Эксклюзив 23 сентября 2014 г. 14:58

Губернатор Заполярья М.Ковтун: "Мурманская деловая неделя призвана объединить компании, нацеленные на разработку арктического шельфа"

Губернатор Заполярья М.Ковтун: "Мурманская деловая неделя призвана объединить компании, нацеленные на разработку арктического шельфа"

             Заполярье готовится к III Мурманской международной деловой неделе, которая пройдет 17-21 ноября и будет включать в себя конференцию «Освоение Арктики: шаг за шагом», «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евро/Арктического региона: взгляд в будущее», выставку «SevTec`14 – технологии и оборудование для Арктической зоны РФ» и впервые — туристическую площадку «Made in Arctic». Подготовительная работа шла, в том числе, на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014», где губернатор Мурманской области Марина Ковтун подписала соглашение с министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым. О том, что дает Заполярью подписанное соглашение, об инвестиционных проектах и роли Мурманской области в освоении Арктики губернатор Заполярья рассказала в интервью «Интерфаксу».

            - Марина Васильевна, в ходе международного инвестиционного форума «Сочи-2014» подписано соглашение с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. В чем его суть, что несет в себе соглашение для Мурманской области?

            - Я должна начать с того, что соглашение определяет взаимоотношения между министерством торговли и правительством Мурманской области. Оно носит рамочный характер, однако в нем зафиксированы очень важные позиции для нас, в частности, по развитию новых кластеров. Для нас достаточно новым является горнопромышленный кластер в части разработки редкоземельных металлов. Здесь мы надеемся попасть в федеральную программу со своими проектами, они имеют для нас важное перспективное значение, поскольку сегодня спрос на редкоземы в стране и за рубежом велик.

            Сегодня основной объем редкоземельный металлов сосредоточен на Кольском полуострове (15% от мирового запаса). И если до недавнего времени все с удовольствием потребляли продукты редкоземов, закупая их за рубежом, то теперь пришло время обратиться к собственным ресурсам. Для того чтобы поставить это на хорошую промышленную основу, нам необходимо участвовать и в целевой федеральной программе, и, конечно же, постоянно взаимодействовать с министерством торговли, и я надеюсь, что взаимодействие будет налажено.

            Мы договорились с министром Денисом Мантуровым провести встречу уже после форума, достаточно подробную по целому спектру вопросов, которые мы определили для дальнейшего сотрудничества. Эта встреча объединит не только специалистов правительства Мурманской области, профильных министров, но и специалистов министерства торговли. Я думаю, что с этого мы работу и начнем.

            - Впереди III Мурманская международная деловая неделя, наверняка вы пригласили на нее кого-то здесь, в Сочи. На деловой неделе Заполярье будет представлять важнейшие проекты, расскажите о них подробнее.

            - Вы совершенно правы, для нас форум в Сочи имеет рабочий характер, здесь мы готовим отчасти свою Мурманскую деловую неделю, налаживаем контакты, определяем актуальность тех вопросов, которые будут подниматься на Мурманской деловой неделе. Для нас будет важно объединить все заинтересованные организации, компании, которые нацелены на разработку арктического шельфа. И это такие компании, как «Газпром», «Роснефть», «НОВАТЭК».

            Мы очень мощно поработали этим летом для запуска основного проекта - «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Он стартовал 6 сентября в присутствии министра транспорта Максима Соколова. Для нас темпы реализации этого проекта имеют также важное значение, поскольку он очень органично вписывается в будущее развития компаний, нацеленных на шельфовые проекты.

            Деловая неделя так и называется, потому что она носит действительно деловой характер, а также подводит итоги уходящего рабочего года, заодно мы намечаем планы. На Мурманской деловой неделе будет подписано соглашение с целым рядом наших партнеров, мы оставляем эту прерогативу за собой.

            Что касается арктической темы, Мурманская область выступила с инициативой подписания соглашений между девятью субъектами, которые вошли в Арктическую зону. Мы определили принцип взаимодействия, нам необходимо определить приоритеты для каждого из субъектов — так сказать, сильные, слабые стороны — и двигаться вперед в реализации Арктической стратегии, которая была подписана в декабре прошлого года президентом Российской Федерации.

            - Лидер отечественной нефтяной индустрии компания «Роснефть» намерена построить судоверфь в поселке Росляково. Насколько значим этот проект для Мурманской области и что регион делает для его реализации?

            - Трудно переоценить этот проект по значимости. Это действительно новый вектор в развитии области, он связан с так называемым арктическим направлением, арктическим вектором нашего развития. Мурманская область по всем параметрам наиболее подходящий регион для создания базы «Роснефти» по освоению арктического шельфа. Это не только судоремонтный завод на базе 82-го завода в поселке Росляково, но и другие объекты: логистические центры, ремонтные базы, вертодром, завод по производству подводной арматуры, бетона — это все обсуждалось во время последней встречи с Игорем Сечиным, он приезжал к нам в область в августе с большим коллективом специалистов, вице-президентов. Мы обсуждали детально перспективы развертывания «Роснефти» у нас в Кольском заливе, на западном берегу, в частности.

            С этим связано еще и то, что мы очень настойчиво добивались начала реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», для того чтобы западный берег Кольского залива, где есть большие площади для размещения производственных активов, могли бы быть квалифицировано вовлечены. За четыре года будет построена железная дорога. Мы синхронизировали этот план с планом ФСК по строительству подстанции на 330 МВт для обеспечения электроэнергией всех проектов, которые будут реализованы в акватории Кольского залива.

            Я думаю, что это начало большого пути. Мы, конечно, будем оказывать содействие компании «Роснефть» и всем другим инвесторам, которые захотят реализовать проекты в Мурманской области.

            - Марина Васильевна, если говорить о «санкционной войне», то одним из существенных ударов для России стала рыба. Готова ли Мурманская область заменить норвежскую рыбу в течение нескольких лет?

            - Рыбы в стране много, например, Дальний Восток изобилует лососевыми. Другое дело — логистика. Страна огромная и перенаправить логистические потоки в одночасье, за один день невозможно. Конечно, замещение норвежского лосося будет найдено. Что касается Мурманской области, мы четыре года назад дали старт проектам по аквакультуре, они показали свою эффективность и результативность. Сегодня в регионе производится более 30 тыс. тонн товарного лосося, это очень хорошие темпы!

            Мы посчитали, что до 2025 года на территории Мурманской области будет производиться более 100 тыс. тонн товарного лосося. Для этого у нас есть все возможности, норвежский опыт был успешно адаптирован, компании добросовестно работают, для маленьких населенных пунктов они являются, так сказать, градообразующими предприятиями.

            Природа дала нам колоссальные возможности для развития аквакультуры — это наше конкурентное преимущество, и мы, конечно, впредь намерены его развивать, предоставляя, в том числе, государственную поддержку предприятиям, которые реализуют проекты по аквакультуре.

            - В сентябре у вас состоялась встреча с гендиректором ООО «Виндлайф Кола Ветро ЛЛ1» Паулем Логчисом. Не планируют ли голландские партнеры отказаться от идеи ветропарка в Териберке?

            - Это будет зависеть от инвестора, его настойчивости, от способности и состоятельности участвовать в конкурсе по федеральной программе. Мы от своих намерений не отказываемся, поскольку речь идет о возобновляемых источниках энергии, они сегодня как для страны, так и для области в приоритете. Мы подтвердили свою готовность к реализации этого проекта и двигаемся по намеченному плану. Есть перечень необходимых мероприятий, которые наш потенциальный партнер должен исполнить. Надеемся, что они сделают это в срок и в следующем году выйдут на конкурс.

            - В регионе реализуется большой проект по реконструкции большого горнолыжного курорта в Хибинах. Когда планируется сдача объекта и насколько он может увеличить турпоток в регион?

            - Отмечу, что этот проект — предмет нашей гордости. На основе государственно-частного партнерства совместно с ОАО «Апатит» мы реализуем проект по строительству гондольно-кресельной канатной дороги в Хибинах на горе Айкуайвенчорр, которая соединит южный и северный склоны горы, что расширит возможности для катания. Это принципиально новый проект, отвечающий всем международным требованиям, с обеспечивающей базой, прокатом и зоной отдыха.

            Я обрадую всех — комплекс будет введен в эксплуатацию перед Новым годом. Уже можно покупать путевки и планировать празднование Нового года в Хибинах!

            Должна сказать, что у нас реконструирован аэропорт «Хибины», который осуществляет перевозки в Санкт-Петербург, Москву, планируется организовать рейсы из Скандинавии, аэропорт к этому готов и мы ожидаем существенное увеличение туристического потока.

            Наши туристы, посещая скандинавские курорты, привыкли к высокому качеству услуг, и теперь качество туристических услуг в Хибинах, Кировске нисколько не будет отличаться от зарубежья. Кроме всего прочего, Хибины дают удивительные возможности для катания и с ними не могут сравниваться никакие горы Финляндии или Норвегии.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще