Эксклюзив 5 июля 2019 г. 11:07

Директор Музея городской скульптуры Петербурга Владимир Тимофеев: "Раньше памятники разрушало время, а теперь - люди"

Директор Музея городской скульптуры Петербурга Владимир Тимофеев: "Раньше памятники разрушало время, а теперь - люди"

В июне состоялось торжественное открытие грифонов после реставрации на Банковском мосту Петербурга. Директор Музея городской скульптуры Владимир Тимофеев рассказал "Интерфаксу", как проходили работы над скульптурами, а также, какие памятники ожидают реставрации и что является самым вредным для них.

- Владимир Николаевич, кто сейчас реставрирует городские памятники?

- В наше время все упирается в деньги. Наш комитет по культуре не может в полном объеме финансировать реставрацию памятников, находящихся на учете музея. Поэтому мы ищем различные источники финансирования реставрационных работ на памятниках. Наряду с бюджетным финансированием мы ищем спонсоров, которые готовы профинансировать реставрацию того или иного объекта. КГИОП (комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников - ИФ) также финансирует реставрацию памятников города.

19 июня на Банковском мосту состоялось торжественное открытие грифонов после реставрации. Это совместный проект Сбербанка, который выступает спонсором, КГИОПа и Музея городской скульптуры. После того, как был подписан тройственный договор, приступили к реставрации. Она была закончена в 2018 году, но так как работы на самом мосту и набережной были завершены в 2019 году, грифоны вернулись на свое место только в июне этого года.

Грифоны впервые были демонтированы, реставрация происходила в условиях мастерской. Согласно разработанной методике, утвержденной КГИОП и согласованной с Музеем городской скульптуры, была выполнена расчистка всех частей скульптур, воссозданы утраченные детали памятников, устранены выявленные в процессе расчистки повреждения, запаяны трещины, изготовлена новая крепежная система, произведено золочение крыльев, воссозданы по историческим образцам плафоны. Это - коллективный труд реставраторов ООО "РМ "Наследие", специалистов КГИОП и музея. Предыдущая реставрация проводилась в начале 2000-х годов. К сожалению, сразу же после реставрации грифоны подверглись актам вандализма. Была предпринята попытка соскоблить золото с крыльев, грифоны были расписаны краской. Надеемся, что на этот раз таких случаев не будет. Возвращение после реставрации грифонов на Банковский мост - это своеобразный подарок нашему городу.

- Сейчас идет реставрация памятника Николаю I. Как обстоят дела с ним?

- Реставрация памятника Николаю I является еще одним интересным проектом. Это один из немногих памятников в мире, который стоит на двух точках опоры. Последняя реставрация была в 80-х годах прошлого века. Тогда большие опасения вызывали появившиеся трещины на задних ногах лошади. Благодаря тому, что Ижорский завод предоставил уникальную аппаратуру, выяснилось, что эти трещины не представляют угрозы для устойчивости памятника. Прошло более 30 лет, и возникла необходимость провести реставрационные работы на памятнике Николаю I. В 2016-2017 годах было проведено обследование памятника с использованием современных технологий и изготовлена проектно-сметная документация. Наибольшую озабоченность вызывают разошедшиеся швы на постаменте памятника, который облицован блоками мрамора. В ходе обследования внутрь постамента была опущена миниатюрная камера, с помощью которой удалось выяснить внутреннее состояние памятника. Кроме реставрации самого памятника, будет проведена реставрация и ограды вокруг него, и четырех ажурных фонарей, которые являются неотъемлемой частью памятника. Особенно сильно пострадали фонари, которые получили сильные механические повреждения в результате наездов на них автотранспорта. В настоящее время ограда и фонари демонтированы, и их реставрация производится в условиях мастерских, а вокруг памятника установлены металлические леса. По предварительным расчетам, реставрация памятника займет около 3-4 лет.

- Известно, что ожидается и реставрация Московских триумфальных ворот...

- Сейчас готовится проектно-сметная документация на их реставрацию. Это самое большое сооружение в мире из чугуна. Последняя реставрация была к 300-летию Санкт-Петербурга. Реставрационные работы производились за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и спонсоров. В ходе реставрации нужно было воссоздать герб Ярославской губернии. Одна пивоваренная компания, связанная с этим регионом, профинансировала воссоздание герба.

- Какие памятники еще будут реставрироваться в 2019 году?

- Сейчас готова проектно-сметная документация на реставрацию фонтана на Пулковском шоссе. Он называется "Грот" или "Старик". В XIX веке он использовался как питьевой фонтан для путников, которые двигались по дороге из Петербурга. Сейчас свое функциональное значение фонтан утратил и носит декоративный вид.

В этом году будет изготовлена проектно-сметная документация на реставрацию Румянцевского обелиска, Медного всадника, скульптуры Диоскуров.

- А какие памятники чаще всего нуждаются в реставрации?

- Например, памятник Пушкину на площади Искусств. Но это, опять же, ситуация, которую люди сами создают. Горожане и туристы любят кормить голубей у памятника. Птицы садятся на памятник и оставляют на нем следы своей деятельности. На памятнике остаются следы гуано, которые довольно трудно отмыть. Музей вынужден 3-4 раза в год проводить профилактическую реставрацию и промывку памятника. На мой взгляд, стоит запретить кормить голубей вокруг памятника. Мы любим обращаться к опыту Европы. Возьмем Венецию, площадь святого Марка, там было невозможно пройти из-за огромного количества голубей и следов их жизнедеятельности. Сейчас голубей на площади практически нет, она приведена в надлежащий вид, никто голубей не кормит. От этого площадь только выиграла.

- Как этого добиться?

- Не нужно кормить голубей вблизи памятников. Никто ведь не призывает их уничтожать. Они найдут другое место. Есть различные радиоэлектронные устройства, которые имитируют звуки, не нравящиеся голубям. Гуманными методами можно добиться положительного результата.

- А что еще мешает жить памятникам?

- Я еще хотел бы отметить роль автомобилистов. У нас на Каменноостровском проспекте находятся декоративные фонари-светильники в виде шлемов. Периодически в них въезжают машины. В прошлом году мы только отреставрировали такой фонарный столб на углу Каменноостровского проспекта и улицы Куйбышева. Теперь нужно восстанавливать другой столб на Каменноостровском проспекте, в который в очередной раз въехал автомобиль.

Раньше можно было говорить, что время разрушает памятники, а теперь можно сказать, что люди разрушают памятники. Давайте вспомним скульптурные группы на Аничковом мосту. В течение года они подвергаются актам вандализма от 8 до 12 раз. К сожалению, количество актов вандализма из года в год растет: в 2017 году было 44, а уже в 2018 году - 56,

- С чем это связано, по Вашему мнению?

- Падение культуры на бытовом уровне, безнаказанность, низкий образовательный уровень, неорганизованность досуга у детей. Во времена моей молодости никому не пришло бы в голову жарить шашлыки на Медном всаднике. Это за гранью понимания человеческого разума. Люди не понимают той грани хорошего и плохого, которая существует. В советское время школьников и детей больше водили в театры, музеи, различные кружки, спортивные секции. Свободное от занятий время было занято.

- На каком этапе реставрация Уткиной дачи?

- Дача находится в Красногвардейском районе, в очень красивом месте, где река Оккервиль впадает в реку Охту. Это архитектурный комплекс, включающий в себя саму Дачу и служебный корпус. С начала 2000-х годов дача была расселена и стояла заброшенной. Когда ее передали нам, то она представляла полуразрушенные здания, где отсутствовала канализация, водопровод, освещение, отопление. Два с половиной года ушло на то, чтобы подготовить правоустанавливающие документы на владение зданиями и территорией. Два года ушло на изготовление проектно-сметной документации и прохождение государственной экспертизы. В 2018 году приступили к реставрационным работам. В первую очередь начались работы непосредственно на здании самой дачи. В ходе чего был укреплен фундамент, стены, расчищены подвалы от мусора, заменена стропильная система, установлены дополнительные балки, а также была произведена замена кровли. В этом году началась реставрация служебного корпуса. Там несколько лет жили бомжи, было много пожаров. В этом году будет проведена замена стропильной системы на служебном корпусе, произведена замена кровли. Кроме того, в этом году будут проведены большие работы по подводке к зданию коммуникаций (электроснабжение, водопровод, канализация).

- Когда работы будут завершены?

- При нормальном финансировании работы могут быть завершены в течение 3-4 лет.

- Что планируется на Уткиной даче, когда завершатся работы?

- Учреждений культуры в Красногвардейском районе не так много. Мы хотим создать на базе Уткиной дачи культурно-просветительский центр. В зданиях расположатся экспозиция, посвященная истории Уткиной дачи; экспозиция, посвященная монументальной скульптуре Санкт-Петербурга; центр по работе с детьми; фондохранилище открытого типа; выставочный зал. Мы также планируем благоустроить территорию Уткиной дачи, сделать ее зоной отдыха для жителей района. В городе почти не сохранилось таких загородных усадебных построек.

- Вы говорили о том, что нужно создать список объектов, которые церкви не стоит передавать. Это реально осуществить? По какому критерию?

- Здания, построенные для культовых целей, часто перерастают и меняют свою функцию, становятся памятниками истории и культуры, национальным достоянием. Они принадлежит не только определенной конфессии, но и всем гражданам страны. В частности, тот же Исаакиевский собор перерос свое культовое назначение. Это один из символов Петербурга, России, ее величия. Так и Благовещенская усыпальница. Это небольшое здание около 900 квадратных метров, где находится 122 захоронения выдающихся деятелей отечественной истории. Одновременно там помещается не более 30 - 35 человек, так как кругом расположены надгробные памятники и плиты. Кроме того, здесь находится уникальная коллекция мемориальной скульптуры. В Эстонии многие церковные здания используются как концертные залы, для выставочных целей. Здания принадлежат Городской думе, которая не всегда идет навстречу конфессиям и не передает им эти здания в пользование.

- То есть ситуации будут решаться не глобально, а локально. Самая свежая ситуация с Музеем Рублева в Москве.

- Если есть желание восстанавливать, то у нас в стране огромное количество разрушенных храмов, которые нуждаются в реставрации. Вот их и стоит восстанавливать.

- То есть лучше отдавать разрушенные храмы, чем отдавать те бывшие церкви, где уже существует музейное пространство?

- Да. Благодаря музеям, деятелям культуры многие из них были спасены от разрушения.

- Расскажите о работе по уходу за надгробиями Некрополя.

- Мы вышли на мировой уровень. Наши исследования в области сохранения и реставрации памятников Некрополя вызвали интерес в Европе. В Западногерманском издательстве Springer в 2018 году вышла книга The Effect of the Environment on Saint Petersburg‘s Cultural Heritage (Results of Monitoring the Historical Necropolis Monuments), посвященная нашим Некрополям. В ней описывается влияние окружающей среды, различные биологические поражения, сопутствующие памятникам, которые хранятся на открытом воздухе, научная методика их реставрации. Это совместный труд сотрудников Музея городской скульптуры, Санкт-Петербургского университета и Горного университета.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще