Эксклюзив 20 марта 2013 г. 15:19

Генеральный директор ОАО "Архангельский ЦБК" Д.Зылев: "Необходимо развиваться рационально и добиваться лидерства"

Генеральный директор ОАО "Архангельский ЦБК" Д.Зылев: "Необходимо развиваться рационально и добиваться лидерства"

 Лесная промышленность в России является одним из традиционных секторов экономики. Вступление России в ВТО показало необходимость коренных преобразований в ЛПК. Правительство РФ поставило задачу увеличить долю глубокой переработки на территории страны, ответственные собственники, работающие на перспективу, идут по пути долгосрочного развития и вкладывают значительные средства в модернизацию. О том, каких результатов может достигнуть отрасль, кто останется "за бортом", а какие производства смогут увеличить свое присутствие на рынке, "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ОАО "Архангельский ЦБК" Дмитрий Зылев.

 - Дмитрий Игоревич, последние годы на Архангельском ЦБК ведется масштабная реконструкция, целью которой является модернизация всех производственных процессов и вывод предприятия на новый уровень. Но как эти работы сказываются на текущем производстве? Как удается удерживать пусть и минимальный, но рост объемов?

- Реконструкция действующих фондов и модернизация в целом, включая строительство новых мощностей (завод полуцеллюлозы), безусловно, вносят коррективы в нашу операционную деятельность. Однако при планировании работ мы выработали довольно гибкую систему остановов с минимальными как для потребителей продукции, так и для основных производственных цепочек, последствиями.

Что касается роста объемов: продукция Архангельского ЦБК имеет устойчивый спрос. И, несмотря на конъюнктуру, которая не всегда бывает благоприятной, мы нивелируем ситуацию в сфере продаж за счет гибкой маркетингово-сбытовой политики. Компания всегда поддерживала оптимальный баланс поставок на экспорт и внутренний рынок. По итогам прошлого года это соотношение составило 30 и 70. В первую очередь, мы стараемся удовлетворить спрос внутреннего рынка и при высоком уровне спроса, перераспределяем объемы товарной продукции с экспортных продаж в пользу внутреннего рынка. Основные экспортные виды продукции - целлюлоза - 51,2% и картон -36,7%.

В 2013 году вдвое увеличится объем инвестиций в модернизацию – до 5 млрд рублей, за счет каких источников происходит финансирование, не планируете ли возвращаться к облигационным займам? Какая часть прибыли ежегодно может направляться на развитие?

Источники – собственные средства в размере части чистой прибыли, направляемой на развитие (примерно 550 млн рублей) и амортизация (600 млн рублей). Порядка 80% - это заемные средства и финансовый лизинг. Кроме того, сейчас нами прорабатывается вопрос о выход на рынок рублёвых облигаций.

 - Какова выручка, EBITDA и чистая прибыль ожидается по итогам 2012 года. Каковы прогнозы по основным финансовым показателям на 2013 год?

- По итогам прошлого года объем выручки - 17,1 млрд рублей, EBITDA - 2,5 млрд рублей. Наши прогнозы по 2013 год довольно оптимистичны – по выручке ожидаем 18,3 млрд рублей, ЕBITDA – на уровне 2,6 млрд рублей.

 - Планирует ли АЦБК проводить реорганизацию дочерних и зависимых обществ? Есть ли планы по приобретению леспромхозов или других активов? В каких регионах?

- У Архангельского ЦБК четко выстроенная корпоративная структура. Транспортно-логистические услуги и производство гофрокартона и гофротары в г. Подольске и г. Истра (Московская обл.) полностью сконцентрированы в дочерней компании - ОАО «Архбум».

Целевое финансирование объектов социально-культурного назначения (санаторий-профилакторий, семь столовых, бассейн, спорткомбинат, поликлиника, Дом культуры) в регионе присутствия - г. Новодвинске осуществляется через структуру дочерней компании комбината - ОАО «Быт».

Что касается интеграции леспромхозов с Архангельским ЦБК. Этот вопрос относится к компетенции акционера (Pulp Mill Holding) компании. Могу высказать только приватное мнение, что в России создание ВИС является наиболее высокоэффективной моделью с точки зрения оптимизации всех бизнес-процессов.

- Как взаимодействуют между собой активы Pulp Mill Holding в России и Украине? Может ли в дальнейшем произойти переход на единый бренд?

- Взаимодействие между предприятиями в нашей Группе дает максимальный синергетический эффект. У Архангельского ЦБК три «своих» переработчика сырья – Подольский, Истринский заводы гофротары и Киевский картонно-бумажный комбинат. У нас интеграция в производстве картона: от заготовки леса до продукции с высокой добавленной стоимостью - гофроящика. Кроме того, есть стратегия продаж в сегменте тиссью-продукции.

Вопрос о переходе на единый бренд находится в компетенции акционера нашей компании. С моей точки зрения, это не целесообразно в настоящий момент времени.

- Что ждет российский целлюлозно-бумажный рынок в 2013 году? Каково влияние окажут западные и азиатские рынки на отечественные процессы в отрасли?

- В 2013 году в целлюлозно-бумажной промышленности России ожидается ввод новых производственных мощностей в разных сегментах. Отрасль развивается достаточно активно, и мы можем ожидать заметных изменений в рыночной ситуации в ближайшем будущем. Возрастет доля тарных картонов из вторичного волокна во внутреннем потреблении. Т.е. объемы более дорогого чистоцеллюлозного картона, которые будут вытеснены макулатурными картонами, пойдут на экспорт. Возрастет также экспорт целлюлозы из России. Уровень конкуренции на рынках гофротары очень высок. Увеличение предложения белых бумаг в то самое время, как в России и во всем мире по объективным причинам происходит сокращение их потребления, также не добавит спокойствия и уверенности российским ЦБК.

Давление со стороны новых мощностей в Европе и Азии послужит в этих условиях дополнительным отрицательным фактором. Например, Китай. Именно здесь в 2000-х годах происходило наиболее массовое строительство самых современных картоно- и бумагоделательных машин. И создавались эти мощности в основном с расчетом на экспорт. Уже сегодня продукция китайских бумажников серьезно подорвала позиции традиционных лидеров - финнов, - в сегменте мелованных бумаг для полиграфии.

Если говорить глобально, то сейчас конкуренция среди отечественных игроков наиболее высокая. И чтобы быть конкурентоспособным, необходимо не только эффективно производить, сокращая производственные издержки не в ущерб качеству, необходимо эффективно продавать в существующих условиях устойчивого превышения предложения над спросом. Необходимо развиваться рационально, концентрируя усилия на тех сегментах, где компания имеет преимущество, и добиваться лидерства.

Очень понравилось высказывание, которое, по моему мнению, как нельзя лучше соответствует стратегии АЦБК сегодня – Россия по-прежнему готовится к прошедшему кризису: усиленно копит "кэш", сворачивает бизнес, урезает траты... А надо бы – захватывать рынки и ниши, пока деньги достаются дешево, вкладывать в производство. Да, в кризис все упадет, спрос сожмется, продукция подешевеет. Но это будет тот случай, о котором говорят: "Пока толстый сохнет, худой сдохнет". При всемирном торможении экономики выигрывает тот, у кого больше ресурсов, а не тот, у кого ниже издержки.

- Какие меры поддержки со стороны государственных органов могут способствовать росту объемов перерабатывающей промышленности в России и на Северо-западе в частности?

- На протяжении почти десятилетия мы говорим о том, что для качественного нового уровня развития российской ЦПБ необходим комплекс мер государственного регулирования и поддержки. Обновление законодательных норм, природоохранного законодательства, налоговой и таможенно-тарифной политики.

Архангельский ЦБК неоднократно готовил пакет предложений по совершенствованию деятельности российского лесного комплекса. С нашей точки зрения, реперными точками развития отрасли должны стать решения ряда вопросов. Это недостаточное обеспечение лесосырьевыми ресурсами ЦБК, гармонизация российского и зарубежного лесного законодательства, несовершенство законодательной и нормативно- правовой базы по созданию на арендованных лесных участках целевых хозяйств, унификация надзорно-контрольных функций при проверке лесопромышленных предприятий, а также порядок их осуществления для различных надзорно-контрольных ведомств. Проблема строительства лесовозных дорог в достаточном для эффективной работы лесного комплекса объеме, разработка порядка их учета и классификации, пересмотр практики сезонного закрытия автомобильных дорог и т.д.

С нашей точки зрения, государственная поддержка должна осуществляться на основе инвестиционных соглашений между государством и бизнесом, где в обмен на обязательства бизнеса модернизировать или создавать новые мощности по производству продукции глубокой переработки древесины, государство могло бы предоставлять определенные преференции и налоговые льготы.

- Какие тарифы (на ж/д перевозки, электроэнергию) отрасль считает приемлемой для планомерного развития? Насколько в настоящее время тарифное регулирование не соответствует требованиям лесопромышленных предприятий?

- Мы предлагаем более обоснованно и эффективно осуществлять государственное регулирование деятельности российских монополий и, прежде всего, в сфере транспорта и энергетики. Стоит ввести дифференцированные тарифы в зависимости от объема грузооборота, инвестиционной активности и значимости предприятий для экономики страны.

Например, о том, что ж\д-тарифы на отгрузку готовой продукции значительно завышены, говорит тот факт, что отгрузка крытых вагонов с готовой продукцией уменьшается каждый год уже 5 лет. Снижение составило 33% (в 2007 г. - 11340 вагонов, в 2012 г. - 7575 вагонов).

Поскольку по железной дороге на АЦБК топливо поставляется в полном объеме, а лесных ресурсов и химикатов завозится более 70%, то постоянный рост железнодорожных тарифов резко увеличивает величину транспортных издержек предприятия. Кроме того, в результате отмены кодов исключительных тарифов на перевозку угля и мазута для грузоотправителей, обеспечивающих энерго- и теплоснабжение региона, затраты комбината в 2012 г. значительно возросли.

Проблемой для Архангельского ЦБК и иных лесопромышленных предприятий является и постоянный рост цен на топливо – уголь, мазут, которое комбинат использует в производстве большими объёмами. Так, в последние пять лет среднегодовое повышение цены на уголь и мазут составило около 20%.

Тарифное регулирование не только не соответствует требованиям предприятиям ЛПК, но и тормозит их поступательное развитие, так как налицо дисбаланс между непропорционально высоким ростом цен на топливо по сравнению с ростом цен на лесобумажную продукцию.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще