Эксклюзив 26 декабря 2013 г. 14:04

Губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко: "По итогам 2013 года Петербург занял третье место в рейтинге социального самочувствия регионов, обогнав Москву"

Губернатор Санкт-Петербурга Г.Полтавченко: "По итогам 2013 года Петербург занял третье место в рейтинге социального самочувствия регионов, обогнав Москву"

В Петербурге продолжается реализация крупных и значимых проектов, город строит большие планы по социально-экономическому развитию и сохраняет лидирующие позиции в рейтингах регионов Российской Федерации. Об основных событиях уходящего года и о перспективах на будущий в интервью федеральным информационным агентствам рассказал губернатор города Георгий Полтавченко.

- Георгий Сергеевич, каковы социально-экономические итоги развития Санкт-Петербурга в 2013 году - состояние промышленности, объем инвестиций?

- В 2013 году город выполнял задачу, поставленную президентом России – закладывал основы для устойчивого развития в изменившихся экономических условиях. И большая часть того, что удалось сделать – это кирпичи в фундамент дальнейшего развития Петербурга.

Стартовала программа сохранения и развития исторического центра. Это основа для стабильной и поступательной работы на много лет вперед. Разработана Стратегия экономического и социального развития до 2030 года. Принимая бюджет на 2014-й и последующие годы, мы впервые подвели финансовый фундамент под опережающее развитие метро. 73 млрд на три года – таких денег наши метростроевцы не видели с советских времен.

Открыто движение по северному участку ЗСД, началось строительство центрального участка ЗСД. Вошла в строй вторая очередь Главного канализационного коллектора, уровень очистки сточных вод превысил 98%. В декабре вокруг Петербурга замкнуто малое энергетическое кольцо. Получены гарантии для стабильного развития нашей судостроительной отрасли. Перестроена вся система работы с инвесторами. Все это "кирпичи" в фундамент, которые помогут городу крепко стоять на ногах и уверенно смотреть в будущее.

При этом внешний фон для развития был негативный. Президент РФ Владимир Путин недаром недавно назвал 2013 год сложным для мировой экономики. Тем не менее, по итогам года Петербург занял третье место в рейтинге социального самочувствия регионов России. Мы на три балла обогнали Москву, набрав 74 пункта из 100. Такие данные были озвучены на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу целевых показателей социально-экономического развития. Рейтинг был составлен российским Фондом развития гражданского общества. Это независимый источник.

Другой независимый источник - институт территориального планирования "Урбаника" - на днях поставил Санкт-Петербург на первое место в рейтинге 250 крупнейших промышленных центров Российской Федерации. И это притом, что уровень промышленного производства в городе по итогам 12 месяцев 2013 года в лучшем случае останется на уровне прошлого года, а в худшем – снизится на доли процента. Но у других регионов промышленное производство сократилось еще сильнее.

Экономика Санкт-Петербурга хорошо диверсифицирована. Помимо промышленности, развиваются другие отрасли, которые тоже платят налоги в казну. Развивается туризм – у нас в этом году на 10% вырос туристический поток. Развивается малый бизнес. В целом у нас сейчас гораздо более устойчивая ситуация, чем в других городах России.

- Каков прогноз развития промышленности на 2014 год? Какие крупные промышленные проекты стартуют или готовятся к старту?

- Динамика промышленного производства в Санкт-Петербурге в 2014 году будет близка к прогнозируемым среднероссийским значениям. Решающую роль будут по-прежнему играть обрабатывающие производства, машиностроение, пищевая промышленность, в том числе напитки и табак.

Согласно данным уточненного прогноза на 2014 год и на плановый период до 2016 года ожидается, что в 2014 году индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составит 102,3%. Это консервативный вариант прогноза.  Объем отгруженной промышленной продукции, как ожидается, превысит 2,3 трлн рублей и составит 106% к 2013 году.

В начале 2014 года планируется ввод первого пускового комплекса нового завода ОАО "Силовые машины". Завод будет производить турбины и турбогенераторы для атомных электростанций. Также "Силовые машины" совместно с дочерним предприятием "Ижорские трансформаторы" завершают строительство завода силовых трансформаторов. Его запуск намечен на I квартал 2014 года.

В следующем году на участке "Новоорловская" Особой экономической зоны планируют начать производство три компании петербургского фармкластера. Это "Новартис Нева"N (разработка новых фармацевтических препаратов группы компаний "Новартис"), "Витал Девелопмент Корпорэйшн" (разработка и организация опытного производства средств клинической диагностики) и "Вертекс" (1-я очередь).

Еще четыре резидента "Новоорловской" в следующем году выходят на стройплощадку. Это "НПП "Буревестник" (разработка оборудования для добычи алмазосодержащих руд и сырья), "RCI Синтез" (разработка и производство противоопухолевых лекарственных препаратов), "Вириал" (разработка и внедрение наноструктурных, керамических и металлокерамических композиционных материалов), и "МБНПК "Цитомед" (разработка оригинальных препаратов, а также технологий получения собственных оригинальных молекул).

Четыре резидента площадки "Нойдорф" ОЭЗ готовятся в 2014 году завершить строительство своих объектов. Это "НПП "Лазерные системы" (разработка уникальных комплексных решений с целью создания и реализации высокотехнологичных систем безопасности), "Новтех – СПб" (разработка и серийное производство энергоэффективных интеллектуальных электроприборов и инновационного оборудования для энерготехнологий на базе индукционного нагрева), "Бизнес.Компьтер.Центр Санкт-Петербург" (разработка и организация опытного производства комплексов оборудования для обеспечения доступа к мультимедийной информации, а также комплекса устройств управления и распределения электроэнергии), и российская биотехнологическая компания "Биокад" (2-я очередь).

Предприятия, входящие в группу "Уралвагонзавод", в 2014 году приступают к созданию в Петербурге научно-исследовательского и производственного комплекса. Группа компаний "Светлана" начинает модернизацию своих мощностей - передать под общественно-деловую и жилую застройку 31 га своей территории, а на оставшихся 15,5 га разместить обновленный производственный комплекс, обеспечивающий непрерывное производство. Кроме того, петербургский завод концерна "Тойота" намерен ввести в эксплуатацию 2 производственных цеха.

- Каким будет прогноз по инвестициям на 2014 год, какие крупные инвестиционные проекты готовятся к реализации?

- За 9 месяцев 2013 года объем прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $1,14 млрд. Мы ожидаем, что в будущем году положительная динамика сохранится, что негативное влияние от макроэкономических тенденций город компенсирует за счет дальнейшей активизации инвестиционной политики.

Наш инвестиционный климат высоко оценивается экспертным сообществом. Российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" недавно присвоило Санкт-Петербургу высший инвестиционный рейтинг 1А, как региону с максимальным потенциалом и минимальным риском. Международное рейтинговое агентство "Stаndart & Poors" этой осенью подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг нашего города на уровне ВВВ с прогнозом "Стабильный".

В 2014 году в активную стадию реализации войдут 9 инвестиционных проектов на сумму более 90 млрд рублей. Все они были одобрены на заседаниях Совета по инвестициям. Среди них - строительство логистического центра сельскохозяйственной продукции между КАД и "Пулково", строительство Океанариума, строительство завода по производству экологически чистых реагентов. Кроме того, как я уже говорил, продолжится строительство Центрального участка ЗСД.

- Какие значимые мероприятия ждут Петербург в рамках проведения Года культуры?

- В Год Культуры Санкт-Петербург вновь заявит о себе как об одном из центров европейской и мировой культуры. 7-10 декабря следующего года наш город примет III Санкт-Петербургский Международный культурный форум. Он пройдет под эгидой 250-летия Государственного Эрмитажа. Мы рассчитываем не только подтвердить, но и превзойти тот высокий уровень, на который Форум вышел в уходящем году. 

Торжества, посвященные юбилею одного из крупнейших музеев мира, продлятся весь год. Их важной частью станет биеннале современного искусства "Манифеста 10", которое состоится с 23 июня по 30 октября. Петербург первым в России примет одну из самых масштабных и влиятельных выставок современного искусства.

21-27 июля у нас впервые пройдет Международный Морской фестиваль. Морская тема объединит десятки мероприятий: от парада военных кораблей и спортивных состязаний до модных дефиле и театрализованных представлений.

9-12 сентября состоится Специальная сессия Международного совета музеев. Также 12 сентября на стадионе "Петровский" оперный фестиваль "Арена ди Верона" представит петербуржцам один из лучших своих спектаклей – оперу Верди "Аида" в постановке Франко Дзеффирелли.

В 2014 году состоятся и несколько давно ожидаемых событий городского масштаба. Завершится масштабная реставрация Центрального выставочного зала "Манеж" - он станет современной и технически совершенной площадкой для проведения выставок, фестивалей и других проектов. На базе Уткиной дачи начнутся работы по созданию нового музейного комплекса Музея городской скульптуры. В отреставрированном историческом здании на улице Михайлова примет посетителей обновленный Музей хлеба.

- В чем сложность выбора участка для нового зоопарка? Почему так долго нет движения по проекту? Намерено ли правительство Санкт-Петербурга объявлять новый конкурс на концепцию зоопарка? Какова судьба концепции зоопарка, которую выбрали для Юнтолово?

- Принимая решение о строительстве нового зоопарка, правительство Санкт-Петербурга понимало историческую ценность зоопарка в Александровском парке. Никто и никогда не ставил под сомнение необходимость его сохранения. Старый и новый зоопарк должны дополнять друг друга, быть одинаково интересны петербуржцам и гостям нашего города.

На разработку проекта зоопарка в Юнтолово, в том числе на разработку концепции, город потратил довольно серьезные средства. К большому сожалению, этой работе не предшествовало всестороннее обсуждение территории со специалистами (экологами, зоологами, орнитологами и т.д.) Мы не собираемся выбрасывать документы по "Юнтолово" в корзину, а постараемся максимально их использовать. Дополнительным аргументом в пользу того или иного "пятна" будет возможность использования готовых наработок. И пока такая возможность сохраняется, объявлять новый конкурс на концепцию зоопарка мы не планируем.

Я не согласен с тем, что нет движения по проекту. По каждой предлагаемой площадке в 2013 году велась как раз та работа, которая не была изначально проделана в отношении Юнтолово. В частности, в уходящем году мы отказались от двух площадок. В том числе после детального анализа с привлечением специалистов - от идеи строительства нового зоопарка в Кронштадте.

Сейчас комитет по инвестициям продолжает поиски земельного участка под зоопарк. Параллельно изучается возможность привлечения частных инвестиций для реализации этого проекта. 

- Как вы объясните принятое решение по зданию Биржи?

- У нас не было сомнений, что будущее этого здания должно быть связано с петербургской культурой. Предлагалось несколько вариантов. И в процессе их обсуждения в какой-то момент возникло четкое понимание того, что в здании Биржи не может располагаться какой-то сугубо петербургский музей.

Во-первых, преемственность. Все-таки Военно-морской музей, который здесь находился больше 70 лет – это музей всей страны. Во-вторых, место обязывает. Ростральные колонны – один из символов Петербурга. Но также - символ побед и величия Российской империи, России. В-третьих, стиль. Биржа архитектора Тома де Томона считается образцом высокого классицизма. Его также называют "русским классицизмом" или "александровским классицизмом". Это еще не имперский стиль времен Николая I, но в целом композицию Стрелки Васильевского острова искусствоведы относят к стилю "ампир", то есть имперскому стилю, завершающему этапу классицизма.

То есть музей внутри Биржи должен быть как-то связан с имперской тематикой. Содержание должно соответствовать форме. И надо отдать должное вкусу и художественному чутью Михаила Борисовича Пиотровского – он понял это одним из первых, когда предложил отдать Биржу под Музей геральдики. В итоге я принял решение создать в Бирже Музей Русской Гвардии и Геральдики. Он объединит и военную тему, и имперскую тему. Причем это будет филиал Эрмитажа, т.е. музей всей страны.

- Принято ли решение о месте строительства жилого комплекса для судей объединенного Верховного суда?

- Управление делами Президента РФ запросило 1,5 га под жилой комплекс для судей объединенного Верховного Суда, и 3,5 га под жилье для сотрудников Верховного Суда. Подобрать такие земельные участки в центральных районах Санкт-Петербурга очень сложно. Могу прямо сказать, что в собственности города таких участков уже не осталось, а снос исторических зданий для нас исключен. Поэтому по моему поручению был проведен анализ – кто и что собирается строить на участках, расположенных неподалеку от будущего комплекса зданий судебного департамента, и находящихся в частной собственности. Подготовленные городом предложения были переданы в Управление делами Президента РФ.

Что касается жилья для сотрудников объединенного Верховного Суда, то с учетом пешеходной доступности для них станции метро "Спортивная" мы предлагаем подобрать земельные участки в нецентральных районах Санкт-Петербурга, также в пешеходной доступности от метро. Эти предложения также переданы Управлению делами Президента РФ. Окончательных решений по нашим предложениям пока не принято.  

- На какие средства будет вестись строительство – городские или федеральные? Каков примерный объем инвестиций?

- Комплексы зданий объединенного Верховного суда, жилые комплексы и объекты социальной инфраструктуры будут построены за счет средств федерального бюджета. Предполагаемый объем инвестиций - более 50 млрд рублей. Точная сумма будет определена после вступления в силу соответствующего постановления правительства РФ.

- Апраксин двор: на каких условиях останется в проекте бывший инвестор "Главстрой-СПб"? Как он будет использовать собственные здания в рамках новой концепции? Будет ли он участвовать во втором конкурсе по проекту, если да, то как? На ваш взгляд, сколько времени необходимо, чтобы увидеть первые реальные результаты реконструкции?

- Как известно, в феврале 2013 года правительство города не продлило инвестиционное соглашение с "Главстроем–СПб" на реновацию квартала "Апраксин двор". Однако компания остается одним из арендаторов Апраксина двора. И точно так же, как с другими арендаторами, после проведения всех конкурсных процедур с ней будут в индивидуальном порядке обсуждаться условия использования ее помещений.

В этом году мы провели архитектурный конкурс на лучший проект реконструкции Апраксина двора и концепцию его дальнейшего использования. По замыслу Архитектурного бюро Тимура Башкаева, к 2017 году рынок должен стать культурно-досуговым центром с музеями, выставочными пространствами, кафе, мастерскими и т.д.

Сейчас готовится конкурс на разработку финансово-экономической и организационной модели реновации этой территории. "Главстрой-СПб" может участвовать в конкурсе наравне с другими компаниями.

- Недавно вступил в силу закон, ужесточающий правила продажи алкоголя в розницу. Вы высказали предложение о возможном ослаблении закона для пивной отрасли. На какой стадии эта инициатива? Разработаны ли поправки в закон? Если да - то в чем они заключаются, когда будут внесены в Заксобрание и когда могут вступить в силу? Что это даст для бюджета города?

- Вся деятельность, связанная с корректировкой этого городского закона, сейчас заморожена. Недавно Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и Минпромторг РФ разработали проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Государственная Дума может рассмотреть его уже на следующей сессии. Нет смысла что-то менять в городе до того, как будут установлены новые федеральные нормы.

- Реконструкция исторического центра: удалось ли уже добиться федерального финансирования на 2014 и последующие годы? Какие разделы проекта готов финансировать федеральный центр?

- Общий объем финансирования программы "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга" по территориям "Конюшенная" и "Северная Коломна - Новая Голландия" на 2013-2018 годы за счет средств бюджета города составляет 69 млрд рублей.

2013 год был подготовительным этапом реализации программы. На этом этапе мы ставили перед собой две задачи. Первая – подготовить изменения законодательной базы. Я имею в виду проект внесения изменений в федеральные и городские законы, которые сделают возможной реализацию программы. Вторая - организовать работу по обследованию объектов недвижимости и проведению историко-культурных экспертиз объектов культурного наследия.

По результатам обследования будет сформирован адресный перечень объектов по видам (капитальный ремонт, реконструкция, приспособление для современного использования объектов культурного наследия) и срокам работ. Тогда станет возможной разработка проектов планировки территорий и концепции развития территорий, разработка проектной документации по развитию инженерной и транспортной инфраструктуры.

Когда станет известен реальный объем затрат, когда появятся конкретные проекты, город сможет вести предметный разговор о федеральном участии. Есть предварительные договоренности, что средства федерального бюджета поступят на софинансирование мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту объектов транспортной инфраструктуры, а также объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности. Но произойдет это не раньше, чем город согласует подготовленный перечень объектов с федеральными органами и принятия соответствующих нормативных правовых актов.

- Каковы перспективы строительства и финансирования транспортного обхода вокруг исторического центра?

- Готовы серьезные предпроектные проработки по реконструкции набережных Обводного канала. Ведется проектирование отдельных элементов, главным образом – развязок. Когда пропускная способность этих набережных повысится, они составят основу Транспортного обхода центра (ТОЦ). На примыкании Обводного канала к набережной реки Екатерингофки предполагается строительство транспортной развязки, которая обеспечит удобное подключение центра Петербурга к ЗСД.

По итогам предпроектных исследований уровень расходов на создание ТОЦ оцениваются экспертами в 50 млрд рублей. Переговоры о софинансировании строительства ТОЦ с федеральным центром планируем начать в следующем году. Пока не будет завершена работа по созданию центрального участка ЗСД, на получение федеральных денег для проекта ТОЦ рассчитывать вряд ли приходится. Кроме того, нужно подготовить обоснование софинансирования. То есть объяснить, как транспортный обход центра Санкт-Петербурга поможет решению задач федерального масштаба. В частности – какое влияние ТОЦ окажет на вывод к федеральным трассам автотранспортных потоков из портовых комплексов, находящихся в границах городского центра. И такая работа сейчас также ведется.

Пока не завершены все расчеты, даже ориентировочные сроки начала строительства ТОЦ я назвать не могу. Но этот проект будет реализован в любом случае, вне зависимости от получения нами федерального финансирования и его интенсивности. Мы не ставим вопрос так, что если деньги дадут – начнем строить, а если нет – будем ждать у моря погоды. По большому счету, Транспортный обход центра и Программа сохранения и развития исторического центра – звенья одной цепи. И подход к ним у нас один и тот же. Раз Санкт-Петербургу это необходимо – значит, будем делать в любом случае.

- Насколько конструктивно идут на диалог инвесторы и частные компании, чьи интересы оказались в зоне реконструируемых кварталов по программе сохранения и развития исторического центра?

- Как я уже сказал, в настоящее время реализация программы находится на самом первом этапе: ведутся работы по обследованию, разрабатываются общие методологические подходы. С инвесторами, по большому счету, пока нечего обсуждать. Пока нечего им рассказывать, показывать, предлагать. Диалог с бизнесом начнется на более поздних этапах.

- Какой район Санкт-Петербурга будет выбран пилотной зоной платной парковки, какая именно территория (какими улицами ограничена)? Какое планируется количество машиномест и базовый тариф для пилотной зоны? Каков предварительный объем инвестиций в этот проект? Принято ли решение о том, кто будет оператором платной парковки — бизнес или структура, созданная городом (будет ли это ГЧП)? Если ГЧП или бизнес, то какие условия выдвигает город? Если решение не принято, к чему вы склоняетесь и почему?

- Оптимальным для Петербурга был бы вариант, который позволит, во-первых, привлечь иностранные инвестиции, а, во-вторых - использовать успешный зарубежный опыт. Сейчас Минтранс реализует совместный проект с Глобальным экологическим фондом и Всемирным банком – "Программа по совершенствованию городских транспортных систем в РФ". Если подключиться к этому проекту, город, помимо внешних инвестиций, получит техническое содействие в совершенствовании нормативно-правовой базы и в развитии соответствующих институтов.

Переговоры идут. Уж достигнута договоренность о подготовке Пилотного проекта Всемирного банка в Санкт-Петербурге. Задач ставится три. Первая – разработка городского плана по управлению парковочным пространством. Вторая - реализация принципа платности парковки на улицах в рамках конкретного Пилотного проекта. Третья - создание системы мониторинга и управления городским парковочным пространством на платной основе в пилотной зоне.

В качестве пилотной зоны обсуждается несколько территорий. Один из вариантов – к югу от Мариинского театра, между Невой, Крюковым каналом, набережной Фонтанки и Лермонтовским проспектом. Расчетное количество машиномест - порядка 21,6 тыс. Базовый тариф предполагается на уровне 50 руб. в час. Предварительный объем инвестиций - 2,2 млрд рублей, в том числе 220 млн - из городского бюджета.

Решение по оператору платных парковок пока не принято, продолжаются консультации. Есть предложения от частных компаний, есть вариант создания государственного казенного учреждения. Но вначале нужно окончательно обо всем договориться со Всемирным банком.

- С января в структуре правительства появится новый комитет по финансовому контролю. Почему решено вернуть комитет по финансовому контролю, который существовал до 2013 года под руководством Буренина? Не произойдет ли дублирования полномочий с контрольным управлением? Какая задача будет поставлена перед данной структурой?

- Комитет государственного финансового контроля в Санкт-Петербурге создается во исполнение норм Бюджетного кодекса РФ. В июле 2013 года в Бюджетный кодекс и другие законодательные акты были внесены довольно серьезные изменения. Раньше в субъектах РФ полномочиями по проведению проверок, ревизий и обследований с последующим оформлением уведомлений о применении бюджетных мер принуждения наделялись финансовые органы. Теперь все эти полномочия, а также производство по делам об административных правонарушениях, передаются в исключительное ведение органов госфинконтроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов РФ.

У контрольного управления и у нового комитета разные задачи и функции. Управление, как и вся администрация губернатора, прежде всего, обеспечивает деятельность непосредственно губернатора и правительства города. А новый комитет образован для разработки и реализации государственной политики Санкт-Петербурга в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

- С января в структуре администрации появятся новый комитет по межнациональным отношениям. Какая задача поставлена перед данной структурой? От каких подразделений ему будут передаваться функции? Будут ли уточнены функции КВС в связи с появлением комитета по национальным вопросам?

- Комитет создан для реализации полномочий, переданных на региональный уровень Федеральным законом N184-ФЗ. Планируется, что комитет будет координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга в сфере межнациональных (межэтнических) отношений. Он станет необходимой частью системы регионального управления миграционными процессами.

Важнейшим направлением работы комитета станет борьба с нелегальной миграцией. Здесь нужна достаточно жесткая линия. Я уверен, что богатый опыт работы в силовых структурах поможет новому руководителю комитета успешно справиться с поставленными задачами.

Кроме того, комитет будет заниматься вопросами социокультурной адаптации мигрантов, снижения социальной напряженности, гармонизацией отношений между приезжими и петербуржцами, укреплением межнационального и межконфессионального согласия, профилактикой ущемления прав и интересов мигрантов.

- На Промышленном совете были высказаны опасения относительно судостроительной отрасли. Удалось ли найти решение, выгодное городу и ОСК? Какие перспективы у судостроения в Санкт-Петербурге?

- Для промышленности Санкт-Петербурга судостроение – системообразующая отрасль. Сегодня она обеспечивает трудоустройство порядка 50 тысяч человек. От нее во многом зависят такие смежные отрасли, как металлургия, машиностроение, приборостроение. И городу, конечно, не все равно, что будет дальше с петербургским судостроением.

Этот вопрос обсуждался на Промышленном совете Санкт-Петербурга. Мы направляли свои предложения в Морскую коллегию при правительстве РФ. 4 декабря я провел совещание, на котором руководство Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заявило, что в период до 2030 года не планирует закрывать петербургские верфи, а будет, напротив, развивать производство и проводить технологическое перевооружение наших предприятий. В частности, обсуждался проект модернизации и наращивания мощности ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь", включающий строительство крупнейшего в России сухого дока.

На ближайшие 6-8 лет график работы наших судостроителей расписан буквально по часам. "Адмиралтейские верфи" загружены заказами на дизельные подводные лодки для ВМФ России и на экспорт. «Балтийский завод» обеспечен заказами на строительство дизельных и атомных ледоколов. У предприятия большой портфель постоянных заказов на машиностроительную продукцию, поставляемую в другие отрасли. Поскольку Россия активизирует работы на арктическом шельфе и Северном морском пути, ожидается поступление новых заказов на строительство атомных ледоколов.

Самое главное, о чем мы договорились – что все планы и все решения ОСК, затрагивающие интересы судостроения в Санкт-Петербурге, должны приниматься и реализовываться во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти. Поэтому мы сегодня спокойны и за долгосрочные перспективы отрасли.

- Насколько масштабная по сравнению с предыдущими годами программа приватизации городского имущества? Сколько средств город планирует выручить? Какое именно имущество, принадлежащее городу, будет приватизировано /продано/ в 2014 году и в ближайшей перспективе? Каков прогноз по приватизации СКК, ГУП ТЭК и других городских учреждений?

- По сравнению с предыдущими годами Программа приватизации на 2014 и последующие годы менее масштабна. Бюджетное задание по доходам от приватизации госимущества Санкт-Петербурга установлено в размере 9,3 млрд рублей. Причем большую часть этих средств город должен будет получить не от плановой приватизации, а от приватизации по заявительному принципу. В том числе 6,5 млрд – от продажи порядка 1 тысячи объектов недвижимости субъектам малого и среднего предпринимательства. Еще около 1,5 млрд рублей доходов должен принести выкуп земельных участков собственниками объектов недвижимости.

Непосредственно в проект программы приватизации пока включены ГУП "Баня N4", ГУПТП "Медтехника" и ГУП "Комбинат социального питания "Юность". Хочу заметить, что преобразование ГУП в хозяйственное общество со 100-процентным участием города доходов в бюджет не приносит. Кроме того, рассматривается вопрос о возможности приватизации акций нескольких уже принадлежащих городу хозяйственных обществ.

Также планируется приватизация аварийных зданий и малодоходных объектов нежилого фонда, находящихся в подвалах и цокольных этажах.

Хочу подчеркнуть, что в 2014 году мы не собираемся приватизировать предприятия, которые работают в сферах теплоснабжения, электроэнергетики, водоснабжения, пассажирского транспорта, сбора и переработки отходов. Наши планы приватизации также не распространяются на предприятия, которые так или иначе связаны с реализацией функций органов государственной власти.

- Георгий Сергеевич, а каковы перспективы реализации закона о капремонте жилого фонда?

- Закон "О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге" принят в трех чтениях Законодательным собранием. Я его подписал. Теперь, чтобы закон заработал, необходимо принять 12 постановлений правительства города. Часть из них уже принята, самые главные – еще нет.

Прежде всего, правительству города нужно утвердить долгосрочную Региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Санкт-Петербурге. На основе программы каждый год будут составляться краткосрочные планы ее реализации. Нам также предстоит узаконить размер минимального взноса граждан на капитальный ремонт, порядок привлечения подрядных организаций и другие регламенты, необходимые для работы новой системы капремонта жилого фонда.

Мы планировали запустить новую систему с января 2014 года, но договорились не ускорять события. Реформа федеральная, тема архиважная, она касается каждой семьи, каждого петербуржца. Ломается система, к которой жилищно-коммунальный комплекс привыкал десятилетиями. Плюс информация неполная – городская структура ВЦКП располагает примерно 65% данных о площадях квартир, которые необходимы для выставления счетов. А платить должны 100%. Поэтому сейчас ведутся переговоры об информационном обмене с региональным управлением Росреестра. Да и к уже собранным данным есть немало вопросов.

Поэтому с учетом сложности, неоднородности и даже уникальности нашего жилого фонда, особенно в историческом центре, 2014-й год, согласно закону, будет переходным. Региональному оператору программы капремонта надо дать время набрать штат и создать работоспособный коллектив. Собственникам нужно время, чтобы определиться с одним из вариантов аккумулирования взносов на капремонт – через региональный Фонд или на специальном счете дома. Кроме того, всем заинтересованным сторонам нужно привести к единому знаменателю имеющуюся у них информацию о жилом фонде.

Поэтому в 2014 году, пока Региональный оператор не заработал в полную силу, план капремонта сформирован по-старому, то есть районами. Но и ответственность за капитальный ремонт жилого фонда в 2014 году будет тоже лежать на районах. Причем ответственность персональная - подписывать проекты и сметы на капремонт многоквартирных домов будут заместители глав районов, отвечающие за ЖКХ. А новая система, когда исполнением программы капремонта будет управлять региональный оператор, заработает в полную силу с 2015 года.

- Какую сумму, и в какие сроки намерены сформировать? Как будет контролироваться расходование этих средств?

- О переходном периоде мы говорим еще и потому, что в 2014 году на капремонт будут тратиться только бюджетные деньги. Город выделяет субсидии в размере 7 млрд рублей. А средства, собранные на капремонт с собственников, пойдут на финансирование работ 2015 года.

Размер минимального ежемесячного взноса на капитальный ремонт для собственников помещений в 2014 году составит 2 рубля на 1 квадратный метр в месяц. Обязанность по уплате взносов возникает не сразу с января, а через четыре месяца после официального опубликования Региональной программы капитального ремонта, в которую включен данный многоквартирный дом.

Если программа будет утверждена и опубликована в январе, значит, платежи начнутся с мая 2014 года. В этом случае взносы собственников в 2014 году будут собираться 8 месяцев. Площадь жилых и нежилых помещений многоквартирных домов в Санкт-Петербурге сейчас составляет около 118 млн кв. м. По 2 рубля с метра за 8 месяцев получится порядка 1,9 млрд. К этим средствам в 2015 году бюджет города прибавит 7,1 млрд рублей. Таким образом, общий бюджет капремонта в Санкт-Петербурге на 2015 год составит не менее 9 млрд рублей. А фактически, я надеюсь, он будет еще больше. Если экономическая ситуация позволит, мы надеемся и в 2014-м, и в последующие годы за счет поправок бюджета выйти на уровень 10 млрд рублей. Эта цифра сегодня соответствует уровню годовой потребности Санкт-Петербурга в капитальном ремонте жилого фонда.

Постановления по контролю за расходованием средств, собранных с собственников за капремонт, уже приняты. Если говорить коротко, за целевым расходованием специальных счетов каждого дома и их сохранностью будут следить районы. Вместе с Жилищным комитетом они разработают планы проверок. Кроме того, губернатор и вице-губернатор наделены правом назначать внеплановые проверки специальных счетов.

Контроль за расходованием средств Регионального фонда возложен на КУГИ. Были предложения передать контроль за Фондом Жилищному комитету или Жилищной инспекции. Но я считаю, что процесс должна контролировать структура, не имеющая отношения к системе ЖКХ.

- Депутаты говорят о непрозрачности схемы выделения денег на ремонт, очередности попадающих под ремонт домов. Чему будет отдаваться приоритет при формировании программы ремонта - готовности горожан финансировать, состоянию дома или чему-то еще?

- Механизм выделения средств из бюджета максимально прозрачен. Собственники помещений вправе потребовать отчета об использовании их средств у регионального оператора или объединения собственников жилья, что делает данный механизм также прозрачным.

В переходный период, как я уже сказал, перечень подлежащих ремонту домов будет определяться районами. Параллельно региональный оператор займется мониторингом и обновлением базы данных паспортов многоквартирных домов. И с 2015 года место дома в очереди на капремонт будет определяться исключительно по законодательно закрепленным критериям оценки. Основные из них - продолжительность эксплуатации каждого конструктивного элемента, его техническое состояние, т.е. физический износ, а также наличие угрозы обрушений отдельных конструкций, т.е. их аварийность.

Согласно закону, региональная программа должна содержать перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории региона по всем необходимым видам работ (за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными). Иными словами, взносы на капремонт будут платить все собственники всех многоквартирных домов. Включая ведомства, юридические лица, властные структуры. Готовность жителей финансировать капремонт на место в очереди влиять не будет. Для тех случаев, когда собственники, минуя Фонд, открыли специальный счет для своего дома, но в назначенный срок не приступили к капремонту – не объявили конкурс, не обратились за субсидией и т.д. – предусмотрено принудительное вмешательство Регионального оператора.

- Как выглядит сегодня транспортная стратегия Санкт-Петербурга? Какое решение принято по транспортному сообщению нового терминала "Пулково"?

- Сейчас заканчивается разработка Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга до 2030 года. Этот документ, кроме всего прочего, предусматривает переход к развитию на основе территориальных экономических зон, определенных по принципу экономической самодостаточности, инфраструктурной связности и потенциала развития.

Все остальные стратегические документы, в том числе в области транспорта, будут составляться или корректироваться после принятия Стратегии-2030. На практике это будет выглядеть следующим образом. На основе Стратегии разрабатываются 6-летние планы социально-экономического развития города. Для их реализации будут составлены государственные программы Санкт-Петербурга. Одна из 17 госпрограмм будет называться "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" на период до 2020 года. В рамках этой программы планируется работа по созданию комплексной транспортной схемы города.

Могу сказать, что при проектировании и строительстве нового терминала аэропорта "Пулково" в транспортный каркас города мы уже заложили своего рода "коридор" для перевозок пассажиров внедорожным транспортом. Теперь к "Пулково" технически можно подтянуть как линию легкорельсового транспорта, которая соединит аэропорт с центром города, так и ветку железной дороги для организации интермодальных перевозок "Аэроэкспрессом" через пересадочный узел Балтийского вокзала.

Пока мы рассматриваем целесообразность реализации обоих этих вариантов, взвешиваем "за" и "против". В любом случае, ни тот ни другой проект быстро реализовать не получится, а пропускная способность аэропорта растет. Поэтому в начале следующего так называемого высокого туристического сезона, то есть в начале мая 2014 года, планируется сделать более интенсивным автобусное сообщение между станцией метро "Московская" и новым терминалом. Во-первых, сократить интервалы движения автобусными маршрутами N39 и NК-39, которые сейчас составляют 10-15 минут. Во-вторых, организовать по тому же маршруту безостановочное движение автобусов-экспрессов.

- Каким образом будет организовано транспортное обеспечение нового стадиона на Крестовском острове?

- Основная нагрузка ляжет на существующую станцию метро "Крестовский остров" и планируемую к строительству станцию "Новокрестовская". Станция "Новокрестовская" будет построена в продолжение Невско-Василеостровской линии. Следующей на этой ветке станет станция "Улица Савушкина", которая также войдет в строй к началу Чемпионата мира по футболу 2018 года. От станции "Улица Савушкина" болельщики будут попадать на стадион через новый пешеходный мост, который будет построен в створе Яхтенной улицы и соединит Приморский район с Крестовским островом.

Кроме того, в дни проведения матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года будут организованы специальные автобусные маршруты на Крестовский остров от станций метро "Чкаловская", "Петроградская" и "Василеостровская" с интервалом движения 2 мин.

Чтобы обеспечить надлежащий уровень транспортного обслуживания нового стадиона, а также повысить транспортную связность Василеостровского и Петроградского районов, разработан перечень мер по развитию дорожной инфраструктуры. Среди них - строительство моста через Неву в районе острова Серный, строительство набережной Макарова от 2-й линии Васильевского острова до ЗСД с мостом через Смоленку, реконструкция Песочной набережной и набережной Адмирала Лазарева с выходом на Леонтьевский мыс и Васильевский остров.

- Каковы основные достижения города в социальной политике? Что планируется на будущий год?

- В уходящем году объем социальных выплат увеличился на 1 млрд 172 млн рублей и составил 30 млрд 450 млн рублей. Но слово "достижения" мне кажется не очень уместным применительно к социальной политике. В этой сфере не нужно штурмовать новые высоты. Нужно просто делать свою работу так, чтобы все люди, которые имеет право на поддержку государства, ее получили. Это семьи с детьми, дети-сироты, инвалиды, ветераны Великой отечественной войны, просто пожилые петербуржцы.

Поддержка материнства и детства всегда была приоритетным направлением работы в социальной сфере. И главный результат нашей работы – продолжающееся улучшение демографической ситуации. Год назад население Петербурга превысило 5 миллионов. К сентябрю этого года нас стало на 50 тысяч больше. Пока статистических данных нет – год еще не кончился, но по итогам года число петербуржцев может превысить 5 млн 100 тыс. человек.

Среди семей предмет нашей особой заботы – многодетные семьи. Сегодня их у нас почти 20 тысяч, и год от года их становится больше. Третий ребенок в семье сейчас уже не редкость. Особая тема – усыновление. В Петербурге этот процесс идет активно. За 10 месяцев уходящего года петербуржцы приняли в свои семьи 1163 ребенка – это и усыновление, и опека, и другие формы устройства. Это на 29% больше по сравнению с прошлым годом.

Что касается поддержки пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, то здесь продолжалась обычная работа. Оказание социальных услуг, строительство специализированного жилья для одиноких пожилых людей. У нас уже 20 таких домов в разных районах города, и этот наш опыт востребован в других регионах России.

Также в этом году для повышения эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания принята "дорожная карта" на 2013-2018 годы. Эта долгосрочная программа позволит планомерно улучшать и развивать работу по социальному обслуживанию петербуржцев.

Бюджет города на 2014 год остается социально направленным. На социальную политику предусмотрено почти 55 млрд рублей. Все обязательства города будут выполнены в полном объеме, и в первую очередь - по обеспечению социальной поддержки детей и семей с детьми, многодетных семей, по обеспечению социальных выплат отдельным категориям пенсионеров, ветеранам труда, инвалидам.

- Каковы основные достижения города в сфере здравоохранения?

- Во-первых, это развитие системы медицинской профилактики. В городе в 2 раза увеличилось количество отделений медицинской профилактики во взрослых поликлиниках. В некоторых поликлиниках созданы кабинеты помощи в отказе от курения. Работает более 150 школ – это школы самоконтроля для больных сахарным диабетом, школы профилактики артериальной гипертонии, школы по отказу от курения и другие.

Во-вторых, это повышение доступности первичной медицинской помощи, в том числе за счет открытия центров врачей общей практики в местах массовой жилой застройки. В Петербурге сегодня ведется интенсивное жилищное строительство, а социальная инфраструктура не успевает за заселением новых микрорайонов. Выходом из этой ситуации стало создание негосударственных медицинских центров. У нас открылись первые 12 частных центров общеврачебной практики, работающих в системе ОМС. Они охватывают услугами первичной медицинской помощи около 60 тысяч человек. Стартовала программа в Приморском районе. А в августе такой негосударственный центр был открыт и в Красносельском районе для жителей квартала «Дудергофская линия». Сегодня Петербург – первый субъект РФ, где в системе ОМС работают более 100 частных компаний.

В-третьих, это дальнейшее внедрение современных технологий, включая электронную запись к врачам и выписку рецептов со штрих-кодами. Здесь не все отлажено, много нестыковок на уровне программного обеспечения, и услуги эти пока не охватывают весь город. Но, с другой стороны, положительные примеры – больше не удел отдельных особо продвинутых поликлиник.

Стала доступнее петербуржцам услуга записи на прием к врачу в электронном виде. Развивается сеть call-центров, работают порталы электронной записи, в поликлиниках установлены терминалы и инфоматы. Идет работа по объединению всех компонентов в единую систему, которая призвана упростить процедуру самозаписи и полностью избавиться от очередей в поликлиниках.

В следующем году доступной станет новая услуга – приложения для смартфонов, позволяющие записаться на прием к врачу с мобильного телефона. Также планируется активнее внедрять новые электронные сервисы, призванные упростить работу медицинского персонала – электронные медкарты, электронные больничные и рецепты.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще