Эксклюзив 15 февраля 2019 г. 09:59

Губернатор НАО А.Цыбульский: "Округ планирует выйти на рынок межрегиональных авиаперевозок"

Губернатор НАО А.Цыбульский: "Округ планирует выйти на рынок межрегиональных авиаперевозок"

В рамках Российского инвестиционного форума в Сочи Ненецкий автономный округ (НАО) представляет важный для региона инвестиционный проект по строительству глубоководного порта "Индига". Глава округа Александр Цыбульский рассказал "Интерфаксу" о значении этого проекта для развития железнодорожного сообщения в регионе, планах НАО выйти на рынок межрегиональных авиаперевозок, а также об итогах окружного Года оленеводства.

- Александр Витальевич, на полях Сочинского форума вы подписали соглашение с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Сотрудничество НАО и ГТЛК связано, в первую очередь, с необходимостью обновления регионального авиапарка. Какие практические шаги будут сделаны в рамках реализации этого документа?

- Мы на протяжении года ведем серьезные переговоры с ГТЛК. Сегодня прошел финальный раунд этих переговоров. Для нас крайне важно выйти на практические договоренности. ГТЛК - компания, с которой мы хотели бы заключить соглашения о предоставлении в операционный лизинг нескольких машин Sukhoi Superjet для того, чтобы в рамках нашего авиапредприятия нарастить новую компетенцию, а именно, выйти на рынок межрегиональных авиаперевозок. В то же время мы ведем переговоры с несколькими соседними регионами, чтобы, возможно, сделать этот процесс неким межрегиональным проектом. Для нас это было бы, с одной стороны, удобнее с точки зрения технических и формальных процедур, с другой - на начальной стадии сняло бы вероятность ненужной межрегиональной конкуренции.

Понятно, что сегодня все регионы, особенно расположенные на Крайнем Севере, в Арктической зоне, в таких труднодоступных регионах, с большими расстояниями между населенными пунктами, смотрят на рынок межрегиональных перевозок. Мне кажется, в объединении наших усилий мы сможем сделать продукт более конкурентным и экономически устойчивым. Поэтому сегодня мы подписали с Псковской областью соглашение, одним из пунктов которого является развитие взаимоотношений в этой сфере. Кроме того, мы смотрим на наших коллег из Коми, из Архангельской области, с которыми тоже пытаемся выстроить наиболее оптимальную модель.

В целом, основной посыл развития отношений с компанией ГТЛК - это обновление вертолетного парка, который важен для внутрирегиональных перевозок. С учетом серьезного дефицита, складывающегося сегодня при выводе с рынка старых самолетов Ан-2, вертолеты становятся единственным средством передвижения и связи между нашими населенными пунктами. Второй плюс в сотрудничестве с ГТЛК - это выход на межрегиональное авиасообщение с использованием современной российской среднемагистральной авиационной техники.

- А железнодорожное сообщение планируете развивать? На что делаете ставку: грузовые или пассажирские перевозки? Есть ли конкретные проекты или наработки в этой сфере?

- В финальной стадии находится проект по строительству глубоководного порта "Индига". Уникальность этого проекта в том, что он не рожден в недрах администрации, а является инициативой бизнеса. До сегодняшнего дня мы играли довольно незначительную роль в описании его экономической целесообразности, но теперь подключаемся к этому процессу в административной части, которая от нас требуется. Этот проект предполагает, в том числе, строительство железнодорожной ветки Сосногорск - Индига, которая смогла бы связать основную транспортную систему России с выходом на этот потенциальный порт. Это, наверное, самая ближайшая, очевидная и ощутимая перспектива развития железнодорожного сообщения.

Из-за малонаселенности региона нас, в первую очередь, интересуют грузовые железнодорожные перевозки – они могли бы дать экономическую отдачу. А развитие грузовых перевозок даст возможность развивать и пассажирские. Мы намерены развивать этот проект, но здесь нам нужна поддержка со стороны государства.

- Прошлый год был объявлен в НАО Годом оленеводства. Все ли планы осуществились? Какие результаты достигнуты? Получилось поддержать отрасль?

- Мы запустили несколько очень важных инициатив. Я не уверен, что удалось полностью перезагрузить отрасль, поскольку и отрасль специфическая, и количество проблем, которые в ней накопились, довольно большое. Тем не менее, запущен процесс предоставления инвестиционной субсидии. Понимая, что сегодня инфраструктура оленеводства находится в сильно устаревшем состоянии, мы разработали вариант предоставления инвестиционной субсидии, которую поддерживаем значительным образом из регионального бюджета оленеводческих хозяйств, готовых идти на модернизацию. Это крайне важно, поскольку это создание конкурентоспособной отрасли на внутреннем рынке.

Если мы говорим про экспортный потенциал - а у оленины, несомненно, он серьезный - требования у того же Евросоюза к убойным пунктам, другой инфраструктуре переработки продукции оленеводства очень высокие. В этом смысле округ готов поддерживать свои хозяйства. В этом году на модернизацию убойных пунктов предоставлено порядка 25 млн рублей субсидий.

Кроме того, мы запустили курс переподготовки молодых оленеводов, студентов, начали в нашем техникуме курс подготовки оленеводов-механизаторов. Это может казаться незначительным, но это крайне важно. Сегодня сложилась ситуация, когда молодые оленеводы оказались в пограничном состоянии социального развития, скажем так. В конце 50-х годов, когда оленеводов стали переводить на оседлый образ жизни, родилось большое количество детей, которые большую часть времени проводили в интернатах и деревнях, и выезжали в тундру лишь во время каникул. Сегодня у нас поколение молодых людей, которые, с одной стороны, недостаточно ассимилированы в социум городской или крупных деревень, но в то же время вышли из кочевого образа жизни.

Современная наука развивается быстро, появляется большое количество средств механизации, которые можно использовать в отрасли оленеводства. И если говорить о развитии этой отрасли, надо учитывать и экономические перспективы, поэтому молодые специалисты должны использовать все имеющиеся технологические инструменты. Мы набрали на курс 25 человек и хотим сделать их современными оленеводами, которые будут владеть всеми средствами техники.

Также проведено большое количество изыскательских работ по емкости оленьих пастбищ, соизмерено с наличием стада оленей. В этом смысле у нас довольно позитивные, в отличие от соседей, результаты. В округе нет так называемого перевыпаса оленей. Была проблема со стадом на острове Колгуев, большое количество оленей погибло. Там проведены мероприятия по восстановлению стада - оно увеличилось больше, чем в пять раз.

В целом региону удалось выявить наиболее значительные, болевые точки в отрасли оленеводства и постараться точечно их отработать. Кроме того, округ включил проекты по оленеводству в совместные с европейскими коллегами проекты в рамках программы приграничного сотрудничества "Коларктик". Там тоже будет проект по переработке оленины, подстроенный под европейские стандарты. Думаю, в ближайшие два года мы сможем его реализовать.

- Расскажите про параметры бюджета 2019 года. Насколько они соответствуют вашим ожиданиям и на что сделан акцент?

- Этот бюджет мы отрабатывали путем долгих дискуссий и переговоров совместно с нашим собранием депутатов, путем общественных слушаний. Я абсолютно удовлетворен тем бюджетом, который у нас получился. Он сохранил довольно ярко выраженную социальную окраску - более 60% средств заложены на развитие системы здравоохранения, образования и других социальных направлений, что, наверное, полностью отвечает реалиям нашего региона. У нас в этом смысле государственная поддержка должна быть значительной.

Удалось почти 30% бюджета сохранить в рамках "бюджета развития", что дает нам перспективы на наращивание бюджетных доходов. Я доволен бюджетом, считаю его сбалансированным. С одной стороны, он обеспечит соблюдение социальной гарантии нашим жителям, с другой - дает импульс для развития региона.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще