Эксклюзив 13 февраля 2012 г. 12:56

Гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Ю.Каджоян: "Перспективы компании и нефтедобычи мы связываем с морским шельфом Балтики"

Гендиректор ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Ю.Каджоян: "Перспективы компании и нефтедобычи мы связываем с морским шельфом Балтики"

Для экономики Калининградской области деятельность компании "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" вот уже 40 лет имеет принципиальное значение. В 1972 году на территории региона были открыты первые месторождения нефти, а уже через три года страна получила первую "калининградскую" нефть, которая на многие годы стала для области ее визитной карточкой, как и благородный янтарь. О перспективах нефтедобычи и планах работы "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор компании Юрий Каджоян.

- Юрий Степанович, с какими результатами ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" завершило прошлый год?

- В минувшем году в работе компании сохранилась тенденция прошлых лет, когда мы констатируем постепенное, но незначительное снижение объемов добычи нефти. В 2011 году на территории Калининградской области и морском шельфе нами добыто 1 млн 118,328 тыс. тонн нефти, в то время как по итогам 2010 года этот показатель составлял 1 млн 205,217 тыс. тонн. В минувшем году добыча нефти на суше составила 503,163 тыс. тонн, а на морском месторождении Д-6 (Кравцовское) - 615,165 тыс. тонн. Обе эти цифры не значительно ниже тех, что мы имели в позапрошлом году.

Это связано, прежде всего, с тем, что постепенно идет выработка месторождений, которые эксплуатируются уже многие годы. При этом поиск и разработка новых месторождений нефти на территории региона и морского шельфа связана с определенными трудностями.

На территории небольшой Калининградской области нет крупных месторождений. В результате мы сегодня приступаем к разработке и обустройству участков, где запасы нефти составляют, по предварительным оценкам, от 50 тыс. тонн и выше. Но это, опять же, по тем расчетам, которые могут отличаться от реальных.

- Ранее вы неоднократно говорили, что во многом надежды компании на увеличение нефтедобычи связаны с морским шельфом, где пока разрабатывается лишь одно месторождение. Кроме того, вы вплотную занимаетесь морским месторождением Д-41?

- Действительно, планы по освоению морского шельфа Калининградской области у нас есть, и они довольно реальные. Так, весной 2011 года в интересах "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" специалисты Калининградского филиала (экспедиции) ООО "Буровая компания "Евразия" (БКЕ) начали бурение поисково-оценочной скважины на морской нефтеперспективной структуре Д-41.

Несмотря на то, что эта структура расположена на морском шельфе, бурение идет с берега. В районе поселка Куликово установлена мобильная буровая установка специальной конструкции БУ 6500/450 "ЕРМАК". Она ведет сложное наклонное бурение, а глубина поисковой скважины составит более 5 тыс. метров.

Однако в настоящее время бурение этой скважины временно приостановлено. Это связано с тем, что мы ведем техническое перевооружение буровой установки, которое позволит минимизировать риски, связанные с этим очень сложным видом горизонтального бурения. Но у нас есть твердая уверенность, что в 2012 году мы завершим эти работы и получим ответ, насколько перспективна и богата нефтью структура Д-41.

Для компании этот участок шельфа очень перспективен еще и потому, что именно в этом районе у нас есть береговая инфраструктура, созданная под эксплуатацию морского месторождения Д-6 (Кравцовское). И потому мы можем не строить новую, а использовать уже имеющуюся, что значительно снизит наши инвестиции в проект.

Мы питаем надежды, основанные на предположениях геологов, что на Д-41 могут быть запасы нефти, аналогичные тем, что есть на месторождении Д-6 (Кравцовское). Не говоря о самих объемах "черного золота" этого месторождения, отмечу лишь такой факт: за время его эксплуатации с 2004 по 2011 год "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" только за нефть, добытую на шельфе, выплатил налогов на сумму более 55 млрд рублей.

- Но ведь есть и другие перспективные месторождения на шельфе Калининградской области?

- Пока можно говорить только о том, что на нашем шельфе есть высокоперспективные структуры, такие как Д-2, Д-6-Южная, Д-29, Д-33. На двух последних мы рассчитываем приступить к поисковому бурению в ближайшие год-два. Всего в этом вопросе нам предстоит работа минимум до 2018 года.

Уже сегодня мы ведем переговоры с "Газпромом" о том, что на Балтийском шельфе могли бы использовать для поискового бурения морскую буровую установку СПБУ "Арктическая", строительство которой ведется в Мурманске. Все пуско-наладочные работы эта СПБУ могла бы пройти у нас, выполняя бурение на той или иной морской структуре.

Сегодняшние технологии позволяют нам не строить на месте месторождения стационарную платформу, аналогичную той, что была возведена для эксплуатации Д-6 (Кравцовское). СПБУ пробурит скважину и уйдет, а мы будем заниматься добычей при помощи специальных технологий.

При этом самое пристальное внимание мы, как и прежде, будем уделять вопросам экологии при всех видах добычи нефти. Мы твердо придерживаемся принципа "нулевого сброса", который нами выполняется уже многие годы.

Хочу отметить, что все эти возможные новые морские месторождения находятся в территориальных водах России или в ее экономической зоне. Для нас это имеет большое значение.

Если в результате поискового бурения у нас подтвердятся предположения о перспективности морских структур, к примеру, той же Д-41, то уже к 2014-2015 годам мы рассчитываем выйти на добычу нефти в объемах 1,5 млн тонн в год. При этом план на 2012 год составляет 1 млн 26 тыс. тонн, что подтверждает наши расчеты о постепенном снижении добычи из-за выработки месторождений.

- А использование новых технологий добычи, которые повышают эффективность работы. Есть в этом вопросе успехи у компании?

- Здесь можно смело говорить о том, что "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" давно и надежно держит руку на пульсе инноваций, которые существуют не только в российской нефтедобыче, но и в зарубежной. Об этом красноречиво говорит тот факт, что наши специалисты сумели довести такой показатель, как фактический коэффициент извлечения нефти (КИН), в среднем по компании до 53%. И я с нескрываемой гордостью говорю, что на сегодняшний день это один из лучших результатов в России.

Естественно, наши специалисты нефтедобычи постоянно изучают самые передовые технологии, поэтому мы стремимся к самым лучшим мировым показателям КИН, который сегодня достигает 70%.

- Юрий Степанович, в компании прошла серьезная реструктуризация, как она скажется на ее работе?

- Мы уверены, что процесс реструктуризации повысит эффективность всей деятельности "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", ведь отныне наша компания свои основные усилия сосредотачивает исключительно на добыче. А согласитесь, что такая узкая специализация дает существенные преимущества, позволяет работать с наивысшей эффективностью и качеством.

Следует отметить, что в процессе реструктуризации мы освободились от производств, которые занимались торговлей и транспортировкой нефтепродуктов, обслуживанием вспомогательного флота. К примеру, взять тот же завод по строительству металлоконструкций, расположенный в поселке Ижевское. Он был запущен в эксплуатацию в 1992 году и вписал заметную строку в историю "ЛУКОЙЛа". Завод впервые в России полностью построил морскую ледостойкую нефтедобывающую платформу Д-6 для разработки нефтяного месторождения "Кравцовское" на шельфе Балтийского моря, а также отгрузочный причала для нефтеперевалочного терминала в поселке Варандей на берегу Баренцева моря (Ненецкий автономный округ), нефтедобывающую платформу для Каспия. И этот уникальный опыт будет в дальнейшем востребован нефтедобывающим сектором страны.

В свою очередь, менеджмент "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" получил возможность не заниматься многочисленными вопросами, которые не связаны с добычей.

- В обществе есть устоявшееся мнение, что нефтяники обеспечивают финансами страну, наполняя ее бюджет серьезными деньгами. А как ваша компания выглядит в этом вопросе?

- По официальным данным нашей бухгалтерии, в течение 2011 года "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" перечислил налогов и экспортной пошлины в общем объеме 19,5 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет - 16,5 млрд рублей. В бюджет Калининградской области было выплачено около 1,4 млрд рублей, что наглядно свидетельствует о реальном вкладе компании не только в экономику области, но и в ее финансовое благополучие.

Ведя речь о денежных средствах, не могу не сказать и о том, что наша компания на протяжении всего своего существования активно занимается благотворительной и спонсорской помощью. Только в 2011 году на эти цели "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" направил более 63 млн рублей.

К примеру, в минувшем году компания провела IV Конкурс социальных и культурных проектов для некоммерческих организация Калининградской области. Его победители - организации инвалидов, детей с ограниченными возможностями и обыкновенные школы, музеи и общественные организации получили десятки грантов на сумму более 4 млн рублей. На эти средства они сделали немало добрых и социально значимых дел.

Такую работу мы будем активно продолжать и развивать. Нам небезразлично то, как к компании "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" относятся простые жители области. Мы сами живем и работаем на этой "янтарной" земле и потому всемерно хотим способствовать ее процветанию и развитию.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще