в десятку лучших стран мира.

О том, благодаря чему удалось достичь таких результатов, в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель генерального директора по технологическому присоединению и развитию услуг ПАО "Московская объединенная электросетевая компания" Александр Пятигор.

- Еще в 2013 году в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю "Подключение к системе электроснабжения" Россия занимала предпоследнее 184 место. Прошло 5 лет и Россия в десятке лидеров. Видите ли Вы в этом заслугу вашей компании?

- Определенно наша заслуга здесь есть – МОЭСК провела колоссальную работу, и мы считаем включение России в десятку лучших стран по подключению к электроснабжению вполне заслуженным. Хотя это не было основной целью. С 2012 года компания работает над упрощением процедуры подключения потребителей.

Для достижения такого высокого результата пришлось изменить буквально все. Первым шагом была четкая организация бизнес-процесса – разработан и издан первый регламент процесса технологического присоединения. Плюс, мы сами для себя поняли, с чем у клиентов возникают трудности, и как с этим бороться.

- Что именно сделано для упрощения подключения к сетям МОЭСК?

- Мы снизили количество процедур для присоединения клиентов к сети – вместо десяти их осталось всего две. Сократили срок техприсоединения объекта с 281 до 80 дней. Значительную роль в этом сыграло снижение почти в 23 раза стоимости подключения - с 3,5 млн рублей до 150 тыс. рублей. Помимо этого МОЭСК – первая электросетевая компания в стране, которая реализовала программу онлайн-подключения к электросетям.

Сейчас мы продолжаем развивать интерактивные сервисы: на сайте компании запущен специальный портал "Технологическое присоединение" – там собрана вся информация о присоединении к сетям Москвы и области. Есть пошаговые инструкции прохождения этапов техприсоединения. Раньше это был долгий процесс, мы его упростили, однако вопросы у клиентов компании все еще остаются - есть много нюансов. Тогда было решено максимально подробно описать весь путь от подачи заявки до подключения и выложить все это в открытый доступ. На портале собраны типовые формы заявок, есть примеры их заполнения и даже видеогид. Кроме того, там можно получить информацию о необходимой мощности объекта, рассчитать предварительную стоимость договора, увидеть загрузку питающих центров и информацию о плановых отключениях электрической энергии.

Мы сделали для клиентов "Личный кабинет" – теперь можно подать заявку на подключение, рассчитать его стоимость и получить подготовительные документы в электронном виде. Для этого не понадобится приезжать к нам. Также онлайн можно оплатить услуги компании.

Еще у нас запущен специализированный форум, на котором можно задать вопрос и получить ответ от квалифицированного специалиста.

В 2015 году мы запустили новую интерактивную опцию онлайн подключения к электросетям компании. Кстати, "МОЭСК" пока единственная компания в России, которая предоставляет эту услугу. Пока ею могут воспользоваться только клиенты льготной категории с требуемой мощностью подключения до 150 кВт, но мы планируем ввести такую процедуру и для других категорий.

Мы также упростили выдачу и заключение договора техприсоединения и энергоснабжения – теперь два документа можно получить сразу в одном окне. В этом нам помог ПАО "Мосэнергосбыт". Этой опцией уже воспользовались 95% предпринимателей.

Напомню, что в 2015 году были расширены критерии льготной категории: затраты на строительство объектов мощностью до 150 кВт в составе платы за ТП составляли не более 50% от величины расходов, рассчитанных для этого присоединения на основании выданных технических условий. А с октября 2017 года из тарифа на присоединение полностью исключили затраты на строительство объектов мощностью до 150 кВт в составе платы за подключение.

Несмотря на законодательно установленный срок технологического присоединения мощности от 15 до 150 кВт в 180 дней, специалистам компании удалось снизить его до 80 дней. Теперь на подготовку оферты договора отводится 7 дней, на выполнение мероприятий, осмотр, выдачу финальных документов и подачу напряжения – 73 дня.

- С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Сложнее всего было изменить психологию потребителя – донести информацию о реальных положительных изменениях, об упрощении процедуры и отсутствии необходимости обращаться к посредникам, которые умышленно и значительно усложняют процесс.

Мы подсчитали, что после запуска интерактивных сервисов количество онлайн заявок выросло с 2,5% в 2013 году до 31% в 2015 году - это 30 тысяч электронных заявок из 94 тысяч, поданных в компанию. В настоящее время более 66% заявок приходит через интернет.

- Вернемся к итогам рейтинга Doing Business и 10 месту России в разделе техподключения к сетям. Как сохранить результат?

- Думаю, это не только от нас зависит. Со своей стороны мы планируем и дальше совершенствовать программу "Ноль визитов", увеличить процент электронных заявок и улучшить электронные сервисы.

Не исключено, что Россия в следующем рейтинге по доступности подключения к сетям сможет подняться еще выше. Это станет возможно после принятия единого документа Москвы, который позволит сократить до 27 дней срок согласования проектной документации. Значит, сократятся и сроки строительства объектов электросетевого хозяйства.

- Какие еще решения могут быть эффективны?

- Думаю, упрощение взаимодействия между компанией и клиентом – это большой шаг. Мы, например, планируем, что в 2018 году более 75% наших клиентов будут пользоваться интерактивными сервисами. Вскоре наши потребители до 150 кВт смогут использовать простую электронную подпись – смс-код для заключения договоров. Кроме того, мы планируем дать возможность для онлайн подключения к сетям клиентам, которым нужно больше 150 кВт. Все это упростит процедуру подключения и, возможно, поднимет Россию еще на несколько строчек вверх в рейтинге.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще