Точка зрения 28 апреля 2017 г. 16:04

Обновили ОСАГО

Обновили ОСАГО
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – Закон о приоритете натурального возмещения над денежной выплатой в ОСАГО вступил в силу для новых договоров. Эксперты считают, что в законе до сих пор много недосказанности.

Вступил в силу закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", устанавливающий приоритет восстановительного ремонта поврежденного автомобиля над страховой выплатой.

Распространяться эта норма будет на новые договоры, которые будут заключены с 29 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик должен предложить список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. При этом согласно закону, СТО должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства гражданина, за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта.

Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения.

Также в законе установлено право Банка России при неоднократном нарушении страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, запретить страховой компании осуществлять возмещение в натуральной форме на срок до одного года.

Новые автомобили, не старше двух лет, должны будут ремонтировать на станциях техобслуживания официальных дилеров. Гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов - 12 месяцев.

При этом при ремонте должны использоваться только новые детали, если страхователь не дал своего согласия на использование б/у деталей. Автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией.

Если страховщик не в состоянии обеспечить эти условия, то выплата производится деньгами.

Также материальная выплата возможна в случае полной гибели автомобиля, смерти или причинения тяжкого вреда потерпевшему, в случае, когда ущерб превышает установленную ОСАГО предельную сумму компенсации в 400 тыс. рублей, или в случае, если потерпевший является инвалидом.

Оптимистичный взгляд

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев заявил, что сервисные автоцентры оптимистично восприняли законодательные нововведения о переходе на преимущественные выплаты в ОСАГО в натуральной форме.

"Понятно, что новый порядок обеспечит авторемонтникам гарантированный и устойчивый объем заказов, ремонтный поток. Это положительно воспринимается бизнесом. Вместе с тем в ходе переговоров между страховщиками и авторемонтниками уточнился ряд позиций", - сказал на пресс-конференции.

В частности, страховщики ОСАГО объяснили партнерам, что они будут применять цены на ремонт и замену запчастей на лакокрасочные материалы согласно действующим справочникам в рамках единой методики определения стоимости восстановительного ремонта на легковом автотранспорте. Кроме того, страховщики настаивали на предоставлении партнерами дополнительных скидок, в ряде случаев это удается сделать, скидки сервисными центрами предоставляются в диапазоне от 5% до 20% от стоимости работ. Такие уступки у партнеров позволяют страховым компаниям хоть как-то компенсировать решения законодателей о расчете выплат в натуральной форме без учета износа транспортного средства, пострадавшего в ДТП.

Евгений Уфимцев добавил, что партнеры страховщиков ОСАГО не всегда согласны с подобным подходом.

"В частности, как показал опрос, практически все дилерские центры заявили, что они готовы участвовать в натуральных выплатах по ОСАГО, но с условием принятия в ремонт автомобилей определенного возраста (не старше 5 или 7 лет). Специализированные центры при этом настроены принимать в ремонт по направлениям страховщиков ОСАГО преимущественно автомобили тех марок, продажей которых они занимаются.

При этом Евгений Уфимцев считает, что теперь автовладельцы должны серьезнее отнестись к выбору страховщика для заключения договора ОСАГО.

"Водителям следует отдавать себе отчет в том, что, выбирая страховщика, он сразу определяет и место будущего ремонта своего автомобиля, пострадавшего в ДТП. При заключении договора из списка сервисных центров-партнеров страховщика ему предстоит выбрать свой. Если на этом этапе страхователь такого выбора не сделал, ему предложит при наступлении ДТП одного из своих партнеров сам страховщик ОСАГО", - пояснил Евгений Уфимцев.

Он подчеркнул, что страховщик в первую очередь заинтересован в качестве работы такого центра, в наличии необходимого оборудования для проведения ремонта, так как по закону страховщики отвечают за сроки и качество проведения ремонта.

Риски остаются

Форма натурального возмещения по ОСАГО является вынужденной мерой для стабилизации ситуации с ОСАГО, уверен руководитель проекта Общероссийского народного фронта "За права заемщиков", член центрального штаба ОНФ Виктор Климов.

"Да, мы придерживаемся той идеи, что схема натурального возмещения по ОСАГО содержит в себе очень серьезные риски. Первое неудобство для людей – это фактическое ограничение людей в правах. В большинстве случаев у автолюбителей теперь нет выбора в праве выбора формы получения компенсации", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Эксперт считает, что есть также риски, связанные с тем, что автосервисы, в которые будут направляться автолюбители со своими поврежденными в ДТП машинами, будут некачественно выполнять здесь свою работу.

"Понятно, что де-юре всю ответственность по ремонту будет нести страховая компания, но риски здесь тем не менее есть, и достаточно высокие, учитывая особенно то, что далеко не каждый автолюбитель, недовольный качеством ремонта, будет готов судиться", - отметил Виктор Климов.

Он отмечает, что пока еще рано говорить о том, насколько они оправданы.

"Но наш мониторинг по ОСАГО, который мы проводим в регионах, уже сейчас по каким-то отдельным сюжетам показывает, что страховые компании ситуацию с ОСАГО не видят как сбалансированную, и страховые компании продолжат предпринимать различного рода ухищрения, чтобы максимально ограничить свои расходы по ОСАГО в регионах. То есть, сказать, что сами страховые компания с большим оптимизмом встречают эту реформу, было бы большим преувеличением", - заключил эксперт.

Действия вступившей в силу редакции направлены прежде всего на борьбу с автоюристами, которые использовали денежные выплаты для судебных разбирательств со страховыми, считает основатель CarProfi.net Андрей Жуков.

"Не будет денег по страховым выплатам, не будет и мошенничества - основная идея нововведений. Теперь в случае ДТП, не будет никаких денежных выплат пострадавшей стороне: машину отремонтируют в СТО, которой заплатит страховая", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Он отметил, что "на бумаге" плюсы для автовладельцев очевидны.

"Однако, на деле для автовладельцев все не так красочно. Я вижу, как минимум три большие проблемы. Во-первых, стоимость автозапчастей, используемых при оплате страховыми за восстановительный ремонт, зафиксирована в рублях и меняется Банком России два раза в год. Часть запчастей импортная. И при скачке стоимости национальной валюты их реальная цена может оказаться существенно ниже той, которой страховая будет рассчитываться с СТО. А значит россиянам, возможно, снова придется доплачивать за ремонт из своего кармана. Можно будет подать в суд и потребовать разницу, но теперь уже не со страховой компании, а с виновника ДТП. А это долго, сложно и не всегда с положительным результатом: виновник запросто может оказаться банкротом", - сказал Андрей Жуков.

По словам эксперта, это порождает вторую проблему.

"ОСАГО можешь ты иметь, но по суду заплатить ещё обязан". Говоря проще, виноват в ДТП - страховая заплатит за ремонт меньше реальной стоимости", - отметил он.

В-третьих, по мнению Андрея Жукова, СТО на начальном этапе могут не справиться с наплывом клиентов страховых компаний.

"Поскольку последние будут стараться заплатить им по самому минимуму да ещё и с отсрочкой, это может привести к хаосу и массовому банкротству СТО и отказу от работы со страховыми. Ну, и как следствие возможно так же: затягивание сроков ремонта и не всегда качественное выполнение работ", - заключил эксперт.

Для добросовестных участников рынка страхователей и страховщиков эти поправки принесут однозначно положительные изменения, считает заместитель генерального директора по розничным видам страхования страховой компании "Согласие" Дмитрий Кузнецов.

"Для клиента это возможность отремонтировать свой автомобиль, причем с учетом износа деталей в срок на качественном сертифицированном сервисе, предложенном страховщиком, и избежать ситуации, когда суммы выплаты по калькуляции не хватило на ремонт. И для российской экономики, в целом, польза. Повысится загрузка автосервисов, что потребует создания новых рабочих мест, а, значит, и увеличится собираемость налогов. Большой объем средств пойдет не на поборы автоюристов, а будет направлен в реальный сектор экономики. Минусы это то, что натуральное ОСАГО не сможет стать 100% преградой на пути для автоюристов, они смогут найти лазейки в несовершенном законодательстве", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Он также уточнил, что в большинстве случаев сроки ремонта исполнимы, но наличие ограничения для всех видов ремонта, потребует от страховщиков и станций техобслуживания автомобилей разработки мер, позволяющих исключить из ремонта транспортные средства, сроки проведения которого окажутся заведомо неисполнимы.

"В идеале это заключение трехстороннего соглашения, которое позволит сторонам совместно договариваться и корректировать сроки проведения ремонта в тех случаях, когда это объективно необходимо (значительный объем ремонта, ремонт технологически сложен, ремонт эксклюзивного или раритетного транспортного средства, снятого с производства, долгие сроки поставки запасных частей или их отсутствие и пр.)", - отметил эксперт.

На данный момент в законе есть много недосказанности, считает директор сети автосервисов "БестВей" Михаил Маковей.

"Как уже говорили некоторые эксперты, противоречий в законе достаточно, кроме того, многие принятые нормы не соответствуют реальному положению вещей на рынке авторемонта в РФ. Так ли это? Да, это так. Я бы не сказал, что есть принципиальные противоречия, но есть вопросы, на которые мы не получим ответа пока закон не начнет функционировать. Например, непонятно, как юридически будут оформляться взаимоотношения в цепочке между страховой компанией, клиентом и автосервисом", - сказал он Interfax-Russia.ru.

Обозреватель Валерия Сорокина

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще