Эксклюзив 29 июля 2019 г. 12:22

Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Миненко: "Выборы – это не развлечение"

Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Виктор Миненко: "Выборы – это не развлечение"

Санкт-Петербург готовится к единому дню голосования: 8 сентября в городе состоятся выборы губернатора и муниципальных депутатов. О скандалах в ходе муниципальной кампании и новшествах избирательного законодательства в интервью "Интерфаксу" рассказал председатель городской избирательной комиссии Виктор Миненко.

- Виктор Александрович, Санкт-Петербург готовится к губернаторским и муниципальным выборам. Какие новеллы в законодательстве ждут избирателя?

- Благодаря изменениям в законодательстве на выборах губернатора Санкт-Петербурга будет применяться система «Мобильный избиратель». С 24 июля начал свою работу 151 пункт приема заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения для всех, кто в день голосования не сможет прийти на избирательный участок по месту жительства. 64 пункта открываются территориальными избирательными комиссиями в зданиях администраций районов Санкт-Петербурга, 24 пункта открыто в Ленинградской области, шесть - в Псковской. График работы этих пунктов размещен на сайте Санкт-Петербургской избирательной комиссии.

57 пунктов открыто в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг, которые работают по удобному графику. Также заявление о включении в список избирателей по месту нахождения можно заполнить самостоятельно на едином портале государственных и муниципальных услуг.

С 28 августа откроется еще около 2 тыс. пунктов приема заявлений в каждой участковой избирательной комиссии нашего города, в том числе и в расположенных за его пределами. Все эти возможности по написанию заявления будут действовать до 4 сентября. С 5 сентября до 14.00 7 сентября заявление можно будет подать только в участковой избирательной комиссии по месту жительства.

С этого года законодательство впервые предоставляет нам право образования избирательных участков за пределами территории Санкт-Петербурга. Планируется открытие 92 таких участков в Ленинградской и Псковской областях. Для того чтобы проголосовать на таких участках, также нужно воспользоваться системой «Мобильный избиратель».

Еще один важный эксперимент - цифровые избирательные участки, новейшая разработка ЦИК России. В качестве эксперимента уже в этом году в Москве будут открыты 30 участков, где в том числе и петербуржцы смогут проголосовать на выборах губернатора. Для этого нужно будет с 24 июля, но не позже 4 сентября подать заявление через портал госуслуг. Все это имеет отношение только к выборам губернатора нашего города, на выборах депутатов муниципальных советов будут применяться открепительные удостоверения.

- Муниципальная кампания уже стала источником многочисленных скандалов. Известно ли вам о возбуждении уголовных дел в связи с нарушениями на муниципальных выборах в Петербурге?

- Да, действительно, выборы депутатов нескольких муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга активно обсуждаются прессой и общественностью. Есть и нарушения, которые, по нашему мнению, требуют реакции правоохранительных органов.

Санкт-Петербургская избирательная комиссия направила обращения в Главное следственное управление СК России по Санкт-Петербургу о нарушениях в работе пяти ИКМО для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел по 141 статье Уголовного кодекса «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий». Наши обращения получены и сейчас рассматриваются.

- Сколько на сегодняшний день зарегистрировано кандидатов в муниципальные депутаты, сколько получили отказ? К каким избиркомам сохраняются претензии ГИК?

- Замещается 1560 мандатов - на 3% больше, чем в 2014 году. По данным системы ГАС «Выборы» на утро 29 июля, 7017 кандидатов выдвинуто, более трех четвертей из них (5278) зарегистрировано. Если сравнить с 2014 годом, то количество выдвинутых кандидатов на 36% больше, а по количеству зарегистрированных кандидатов мы видим общий рост на 40%.

При этом количество зарегистрированных самовыдвиженцев (1697) выросло более чем в два раза. "Партия роста" тогда вообще не выдвигала кандидатов, а сейчас зарегистрировано 218, по партии "Яблоко" рост в 3,3 раза (330), по ЛДПР - на 75% (506), по КПРФ - на 25% (420), "Справедливая Россия" (514 кандидатов) и "Единая Россия" (1478 кандидатов) показали рост на 6% и 4% соответственно. Из непарламентских партий существенный рост (на 36%) показали "Коммунисты России" (49 зарегистрированных кандидатов). Остальные – "Гражданская платформа", "Казачья партия", "Партия за справедливость", "Партия социальной защиты", "Родина", "Трудовая партия России", "Партия Пенсионеров" - либо не выдвигали кандидатов в 2014 году, либо уменьшили свои результаты. Нужно иметь в виду, что данные цифры не являются окончательными, идет процесс уточнения информации и рассмотрения жалоб.

ИКМО самостоятельны в своих действиях, и абсолютное большинство из них работает вполне нормально. Единственная наша претензия к ряду ИКМО, которые в это большинство не входят, и даже не претензия, а позиция, которую мы будем отстаивать всеми возможными средствами, – все избирательные комиссии должны действовать в строгом соответствии с законодательством.

В рамках наших полномочий мы уже отменили 275 незаконных решений (в 11 раз больше, чем в 2014 году), организовали публикацию необходимой кандидатам информации, установили ИКМО режим работы с 9.00 до 18.00 и до последнего посетителя, приняли ряд других организационных мер. Огромную поддержку нам в этом оказала Центральная избирательная комиссия России.

- Информация о нарушениях, собранная в ходе проверок, говорит о том, что эта деятельность – волюнтаризм, или она координируется из одного центра?

- Все что здесь можно сказать - проблемных ИКМО не так много, ситуации, которые нам приходится разбирать, разные, эти ИКМО находятся в разных районах города, но в любом случае доказательно утверждать о наличии какой-либо координации в части нарушений закона могут только правоохранительные органы.

- В 2019 году через портал госуслуг можно получить загранпаспорт, записать ребенка в детский сад, оплатить штрафы и налоги. Почему бы не перевести регистрацию кандидатов в муниципалы в электронный формат?

- Это потребует очень серьезных изменений в федеральном законодательстве. Насколько это будет уместно – обсуждение уже ведется на различных площадках. При этом я уверен, что при грамотном построении работы нормально организовать процесс регистрации вполне возможно и в рамках действующего законодательства. Например, Санкт-Петербургская избирательная комиссия смогла процедуру выдвижения и регистрации кандидатов на выборах Губернатора провести четко в рамках закона, всех 28 желающих мы приняли одинаково доброжелательно, в срок провели все необходимые действия.

Также достаточно корректно сделали все, что требует закон, и большинство комиссий, организующих в Санкт-Петербурге муниципальные выборы. К сожалению, справились в этой задачей не все. Как предоставить нам возможность эффективнее исправлять такие вольные или невольные ошибки, как укрепить вертикаль избирательных комиссий – предмет серьезного обсуждения в будущем.

- Перейдем к выборам губернатора. Экстерриториальные избирательные участки будут организованы в Ленинградской и Псковской областях. Почему такие же участки не создаются в Новгородской области и в Карелии? И почему на этих участках нельзя будет проголосовать за муниципальных депутатов?

- Консультации о создании экстерриториальных избирательных участков проходили с руководством избирательных комиссий всех ближайших регионов. Если необходимость открытия участков в Ленинградской области очевидна, то распространение этой практики на соседние субъекты Федерации изначально вызывало у нас сомнения. Прежде всего, вопрос был в том, что и наши финансовые и организационные возможности ограничены.

Нам нужно было, с одной стороны, обеспечить реализацию избирательных прав максимального числа жителей нашего города. Сейчас мы в принципе не можем предсказать, насколько эти участки будут востребованы, списки избирателей на них формируются только по итогам написания заявлений о голосовании по месту нахождения.

Стоит ли заниматься этим вопросом? Конечно, да! Наши коллеги в других регионах пользуются дорогостоящим транспортом, обеспечивая голосование десятков людей, как же мы можем пренебречь интересами тысяч?

С другой стороны, нам надо добиться того, чтобы затраты на эти участки не превысили аналогичный показатель для участков на территории Санкт-Петербурга. Задачу эту мы решили, средняя стоимость организации экстерриториального избирательного участка будет чуть больше 80 тыс. рублей. С Псковской областью нам это удалось благодаря деятельной помощи избирательной комиссии и органов исполнительной власти данного субъекта РФ, в частности тому, что нам будут предоставлены помещения, в которых выборы обычно проводятся самим субъектом. У других наших соседей нам такой поддержки оказать не смогут, к примеру, в Новгородской области проводятся свои выборы.

Проголосовать на выборах  муниципальных депутатов на этих участках нельзя, исходя из норм законодательства, которые этого не предусматривают. В любом случае трудно с нашим современных техническим уровнем представить себе снабжение такого участка комплектом бюллетеней для всех 324 избирательных округов на местных выборах, а затем подсчет, составление и доставку протоколов в каждое ИКМО в городе. В будущем, благодаря развитию, например, цифровых участков, мы можем к этому прийти, но пока проголосовать на местных выборах можно будет только в границах соответствующего избирательного округа.

- В каких именно местах (города, села, поселки) Псковской области будут расположены участки? Будет ли на этих участках организовано видеонаблюдение? Сколько из них будут оснащены комплексами автоматической обработки бюллетеней?

- Перечень участков утвержден решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии, оно опубликовано на нашем сайте. В Псковской области они расположены в разных муниципальных районах и городских округах. Вопрос о видеонаблюдении прорабатывается исходя из технической возможности, в Псковской области это вряд ли осуществимо. КОИБ на эти участки мы поставить также не можем, поскольку данной техникой оснащаются только избирательные участки, на которых голосует большое число граждан, причем эти граждане должны быть включены в списки избирателей изначально.

Зато мы предоставим самые широкие возможности для общественного наблюдения. Надеемся, это позволит дополнительно повысить прозрачность выборов.

- Недавно были опубликована информация о движении по избирательным счетам кандидатов. Выяснилось, что довольно большое число из них потратили на свои кампании ровно по 250 тыс. рублей. Не нарушение ли это?

- Указанная вами сумма не превышает предельных размеров расходования средств избирательного фонда кандидата - 100 млн рублей. Иных требований к размеру избирательного фонда законодательство не содержит.

- В случае необходимости проведения второго тура губернаторских выборов, когда будет назначена дата голосования?

- Второй тур – понятие не юридическое. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов, и ни один из них не был избран губернатором, в связи с чем выборы по единому избирательному округу признаны несостоявшимися, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на основных выборах.

- На днях научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич заявила, что две трети петербуржцев могут не прийти на участки из-за отсутствия интриги. Будет ли ГИК стимулировать явку избирателей? Какой процент явки может считаться хорошим?

- Выборы - это не театр и не развлечение, а способ участия в управлении делами государства, определения будущего города и страны. При этом в выборах участвуют четыре кандидата, представляющих совершенно разные части политического спектра и подходы к развитию Санкт-Петербурга. Я рассчитываю на сознательность жителей города, а наша задача - не стимулировать или еще как то воздействовать на явку, а дать избирателю достоверную и объективную информацию, исходя из которой он сможет сделать осознанный выбор.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще