Эксклюзив 23 сентября 2014 г. 15:29

Глава Карелии А.Худилайнен: "Газификация республики позволит сэкономить миллионы бюджетных средств"

Глава Карелии А.Худилайнен: "Газификация республики позволит сэкономить миллионы бюджетных средств"

 Руководство Карелии намерено активно наращивать объемы глубокой переработки древесины, изменить подход к лесозаготовкам, интенсифицировать работу в лесном хозяйстве, а также создать условия для добычи неиспользуемых запасов полезных ископаемых. О планах по развитию деревообрабатывающих производств, газификации республики, привлечению инвесторов и повышению транспортной доступности региона в интервью "Интерфаксу" рассказал глава республики Александр Худилайнен.

- Александр Петрович, вы подчеркивали, что одним из приоритетов на ближайшие годы должна стать газификация региона. Каков уровень газификации республики сегодня? Какой объем инвестиций рассчитываете привлечь и на какие показатели выйти в ближайшие годы?

- Сегодня Карелия не может выделить свое положение высоким уровнем газификации, которая составляет лишь 4,8%. С начала 2012 года мы начали активно сотрудничать с ОАО "Газпром", выполнили ряд условий, которые ставила компания, прежде чем зайти в регион.

Весной 2013 года было заключено соглашение, в рамках которого газовый холдинг инвестирует в регион 8,8 млрд рублей. К началу 2016 года будет построено кольцо газопровода вокруг Ладожского озера, проложены магистральные и разводящие сети - всего 545 км. Будет построено 69 современнейших котельных, газифицировано 17 тыс. жилых домов и квартир.

В прошлом году мы провели комплексную модернизацию системы энергообеспечения города Сортавала. До этого 147 зданий и сооружений были подключены к 4 устаревшим и морально и физически котельным. Мы поменяли 40 км теплотрасс, поставили одну современную, полностью автоматизированную котельную, КПД которой достигает 96%. В результате получили экономию по мазуту в месяц 700-800 тонн. А мазут сегодня стоит 13-15 тыс. рублей за тонну. Вот вам и цена вопроса. А это все бюджетные деньги.

Рядом с Онежским озером имеются полезные ископаемые, но без энергообеспечения этих территорий извлечь их невозможно. Голубое топливо нужно промышленности Сегежского района, поэтому с приходом газа значительно повышается инвестпотенциал территории, снижается себестоимость продукции, улучшается качество жизни населения, экологическая обстановка.

В декабре газ придет в Олонецкий район, который находится на юге республики. Топливо придет сюда из Лодейнопольского района Ленинградской области, будет газифицировано 17 котельных. В следующем году запланирована газификация Питкярантского района и начало работ в Лахденпохском районе и Сортавале.

Уверен, что в течение 5-10 лет мы достигнем уровня газификации республики около 10%. Это одна из главнейших и стратегических задач.

- В этом году на карельском участке федеральной дороги "Кола" были проведены масштабные ремонтные работы. Довольны ли качеством обновленной трассы?

- Неделю назад у нас была большая делегация из Белоруссии. Приехав в Карелию, первое, что они сказали – это то, что потрясены качеством дорог. Но они видели только трассу "Кола", по которой проехали от Петербурга до Петрозаводска. А у нас, к сожалению, только небольшая часть дорог в таком хорошем состоянии. Вместе с тем, сегодня благодаря участию президента, его поручениям по развитию дорожной инфраструктуры, сотрудничеству с министерством транспорта, ситуация постепенно выправляется.

 Трасса Кола – а это 1592 км, включая 285 км по Ленинградской области, 751 км по Республике Карелия и 556 км по Мурманской области - за последние годы приведена в достаточно приличное состояние.

Кроме того, сегодня строятся и реконструируются участки федеральной трассы А-121 «Сортавала» от Санкт-Петербурга через Сортавалу на Петрозаводск. Общая протяженность автодороги составляет 427 км, в том числе 305 км проходит по территории республики и 122 км - по территории Ленинградской области.

В настоящее время также начаты работы по приведению в нормативное состояние еще одной федеральной дороги, которая даст толчок развитию восточных районов Карелии. Это автодорога А-119 «Вологда - Медвежьегорск» протяженностью 612 км, в том числе 242 км проходит по Республике Карелия и 370 км - по территории Вологодской области. Трасса начинается от автодороги Р-21 «Кола» в районе города Медвежьегорска и проходит вдоль восточного берега Онежского озера на Вологду. Она на 350 км будет короче, чем действующая сегодня дорога из Мурманска через Петербург. Поэтому маршрут будет востребован, по нему пойдут грузы из мурманского порта, портов Карелии. Появление новых трасс – это импульс для развития придорожной инфраструктуры и дополнительная занятость населения.

Помимо дорог мы сегодня занимаемся развитием авиа- и железнодорожного сообщения. И здесь тоже есть большие подвижки. Осуществляются регулярные авиарейсы между Карелией и Москвой, началась глубокая реконструкция аэропорта Петрозаводска со строительством новых пилонов, рулежных дорожек.

Удалось добиться с ОАО "РЖД" запуска скоростного поезда между Петербургом и Петрозаводском. "Ласточки" с мягкими комфортными местами востребованы чрезвычайно.

 Все это серьезно повысило транспортную доступность республики для туристов, инвесторов.

- В каком состоянии сегодня находится деревообрабатывающая отрасль? Планируется ли открывать в Карелии новые деревообрабатывающие предприятия, наращивать объем производства?

- У нас были проблемными конец 2012 – начало 2013 годов, когда ряд предприятий находились в стадии банкротства, но мы смогли это выправить. Предприятия в Кондопоге, Питкяранте, Сегеже сегодня устойчиво работают. Не сдали позиций лесозаготавливающие предприятия, они даже демонстрируют рост 111%. Мы нацелены на хорошие перспективы!

Лес был и остается одним из богатств Карелии, но мы неправильно работаем в этой сфере. Та же Финляндия с единицы площади леса снимает в 5 раз больше древесины. В Прибалтике этот показатель выше, чем в нашей республике в 3,6 раза. Поэтому нам нужно заниматься интенсификацией работы в лесу, и мы готовы стать «пилотным» регионом, решать этот вопрос вместе с правительством России.

Республика, заготавливая сегодня 6 млн кубометров, может увеличить этот показатель до 9-11 млн. кубометров. А каждый миллион кубометров – это тысяча рабочих мест, как минимум, сотни миллионов налоговых отчислений.

- Есть планы по развитию глубокой переработки древесины?

 - Разумеется! У нас экспортируется в Финляндию порядка 1,3–1,4 млн кубометров балансов лиственных пород и дровяной древесины. Это обусловлено отсутствием на территории республики потребителей данной продукции. Мы сегодня ищем инвесторов для строительства предприятий по глубокой переработке древесины, в том числе и низкосортной.

Перед республикой стоит задача полной комплексной переработки всей древесины, заготавливаемой на территории Карелии, и выпуска конкурентоспособной продукции, закупаемой сегодня за рубежом.

Сегодня уже есть хорошие инвестиционные проекты, которые находятся либо на стадии проработки, либо на стадии реализации. Тот же завод в Костомукше. Сейчас там запустили опытное производство по изготовлению сборных домов из клееных деревянных конструкций. Производство уникальное, объем инвестиций - более 1 млрд рублей. Будет трудоустроено более 400 человек. Данный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Интерес к этому проекту вызывает тот факт, что он предполагает также развитие лесопиления и возобновление заготовки древесины на базе бывшего Пяозерского леспромхоза.

И таких инвестпроектов мы стараемся привлечь в Карелию как можно больше. К слову, летом 2013 года запущен завод по производству OSB-плиты – хороший экологически чистый материал, прочный. Этот проект также приказом Минпромторга России включен в перечень приоритетных проектов. Объем производства – 300 тыс. кубометров продукции в год. Объем инвестиций только первой очереди составил 8 млрд рублей. Раньше эти плиты мы покупали в Канаде и Германии, теперь работаем над проектированием и строительством второй очереди. Общий объем производства составит порядка 600 тыс. кубометров.

Продолжается работа с заявителями, реализующими и планирующими к реализации проекты, которые могут быть признаны приоритетными в области освоения лесов (ЗАО «Карлис Пром», ООО «Соломенский лесозавод»). Данные проекты одобрены правительством республики и в настоящее время проходят процедуру согласования в федеральном центре. Общий объем инвестиций по двум проектам превышает 1 млрд рублей.

Появились стратегические инвесторы, готовые реализовать проекты по модернизации промышленного производства на ОАО «Кондопога» и ОАО «ЦЗ «Питкяранта».

Это те шаги, которые позволят заниматься глубокой переработкой древесины, создать дополнительные рабочие места, увеличить налоговую отдачу.

- Обращались ли представители "РусАла" в администрацию Карелии с проектом перепрофилирования Надвоицкого алюминиевого завода? Каково его будущее?

- За судьбу этого завода мы бьемся с середины 2012 года, когда впервые прозвучал тревожный звонок, что на совете директоров "РусАла" обсуждалось закрытие нерентабельных производств. Мы свой завод смогли отстоять, предложив схему его сохранения с получением продукции, себестоимость которой гораздо ниже рыночной цены. Наше предложение принято. В конце апреля 2014 года президент России Владимир Путин провел отдельное совещание по судьбе этого завода. На сегодня у нас не осталось сомнений в том, что производство будет работать, и перспективы у него есть.

Надеемся, что завод выйдет на свою полную мощность – порядка 35 тыс. тонн алюминия. Кроме того, ведем активные переговоры по переработке первичного алюминия в радиаторы и фольгу. Заявку "РусАл" в ВЭБ подал, до конца года банк должен принять решение. Думаю, что и этот инвестпроект будет реализован, и мы получим не только производство алюминия, но и продукцию из него, которая востребована на зарубежных рынках.

- Александр Петрович, Карелия была представлена на экономическом форуме в Сочи. Каковы результаты, подписаны ли новые соглашения?

- Подобные площадки позволяют повысить интерес к региону, его идеям, и мы стараемся активно себя продвигать: рассказываем о республике, ее потенциале. В 2013 году мы активно презентовали Карелию не только в России, но и в Финляндии. Это позволило серьезно повысить узнаваемость республики, осведомленность о субъекте федерации среди крупных инвесторов.

На форуме в Сочи мы подписали четыре соглашения. Одно из них касается реализации инвестпроекта в Кемском порту. На территории Белого моря есть два переставших функционировать порта: это Беломорск и Кемь. По сути это незамерзающие порты с хорошими глубинами и выходом на СМП и арктическую зону, что интересно не только государству, но и бизнесменам. Нашелся инвестор, который сегодня готов активно заниматься развитием порта, и с ним мы подписали соглашение.

Подписали соглашение и с Вологодской областью по развитию инфраструктурных проектов. Мы давно и успешно взаимодействуем с нашим соседом в этой сфере, и теперь удалось добиться решения вопроса строительства федеральной дороги Медвежьегорск – Пудож – Вологда, что придаст импульс развитию целого блока территорий Карелии и Вологодской области.

Подписали соглашение и с Краснодарским краем, где имеется огромный опыт реализации крупных финансово емких проектов, опыт выращивания своей рыбы, развития рыбоводческих хозяйств. Заключили соглашение с Минпромторгом по загрузке наших мощностей.

Надеемся, все это уже в скором времени даст положительный эффект.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще