Эксклюзив 30 декабря 2013 г. 12:27

Начальник Октябрьской железной дороги В.Степов: "Клиентоориентированность остается одним из ключевых принципов работы РЖД"

Начальник Октябрьской железной дороги В.Степов: "Клиентоориентированность остается одним из ключевых принципов работы РЖД"

В 2013 году исполнилось 12 лет с начала реформы железнодорожной отрасли в России и 10 лет с момента создания ОАО "Российские железные дороги". Входящая в состав компании Октябрьская железная дорога (ОЖД) является одной их крупнейших железнодорожных магистралей в России и обслуживает северо-западную часть страны с населением более 25 млн человек. Пути ОЖД проходят по территории Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской, Мурманской, Тверской, Московской, Ярославской областей, а также республики Карелия и имеют общую длину 13,323 тыс. км. По ней первыми пошли скоростные "Сапсаны", "Ласточки" и "Аллегро". За 2012 года на полигоне в общей сложности перевезено 149,5 млн пассажиров и 247,4 млн тонн грузов. О том, как менялась Октябрьская железная дорога, и какие перспективы ждут полигон в ближайшие годы, рассказал в интервью "Интерфаксу" начальник ОЖД Виктор Степов.

- Виктор Васильевич, в этом году ОАО "РЖД" исполнилось 10 лет. За это время железнодорожная отрасль претерпела много изменений, и говорить о завершении реформы еще рано. Расскажите, пожалуйста, какую роль Октябрьская железная дорога играет в развитии общероссийской компании?

- Действительно, в последние годы проведена масштабная внутренняя реорганизация, призванная повысить эффективность управления и привести его качество в соответствие с рыночной позицией компании. С 1 октября 2012 года все железные дороги сети де-юре преобразованы в Региональный центр корпоративного управления. В новом статусе дороги на региональном уровне координируют структурные подразделения филиалов, дочерних и зависимых обществ холдинга. Начальники дорог получили ряд новых функций, в том числе по обеспечению эффективных коммуникаций с бизнес-сообществом и органами государственной власти в регионе.

По сути, в результате реформирования отрасли, перехода на рыночные условия работы роль железной дороги изменилась коренным образом: если раньше мы выступали в роли монополиста, к которому все сами приходили, то теперь мы боремся за клиента наравне с другими. Компания пришла к необходимости перестраиваться и добиваться эффективности в конкурентной среде, организовывать свою деятельность с учетом законов рынка. Именно поэтому сегодня клиентоориентированность остается одним из ключевых принципов работы в ОАО "РЖД".

А чтобы всегда успевать за рыночными изменениями и своевременно на них реагировать, вся образовательная система холдинга выстроена таким образом, чтобы обеспечить необходимый уровень компетенций работников.

За пять последних лет почти 200 руководителей прошли обучение по специальной корпоративной образовательной программе холдинга "РЖД" в модульном формате Executive MBA на базе Стокгольмской школы экономики. В этом году там же открылась новая корпоративная образовательная программа по маркетингу, ее уже закончили первые 40 сотрудников.

Мы также проводим для своих кадров обучение в очной, очно-заочной, дистанционной формах, проводим лекции, семинары, конференции, курсы, сетевые школы, деловые игры, бизнес-кейсы и т.д. Все шире используется потенциал Корпоративного университета ОАО "РЖД", его филиал открыт в Санкт-Петербурге. Мы анализируем зарубежный опыт, для чего организуются специальные командировки.

С 2009 года мы активно внедряем систему бережливого производства "Lean", и это приносит реальные финансовые результаты. По итогам внедрения технологий бережливого производства в 2013 году на полигоне дороги удалось сэкономить более 390 млн рублей, что почти в 2 раза больше, чем в 2012 году. А экономия благодаря рационализаторской деятельности и тиражированию проектов улучшений составила более 1 млрд рублей.

Если говорить о том, куда мы движемся, то, в первую очередь, наверное, следует сказать об индивидуальном подходе к потребностям клиентов в разных сегментах рынка. В грузовом комплексе это позволило нам организовать адресную работу с клиентом независимо от объемов погрузки. Мы преобразуемся в транспортно-логистический холдинг и будем продавать уже не простую услугу перевозки по железной дороге, а логистический продукт, включающий в себя пакет услуг, сформированный с учетом индивидуальных потребностей клиента. Учитывая, что в составе холдинга "РЖД" появились такие компании, как "РЖД-Логистика" и ЖЕФКО, мы получили возможность войти в сегменты рынка, где ранее не были представлены. Реализация этого направления позволит не только увеличить объемы перевозок грузов, но и доходность грузовых перевозок в целом.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об объемах грузовых и пассажирских перевозок в текущем и будущем годах, каковы ваши прогнозы на средне- и долгосрочную перспективы?

- Касаясь грузового комплекса, необходимо отметить, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, Октябрьская дорога сумела выйти по показателям погрузки на уровень 2012 года и даже немного его превысить. Ожидаемый объем погрузки грузов Октябрьской железной дороги в текущем году составит 103,5 млн тонн, что на 0,8% выше уровня 2012 года. Прирост погрузки обеспечен такими номенклатурами, как железная руда, удобрения, импортные грузы.

В будущем году мы также планируем не сбавлять темпов и выйти с положительным результатом. Прогноз объемов погрузки в 2014 году составляет 106,5 млн тонн, что на 2,8% выше ожидаемой погрузки 2013 года. Несмотря на имеющиеся риски, связанные с негативными экономическими тенденциями, возможные точки роста в 2014 году - это лесные грузы за счет роста экспортных перевозок круглых лесоматериалов в Финляндию; удобрения, где основной рост погрузки ожидается по ЗАО "СЗФК" (ГОК "Олений ручей") в связи с окончанием периода отладки производственного и погрузочного процессов и постепенным наращиванием объемов погрузки. Также мы ожидаем увидеть рост по строительным грузам за счет увеличения поставок щебня на объекты строительства новых железнодорожных веток.

Кстати, говоря о грузоперевозках, необходимо отметить проект "Комплексная реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива". Планируется, что к 2020 году, в соответствии с генеральной схемой развития, только железнодорожный грузооборот порта Усть-Луга достигнет 120 млн тонн грузов. Реализация этого проект необходима для наращивания экспортного потенциала России и переориентации грузопотоков, поступающих в прибалтийские порты. Кроме того, проект способствует развитию прилегающих территорий Ленинградской области, обеспечивает повышение занятости населения, развивает энергетическую и транспортную инфраструктуру региона.

В сегменте пассажирских перевозок в целом по итогу 2013 года также планируется хоть и незначительный, но рост показателей. Общее количество отправленных со станций и вокзалов ОЖД пассажиров составит порядка 145,8 млн человек. Из них в пригородном сообщении - 128,8 млн пассажиров, в дальнем следовании - порядка 17 млн человек.

Хотелось бы подробней остановиться именно на пригородном комплексе и на каждой пригородной компании, которые работают на полигоне нашей дороги.

Объем перевозок ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОАО "СЗППК"), которая обслуживает большую часть регионов дороги, снизился на 4,8% к уровню 2012 года. Это обусловлено, в первую очередь, снижением объемов заказа услуг транспортного обслуживания населения со стороны региональных администраций, а также ростом тарифа, устанавливаемого субъектами РФ.

В среднесрочной перспективе объем перевозок ОАО "СЗППК" должен сохраниться на текущем уровне с незначительным приростом в 1-3% в год. По Санкт-Петербургу и Ленинградской области объем перевозок будет увеличиваться на 5-10% при условии утверждения разрабатываемой комплексной схемы транспортного обслуживания населения Петербурга и Ленинградской области, которая предусматривает отмену дублирующих маршрутов автотранспорта и организацию подвоза пассажиров к поездам пригородного сообщения от близлежащих населенных пунктов.

По другим субъектам РФ (Псковская, Новгородская, Мурманская области и республика Карелия), обслуживаемых ОАО "СЗППК", в 2014 г. ожидается снижение объема перевозок на 5-40% в зависимости от субъекта. Это связано с формированием новых условий заказа на транспортное обслуживание регионов. Дело в том, что раньше перевозчик организовывал перевозку пассажиров в том объеме, который необходим для полного удовлетворения потребностей населения субъектов в перевозках, невзирая на убыточный их характер, а субсидии выделялись субъектами РФ по остаточному принципу. Теперь же ответственность за организацию транспортного обслуживания населения будет разделена в равной степени между ОАО "РЖД" и администрациями субъектов РФ. Это - не новые правила, это закрепленные законом нормы организации пригородного железнодорожного сообщения в нашей стране, которые до этого, к сожалению, субъектами не исполнялись. Пригородные компании - лишь исполнители заказа на перевозку, который, как и тариф, формируется субъектом.

Еще одна пригородная компания, осуществляющая перевозки в границах Октябрьской дороги - Московско-Тверская. В Московском транспортном узле (МТУ) на Октябрьском направлении за 2013 год отправлено более 40 млн пассажиров. Рост к прошлому году составил более 9%. Среднесрочные перспективы этого направления предполагают внедрение автоматизированной системы оплаты, контроля и учёта проезда в пригородных электропоездах (АСОКУПЭ) на всех пассажирообразующих станциях, развитие скоростного пригородного железнодорожного сообщения. Рассматриваются возможности интеграции с транспортной системой Москвы и Подмосковья: развитие транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), перехватывающих парковок, подвозящего к железной дороге автобусного транспорта, работа малого кольца Московской железной дороги, развитие системы единого проездного документа. В среднесрочной перспективе рост пассажиропотоков в МТУ может составить до 40-60% за несколько лет. В то же время пригородные перевозки Октябрьского полигона центральной части РФ за его пределами будут развиваться путем оптимизации перевозочного процесса. Роста пассажиропотоков в среднесрочной перспективе здесь не предполагается.

- Расскажите, пожалуйста, о том, каковы, на ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития скоростного сообщения на полигоне ОЖД? Будут ли необходимы какие-либо инфраструктурные изменения?

- Роль Октябрьской железной дороги как ключевого звена в транспортной системе страны во многом обусловлена географическим положением магистрали, связывающей крупнейшие мегаполисы страны - Москву и Санкт-Петербург, а также Россию с европейскими странами-соседями Финляндией, Эстонией и Латвией.

Организация скоростного движения - это самый значимый проект не только для Северо-Запада, но и для всей страны. Сегодня скоростные поезда "Сапсан" между Москвой и Санкт-Петербургом стали неотъемлемой частью социальной инфраструктуры для жителей этих двух городов. С начала эксплуатации "Сапсаны" перевезли свыше 10 млн пассажиров, из них порядка 8 млн пассажиров на линии Санкт-Петербург - Москва. Средняя населенность этих высокоскоростных поездов составляет порядка 100%, а в некоторые сезонные периоды превышает эту цифру. На сегодня это самый рентабельный поезд в пассажирских перевозках.

Вторым главным этапом организации скоростного движения стал выход на международный уровень. В конце 2010 года открыта коммерческая эксплуатация высокоскоростного электропоезда "Аллегро" на направлении Санкт-Петербург - Хельсинки со скоростями движения на территории России до 200 км/ч, на территории Финляндии - до 220 км/ч. Это воплощение решения Правительств России и Финляндии об организации скоростного сообщения между нашими соседними странами. В результате время следования между Санкт-Петербургом и Хельсинки сокращено с 5 часов 20 минут до 3 часов 30 минут. С момента ввода в эксплуатацию, с декабря 2010 года, поезда "Аллегро" перевезли свыше 1 млн человек. Поезд пользуется все большей популярностью. Именно поэтому, так как появился спрос, здесь тоже активно начали применяться маркетинговые инициативы. К примеру, введена услуга электронной регистрации, сейчас на утренний рейс действует скидка более 50%. А совсем скоро для пассажиров на Финляндском вокзале и вокзале города Выборга начнут работать магазины беспошлинной торговли (duty free). И здесь для пассажиров "Аллегро" будут бонусы - заказ можно будет оформить заранее через Интернет, и останется только получить его перед отправлением состава.

Нельзя не сказать и о электропоезде "Ласточка". Сегодня это новейший скоростной состав, который курсирует в пригородном сообщении, который успешно эксплуатируется в Сочи, Казани, на участке Санкт-Петербург - Великий Новгород - Бологое, между Москвой и Нижним Новгородом. К тому же, в пиковые периоды перевозок дополнительные рейсы "Ласточки" курсируют между Петербургом и Москвой. С начала эксплуатации в России "Ласточки" перевезли уже более 230 тыс. пассажиров. Проект не имеет нареканий и пользуется большой популярностью у пассажиров. Без сомнения, его ждет большое будущее.

Положительный опыт использования скоростных поездов сообщением Санкт-Петербург - Великий Новгород и Санкт-Петербург - Бологое, а также заинтересованность населения в таких критериях, как выигрышное сочетание комфорта и скорости перевозки наряду с конкурентоспособным ценообразованием, прямо указывают нам пути дальнейшего развития. Компании-перевозчики не только пригородного, но и дальнего следования, проявляют повышенный интерес к такого рода подвижному составу. А это показатель того, что рынок пассажирских перевозок пополнился новым динамично-развивающимся востребованным сегментом. Предпосылками к развитию скоростного сообщения на дороге является возможность пополнения парка скоростных поездов "Ласточка", высвобождающихся после проведения Олимпийских игр в г.Сочи. При этом стоит принять во внимание целесообразность их дальнейшей коммерческой эксплуатации на полигоне Октябрьской дороги ввиду достаточно высокого технического уровня инфраструктуры главного хода (Санкт-Петербург - Москва - ИФ) и некоторых других основных направлений, а также того, что пригородный пассажиропоток дороги занимает 2-е место по сети. В качестве перспективных намечены и прорабатываются следующие варианты направления для организации ускоренного движения: Санкт-Петербург - Петрозаводск и Санкт-Петербург - Выборг. Также будет рассматриваться возможность других вариантов использования скоростного подвижного состава, например, на маршрутах с планируемым тактовым движением. Стоит отметить, что для решения этих задач потребуются значительные инфраструктурные изменения.

В современных реалиях развитой конкурентной борьбы за сегменты рынка и в условиях ограничения централизованного финансирования, сопровождение подобных бизнес-проектов будет однозначно связано с привлечением сторонних инвестиций. Поэтому актуальная задача дороги заключается в том, чтобы сформировать критерии сбалансированного предложения для привлечения бизнеса в развитие пассажирских перевозок. Необходимо создать на данной "площадке" полноценный, коммерчески-привлекательный бизнес-проект, направленный на повышение уровня качества обслуживания пассажиров. Нужен идеологически новый подход к образованию транспортно-коммерческих пассажирских комплексов при неукоснительном соблюдении требований технологии работы железной дороги и транспортной безопасности.

Могу вас заверить, что такая работа на дороге уже ведётся в рамках дорожных проектных офисов и рабочих групп. Поддержка таким начинаниям существует даже на государственном уровне: уже разрабатывается и в ближайшем будущем будет внесён законопроект.

- Последнее время остро встает вопрос о субсидировании государством железнодорожных перевозок в так называемом регулируемом сегменте, в плацкартных и общих вагонах. Что вы думаете о последней инициативе, которая исходит от Минфина, а именно прекращении субсидирования железнодорожных перевозок в поездах, следующих на расстояние свыше полутора тысяч километров? Как это отразится на железной дороге, пассажирах и компании в целом?

- В действующей системе регулирования государство приняло на себя обязательства по установлению тарифов для пассажиров в социальном сегменте перевозок ниже себестоимости и 100%-ой компенсации выпадающих доходов перевозчика. При этом уже сейчас государство не участвует в определении ключевых параметров перевозок и устанавливает предельный лимит бюджетных обязательств ниже фактического спроса. Вследствие этого в 2011-2013 годах ОАО "Федеральная пассажирская компания" столкнулось со значительным дефицитом государственных субсидий, компенсируя его за счёт собственных доходов. На компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования, государство в 2014 году выделит 23,6 млрд рублей. Вместе с тем, с учетом обнуления индексации тарифов потребность в субсидиях дальних пассажирских перевозок составляет 29,3 млрд рублей. Таким образом, дефицит по итогам будущего года составит 5,7 млрд рублей.

Вопрос дальнейшего сокращения субсидий, в том числе и прекращение субсидирования железнодорожных перевозок на расстояние свыше полутора тысяч километров, с одной стороны может привести к увеличению стоимости проезда для пассажиров, что серьёзно повлияет на социально незащищённые категории граждан и приведёт к снижению мобильности населения. С другой стороны это может и вовсе привести к уменьшению количества поездов, что в свою очередь вызовет рост недовольства и социальной напряжённости в затрагиваемых регионах.

- Каковы планируемые объемы инвестпрограммы ОЖД на 2014 год? Какие основные объекты будут в нее включены?

- В настоящее время лимит инвестиционной программы на 2014 год составляет более 48 млрд рублей, а план ввода основных фондов составит более 64 млрд рублей. К первоначальному плану 2013 года прирост составит 19%. В целом же объем инвестиций Октябрьской дороги составляет 12% от общего объема инвестиций по ОАО "РЖД" и занимает первое место без учета Олимпийских объектов, реализуемых на Северо-Кавказской железной дороге.

В следующем году мы продолжим реализацию важнейших стратегических проектов, среди которых "Комплексная реконструкция    участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и ж/д подходов к портам на южном берегу Финского залива", "Строительство четвертого главного пути на участке Москва - Крюково", "Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург Бусловская" и связанный с ним вынос грузового движения на отдельное направление, "Реконструкция станции Бабаево", строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг - Приморск - Ермилово. Также средства будут направлены на обновление подвижного состава, строительство и реконструкцию искусственных сооружений и пр.

- На какой стадии находится реализация проекта выноса грузового движения с Выборгского направления, где ходит поезд "Аллегро", на линию Лосево - Каменногорск и строительство второго пути на участке Выборг - Каменногорск? Кто является участниками проекта, и как поделены между ними зоны ответственности? Как Вы можете спрогнозировать дальнейшую реализацию проекта, не грозит ли ему заморозка?

- Проект "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги" предусматривает реконструкцию линии Санкт-Петербург - Бусловская для организации движения скоростных поездов и вынос грузового движения поездов на направление Ручьи - Сосново - Лосево - Каменногорск - Выборг. Участниками проекта являются ОАО "РЖД" и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

ОАО "РЖД" в рамках проекта выполняет работы по реконструкции участков Сосново - Лосево-1, Выборг-Каменногорск со строительством второго пути, а Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) выполняет строительство новой электрифицированной двухпутной железнодорожной линии Лосево - Каменногорск.

Завершены работы по строительству вторых путей и электрификации участка Сосново - Лосево-1, строительству станции Лосево-1, участок сдан во временную эксплуатацию. На участке Выборг - Каменногорск завершена реконструкция станции Таммисуо, Возрождение и Каменногорск, строительство электрической централизации станций, выполнено 75% работ по строительству пассажирских платформ, в полном объеме выполнено строительство искусственных сооружений, ведутся работы по реконструкции переездов и строительству контактной сети.

Открыто движение поездов по двум путям на участке Выборг - Таммисуо, Гвардейское - Возрождение, в ближайшее время планируется открыть движение по двум путям на участке Возрождение - Каменногорск.

В инвестиционной программе ОАО "РЖД" на 2014 год заложен лимит финансирования для полного завершения работ по проекту "Реконструкция участка Выборг - Каменногорск".

Росжелдор с привлечением ассигнований Инвестиционного фонда РФ реализует проект "Строительство новой линии Лосево - Каменногорск с целью переноса грузового движения к портам Финского залива на направление Ручьи - Петяярви - Каменногорск - Выборг". Проект предусмотривает строительство двухпутного электрифицированного железнодорожного участка длиной 62 км, с устройствами электрической централизации, строительством станций Дружное и Озерское, трех тяговых подстанций, 9 автопутепроводов, 5 железнодорожных путепроводов и 5 железнодорожных мостов.

На сегодняшний день выполнено сооружение земляного полотна на перегоне Лосево - Дружное, станции Дружное, перегоне Дружное - Озерское, станции Озерское почти в полном объеме. Ведутся работы по сооружению земляного полотна на перегоне Озерское - Каменногорск. Выполнено строительство станции Дружное и станции Озерское. Ведутся работы по установке опор контактной сети и прокладке кабелей устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи. Общее выполнение по строительству трех тяговых подстанций составляет 80%. На подстанциях выполнена планировка и отсыпка площадок, завезено и смонтировано электросиловое оборудование.

Министерством транспорта РФ определен срок ввода объекта (линия Лосево - Каменногорск) в эксплуатацию в июле 2014 года.

- Утверждена ли генеральная схема развития транспортного узла Санкт-Петербурга и области? Что нового уже точно появится к 2020 году, а чего из желаемого все же не будет?

- Могу вам сказать, что на сегодняшний день основные параметры генеральной схемы развития транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области, разработанной ОАО "Ленгипротранс", рассмотрены и согласованы Октябрьской железной дорогой, администрациями Санкт-Петербурга, Ленинградской области и сопредельных субъектов Российской Федерации. Вопрос об окончательном утверждении генеральной схемы планируется включить в повестку заседания Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, намеченного на январь 2014 года.

О 100% реализации конкретных проектов к 2020 году, по моему мнению, говорить сейчас несколько преждевременно. Многое будет зависеть от обеспечения инвестиционной программы в условиях ограниченности финансовых ресурсов.

Приоритетным направлением на краткосрочную перспективу, со значительной долей уверенности, будет являться развитие инфраструктуры, в том числе пассажирской, (например, строительство новых транспортно-пересадочных узлов и строительство дополнительных путей, в том числе III - главного пути на участке Санкт-Петербург - Главный - Обухово-Колпино.

Говоря о более отдаленных перспективах, можно отметить, что к 2020 году в результате консолидированного развития железнодорожной инфраструктуры и петербургского метрополитена должна появиться система скоростного рельсового транспорта Петербургской городской агломерации. Кроме того, должен быть исключен массовый пропуск транзитно-грузовых потоков через плотно заселённые зоны Санкт-Петербурга. Также к 2020 году улучшатся условия и технология пригородных и региональных перевозок на балтийском направлении, на связях с Всеволожским районом, с городами и посёлками, тяготеющими к Киришскому направлению.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще