Эксклюзив 11 июня 2014 г. 09:32

Академик В.Квинт: "Научно-технический потенциал, туризм и ключи к Арктике - главные преимущества Петербурга в стратегии развития до 2030 года"

Академик В.Квинт: "Научно-технический потенциал, туризм и ключи к Арктике - главные преимущества Петербурга в стратегии развития до 2030 года"

 Правительство Петербурга приняло стратегию экономического и социального развития города до 2030 года. Временно исполняющий обязанности губернатора северной столицы Георгий Полтавченко уже заявил, что данный документ станет его предвыборной программой: это тот сценарий, по которому Петербург будет развиваться в ближайшие десятилетия. О том, какие цели поставлены в стратегии, каким будет Петербург через 15 лет, как сделать обещания реальностью, рассказал в интервью "Интерфаксу" один из главных авторов документа, заведующий кафедрой стратегии, территориального развития и качества жизни Северо-Западного института управления Президентской академии, доктор экономических наук, иностранный член РАН Владимир Квинт.

- Владимир Львович, недавно правительство Санкт-Петербурга приняло стратегию экономического и социального развития города до 2030 года. Вы стали одним из главных ее создателей. Расскажите, на каких принципах строился этот документ?

- Прежде всего, надо подчеркнуть, что стратегия никогда не рождается, если она не имеет стратегического лидера и его энтузиазма идти в этот сложный процесс - разработки и реализации стратегии, когда тысячи, а то и миллионы людей должны поверить в целесообразность предлагаемой доктрины. Таким человеком, бесспорно, стал губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко. Стратегия всегда требует повседневного кропотливого труда по сбору информации, организации деятельности многих людей по стратегированию. Этим человеком стал глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию городского правительства Анатолий Котов.

В процессе разработки стратегии применялся подход к стратегированию, который я разрабатываю долгие годы и который предполагает, прежде всего, выявление конкурентных преимуществ. Поскольку если такого преимущества нет - то зачем тратить деньги? Бывает и так, что конкурентное преимущество было когда-то - тогда необходимо оценить, при каких инвестициях восстановление этого конкурентного преимущества можно вновь обеспечить лидерство в той или иной сфере. Еще один вариант - если появилось какое-то новое конкурентное преимущество: патент, изобретение, новые люди с уникальной специализацией. При инвестициях в эти новые преимущества можно завоевать мировое лидерство, нишу на мировом рынке.

Как только выявляются конкурентные преимущества, они сопоставляются с приоритетами страны. Если приоритетам страны нужно это конкурентное преимущество, то вокруг него и можно строить стратегию и концентрировать ресурсы.

Таким явным конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга является его научно-технический потенциал. Конечно, в 1990-е годы многое было утеряно, но Санкт-Петербург до сих пор лидирует в нашей стране в этой сфере. Ведь в среднем по стране научный потенциал обеспечивает вклад в валовой национальный продукт в 5,7%, а в Санкт-Петербурге этот фактор обеспечивает около 17% валового регионального продукта. Его развитие и есть экономика знаний.

Другой важнейший приоритет - это развитие туризма. Санкт-Петербург, бесспорно, имеет здесь свои преимущества, свои уникальные туристические направления, которые невозможно обойти конкурентам. Нужно развивать индустрию туризма и гостеприимства. В России ее недооценивают, и зря: по вкладу в мировой продукт туризм - это индустрия номер один. 9% мирового продукта - именно туризм.

Третье преимущество, на котором надо развивать конкурентные преимущества и на их основе реализовывать приоритеты Санкт-Петербургу, - это ключи к Арктике. Минимум 50% территории России находится в Арктической зоне или в зоне вечной мерзлоты, в зоне Крайнего Севера. Ключи к освоению этой территории - в Петербурге.

Когда-то, еще в 1980 году, я начал подготовку первой - и пока что последней в истории - экономической экспедиции по всему Северному морскому пути. Задача была - изучить производительные силы, природные ресурсы, инфраструктуру вокруг Севморпути и так далее. Мы собрали огромный массив информации, побеседовали с геологами, главами предприятий и другими профессионалами и руководителями. Так вот тогда мы начинали нашу экспедицию в Санкт-Петербурге: посмотрели, какие мощности у наших заводов, которые строят ледокольный флот и суда усиленного ледового класса, какие научные институты занимаются изучением той части России.

Сейчас эта роль Санкт-Петербурга как ворот к освоению Арктической зоны только-только начинает вновь восприниматься, возрождаться.

- И каким будет Санкт-Петербург через 15 лет?

- Если коротко ответить на Ваш вопрос, каким будет город в 2030 году, то можно сказать, что это будет, во-первых, наукоград, во-вторых, это будет "умный" город. Это значит, что роль автоматизированных систем управления значительно возрастет, как и роль компьютеризации города. Это улучшит доступ населения к услугам, а их качество повысится. Постепенно все охватит компьютеризация, и Санкт-Петербург станет smart city - "умным городом".

Кроме того, к 2030 году резко изменится образовательный потенциал и структура образования. Если мы хотим реализовывать стратегию, то кадры в городе нужно будет готовить не вообще, а с акцентом на те приоритеты, которые в стратегии обозначены. Значит, нужны будут кадры инженерно-технической направленности, средний технический персонал будет крайне востребован. Город станет более инженерно-ориентированным.

Туризм тоже надо развивать очень сильно, в него надо вкладывать. Качество обслуживания, объем услуг необходимо развивать. Если это делать, то к 2030 году Санкт-Петербург будет более гостеприимен по отношению к туристам.

Конечно, очень важно, чтобы был создан специализированный научно-технический потенциал в Санкт-Петербурге, который позволит городу восстановить свою роль ворот в Арктику. Сегодня очень слабое судостроение в стране в принципе. Я часто бываю в Южной Корее, и невозможно даже представить себе, чтобы российское судостроение достигло их уровня в ближайшие годы. Скажем, у них верфи, где одновременно строятся, допустим, сразу 42 судна. Это совсем другой масштаб. У Санкт-Петербурга нет никаких природных ограничений, чтобы не создать этот потенциал, но над этим надо очень много работать.

Все это потребует нового качества подготовки и обучения лидеров и административно-управленческого персонала. Поэтому и была создана в Северо-Западном институте управления Президентской академии при большой поддержке директора Владимира Шамахова кафедра стратегии, территориального развития и качества жизни. Наша кафедра - первая кафедра по стратегии на Северо-Западе и вторая в стране.

-Почему стратегирование стало столь актуальным сейчас?

- После распада СССР Россия переживала падение уровня жизни, снижение темпов экономического роста. До сих пор не восстановили многие отрасли промышленности даже к уровню1990 года. А за это время произошли новые научно-технические революции, особенно в информационной сфере. Надо догонять, а в стране нет ресурсов. Раз существует дефицит ресурсов, нужно не только разработать грамотную асимметричную стратегию с узким числом приоритетов, но и сосредоточить на этих приоритетах весь объем ресурсов. Потому что без ресурсов даже хорошая стратегия превращается просто в набор добрых пожеланий. Ну, скажем: пусть все будут жить до 100 лет. А какие ресурсы для этого потребуются, чтобы обеспечить среднюю продолжительность жизни в 100 лет? Для всего нужны ресурсы. Нужно сконцентрировать их на правильно обоснованных приоритетах. Это все и есть процесс стратегирования: выбираются конкурентные преимущества, на их основе вырабатываются приоритеты, а затем происходит ресурсный анализ и дальнейшая работа.

Сам термин "стратегирование" настолько новый, что трудно было его внедрить в умы, но мне повезло. Вначале его очень стал поддерживать на федеральном уровне министр регионального развития Игорь Слюняев, а затем и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко очень серьезно отнесся к этой теме, изучил проблему.

Санкт-Петербург стал самым первым городом в России, который разработал стратегию по новой методологии. Поэтому появление здесь такой кафедры не только обоснованно, но и необходимо. Директор Северо-Западного института управления Владимир Шамахов пригласил, понимая, насколько это важно для города.

Надеюсь, что уже через несколько лет появятся профессионально подготовленные к разработке и реализации стратегии кадры.

- Какие, на Ваш взгляд, отрицательные стороны в жизни Санкт-Петербурга нужно нивелировать, чтобы можно было реализовать принятую стратегию? Что может помешать реализовать стратегию?

- В стратегировании очень важно не свалиться в пропасть экономического детерминизма, где все зависит только от экономической ситуации. Культурная жизнь, духовная жизнь, религия на многоконфессиональной основе - все это нужно вернуть в жизнь города, сохранять. Нужна общая культура в городе, толерантность.

Культурный риск как явление, фактор и новая стратегическая категория может плодотворно изучаться совместными усилиями стратегов, экономистов и культурологов. А игнорирование влияния этого феномена на разработку и реализацию стратегии снижает ее эффективность, ведет к сложным негативным экономическим и социальным последствиям.

Прежде всего, стратегии может помешать смена политической воли лидера. Сегодня наш губернатор проявил такую волю, и министр регионального развития хочет посмотреть на пример Санкт-Петербурга и, возможно, в будущем применить стратегирование к другим регионам страны. С этой целью - для обсуждения этого опыта - в Санкт-Петербурге возможно состоится выездная коллегия министерства в начале осени.

В стратегировании есть понятие "спусковой крючок" для начала разработки новой стратегии. Например, если появились принципиально новые внешние условия, обострилась какая-то проблема. Типичный "спусковой крючок" - появление нового лидера. Но поскольку в Санкт-Петербурге это далеко не личный интерес губернатора, и даже не интересы только жителей, а общенациональный интерес, то, я думаю, эта стратегия будет реализована.

- Какие меры нужно принять, чтобы стратегия не осталась просто документом, а была действительно реализована?

- В стратегии есть 17 целей, под каждую из них нужно разработать программу с обеспечением ресурсами. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг этого процесса. Стратегия мертва, если между планированием и контролем нет мотивации. Нужно создать механизм мотивации - не только моральной, но и материальной. Ведь СССР в значительной степени дезинтегрировался потому, что не было эффективной системы и высокого качества услуг и продукции, а также мотивации к качественному труду.

- То есть вы с оптимизмом смотрите на реализацию стратегии?

- Конечно! Стратег должен быть оптимистом. Представьте, что вы разработали стратегию, приходите к заказчику и говорите: ну я вообще-то разработал, может, и получится что-то, а может, и нет. Стратегический лидер должен вести массы за собой. Если вы честны перед собой и имеете достаточно оснований полагать, что процент вероятного успеха этой стратегии высок (не менее 25%), то можно идти в эту стратегию.

Стратеги должны уметь держать удар, направленный на них силами рыночной инерции, часто весьма негативной и опасной, и особенно - выдерживать напор конкурентов. Стратеги должны поддерживать свой оптимизм на всех этапах развития и, в частности, в ходе реализации стратегий, в которые вовлечено огромное число людей. В стратегии стойкость и выдержка являются ближайшими родственниками победы.

- С учетом Вашего международного опыта, как Вам кажется, сохранит ли Санкт-Петербург конкурентоспособность на фоне европейских столиц?

- Есть все основания для этого. Одно из главных правил построения хорошей стратегии - необходимо всегда переоценивать конкурента. Никому почти никогда не известен точный объем доступных конкурентам ресурсов, особенно их стратегия оптимизации этих ресурсов. Более того: слабый конкурент - не обязательно побежденный конкурент. Переоценка конкурентов не даст застичь вас и ваши стратегии врасплох.

Эффективная стратегия в условиях высокого ресурсного дефицита должна строиться на вложениях в конкурентные преимущества. Хоть это и сложные процессы, но в основном управляемые. У стратегирования есть много определений, и вот, например, Игорь Слюняев любит такое определение: стратегирование – это управление результатом.

- Вы согласны с этим определением?

- Да, конечно, это один из главных аспектов стратегирования . Не единственный, но один из.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще