Эксклюзив 16 января 2020 г. 12:31

Директор Высшей экономической школы СПбГЭУ Яна Клементовичус: "Обучение сотрудников становится осознанной корпоративной ценностью для компаний"

Директор Высшей экономической школы СПбГЭУ Яна Клементовичус: "Обучение сотрудников становится осознанной корпоративной ценностью для компаний"

Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского экономического университета предлагает ряд программ по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и корпоративному обучению. Директор ВЭШ Яна Клементовичус рассказала в интервью "Интерфаксу" о том, кто обучается на этих курсах, о важности непрерывного образования, о сотрудничестве вуза с крупными компаниями.

                - Яна Язеповна, Высшая экономическая школа предлагает различные программы обучения, на кого они нацелены, кем востребованы?

               - Прежде всего, отмечу, что к нам приходят обучаться люди, которые стремятся к развитию, хотят получить новые знания, найти новые возможности для карьеры. Бизнес- школа принимает слушателей, которые уже имеют высшее или среднее профессиональное образование.

               Около 40 процентов - это инженеры, далее это люди с естественнонаучным, педагогическим, гуманитарным, экономическим образованием. Но суть в том, что система дополнительного профессионального образования позволяет реализовать идею обучения в течение всей жизни. Это дает возможность людям более гибко подходить к своему развитию, расширяет профессиональные перспективы. Система образования сейчас развивается таким образом, что каждый может найти достойную альтернативу. Кто-то может пойти на магистерскую программу, кто-то начать с самого начала - с бакалавриата, а кто-то предпочтет совмещать свою профессиональную деятельность и обучаться на программе профессиональной переподготовки. Для получения новых знаний или даже новой профессии вовсе не обязательно получать другое образование в университете, достаточно прийти в ВЭШ и приобрести здесь новую профессиональную компетенцию, которая позволит многое поменять в жизни кардинально.

               - Почему бы им не получить второе высшее?

               - Сегодня для многих направлений деятельности нужно иметь профильное высшее образование или окончить программу ДПО. Соответственно сейчас у значительного числа людей есть выбор: либо заново пойти обучаться в университет на бакалаврскую или магистерскую программу, либо выбрать программу профессиональной переподготовки. Система дополнительного профессионального образования как раз отличается большей гибкостью и рассчитана на людей, окончивших вуз. Программы строятся таким образом, чтобы слушатели могли получить в интенсивном виде новые знания или систематизировать имеющийся у них опыт.

               - Какие образовательные программы сейчас есть в ВЭШ?

               - Большинство программ профессиональной переподготовки строится по функциональным направлениям: экономика предприятия, маркетинг, управление персоналом, оценка бизнеса и т.д. Есть ряд специализированных отраслевых программ, например для организаций здравоохранения. В этом учебном году мы открыли интереснейшую программу - "Эффективный менеджмент и экономика организации в сфере физической культуры и спорта". Мы о ней очень долго говорили. Наконец, приняли решение, и уже приступила к занятиям первая пилотная группа.

               Особое место в нашем предложении занимают программы MBA для руководителей (Master of business Administration). Думаю, у нас самая широкая палитра программ профессиональной переподготовки.

               - Есть еще и короткие программы?

               - Да, программы повышения квалификации. Это программы несколько иного типа: от 16 до 100 часов, рассчитанные на специалистов различных областей - бухгалтеров, аудиторов, маркетологов, финансистов, а также на средний и высший управленческий персонал предприятий. Им нужно периодически проходить повышение квалификации, чтобы узнать, что нового произошло в их профессиональной сфере. В процессе обучения они также общаются с коллегами, обмениваются практическими знаниями. Таких программ много.

               Кроме того, очень востребованным становится формат семинаров и тренингов, сфокусированных на узкоспециализированных проблемах, компетенциях, навыках. Слушатели в течение одного-двух дней общаются в аудитории с преподавателем и друг с другом, приобретая ценный практический опыт. Подобные занятия не обязательно завершаются выдачей итоговых документов.

               - Люди какого возраста приходят к вам учиться?

               - В основном это люди в возрасте 30-32 года. Думаю, это связано с тем, что наши программы рассчитаны именно на эту возрастную категорию. Хотя, если брать программы MBA, то там обучаются люди чуть постарше. Это самый хороший активный возраст, когда люди понимают, чего именно они хотят достичь в своей профессиональной деятельности, и делают выбор. Однако на разных программах можно встретить слушателей старше 50 лет.

               - На эти программы своих сотрудников отправляют компании или люди сами приходят?

               - Некоторое время назад большей частью частные лица оплачивали свое обучение. Ситуация стала меняться в последние годы, и сейчас пропорция где-то 50 на 50. Для сотрудника, которому работодатель оплачивает обучение, это не просто поощрение, но и уверенность в завтрашнем дне. Кроме того, наша бизнес-школа реализует корпоративные программы, которые мы разрабатываем по запросам конкретных компаний и максимально адаптируем к профилю, специфике и потребностям предприятий.

               У нас есть постоянные заказчики - ведущие российские компании. Мы знаем их потребности, они знают наши возможности, и мы уже много лет ведем системную подготовку кадров. Наши преподаватели тоже постоянно развиваются, что помогает создавать программы, очень четко нацеленные на корпоративные требования. Список компаний - постоянных клиентов очень большой, и он постоянно растет.

               - Руководителей, которые осознают важность обучения своих сотрудников, становится больше?

               - Обучение становится осознанной корпоративной ценностью. Это понимание того, что компания должна развиваться, руководитель идти вперед, а сотрудники - поспевать за ним, чтобы говорить на одном языке. Если разрыв увеличивается, в бизнесе могут возникать проблемы. Поэтому прогрессивный топ-менеджмент должен рассматривать в качестве основного приоритета обучение, поскольку именно оно является своеобразным вложением в человеческий капитал.

               - Для ваших преподавателей это большая ответственность. Они находятся в постоянном контакте с компаниями?

               - Недавно у нас проходило заседание Попечительского совета, на котором мы как раз говорили о том, что в последнее время в бизнесе произошел очень сильный рывок, много прорывов в системе управления предприятиями. Как экономический университет мы должны быть не просто в курсе этих изменений, но и иметь в штате преподавателей, которые умеют увидеть, обобщить, предложить пути для дальнейшего развития. Это огромная ответственность, но и огромный интерес. К счастью, такие преподаватели есть, это позволяет нам успешно развиваться по самым разным направлениям.

               - Преподаватели должны обладать не только теоретическими, но и практическими знаниями?

               - Сильной стороной СПбГЭУ всегда была связка с реальным сектором. Среди наших преподавателей есть люди, которые в определенные моменты решили уйти из бизнеса, получили ученую степень и начали преподавательскую карьеру. Некоторым удается совмещать управление бизнесом и преподавание, хотя это очень сложно.

               - Насколько ваши программы уникальны? В других вузах есть аналоги?

               - Наверно есть похожие программы, но повторю, что личность преподавателя, его уникальный опыт, знание бизнеса определяют интерес слушателей к программе. Невозможно читать курсы по менеджменту или прикладным дисциплинам, если нет понимания, как работает бизнес. Это не отменяет знания теории.

               Очень часто наши выпускники ищут для своих компаний выпускников именно нашей бизнес школы - для них очень важно, чтобы они учились в этих стенах, у тех же преподавателей.

               - Объединение трех вузов сказалось на образовательном процессе?

               - Безусловно. Это было не просто объединение. Решалась задача объединения коллективов преподавателей и сотрудников в рамках нового вуза. Конечно, здесь были потери и приобретения, плюсы и минусы. Важно, что в университете после объединения остались те, кто готов меняться и развиваться.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще